Основные принципы разработки и внедрения ИС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 12:28, курсовая работа

Краткое описание

Для принятия эффективных управленческих решений в условиях динамичного развития рыночной экономики предприятию требуется целесообразная система информационного обеспечения, объективно отражающая сложившуюся экономическую ситуацию. Выбранная тема является наиболее актуальной на сегодняшний день, так как хорошее информационное обеспечение это не только залог успеха и конкурентоспособности фирмы, но и порой выступает как средство выживания в условиях жесткой конкуренции.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы разработки информационных систем 5
1.1. Понятие разработки (создания) ИС, модель создания ИС 5
1.2. Структура среды информационной системы и ее базовые компоненты 8
1.3.Жизненный цикл информационной системы. Основные этапы и их характеристика 10
1.4.Бизнес-модели предприятия. Принципы разработки ИС 13
1.5. Оценка эффективности разработки ИС 16
Глава 2. Теоретические основы внедрения информационных систем 20
2.1. Основы внедрение информационных систем 20
2.2. Оценка эффективности внедрения ИС 31
Заключение 36
Список используемой литературы: 37

Вложенные файлы: 1 файл

KursovayaAbramovich.doc

— 169.50 Кб (Скачать файл)

2. Проектирование (техническое и  логическое проектирование). В соответствии  с требованиями формируются состав  автоматизируемых функций (функциональная  архитектура) и состав обеспечивающих  подсистем (системная архитектура), проводится оформление технического проекта ИС;

3. Реализация (рабочее и физическое  проектирование, кодирование). Разработка  и настройка программ, формирование  и наполнение баз данных, формулировка  рабочих инструкций для персонала, оформление рабочего проекта;

4. Внедрение (опытная эксплуатация). Комплексная отладка подсистем  ИС, обучение персонала, поэтапное  внедрение ИС в эксплуатацию  по подразделениям организации, оформление акта о приемо-сдаточных  испытаниях ИС;

5. Эксплуатация ИС (сопровождение, модернизация). Сбор рекламаций и статистики о функционировании ИС, исправление недоработок и ошибок, оформление требований к модернизации ИС и ее выполнение (повторение стадий 2-5).

Ниже рассматривается основное содержание стадий и этапов жизненного цикла ИС.

Системный анализ. Основными целями этапа являются:

* формулировка потребностей в  новой ИС (определение всех недостатков  существующей ИС);

* выбор направления и определение  экономической обоснованности проектирования  ИС.

Системный анализ ИС начинается с описания и анализа функционирования рассматриваемого объекта в соответствии с требованиями (целями), которые предъявляются к нему. В результате этого этапа выявляются недостатки существующей ИС, на основе которых формулируется потребность в совершенствовании системы управления этим объектом, и ставится задача определения экономически обоснованной необходимости автоматизации определенных функций управления (создается технико-экономическое обоснование проекта ИС). После определения этой потребности возникает проблема выбора направлений совершенствования объекта на основе выбора программно-технических средств. Результаты оформляются в виде технического задания на проект, в котором отражаются технические условия и требования к ИС, а также ограничения на ресурсы проектирования. Требования к ИС определяются в терминах функций, реализуемых системой.

Этап проектирования предполагает:

* проектирование функциональной  архитектуры ИС, которая отражает  структуру выполняемых функций;

* проектирование системной архитектуры ИС (состав обеспечивающих подсистем);

* реализацию проекта.

Формирование функциональной архитектуры, которая представляет собой совокупность функциональных подсистем и связей между ними, является наиболее ответственным и важным этапом с точки зрения качества всей последующей разработки ИС.

Построение системной архитектуры на основе функциональной предполагает определение элементов и модулей информационного, технического, программного обеспечения и других обеспечивающих подсистем, связей по информации и управлению между выделенными элементами и разработку технологии обработки информации.

Реализация включает разработку программ и инструкций для пользователей, создание информационного обеспечения, включая наполнение баз данных. Внедрение разработанного проекта разделяется на опытное и промышленное.

Этап опытного внедрения подразумевает проверку работоспособности элементов и модулей проекта, устранение ошибок на уровне элементов и связей между ними. Этап сдачи в промышленную эксплуатацию заключается в организации проверки проекта на уровне функций, контроля соответствия его требованиям, сформулированным на стадии системного анализа.

Важной особенностью жизненного цикла ИС является его повторяемость (цикличность) "системный анализ - разработка - сопровождение - системный анализ". Это соответствует представлению об ИС как о развивающейся, динамической системе. При первом выполнении стадии "Разработка" создается проект ИС, а при последующих реализациях данной стадии осуществляется модификация проекта для поддержания его в актуальном состоянии.

С точки зрения реализации перечисленных аспектов в технологиях проектирования ИС модели жизненного цикла, определяющие порядок выполнения стадий и этапов, претерпевали существенные изменения. Среди известных моделей жизненного цикла можно выделить следующие:

- каскадная модель (до 70-х годов) - последовательный переход на  следующий этап после завершения  предыдущего;

- итерационная модель (70-80-е годы) - с итерационными возвратами  на предыдущие этапы после  выполнения очередного этапа;

- спиральная модель (80-90-е годы) - прототипная модель, предполагающая  постепенное расширение прототипа  ИС.

 

    1. Бизнес-модели предприятия. Принципы разработки ИС

 

Определение "компания" является сложной онтологической (понятийной) структурой, состоящей из определенной совокупности сущностей и взаимосвязей. Взаимодействия между ее элементами, определяемые бизнес-логикой и закрепленные в наборе бизнес-правил, и являются деятельностью компании. Информационная система "отражает" логику и правила, организуя и преобразуя информационные потоки, автоматизирует процессы работы с данными и информацией и визуализирует результаты в виде наборов отчетных форм. Поэтому для начала следует создать бизнес-модель предприятия, являющуюся отображением предприятия и его информационно-управляющей системы. При создании модели формируется "язык общения" руководителей предприятия, консультантов, разработчиков и будущих пользователей, позволяющий выработать единое представление о том, ЧТО и КАК должна делать система управления предприятием (корпоративная система управления).

Такая бизнес-модель - осязаемый результат, с помощью которого можно максимально конкретизировать цели внедрения ИС и определиться со следующими параметрами проекта:

· основные цели бизнеса, которые можно достичь посредством автоматизации процессов;

· перечень участков и последовательность внедрения модулей ИС;

· фактическая потребность в объемах закупаемого программного и аппаратного обеспечения;

· реальные оценки сроков развертывания и запуска ИСУ;

· ключевые пользователи ИС и уточненный список членов команды внедрения;

· степень соответствия выбранного вами прикладного программного обеспечения специфике бизнеса вашей компании.

В основе модели всегда лежат бизнес-цели предприятия, полностью определяющие состав всех базовых компонентов модели:

· бизнес-функции, описывающие, ЧТО делает бизнес;

· основные, вспомогательные и управленческие процессы, описывающие, КАК предприятие выполняет свои бизнес-функции;

· организационно-функциональную структуру, определяющую, ГДЕ исполняются бизнес-функции и бизнес-процессы;

· фазы, определяющие, КОГДА (и в какой последовательности) должны быть внедрены те или иные бизнес-функции;

· роли, определяющие, КТО исполняет бизнес-функции и КТО является "хозяином" бизнес-процессов;

· правила, определяющие связь и взаимодействие между всеми ЧТО, КАК, ГДЕ, КОГДА и КТО.

Реинжиниринг представляет собой совокупность средств, мер и методов для кардинального улучшения основных показателей деятельности предприятия. С этой целью осуществляется анализ и последующее изменение существующих бизнес-процессов. Реинжиниринговый проект включает в себя ряд взаимосвязанных этапов: от разработки образа будущего бизнеса предприятия и схематичной проработки его будущей конкурентной стратегии до реализации разработанной конкурентной стратегии и внедрение на предприятии новых бизнес-процессов.

Основные этапы реинжиниринга:

I. Формируется желаемый образ  организации. Формирование будущего  образа происходит в рамках  разработки стратегии организации, ее основных ориентиров и способов их достижения.

II. Создается модель реального  или существующего бизнеса организации. Здесь воссоздается (реконструируется) система действий, работ, при помощи  которых организация реализует  свои цели. Производится детальное  описание и документация основных операций организаций, оценивается их эффективность.

III. Разрабатывается модель нового  бизнеса. Происходит пере проектирование  текущего бизнеса - прямой реинжиниринг. Для создания модели обновленного  бизнеса осуществляются следующие  действия:

1) Перепроектируются выбранные  хозяйственные процессы. Создаются  более эффективные рабочие процедуры (задания, из которых состоят бизнес-процессы). Определяются технологии (в том  числе информационные) и способы  их применения;

2) Формируются новые функции персонала. Перерабатываются должностные инструкции, определяется оптимальная система мотивации, организуются рабочие команды, разрабатываются программы подготовки и переподготовки специалистов;

Создаются информационные системы, необходимые для осуществления реинжиниринга: определяется оборудование и программное обеспечение, формируется специализированная информационная система бизнеса. Необходимый для реинжиниринга уровень информационного обеспечения предполагает, что информация должна быть доступна каждому участнику проекта ре инжиниринга в любой точке деловой единицы, возможно, одновременно в разных местах она однозначно интерпретируется;

4) Производится тестирование новой  модели - ее предварительное применение  в ограниченном масштабе.

IV. Внедрение модели нового бизнеса в хозяйственную реальность организации. Все элементы новой модели бизнеса воплощаются на практике. Здесь важна умелая состыковка и пере ход от старых процессов к новым, так, чтобы исполнители процессов не ощущали дисгармонии рабочей обстановки и не переживали состояние рабочего стресса. Эластичность пере хода во многом определяется степенью тщательности подготовительных работ.

 

1.5. Оценка эффективности разработки ИС

 

Существующие методы оценки эффективности обычно делятся на четыре группы: методы инвестиционного и финансового анализа, качественные и вероятностные.

Инвестиционный анализ - это общепринятый инструмент обоснования любого бизнес-проекта. Для оценки рентабельности ИТ-проекта чаще всего применяются так называемые динамические методы, основанные преимущественно на дисконтировании образующихся в ходе реализации проекта денежных потоков. Таким образом, методы инвестиционного анализа позволяют оценить экономические параметры внедрения и применения ИС по аналогии с оценкой любого другого инвестиционного проекта.

В методах финансового анализа используются традиционные подходы к финансовому расчету экономической эффективности применительно к специфике ИТ и с учетом необходимости оценивать риск. Достоинство финансовых методов - в их основополагающих принципах, заимствованных из классической теории определения экономической эффективности инвестиций. Данные методы используют общепринятые в финансовой сфере критерии (чистая текущая стоимость, внутренняя норма прибыли и др.) и оперируют понятиями притока и оттока денежных средств, требующими конкретики и точности.

Качественные методы оценки, называемые также эвристическими, дополняют количественные расчеты, что может помочь оценить все явные и неявные факторы эффективности ИС и увязать их с общей стратегией компании. Эта группа методов позволяет специалистам самостоятельно выбирать наиболее важные для них характеристики систем в зависимости от специфики продукции и деятельности предприятия, устанавливать между ними соотношения, например с помощью коэффициентов значимости.

В вероятностных методах используются статистические и математические модели, позволяющие оценить вероятность возникновения риска. Данные методы нужны для оценки будущего эффекта от применения информационной системы, но пока еще не так широко распространены в практике, как количественные и качественные. Рассмотрим все эти методы более подробно.

Инвестиционный анализ

PP (Payback Period) - метод расчета срока окупаемости инвестиций. Алгоритм зависит от равномерности распределения прогнозируемых доходов от инвестиций и представляет собой анализ возврата средств исходя из принятых в компании максимальных сроков окупаемости вложений.

IRR (Internal Rate of Return) - метод определения  внутренней доходности. Предназначен  для установления нормы рентабельности (прибыльности) - одного из основных показателей эффективности инвестиций, рассчитываемых как ставка дисконтирования, при которой чистая приведенная стоимость денежного потока от инвестиций равна нулю. Если рассчитанная ставка больше процента по кредиту или нормативного уровня, то результат инвестиций считается выгодным. Этот показатель в первую очередь характеризует не столько прибыльность, сколько устойчивость к повышению процентных ставок.

PI (Profitability Index) - индекс доходности инвестиций рассчитывается как отношение приведенной стоимости будущих денежных потоков от реализации инвестиционного проекта и первоначальных инвестиций.

ARR (Аverage Rate of Return) - показатель средней  доходности инвестиций представляет  собой отношение среднего за определенный период инвестирования притока денежных средств (например, средней чистой прибыли) к величине инвестированного капитала.

Качественный анализ

TVO (Total Value of Opportunities) - метод расчета совокупной ценности возможностей. Разработан в 2002-2003 годах компанией Gartner Group в развитие метода ТСО для большей полноты отражения экономических результатов использования ИС. Достоинство этой методики - высокая гибкость, позволяющая приспособить ее к различным уровням управления компанией и показателям относительной значимости финансовых и нефинансовых факторов. В модели TVO оценка ИТ ведется по пяти направлениям: соответствию стратегии бизнеса, воздействию на бизнес-процессы, непосредственной окупаемости, архитектуре и степени риска.

Информация о работе Основные принципы разработки и внедрения ИС