Понятие информационного пространства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 17:04, реферат

Краткое описание

Проблема средств электронной коммуникации оказалась в центре внимания как зарубежных, так и отечественных исследователей в результате тех глобальных изменений, который претерпевает окружающий мир на протяжении последних десятилетий. Большой объем психологических исследований, посвященных влиянию Интернета на мировоззрение подрастающего поколения или роли средств массовой информации в процессе социализации индивида, не позволяет в полной мере раскрыть динамику изменения информационного пространства и выявить социально-философские аспекты этого изменения, а также проследить роль средств электронной коммуникации в данном процессе.

Содержание

Введение.
Понятие информационного пространства.
Свойства информационного пространства и структура.
Субъекты деятельности в информационном пространстве.Роль и функции информационного пространства в современном мире.
Информационное пространство интернета.
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по социологии.docx

— 54.94 Кб (Скачать файл)

Иногда для обозначения СМИ и МК используется термин "масс-медиа" (англ. – mass-media), где mass означает большое количество (масса) кого-либо и чего-либо, media – средство информации. Учение о масс-медиа называют медиологией.

Одно из свойств СМИ И МК, которое используется в информационных войнах, это то, что в целом масс-медиа строят свою картину ("виртуальную модель") действительности, масштабы и суть которой не совпадают с реальными измерениями. Тем самым СМИ и МК принадлежит особая роль в нарастающем процессе применения методов информационно-психологического воздействия. На рубеже XXI столетия СМИ и МК из передаточного звена в сложном механизме политики превращаются в ее творца. В сочетании со средствами вторжения в психику человека, манипулирования его сознанием СМИ и МК могут стать массовым каналом воздействия на население страны, управляя течением событий в жизни общества.

В своей деятельности СМИ и МК используют такие принципы отбора материалов, которые плохо совместимы с глубокими аналитическими сообщениями и часто препятствуют созданию информационной картины мира, более или менее адекватной реальности. В общем виде эти принципы формулируются следующим образом.

1. Приоритетность (действительная  и мнимая) и привлекательность  темы для граждан. В соответствии  с этим принципом наиболее  часто сообщения СМИ и МК касаются таких, например, проблем, как угроза миру и безопасности граждан, терроризм, экологические и иные катастрофы и т.п.

2. Неординарность фактов. Это означает, что информация  о других экстремальных событиях  – голоде, войнах, преступлениях  и т.д. – доминирует над освещением  явлений будничной, повседневной  жизни. Этим объясняется, в частности, склонность СМИ и МК к информации  негативного характера и сенсациям.

3. Новизна фактов. Привлечь  внимание населения в большей  степени способны сообщения, еще  не получившие широкой известности. Это могут быть новейшие данные  о результатах развития экономики  или численности безработных, о  полете к другим планетам, о  новых политических партиях и их лидерах и т.д.

4. Успех. Согласно этому  принципу, в передачи и статьи  попадают сообщения об успехах  политических лидеров, партий или  целых государств. Особое внимание  уделяется победителям на выборах  или в рейтинговых опросах. Культ  звезд в политике, искусстве, спорте  – типичное явление для СМИ и МК в рыночном обществе.

5. Высокий общественный  статус. Чем выше статус источника  информации, тем значительнее считается  интервью или передача, поскольку  предполагается, что их популярность  при прочих равных условиях  прямо пропорциональна общественному  положению людей, сообщающих сведения. В силу действия этого правила  наиболее легкий доступ к СМИ  и МК имеют лица, занимающие  высшие места в политической, военной, церковной или других  иерархиях: президенты, военноначальники, министры и т.д. Им посвящаются  первые страницы газет и главные  радио- и телепередачи.

В информационном обществе со все более возрастающей зависимостью людей от информации, СМИ и МК как субъект деятельности приобретают все более манипулятивный характер. В основе этого процесса лежат следующие причины (группы причин):

-Причины, вызванные пристрастностью и субъективизмом людей, работающих в сфере массовой коммуникации, т.е. те искажения, которые вызываются их индивидуально-психологическими, личностными особенностями, политическими пристрастиями и симпатиями и т.п.

-Причины, вызванные политическими, социально-экономическими и организационными условиями, в которых осуществляют свою деятельность средства массовой коммуникации. Основная из них – зависимость СМИ и МК от конкретных социальных субъектов. Она может проявляться в двух основных формах – экономической и административной. Экономическая форма зависимости проявляется в том, что СМИ и МК в рыночных условиях работают на определенных клиентов, например, рекламодателей и других заказчиков из числа представителей крупного капитала. Административная форма зависимости проявляется в том, что СМИ и МК подчиняются своим хозяевам и учредителям.

-Причины, обусловленные самим процессом функционирования средств массовой информации. Для того, чтобы привлечь внимание и завоевать массовую аудиторию СМИ и МК при подаче материалов и подготовке сообщений, различных программ руководствуются определенными общими правилами или принципами.

Информационное пространство благодаря своей трансграничности и виртуальному характеру выступает в современном мире как одна из основных сфер интеграции человеческого сообщества в планетарных масштабах.

Основные функции, которые выполняет информационное пространство:

-Интегрирующая. В рамках данной функции информационное пространство объединяет в единую пространственно-коммуникативную и социокультурную среду различные виды человеческой деятельности и занимающихся ими субъектов, в том числе как отдельных людей, так и целые государства, народы и международные коалиции и транснациональные корпорации.

-Коммуникативная. Информационное пространство создает особую среду трансграничной, интерактивной и мобильной коммуникации различных субъектов деятельности, в рамках которой они осуществляют информационный обмен.

-Актуализирующая. Именно в информационном пространстве осуществляется актуализация интересов различных субъектов деятельности посредством реализации ими информационной политики.

-Геополитическая. Информационное пространство формирует собственные ресурсы и изменяет значимость традиционных ресурсов, создавая новую среду геополитических отношений и конкуренции.

-Социальная. Информационное пространство трансформирует состав общества и изменяет характер и содержание социально-политических (общественных) отношений во всех сферах – политике, культуре, науке, религии и других.

4.В современном мире высоких технологий, когда практически любая сфера человеческой жизни компьютеризирована, тяжело не придавать значения такой важной вещи как интернет. С помощью интернета на сегодняшний день можно выполнять любые действия, от дружеского общения в социальной сети до закупки товара, поэтому стоит рассматривать интернет как хороший способ рекламировать, распространять информацию об определённом продукте, услуге. Исходя из чего, становится очевидным тот факт, что создание специально заточенного инструмента для размещения рекламных объявлений является актуальным относительно любого региона.

Невозможно представить себе жизнь современного человека без присутствия интернета. Помимо того, что он представляет собой глобальный информационный ресурс, виртуальное пространство дает возможность миллионам пользователям во всем мире общаться друг с другом, находить товарищей по интересам, заводить романтические знакомства. Еще не так давно трудно было себе представить, что мужчина и женщина могли встретиться, полюбить и завести семью, познакомившись через специализированные ресурсы. Современный человек страдает от отсутствия свободного времени, что негативным образом сказывается на его личной жизни. К тому же, многим людям тяжело проявить инициативу, первым подойти познакомится на вечеринке, в ночном клубе или в библиотеке. Общение на сайте дает возможность сотням тысяч пользователей найти свою вторую половинку, обрести счастье в жизни.

Вывод.

Таким образом, мы выяснили, что сейчас становится  заметным  расширение энерго-информационных связей не только в пространстве Земли, но и её внешних связей, т.е. в космическом пространстве.  По  этому поводу некоторые крутят пальцем у виска, но ведь это явление таким способом не остановишь. Некоторые знания и технологии возможно получить в неискажённом виде только при определённом уровне сознания человечества, которое подразумевает  и соблюдение этических требований. В Новосибирске есть центр энергоструктурирующих технологий, где исследуют природные процессы восстановления и сохранения здоровья, и энергоинформационные взаимодействия в природе. В книгах этого центра сказано, что их методы и средства оздоровления ЭПАМы никого не убивают, а восстанавливают естественную защиту организма, организм затем уже сам  решает, что для него полезно, а с чем нужно бороться и что удалять. Может быть, это утопия, но мне кажется, должна появиться та критическая масса людей с каким-то другим сознанием, которая  постепенно создаст атмосферу для совсем иных норм жизни, чем те, о которых сказано выше. Взрослому человеку в чём-то легче, если он не совсем устал, озлобился, если хоть немного имеет надежды: когда он получает знание, он переосмысливает в соответствии с ним всю свою жизнь, весь свой житейский опыт, часто открывая и объясняя для себя  многие события этого опыта. У молодого человека такого опыта ещё мало. Но знания, вовремя полученные, могут  не только расширить кругозор, но и сильно облегчить этот опыт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Попов В.Д. Информациология и информационная политика. М.: Изд-во РАГС, 2001.
  2. Почепцов Г.Г. Информационные войны. М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 2000.
  3. Грачев Г.В. Информационно-психологические операции во внутриполитической борьбе в России в современных условиях // Информационно-психологическая безопасность избирательных кампаний. М., 1999.
  4. Грачев Г.В., Мельник И.К. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. М.: ИФ РАН, 1999.
  5. Модестов С.А. Информационное противоборство как фактор геополитической конкуренции. М.: Издательский центр учебных и научных программ, 1998.
  6. Дацюк С. Виртуальный анализ масс-медиа // Русский Журнал.1998.

Информация о работе Понятие информационного пространства