Предмет и метод экономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 15:38, контрольная работа

Краткое описание

1. Намеренное упрощение экономической реальности в ходе экономического анализа представляет собой реализацию ____________ как метода экономической теории.
абстрагирования
моделирования
нормативного подхода
позитивного подхода

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 1.doc

— 1.71 Мб (Скачать файл)

30

2

3

330

Решение:

Рыночное равновесие предполагает равенство значений функций рыночного спроса и предложения при некоторой равновесной цене:



 ден. ед. 
Подставим значение равновесной цены в функцию спроса или предложения и получим равновесный объем продаж:  тыс. шт.

8. На графике представлены варианты рыночного равновесия при пересечении разных кривых спроса и предложения на розничном рынке сыра. Рыночное равновесие установилось в точке А.

 
К изменению его положения в точку Г может привести …

снижение импортных пошлин на сыр

введение запрета на ввоз сыра из-за границы

рост реальных доходов потребителей

ожидание роста цен на продукты питания

Решение:

Изменение точки рыночного равновесия из положения А в положение Г обусловлено ростом предложения, то есть смещением линии S1 в положение S2. Это перемещение может быть вызвано таким неценовым фактором, как снижение импортных пошлин – оно приведет к установлению меньшей цены предложения для любого объема продаж.

9. Функция спроса задана уравнением , где QD – величина спроса, тыс. шт., Р – цена, ден. ед.; функция предложения задана уравнением , где QS – величина предложения, тыс. шт., Р – цена, ден. ед.; государство установило ценовой барьер в размере 800 ден. ед. В результате рынок будет характеризоваться как …

избыточный; избыток товара составит 400 тыс. шт.

равновесный; объем продаж составит 400 тыс. шт

избыточный; избыток товара составит 200 тыс. шт

дефицитный; дефицит составит 200 тыс. шт

Решение:

Для определения состояния рынка при установлении ценового барьера необходимо определить величины спроса и предложения и их соотношение. Если величина спроса при данном уровне цен превышает величину предложения, то рынок характеризуется как дефицитный. Если наоборот, то рынок избыточный. Разница между величинами спроса и предложения соответственно равна величине дефицита или избытка. 
В данном случае  тыс. шт.,  тыс. шт. 
Величина спроса меньше величины предложения. Избыток товара на рынке составляет 400 тыс. шт.

 

Тема 12: Эластичность

1. Известно, что коэффициент перекрестной эластичности спроса на макаронные изделия по цене гречки равен  и цена гречки выросла в 4 раза. Это позволяет сделать вывод о том, что спрос на макаронные изделия вырос на ___ %.

200

450

600

267

Решение:

Коэффициент перекрестной эластичности спроса показывает зависимость изменения спроса на один товар от цены на другой и рассчитывается по формуле: 
, где

ΔQa – изменение объема спроса на товар А,

Q0a – первоначальный объем спроса на товар А,

ΔPb – изменение цены товара B,

Р0b – первоначальное значение цены товара В.

Следовательно, изменение спроса можно определить как произведение значений коэффициента эластичности и относительного (в процентах) изменения цены: 
.

2. Известно, что при росте средних реальных доходов населения на 5% спрос на стиральные машины вырос на 10%. Значение эластичности спроса по доходу, равное ___, характеризует данный товар как …

2 ... длительного пользования

2 ... первой необходимости

0,5 ... низшей категории

0,5 ... предмет роскоши

Решение:

Коэффициент эластичности спроса по доходам характеризует изменение спроса на тот или иной товар в зависимости от изменения доходов потребителей и рассчитывается по формуле: 
, где

ΔQ – изменение объема спроса,

Q0 – первоначальный объем спроса,

ΔI – изменение доходов населения,

I0 – первоначальное значение доходов населения.

Следовательно, коэффициент эластичности спроса по доходам равен 
  .

А значит, стиральные машины относятся к предметам длительного пользования и роскоши, и спрос на них растет (падает) быстрее, чем растет (падает) доход (спрос эластичен по доходу, о чем говорит значение коэффициента больше 1).

3. На графике представлена ситуация на рынке сельскохозяйственной продукции. 
 
Увеличение предложения сельскохозяйственной продукции вызвало сезонное снижение цен. Коэффициент эластичности, рассчитанный по формуле дуговой эластичности, при переходе от равновесного состояния S' к новому равновесному состоянию равен …

5/7

1/10

1/2

7/9

Решение:

Увеличение предложения графически отразится в сдвиге кривой предложения из положения S' в положение S''.

Дуговая эластичность спроса по цене рассчитывается по формуле

4. На графике представлена ситуация на рынке сельскохозяйственной продукции. 
 
Уменьшение предложения сельскохозяйственной продукции вызвало сезонное снижение цен. При переходе от равновесного состояния S' к новому равновесному состоянию спрос можно охарактеризовать как (рассчитать по формуле точечной эластичности) …

неэластичный

абсолютно неэластичный

эластичный

абсолютно эластичный

Решение:

Увеличение предложения графически отразится в сдвиге кривой предложения из положения S' в положение S.

Точечная эластичность спроса по цене рассчитывается по формуле 
 
Поскольку коэффициент равен 0,5 (меньше 1), то это говорит о том, что спрос неэластичен.

5. С ростом предложения ипотечных кредитов вырос спрос на кирпич, что привело к росту цен на него на 10 %. Объем предложения кирпича увеличился с 500 млн до 800 млн штук. Это характеризует предложение кирпича как …

эластичное, так как эластичность больше 1

неэластичное, так как эластичность больше 1

абсолютно эластичное, так как эластичность равна ∞

абсолютно неэластичное, так как эластичность равна 0

Решение:

Коэффициент эластичности предложения по цене характеризует изменение предложения на тот или иной товар в зависимости от изменения цены и рассчитывается по формуле: 
, где

ΔQS – изменение объема предложения,

QS0 – первоначальный объем спроса,

ΔP – изменение цены,

P0 – первоначальное значение цены.

Следовательно, коэффициент эластичности предложения по цене будет в данном случае равен .

6. Известно, что при цене 55 руб. за бутылку лимонада объем продаж составляет 120 бутылок в неделю, а по цене 25 руб. – 980 бутылок. Это позволяет сделать вывод о том, что спрос на лимонад является _______, поскольку коэффициент дуговой эластичности спроса по цене равен …

эластичным ... 2,085

неэластичным ... 0,371

эластичным ... 13,14

неэластичным ... 0,29

Решение:

Коэффициент дуговой эластичности спроса по цене характеризует изменение спроса на тот или иной товар в зависимости от изменения цены и в данном случае равен: 
, где

Q – объем продаж, P –  значение цены.

Поскольку коэффициент больше 1, спрос на лимонад является эластичным по цене.

7. Известно, что эластичность спроса по доходу на данный товар равна 6. Доход потребителя ______, что привело к росту спроса на товар на 18 %.

вырос на 3 %

снизился на 3 %

вырос на 1,08 %

снизился на 1,08 %

Решение:

Эластичность – коэффициент, показывающий степень изменения одной переменной при изменении другой переменной.

Эластичность спроса по доходу характеризует изменение спроса на товар под влиянием изменения доходов потребителя.

В общем виде расчет коэффициента эластичности спроса по доходу можно представить как  
Отсюда изменение дохода потребителя равно

8. С ростом цены гречки в 4 раза спрос на макаронные изделия вырос в 3 раза. Это говорит о том, что эти товары являются взаимозаменяющими с коэффициентом перекрестной эластичности спроса на макаронные изделия …

0,75

1,5

Решение:

Коэффициент перекрестной эластичности спроса показывает зависимость изменения спроса на один товар от цены на другой и рассчитывается по формуле: 
, где

ΔQa – изменение объема спроса на товар А,

Q0a – первоначальный объем спроса на товар А,

ΔPb – изменение цены товара B,

Р0b – первоначальное значение цены товара В.

Следовательно, коэффициент эластичности спроса на макаронные изделия по цене гречки будет равен


Поскольку коэффициент перекрестной эластичности имеет значение больше нуля, то данные товары являются взаимозаменяющими, и рост цен на гречку приведет к росту спроса на макаронные изделия.

9. Два студента решили на спор съесть 50 эклеров. Предельная полезность последнего эклера будет …

отрицательной

равна 0

максимальной

положительной

Решение:

Предельная полезность – это приращение полезности, которую получает потребитель, приобретая дополнительную единицу товара. Каждая новая единица приносит человеку все меньшую полезность, то есть с каждой новой покупкой предельная полезность снижается и может достигнуть нуля, если благо не приносит потребителю никакой полезности. Предельная полезность может принять отрицательное значение, в случае если потребление дополнительной единицы блага будет приносить вред здоровью.

Употребление 50 эклеров одновременно принесет вред здоровью потребителя. Следовательно, предельная полезность последнего эклера будет отрицательной

 

Тема 13: Поведение потребителя

1. На рисунке показана ситуация равновесия потребителя при заданных ценах на товары X и Y и номинальной величине дохода потребителя:

 
Увеличение номинального дохода потребителя при прочих равных условиях станет причиной появления нового равновесного набора товаров X и Y, в котором будет …

больше и товара X, и товар Y  

меньше и товара X, и товара Y 

больше товара X и столько же товара Y

больше товара Y и столько же товара X

Решение:

Увеличение номинального дохода потребителя при прочих равных условиях делает его реально богаче, то есть он может купить больше и товара X, и товара Y. На графике это отразится параллельным сдвигом линии бюджетного ограничения вправо:

 
На рисунке красным цветом показана новая линия бюджетного ограничения и отражено направление изменения объемов потребления товаров.

2. Нумизмат, приобретая новую монету в свою коллекцию, получает _____________ предельную полезность.

большую

меньшую

неизменную

непредсказуемую

Решение:

Предельная полезность – это приращение полезности, которую получает потребитель, приобретая дополнительную единицу товара. В случае усиления желания приобретать все новые экземпляры в коллекцию, каждая новая единица товара приносит человеку все большую полезность.

3. Покупка бизнесменом дорогостоящего мобильного телефона элитной марки в теории потребительского поведения характеризуется как «эффект _________ ».

Веблена (демонстративного поведения)

сноба (противопоставляющего поведения)

дохода

замещения

Решение:

В теории потребительского поведения выделяют три социальных эффекта потребительского поведения: 1) эффект присоединения к большинству – потребитель, не желая отставать от других, приобретает «модный» товар, то есть он своим спросом поддерживает мнение остальных; 2) эффект сноба (противопоставляющего поведения) – потребитель, не желая быть, как все, приобретает не то, что другие, то есть он не поддерживает индивидуальным спросом мнение остальных; 3) эффект Веблена (демонстративного поведения) – потребитель приобретает товар по более высокой цене для демонстрации своего статуса. 
В данном случае описан эффект Веблена.

4. Создание собственного стиля, абсолютно непохожего на других, в теории потребительского поведения характеризуется как «эффект _________ ».

сноба

присоединения к большинству

Веблена

демонстративного потребления

Решение:

В теории потребительского поведения выделяют три социальных эффекта потребительского поведения: 1) эффект присоединения к большинству – потребитель, не желая отставать от других, приобретает «модный» товар, то есть он своим спросом поддерживает мнение остальных; 2) эффект сноба (противопоставляющего поведения) – потребитель, не желая быть, как все, приобретает не то, что другие, то есть он не поддерживает индивидуальным спросом мнение остальных; 3) эффект Веблена (демонстративного поведения) – потребитель приобретает товар по более высокой цене для демонстрации своего статуса. 
В данном случае описан эффект сноба.

Информация о работе Предмет и метод экономической теории