Развитие творческих способностей на уроках информатики у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 16:30, контрольная работа

Краткое описание

Цель: составление сборника заданий по развитию творческих способностей на уроках информатики у младших школьников
Задачи:
изучить и подобрать теоретический и практический материал по способам развития творческих способностей учащихся;
определить структуру сборника;
разработать практические задания;

Содержание

Введение
3
Описательная часть
5
Заключение
18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
19
ПРИЛОЖЕНИЕ
21

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР__ОКОНЧАТ.docx

— 66.56 Кб (Скачать файл)

Создание проблемных ситуаций на уроках информатики.

        На проблемном уроке ребята больше думают, чаще говорят, следовательно, активнее формируют  мышление и речь, чаще осуществляют творческую деятельность, отстаивают собственную позицию, проявляют инициативу. В конечном счете, проблемный урок обеспечивает тройной эффект: более качественное усвоение знаний, развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности.

Учебная проблема существует в двух основных формах: 1) как тема урока; 2) как несовпадающий с темой  урока вопрос, ответом на который  и будет новое знание. Следовательно, поставить учебную проблему, значит помочь ученикам самим сформулировать либо тему урока, либо не сходный с темой вопрос для исследования.

Проблемный урок обеспечивает творческое усвоение нового знания. Это  значит, что ученик проходит четыре звена научного творчества: постановку проблемы и поиск решения –  на этапе введения знаний; выражение  решения и реализацию продукта –  на этапе воспроизведения  (проговаривания) знаний. При этом в отличие от научного творчества, ученик формирует  учебную проблему, открывает субъективно  новое знание и выражает его в  простых формах. Вести урок, где применяется проблемный подход, сложнее, чем проводить урок в объяснительно-иллюстративной форме. Тем не менее, эти уроки оказывают положительное влияние на учащихся, формируя у них интерес к информатики, развивая творческое мышление

            Информационное моделирование. Одним из эффективных методов познания окружающей действительности является метод моделирования, который является мощным аналитическим средством, вобравшим в себя весь арсенал новейших информационных технологий. Обобщающий характер понятия "информационное моделирование" обусловлен тем, что при работе с информацией мы всегда либо имеем дело с готовыми информационными моделями (выступаем в роли их наблюдателя), либо разрабатываем информационные модели. Информационное моделирование является не только объектом изучения в информатике, но и важнейшим способом познавательной, учебной и практической деятельности. Его также можно рассматривать как метод научного исследования и как самостоятельный вид деятельности. Под информационной моделью понимают любой образ, аналог, а также изображение, описание, схему, график, план объекта в виде знаков, символов, описаний. Способ представления информационной модели зависит от цели моделирования. Любая модель содержит только необходимую для решения поставленной задачи часть информации об изучаемом объекте.

Результаты применения творческих заданий показывают, что обучение, направленное на развитие творческих способностей учащихся может использоваться при изучении нового материала; при  совершенствовании ранее усвоенных  знаний с целью обобщения, сравнения, синтеза, анализа полученных ранее  знаний; для стимулирования осмысления новых знаний и технологий, самостоятельного поиска учащимися новых способов деятельности, которым их ранее не обучали; для закрепления изученного ранее материала; для применения знаний в новой ситуации. Учащиеся выполняют задания с большим интересом и общим положительным настроем, что приводит к повышению качества выполненных проектов, глубокому усвоению знаний, развитию творческого мышления.

В разработанном мною пособии  для учителей и учащихся 1-4-х классов («сборник») по информатике подобраны  задания, позволяющие работать как  на репродуктивном уровне, так и  на творческом. Последний базируется на идее развивающего обучения. Творческие задания направлены на формирование системного мышления и активизацию творческого потенциала, умение находить нестандартные способы получения, осмысления и обработки информации.

Создание сборника происходило в несколько этапов. Первый этап характеризуется осознанием поставленной проблемой подготовки к реализации сборника. Осознание происходило постепенно. Проходя практику пробных уроков и преддипломную практику, я обратила внимание на то, что дети на уроках информатики практически не развивают свое творчество, т.к. все задания, которые они выполняют, проходят на уровне информации данной из учебника.

Следующий этап реализации проекта  включал подбор игровых, развивающих материалов для содержательного аспекта  сборника.  Первоначально была проанализирована найденная литература по данной теме  и далее   отобран материал для теоретической части сборника.

Отбор проходил в соответствии с принципами обучения, это принцип связи обучения с практикой требует, чтобы процесс обучения стимулировал учеников использовать полученные знания в решении практических задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность, вырабатывая собственные взгляды. Принцип систематичности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе. Он требует логического построения содержания. Что и учитывалось при составлении сборника. Принцип доступности требует учета особенностей развития учащихся. Анализа материала с точки зрения их возможностей и такой организации обучения, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных перегрузок. Принцип сознательности и активности учащихся в обучении – обучение эффективно тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами деятельности. Этот принцип учитывался в отборе и составлении практических заданий, которые включены в сборник [1, с.180].

Сборник создавался для учащихся средней образовательной школы, вследствие чего использовались возрастные требование - это особенности младшего школьного возраста. Одновременно с развитием творческих способностей детей происходит и их умственное и психическое развитие.

После того как был подобран материал, следующим шагом было разработка структуры сборника. В результате работы структура сборника выглядит следующим образом. Сборник состоит из одной части: задания на развитие творческих способностей. Материалы, помещенные в эту часть, помогают развить у младших школьников творческие способности. Задания в сборнике классифицированы: от 1 класса до 4-ого; и подобраны по видам творческих работ в зависимости от степени сложности. Данный материал был взят из интернета, и из моей личной «копилки», которая была составлена на втором курсе обучения, на уроке методика информатики. Эти задания могут использоваться не только на уроках информатики, но и во внеклассной работе по предмету.

После отбора материала, сборник  частично был апробирован на преддипломной практике, в ходе которой использовался материал вне рамок учебника. Так же мной были составлены конспекты по информатике, которые направлены на развитие творческих способностей. Хочу отметить, как изменилось отношение к урокам информатики у детей, они стали с радостью и интересом посещать уроки, и просить дать им новые задания, которые в свою очередь способствуют развитию творческих способностей.

При создании  методической части сборника,  использовались следующие группы методов: это теоретические методы, которые направлены на результат проведенных заданий. Далее метод обработки данных, который позволил делать выводы, проводить сравнения, обобщение полученных результатов. А так же был,  использован интерактивный метод, который помогает взаимодействовать с учениками через беседы, диалоги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В процессе работы над дипломным  исследованием  были решены все поставленные задачи и достигнута цель .

Анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме дипломного исследования позволил изучить  возможности развития творческих способностей учащихся, выявить основные формы  и методы проведения уроков по информатике.

Мной были изучены различные  методы организации деятельности школьников и сделан вывод о том, что именно на уроках информатики, используя определенные задания в наибольшей степени  можно развить мотивацию у  детей к познанию и творчеству.

В процессе изучения специфики организации деятельности у младших школьников в урочной деятельности в дипломном исследовании был проведен анализ типологии творческих заданий, которые частично апробированы на практике.

В ходе дипломного проектирования был разработан сборник заданий, направленных на развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения информационным технологиям младшим школьникам. Проект описан в едином стиле согласно ряду критериев, которые наиболее полно характеризуют проектную деятельность: предмет проекта, возраст учащихся, тип проекта, планируемый результат, цели, необходимое материально-техническое оснащение, этапы выполнения проекта.

Результат моей проектной деятельности представлен в Приложении 1 данного дипломного исследования. Электронная версия, которая может быть использована в качестве дидактических средств на уроках информатики, прилагается на компакт-диске.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. [Электронный документ]: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01. – / Н.К. Винокурова. – Ростов н/Д, 2005. – 154 с. – (http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/158395.html). 11.12.2009.
  2. Википедия: он-лайн энциклопедия [Электронный документ]. – (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0% 9C % D0% B5% D1% 82% D0% BE % D0% B4). 22.04.2010.
  3. Голант, Е.Я. Методы обучения в советской школе. – / Е.Я. Голант. – М: Учпедгиз, 1957. – 152 с.
  4. Гузеев, В.В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения. – [Текст] / В.В. Гузеев // Директор школы. – 1995. – №6. – С. 20.
  5. Дефектологический словарь [электронный документ] www.defectology.ru/v/vneklassnaya_rabota.html). 13.12.2009.
  6. Симаковский А.Э. Развитие творческого мышления детей.- [Текст]: Пособие для школьных психологов. / Сост. Е.И. Симаковская. – М.: ИНТОР, 1997. – 48 с.
  7. Леонтьев, А.Н. О диагностических методах психологического исследования школьников. [Текст] / А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.А. Смирнов // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. – М.: Педагогика, 1981. – 456 с. – С. 267.
  8. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения. [Текст] / И.Я. Лернер. – М.: Педагогика, 1981. – 186 с.
  9. Немов, Р.С. Психология. – [Текст]: В 3 т. Т.2 / Р.С. Немов – М.: Просвещение, 1995. – 384 с.
  10. Официальный сайт МОУ СОШ №40 г. Челябинска [Электронный документ]. – (http://shkola40.org/docks/ikt_vne_uroka.doc). 23.01.2010.
  11. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении [Текст] / Н.Ю. Пахомова. – М.: АРКТИ, 2003.
  12. Полат, Е.С. Метод проектов [Текст]: типология и структура / Е.С. Полат // Лицейское и гимназическое образование. – 2002. – №9. – С. 13.
  13. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / Е.С. Полат. – М: ACADEMA, 1999.
  14. Психология развития [Электронный документ]: Словарь / под.ред. А.Л. Венгера // В кн.: Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в 6 т. / Ред.-сост. Л.А. Карпенко; Под общ.ред. А.В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ. – 2006. – Т. 5. – 176 с. – (http://slovari.yandex.ru). 17.03.2010.
  15. Российская педагогическая энциклопедия: [электронный документ] в 2-х т. – М.: Большая рос.энциклопедия, 1993 – Т. 1. – (http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/russpenc/index.php). 3.11.2009.
  16. Ставрова О.Б. Использование компьютеров в школьных проектах [Текст] / О.Б. Ставрова. – М.: Интеллект-Центр, 2006. – 96 с.
  17. Теплов, Б.И. Избранные труды: В 2 т. Т. 1. / Б.И. Теплов. – М.: Просвещение, 1985. – 385 с.
  18. Чечель, И.Д. Педагогическое проектирование [Текст]: от методологии к реалиям / И.Д. Чечель. // Методология учебного проекта. – М.: МИПКРО, 2001. – 156 с. – С. 55.
  19. Шепелева, В.И. Принципы организации внеклассной работы [Текст] / В.И. Шепелева // Иностранный язык в школе. – 1975. – №5. – С. 12.
  20. Яковлева, Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. [Текст] / Е.Л. Яковлева. – М.: Просвещение, 1999. – 190 с.

Интернет источники

  1. http://ru.wikipedia.org- Википедия
  2. http://htmlbook.narod.ru/.- Алленова Н. Учебник по html, css и формам
  3. http://schools.Keldysh.ru/- Сервер «школьные страницы»
  4. http://savdv.narod.ru/uchebnik.htm- Учебник по HTML

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Развитие творческих способностей на уроках информатики у младших школьников