Рынок информации: сущность, закономерности становления и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 21:32, курсовая работа

Краткое описание

Термин информация происходит от латинского слова informatio, что означает «сведения, разъяснения, изложение».
Информация, настолько общее и глубокое понятие, что его нельзя объяснить одной фразой. В это слово вкладывается различ¬ный смысл в технике, науке и в житейских ситуациях.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 302.50 Кб (Скачать файл)

 

  1. Информация в процессе общественного производства

 

 

Современное общество характеризуется  резким ростом объемов информации, циркулирующей во всех сферах человеческой деятельности. Это привело к информатизации общества.

Под информатизацией  общества понимают организованный социально-экономический  и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав физических и юридических лиц на основе формирования и использования информационных ресурсов – документов в различной форме представления.

Целью информатизации является создание информационного общества, когда большинство людей занято производством, хранением, переработкой, реализацией и использованием информации. Для решения этой задачи возникают  новые направления в научной  и практической деятельности членов общества. Так возникли информатика и информационные технологии.

Характерными чертами  информационного общества являются:

1) отсутствие проблемы информационного кризиса, устранение противоречия между информационной лавиной и информационным голодом;

2) приоритет информации перед другими ресурсами;

3) создание информационной экономики как главной формы развития общества;

4) формирование автоматизированной генерации, хранения, обработки и использования знаний с помощью новейшей информационной техники и технологии.

5) информационные технологии, приобретая глобальный характер, охватывают все сферы социальной деятельности человека;

6) образование информационного единства всей человеческой цивилизации;

7) реализация свободного доступа каждого человека к информационным ресурсам всей цивилизации;

8) решение гуманистических принципов управления обществом и воздействия на окружающую среду.

Информационное производство — это организационно оформленная разновидность научного труда, которая заключается в сборе, аналитико-синтетической переработке, хранении и поиске закрепленной в документах информации, а также в предоставлении этой информации всем нуждающимся в ней в соответствующее время и в удобной для них форме.

Однако определение  понятия «информационное производство» будет полным, если, помимо перечисленных процессов, отнести к нему и деятельность по созданию новой информации, то есть превращению научных знаний в научную информацию.

Итак, информационное производство представляет собой часть общественного производства, связанную с подготовкой информационных продуктов и услуг, направленных на удовлетворение определенной группы общественных потребностей. Информационная деятельность предусматривает выполнение следующих основных функций: сбор, переработка, хранение и поиск информации, распространение информационных продуктов и услуг.

Возрастающая роль информации в обществе вызвала необходимость  изучения информационной деятельности, представляющей собой «часть общественного  производства, связанную с подготовкой  информационных продуктов и услуг, направленных на удовлетворение определенной группы общественных потребностей».

Производство, распределение  и потребление информации характеризуются  целым рядом специфических особенностей. Наиболее отчетливо они проявляются в условиях рыночной организации процесса воспроизводства.

Главной особенностью использования  информации в воспроизводстве является ее неистребимость. Отдавая материальный продукт, человек утрачивает его, а  отдавая информацию, он не теряет ее. Информационные средства производства не расходуются и не амортизируются. Они могут лишь устаревать и забываться.

Итак, продукты информационного  производства подчиняются закону неистребимости, согласно которому «информация не исчезает при ее потреблении или использовании в качестве предмета труда и не амортизируется при ее использовании в качестве средства труда». 
Использование информации в качестве средства производства имеет некоторые особенности, не связанные с ее неистребимостью.

Материальные продукты как в материальном, так и в информационном производстве используются в качестве предмета труда и в качестве средств труда. Металлы и металлообрабатывающие станки являются простым примером материальных предметов и средств труда в материальном производстве. Вычислительные машины служат средством труда для большинства информационных производств, они же могут быть предметом труда в информационном производстве, сертифицирующем эти машины.

Информация, продукт информационного  производства, используется в качестве средства труда в каждом материальном и информационном производстве, ибо ни одно из них не обходится без технологических инструкций и другой документации, обеспечивающей управление производством.

В информационном производстве информация может быть предметом  труда. В теоретических исследованиях, в разработках, в изобретательстве используются результаты подобных предшествующих производств, причем материализация этих результатов вовсе не обязательна. Продукты одного информационного производства используются в качестве предмета труда в другом информационном производстве, этим обеспечивается самодостаточность информационного производства, его малая зависимость от продуктов материального производства. Полной независимости информационного производства от этих продуктов не будет никогда, потому что без материальных средств труда нет ни одного информационного производства. Отмеченная особенность информационного производства может быть названа законом самодостаточности информационного производства, согласно которому «информационное производство может развиваться за счет использования в качестве предмета труда собственных продуктов, а в материальном производстве информация никогда не может использоваться в качестве предмета труда».

Сферу общественного  производства, продуктом которой  выступает научная информация, называют сферой НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ).

Развитие науки и  техники как элементов производительных сил, а также производства инициировало процесс общественного разделения труда, который, в свою очередь, привел к специализации, а затем и к обособлению (в рамках коллективного производства и использования знаний) конкретного труда по обеспечению обращения научных и деловых знаний в общественном производстве. Из сфер деятельности, в которых используются, а следовательно, и производятся эти знания, выделилось информационное производство, направленное на подготовку информационных продуктов и оказание информационных услуг в целях снабжения на основе обмена результатами деятельности всех заинтересованных подразделений общественного производства.

Информация, содержащаяся в информационных продуктах и  услугах и принимающая форму  потребительных стоимостей и полезных эффектов труда в вещественной и  невещественной форме, выступает сегодня  средством практически любого труда, и ее можно соотнести с теми из материальных условий этого труда, без которых он может существовать лишь в несовершенном виде.

Развитие информационного  производства было вызвано возрастающими  потребностями научно-технического прогресса по мере охвата им наряду с наукой и техникой самого производства и процессов управления им. Рост этих потребностей был связан с передачей информационной деятельности все большего числа рутинных функций информационно-коммуникативного процесса, которые ранее выполняли сами творческие работники. Теперь они стали пользоваться услугами информационного производства, что, естественно, повысило требования к информационным продуктам и услугам, к обеспечению тематической и проблемной полноты информации, ее географической широты, а также видового (по видам документов) охвата.

Таким образом, общественная потребность обусловила выделение  информационного производства в отдельный вид научного труда.

Поскольку средства информатики  вносят существенные изменения в  состав и содержание системы общественного производства, становятся ее органической частью, постольку информатика, ее отрасли становятся частью организационной структуры, вносят существенные изменения в состав и содержание ее компонентов.

Экономической наукой (отечественной и зарубежной) не выработано единой трактовки понятия информационной сферы общественного производства. Для ее обозначения используются различные термины: «информационная экономика» (information economy), «производство знаний» (knowledge industry), «информационная отрасль» (information industry) и др.

Таким образом, информационное производство представляет собой процесс  преобразования информационных ресурсов в блага, прямо или косвенно служащие удовлетворению потребностей человечества. Каждый конкретный процесс производства информационных продуктов и услуг характеризуется определенным набором факторов и устойчивым соотношением между ними, что выражается в форме используемой технологии как определенной устойчивой комбинации факторов информационного производства. Информация становится основой средств производства, определяя ход производственных процессов, контролируя основные его этапы и компоненты и все больше занимает место предметов труда, ибо в ведущих странах доля затрат, связанных с информационными факторами, составляет больше половины общих производственных издержек. Важной чертой информационного производства является неделимость информации как предмета и средства труда. В компьютерных информационных технологиях информация выступает то предметом, то средством труда — обрабатываемая и передаваемая информация служит орудием обработки и передачи новых знаний.

Несмотря на все возрастающую роль в общественном производстве, информационное производство не является самостоятельным, оно обеспечивает нормальную и эффективную работу других сфер деятельности и подразделений общественного производства, то есть выступает его инфраструктурным сектором. Услуги по преобразованию информации и обеспечению доступа потребителей к ней как раз и являются основными результатами информационного производства — информационными продуктами и услугами.

 

 

 

  1. Институциальный аспект формирования  рынка информации в России

 

Институциональные аспекты представляет собой, создание и внедрение новых социально-экономических институтов с целью формирования эффективного рынка информационных ресурсов. К основным направлениям его развития относятся:

- создание эффективных институтов обеспечивающих формирование и расширенное воспроизводства информационного ресурса, которые непосредственно зависят, от уровня интеллектуального развития общества;

- установление норм и правил формирующих инновационную культуру общества;

- создание инновационной  инфраструктуры России элементами, которой являются институциональные  устройства, обеспечивающие доступность  и достоверность научного знания, способные к быстрому обмену информационными ресурсами, предоставляющие каналы реализации инноваций и защиту прав их создателей.

В настоящее время  в России зарегистрировано более 80 технопарков, еще больше - инновационно-технологических центров, более 100 центров трансфера технологий, 10 национальных инновационно-аналитических центров, 86 центров научно-технической информации, свыше 120 бизнес-инкубаторов, 15 центров инновационного консалтинга и другие организации инновационной инфраструктуры. Национальный информационно-аналитический центр по мониторингу инновационной инфраструктуры научно-технической деятельности и региональных инновационных систем (НИАЦ МИИРИС http://www.miiris.ru/) в настоящее время поддерживает информацию о 688 организациях инновационной инфраструктуры.

К интернет-ресурсам, предоставляющим  информацию об инновационной инфраструктуре и инновационной деятельности в  Российской Федерации, можно отнести:

- Федеральный портал  по научной и инновационной  деятельности (www.sci-innov.ru) - информационный портал, открывающий доступ к важнейшим документам по научной и инновационной деятельности. Содержит ссылки на основные организации, связанные с осуществлением этой деятельности. Дает информацию о содержании и ходе выполнения ФЦП.

- Портал информационной  поддержки инноваций и бизнеса  «Инновации и предпринимательство» (www.innovbusiness.ru). На портале размещена  база данных по инновационным  проектам, содержатся аналитические  материалы, освещающие основные  вопросы и проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели, занимающиеся инновационной деятельностью.

- Информационный интернет-канал  «Наука и инновации» (www.rsci.ru). Создан  в сентябре 2000 г., работает под  патронажем Российского фонда  фундаментальных исследований, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

- Наука и технологии  РФ http://www.strf.ru. Создан в 2005 году  при поддержке Федерального агентства  по науке и инновациям. Проект  является информационно-аналитическим  экспертным представлением мероприятий в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007—2012 годы».

- Информационный портал  ИнфоНТР (www.infontr.ru). Предоставляет  информацию о современных научно-технических и технологических достижениях.

- Портал «Конкурса  Русских Инноваций» (www.inno.ru). Конкурс  был организован журналом «Эксперт»  в 2001 году. В состав Экспертного  совета конкурса входят представители  государства (в т.ч. Министр образования и науки Российской Федерации), 5 академиков и представители крупного бизнеса. Портал придает конкурсу открытость и является активным пропагандистом «историй успеха» победителей конкурса.

Информация о работе Рынок информации: сущность, закономерности становления и перспективы развития