Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 15:53, курсовая работа
Роль средств массовой информации в конце тысячелетия необыкновенно возросла, и, следовательно, должны измениться требования к журналистике и журналистам. Современные технологии (спутниковая связь, электронная почта, Интернет, персональные компьютеры и т.д. и т.п.) позволяют прессе быть сверхоперативной; информационное пространство не только расширяется, но и становится, если так можно выразиться, крайне интенсивным, уплотненным; "производители" и "потребители" информации постоянно меняются местами — монолог заменяется не просто диалогом, а глобальным полилогом.
Введение………………………………………………………………………..2
1. Модели информации………………………………………………………..4
2. Функции информации……………………………………………………...10
3. Роль информации в современной культуре………………………………13
4. Влияние информация на культуру………………………………………...20
5. Влияние информации на политику………………………………………..22
Заключение…………………………………………………………………….24
Список использованной литературы………………………………………....26
8. Действительность при этом выступает источником и конечным объектом воздействия журналистики. [2]
В рамках данной работы нас интересуют в основном связи и взаимодействия, отношения, возникающие между журналистами и структурами власти – будь-то по линии учредитель (когда он выступает в лице государственного органа) – журналисты; руководящие органы – журналисты; социальные институты – журналисты.
В то же время нам видно из схемы, прямыми (или в косвенной форме) возможностями воздействия на журналистов имеют и другие акторы (участники) коммуникативного процесса. Причем, в демократическом обществе ресурсы воздействия на СМИ всех факторов сопоставимы по своей значимости и их факторов невозможно выстроить по принципам приоритетов, разделив их на главных и второстепенных.
2. Функции информации
Рассмотрение и анализ
функций любой системы
1. коммуникативную - функцию
общения, налаживания контакта, которую
автор называет исходной
2. непосредственно-
3. идеологическую (социально-ориентирующую),
связанную со стремлением
4. культурно-образовательную,
заключающуюся, по мнению
5. рекламно-справочную, связанную
с удовлетворением утилитарных
запросов в связи с миром
увлечений разных слоев
6. рекреативную (развлечения, снятия напряжения, получение удовольствия).
Так, например, С.Г. Корконосенко выделяет 4 такие сферы: экономическую, политическую, духовно-идеологическую и социальную.
В каждой из этих сфер информация играет свои социальные роли:
- производственно-экономическую,
- регулирующую,
- духовно-идеологическую,
- информационно-коммуникативную.
Так, в экономической области она становится элементом системы производства, приобретает качества товара. В социальном измерении главным является сбор, накопление, хранение, переработка и распространение информации. В духовной сфере пресса выполняет познавательную, образовательную, воспитательную функции, свойственные всем идеологическим институтам. Автор полагает, что ролевой подход дает возможность описать сложный комплекс функционирования СМИ. Возможно, но автор считает, что быть товаром есть функция журналистики - а это, по всей видимости, преувеличение, поскольку товар - это продукт труда, способный удовлетворять какую-либо человеческую потребность и предназначенный для обмена, но каким образом журналистика может служить продуктом обмена? В данном случае это не функция журналистики, а функция информации, которую обрабатывает журналистика.
Так же, как и сбор, хранение и т.д. информации, так как это слишком ограниченное определение функции в социальной сфере. Автор также определяет субъектов, которые оказывают влияние на формирование функций СМИ. Генеральным субъектом по отношению к журналистике является общество. На удовлетворение потребностей всего общества направлены функции интеграции познания, выполняемые журналистикой. Отдельные социальные структуры, как субъекты, своими потребностями в завоевании и удержании власти определяют такие функции журналистики, как пропаганда, агитация, организация. Личность определяет функции ориентации, морально - психологического удовлетворения.
Для такого специфического
вида социальных субъектов, как журналисты,
журналистика выполняет служебно-
Автор полагает возможным различать еще и социальное назначение журналистики, или ее генеральную функцию, которая состоит в регулирующем и преобразующем воздействии на социальную практику в соответствии с актуальными общественными интересами. Но при этом автор не связывает эту функцию ни с одним субъектом.
Однако различная деятельность
средств массовой информации выходит
за рамки деятельности журналистики,
как, например, прямая трансляция по телевидению
заседания какого-либо съезда или
сессии парламента, трансляция по телевидению
или радио балета (спектакля, эстрадного
концерта), публикация (оглашение) законодательных
актов, указов и прочих нормативных
актов государственных властей,
трансляция урока английского (или
любого другого) языка, трансляция (публикация)
программы передач, сводки погоды, рекламы
очередного товара. То есть понятие "журналистика"
может появиться тогда и только
тогда, когда дается оценка текущему
событию. Только при этих условиях комментатор
становится журналистом, а комментарий
- элементом журналистской
Таким образом, различные авторы по-разному рассматривают функции средств массовой информации. Но существует самое простое разделение функций СМИ, которое предлагают современные исследования:
· гуманитарные функции информации - информирование, образование, развлечение и т.п.;
· политические (идеологические)
функции информации - формирование
массового общественного
Сегодня, когда качество
информационных технологий и их использования
все в большей степени
Деятельность СМИ оказывает исключительно большое влияние на жизнь общества в целом, на социально-психологический и нравственный облик каждого из членов этого общества, потому что всякая новая информация, поступающая по каналам СМИ, соответствующим образом стереотипизирована и несет в себе многократно повторяемые политические ориентации и ценностные установки, которые закрепляются в сознании людей.
Как свидетельствует эволюция журналистики, одним из главных направлений ее развития было наиболее полное удовлетворение потребностей человека в коммуникации, т. е. необходимой ему социально значимой информации. Уже в доисторические времена человек сам выступал как средство коммуникации: различные сведения распространяли среди сородичей шаманы, предсказатели, оракулы, а средством консервации ее являлась наскальная живопись, пергамент, глиняные дощечки.
К настоящему времени большинство исследователей едины во мнении, что появление прессы следует отнести к V в. до н. э., когда в Риме выходили первые газеты, которые стали напоминать современные при Юлии Цезаре - в 60 году до н. э. Наиболее известным является ежедневный бюллетень "Acta diurna" ("События дня"). Вместе с тем имеются сведения, что и в Азии также имелись доисторические издания (например, в Ките в VIII веке нашей эры выходила "Дибао"-"Придворная газета", "Кибелчжи"-"Хроникальная газета"; в Японии на глиняных досках выпускалась "Иомиури каварабан"-"Читать и передавать"), являющиеся, по сути, прагазетными явлениями.
В средневековье широкое
хождение имели так называемые "летучие
листки" (среди них - реляции, ревю,
куранты и др.), носившие ярко выраженный
информационно-прикладной характер. Изобретение
в 1440 г. И. Гуттенбергом процесса печати
с помощью подвижных литер
дало толчок развитию прессы и журналистики.
Родиной прессы как социального
института можно считать
В древние времена формы
языка реализовывалась в
В средневековье, в период религиозно-клерикального типа, диапазон творчества был резко ограничен. Это объяснялось не столько малым числом грамотных людей, сколько влиянием религии на все сферы жизни. Не допускалось инакомыслия, которое находило отражение в периодических изданиях. Феодально-монархический тип отражает невысокую экономическую развитость общества и начало перехода от натурального хозяйства к товарно-денежным отношениям. Развитие торговли требовало обмена информацией о товарах, прибытии кораблей, ценах. В XIX в. журналистика стала важнейшей частью общественно-политической жизни и хозяйствования. Она превратилась в орудие политической борьбы - 80 процентов прессы носили ярко выраженный политический и общественно-политический характер. Произошло классическое разделение прессы на качественную (элитарную) и популярную (массовую). К концу ХХ в. к ней прибавился тип промежуточных информаций. Социалистическая журналистика всецело была ориентирована на идеологическую зависимость, главной константой в ней была партийность. К настоящему времени мы можем говорить о формировании общегуманистической журналистики. Давая оценку существовавшим типам, нужно отметить, что не везде они существовали обязательно в таком порядке и чистой форме - их наличие зависело от конкретной ситуации в государстве.
В буржуазной и социалистической журналистике, которые развивались (по большому счету) параллельно, проявился в наиболее полной степени феномен массовой информации - обращение к широчайшей аудитории, возможность системно, многоступенчато влиять на палитру мнений в обществе. В общегуманистической журналистике, которая формируется в настоящее время, основным принципом является отказ от ее любого силового воздействия на другие институты. Журналистика - средство коммуникации, а не дубинка. СМИ должны побуждать выражать общественное мнение и предоставлять информацию, четко отделяя ее от других мнений и комментариев.
Фактически с первых шагов журналистики в ней обозначились три подхода, которые, сменяя друг друга, определяли ее типологию на разных этапах: казуалистский, функциональный и коммуникационный. Казуалистский подход основан на понимании средств массовой информации как безотказного орудия массового воздействия по схеме "причина - следствие", т. е. в конечном счете по принципу "коммуникатором сказано - реципиентом сделано". Этот подход предполагал форсированное насаждение авторитета прессы, ее верховенство над умами. Функциональный подход покоился на несогласии с такой установкой, отстаивая отношения равноправного партнерства реципиента с коммуникатором, в результате чего реципиенту не обязательно брать на веру и принимать к исполнению все, что ему сообщает и что от него требует коммуникатор. Наконец, если во главу угла ставить не партнерство коммуникатора и индивидуального реципиента, а весь комплекс взаимоотношений средств массовой коммуникации и общества, то возникает подход, называемый коммуникационным.
Основные этапы развития
1) до начала нашей эры - прагазетные явления;
2) с начала нашей эры до XV в. н. э. - эпоха рукописных изданий;
3) с XV в. до XVII в. - изобретение и развитие книгопечатания, становление газетно-журнального дела;
4) с XVIII в. до начала
ХХ в. - развитие журналистики
как общественного института,
совершенствование
5) с 1900 г. по 1945 г. - приобретение печатью функций "четвертой власти";
6) с 1945 г. по 1955 г. - процесс концентрации и монополизации СМИ;
7) с 1955 г. по 1990 г. - эпоха
становления электронных
8) с 1990 г. по настоящее
время - становление нового
Виды средств массовой информации
Современные информации представляют
собой учреждения, созданные для
открытой, публичной передачи с помощью
специального технического инструментария
различных сведений любым лицам
- это относительно самостоятельная
система, характеризующаяся