Разработка электронного учебного ресурса по дисциплине “Компьютерные сети” с использованием системы Moodle

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 10:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: разработать электронный учебник на примере дисциплины “Компьютерные сети” для овладения навыками создания электронно-информационных ресурсов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучение проектирования и использования электронного учебника в процессе обучения;
создание электронного учебника по дисциплине “Компьютерные сети”.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретическая часть……………………………………………………………5
1.1 Обзор систем управления обучением………………………………………..5
1.2 Возможности и преимущества системы управления обучения Moodle…...8
1.3 Элементы дистанционного курса Moodle………………………………….10
2. Практическая часть…………………………………………………………...14
2.1 Методические рекомендации и основные этапы разработки электронного учебника………………………………………………………………………….14
2.2 Разработка электронного учебника по дисциплине “Компьютерные сети”………………………………………………………………………………16
2.3 Руководство использования электронного учебника для студента………21
Заключение……………………………………………………………………….25
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

крсовик ит.docx

— 2.16 Мб (Скачать файл)

7)      тест и др.

Варьируя сочетания различных элементов курса, преподаватель организует изучение материала таким образом, чтобы формы обучения соответствовали целям и задачам конкретных занятий.

Глоссарий позволяет организовать работу с терминами, при этом словарные статьи могут создавать не только преподаватели, но и студенты. Термины, занесенные в глоссарий, подсвечиваются во всех материалах курсов и являются гиперссылками на соответствующие статьи глоссария. Система позволяет создавать как глоссарий курса, так и глобальный глоссарий, доступный участникам всех курсов.

В качестве ресурса может выступать любой материал для самостоятельного изучения, проведения исследования, обсуждения: текст, иллюстрация, web-страница, аудио или видео файл и др. Для создания web-страниц в систему встроен визуальный редактор, который позволяет преподавателю, не знающему языка разметки HTML, с легкостью создавать web-страницы, включающие элементы форматирования, иллюстрации, таблицы.

Выполнение задания - это вид деятельности студента, результатом которой обычно становится создание и загрузка на сервер файла любого формата или создание текста непосредственно в системе Moodle (при помощи встроенного визуального редактора).

Преподаватель может оперативно проверить сданные студентом файлы или тексты, прокомментировать их и, при необходимости, предложить доработать в каких-то направлениях. Если преподаватель считает это необходимым, он может открыть ссылки на файлы, сданные участниками курса, и сделать эти работы предметом обсуждения в форуме. Такая схема очень удобна, например, для творческих курсов. Если это разрешено преподавателем, каждый студент может сдавать файлы неоднократно - по результатам их проверки; это дает возможность оперативно корректировать работу обучающегося, добиваться полного решения учебной задачи.

Все созданные в системе тексты, файлы, загруженные студентом на сервер, хранятся в портфолио.

Форум удобен для учебного обсуждения проблем, для проведения консультаций. Форум можно использовать и для загрузки студентами файлов - в таком случае вокруг этих файлов можно построить учебное обсуждение, дать возможность самим обучающимся оценить работы друг друга. При добавлении нового форума преподаватель имеет возможность выбрать его тип из нескольких: обычный форум с обсуждением одной темы, доступный для всех общий форум или форум с одной линией обсуждения для каждого пользователя.    Форум    Moodle    поддерживает    структуру    дерева.    Эта возможность удобна как в случае разветвленного обсуждения проблем, так, например, и  при  коллективном  создании текстов по принципу «добавь фрагмент»  -  как  последовательно, так  и  к любым  фрагментам текста, сочиненным другими студентами. Сообщения из форума могут, по желанию преподавателю, автоматически рассылаться ученикам по электронной почте через 30 минут после их добавления (в течение этого времени сообщение можно отредактировать или удалить). Все сообщения студента в форуме хранятся в портфолио.

Moodle поддерживает очень полезную функцию коллективного редактирования текстов (элемент курса «Wiki»).

Элемент курса «Урок» позволяет организовать пошаговое изучение учебного материала. Массив материала можно разбить на дидактические единицы, в конце каждой из них дать контрольные вопросы на усвоение материала. Система, настроенная преподавателем, позаботится о том, чтобы, по результатам контроля, перевести ученика на следующий уровень изучения материала или вернуть к предыдущему. Этот элемент курса удобен еще и тем, что он позволяет проводить оценивание работы учеников в автоматическом режиме: преподаватель лишь задает системе параметры оценивания, после чего система сама выводит для каждого студента общую за урок оценку, заносит ее в ведомость.

Элемент курса «Тесты» позволяет преподавателю разрабатывать тесты с использованием вопросов различных типов:

1)       Вопросы в закрытой форме (множественный выбор)

2)       Да/Нет

3)       Короткий ответ

4)       Числовой

5)       Соответствие

6)       Случайный вопрос

7)       Вложенный ответ и др.

Вопросы тестов сохраняются в базе данных и могут повторно использоваться в одном или разных курсах. На прохождение теста может быть дано несколько попыток. Возможно установить лимит времени на работу с тестом. Преподаватель может оценить результаты работы с тестом, просто показать правильные ответы на вопросы теста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Практическая часть

2.1 Методические рекомендации и основные этапы разработки электронного учебника

Основными этапами являются:

  1. Выбор источников
  2. Заключение договоров с авторами о праве на переработку
  3. Разработка оглавления и перечня понятий (индекса)
  4. Переработка текстов в модули по разделам и создание Help
  5. Реализация гипертекста в электронной форме
  6. Разработка компьютерной поддержки
  7. Отбор материала для мультимедийного воплощения
  8. Разработка звукового сопровождения
  9. Реализация звукового сопровождения
  10. Подготовка материала для визуализации
  11. Визуализация материала

На первом этапе разработки ЭУ целесообразно подобрать в качестве источников такие печатные и электронные издания, которые

  • наиболее полно соответствуют стандартной программе,
  • лаконичны и удобны для создания гипертекстов,
  • содержат большое количество примеров и задач,
  • имеются в удобных форматах (принцип собираемости).

На втором этапе заключения договоров из полученного набора источников отбираются те, которые имеют оптимальное соотношение цены и качества.

На третьем этапе разрабатывается оглавление, т.е. производится разбиение материала на разделы, состоящие из модулей, минимальных по объему, но замкнутых по содержанию, а также составляется перечень понятий, которые необходимы и достаточны для овладения предметом (двух– или трехуровневый индекс).

На четвертом этапе перерабатываются тексты источников в соответствии с оглавлением, индексом и структурой модулей; исключаются тексты, не вошедшие в перечни, и пишутся те, которых нет в источниках; разрабатывается система контекстных справок (Help); определяются связи между модулями и другие гипертекстные связи.

Таким образом, подготавливаются проект гипертекста для компьютерной реализации.

На пятом этапе гипертекст реализуется в электронной форме.

В результате создается примитивное электронное издание, которое уже может быть использовано в учебных целях. Многие именно такое примитивное ЭИ и называют электронным учебником. Оно практически не имеет шансов на коммерческий успех, потому что студенты не будут его покупать.

На шестом этапе разрабатывается компьютерная поддержка: определяется, какие математические действия в каждом конкретном случае поручаются компьютеру и в какой форме должен быть представлен ответ компьютера; проектируется и реализуется ИЯ; разрабатываются инструкции для пользователей по применению интеллектуального ядра ЭУ для решения математических задач (правила набора математических выражений и взаимодействия с ИЯ).

В результате создается работающий электронный учебник, который обладает свойствами, делающими его необходимым для студентов, полезным для аудиторных занятий и удобным для преподавателей. Такой ЭУ может распространяться на коммерческой основе.

Интеллектуальное ядро целесообразно сделать так, чтобы его можно было заменять на более мощный компьютерный пакет типа DERIVE, Reduce, MuPAD, Maple V и т.п.

Теперь электронный учебник готов к дальнейшему совершенствованию (озвучиванию и визуализации) с помощью мультимедийных средств.

На седьмом этапе изменяются способы объяснения отдельных понятий и утверждений и отбираются тексты для замены мультимедийными материалами.

На восьмом этапе разрабатываются тексты звукового сопровождения отдельных модулей с целью разгрузки экрана от текстовой информации и использования слуховой памяти учащегося для облегчения понимания и запоминания изучаемого материала.

На девятом этапе разработанные тексты звукового сопровождения записываются на диктофон и реализуются на компьютере.

На десятом этапе разрабатываются сценарии визуализации модулей для достижения наибольшей наглядности, максимальной разгрузки экрана от текстовой информации и использования эмоциональной памяти учащегося для облегчения понимания и запоминания изучаемого материала.

На одиннадцатом этапе производится визуализация текстов, т.е. компьютерное воплощение разработанных сценариев с использованием рисунков, графиков и, возможно, анимации (нужно иметь в виду, что анимация стоит очень дорого).

На этом заканчивается разработка ЭУ и начинается его подготовка к эксплуатации.

 

2.2 Разработка электронного учебника по дисциплине “Компьютерные сети”

Разработка электронного учебника состоит из четырех этапов:

1) Концептуальное проектирование. На данном этапе формируется концепция ЭУ, специфицируется его основные функции, разрабатывается архитектура и содержательная направленность, принимаются принципиальные дидактические и программно-технические решения;

2) Детальное проектирование. Этап связан с разработкой интерфейса(ов) пользователя(ей) и структуры информационной базы, созданием шаблонов типовых    информационных    компонентов    (кадров,    страниц)    и,    при необходимости, прототипа ЭУ, а также - разработкой алгоритмов;

3) Реализация. Этап предусматривает программную реализацию программного обеспечения ЭУ, подготовку и включение в информационную базу учебного материала и заданий для самоконтроля и проверки знаний, а также создание эксплуатационной документации;

4) Подготовка продукта к распространению. Таким образом, этап концептуального проектирования включает решение как программно-технических вопросов, так и дидактических задач.

Все темы практически полностью реализованы в электронный учебник и могут применяться на практике.

Рассмотрим структуру электронного учебника, т.е. те его элементы, которые видит пользователь. Данный учебник в дальнейшим послужит обучающимся базовыми знаниями, его ценность прежде всего, в тематическом содержании. Учебник состоит из:

титульного листа;

оглавления (содержания);

полного изложения учебного материала.

Перейдем к описанию составных частей электронного учебника.

Самая первая из важных страниц учебника это титульный лист. Титульный   лист   содержит   название   учебника. В нем написано, для какой дисциплины этот электронный учебник предназначен (рисунок 3).

 

Рис. 3. Титульный лист электронного учебника

 

Вторая самая главная страница - это содержание. В нём написано оглавление учебника и каждый пункт оглавления является гиперссылкой, чтобы переходить ив ту или иную страницу (рисунок 4).

В главах электронного учебника темы содержатся в методически обусловленной последовательности. Содержание обеспечивает прямое обращение к темам по их названиям.

Содержание обеспечивает доступ к органам управления, позволяющие:

переходить к любым частям учебника;

заканчивать работу с учебником.

Каждая страница оформлена шаблоном единого дизайна.

 

 

Рис. 4. Содержание учебника

 

Далее следуют страницы, которые предназначены для изучения студентами. Каждая страница это отдельный подпункт. Приведем пример из нашего учебника (рисунок 5, рисунок 6).

 

Рис. 5. Страница учебника

 

Рис. 6. Страница учебника

 

Также имеются элементы управления учебником, которые обеспечены всплывающими подсказками (рисунок 7).

 

Рис. 7. Управляющие кнопки

 

Таким образом, студент, обучающийся по электронному учебнику в какой-то мере может самостоятельно управлять процессом и даже обучаться в домашних условиях.

 

2.3 Руководство  использования электронного учебника  для студента

Для того что бы зарегистрироваться на сайте Комсомольского-на-Амуре колледжа информационных технологий и сервиса (http://www.knacits.ru/ock/)

 

Рис. 8. Регистрация на сайте

 

Нажимаем на надпись «создать учётную запись» открывается следующее окно:

 

 

Рис. 9. Создание учетной записи

 

В появившемся окне вводим свой логин и пароль (логин вводиться английскими буквами) и заполняем информацию о себе.

После заполнения всех подпунктов нажимаем на кнопку «сохранить» после чего высвечивается уведомление о подтверждении учётной записи.

Информация о работе Разработка электронного учебного ресурса по дисциплине “Компьютерные сети” с использованием системы Moodle