Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 13:50, реферат
На II съезде Советов, открывшемся в Смольном вечером 25 октября (из 650 делегатов 390 большевиков и 150 левых эсеров), после провала попытки избежать кровопролития и создать общедемократическое или однородное социалистическое правительство, Ю. Мартов и стоявшие за ним меньшевики, эсерыв и бундовцы (еврейская социал-демократическая организация), осудив «военный заговор, организованный за спиной Советов», в знак протеста ушли со съезда, провожаемые словами Троцкого: «Народ пошел за нами, мы одержали победу, а теперь нам говорят: откажитесь от вашей победы … примите компромисс.
Работа над проектом Конституции заняла четыре месяца. В ее ходе развернулась оживленная полемика между представителями различных фракций. Обсуждались следующие вопросы:
О федеративном устройстве
государства. Левые эсеры предлагали ввести
административно-
О системе Советов. Левые эсеры предлагали, ликвидировав нижние звенья этой системы (в мелких деревнях и селах), заменить их традиционными сельскими сходами. В целом по стране местные Советы предполагалось преобразовать в муниципальные органы, лишив их политических функций.
О Совете Народных Комиссаров. Оппозиция настаивала на преобразовании этого органа и слиянии его с Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом, мотивируя это идеей о нераздельности властей и их объединении в одном органе. Несколько более умеренным было предложение об изъятии у СНК законодательных полномочий и передаче их Съезду и ВЦИК.
О социально-экономических преобразованиях. Радикалы настаивали на тотальной специализации собственности, на максимальном внедрении трудовой повинности и т.п.
Все предложения оппозиции
были отвергнуты созданной в июле
1918 г. специальной комиссией во главе
с В.И. Лениным. В проект в качестве
составной части вошла
10 июля 1918 г. на Пятом
съезде Советов была принята
первая Советская Конституция
и избран новый состав ВЦИК
в основном большевистский. Основные
принципы Конституции были
В Декларации определялась социальная
основа новой государственности
— диктатура пролетариата и её
политическая основа — система Советов
рабочих, крестьян солдатских депутатов.
Государственное устройство РСФСР
носило федеративный характер, субъектами
федерации были национальные республики.
Высшим органом власти Конституция
провозглашала Всероссийский
Характерно, что законодательную власть в РСФСР осуществляли сразу три высших органа: Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и СНК.
Избирательная система, закреплённая
Конституцией, отражала сложившуюся
социально-политическую ситуацию в
стране. К выборам допускались
лишь представители отдельных
Комплекс провозглашённых конституционных прав граждан ставился в самую тесную связь с их обязанностями и объявлялся конкретно гарантированным, а не только провозглашенным.
Историческое значение Конституции
1918 г. заключалось в создании правовой
базы для последующего законотворчества.
Однако более существенным было её
воздействие на всю сферу социальных
и политических преобразований в
стране: она подвергла пересмотру
всю старую систему общественных
отношений, декларировав новые принципы
и социальные ценности. Вместе с
тем она закрепила реальные механизмы
власти и формирования её структур,
поло-основания новую
3. Создание и
развитие системы
Слом старой судебной системы
начался по инициативе местных Советов.
Стихийно возникавшие судебные органы
носили достаточно многообразный характер:
революционные суды, народные суды,
мировые суды, административные суды
и т.д. В своих решениях эти
суды руководствовались «
Первым государственным актом, положившим начал формированию единой судебной системы, стал ноябрьский 1917 г. декрет СНК РСФСР - Декрет о суде № 1. Он 1 упразднил все дореволюционные судебные органы, созданные еще судебной реформой 1864 г. Ликвидировались прокуратура и адвокатура, институт судебных следователей. Взамен их создавались местные коллегиальные суды, состоявшие из постоянного судьи и двух очередных народных заседателей. Состав суда избирался местными Советами.
Обвинителями, защитниками и поверенными в суде могли быть любые лица, пользующиеся гражданскими правами по Конституции. Предварительное следствие осуществляли судьи единолично.
Кассационными инстанциями,
рассматривавшими не вступившие в законную
силу приговоры и решения
В своей деятельности суды
должны были руководствоваться декретами
ВЦИК, СНК, положениями политических
программ, «революционным правосознанием»
и «законами свергнутых правительств»,
если они не противоречили
В феврале 1918 г. ВЦИК принял Декрет о суде № 2, расширивший подсудность местных судов. Новой инстанцией стали окружные суды, состоявшие из трех постоянных членов и четырех народных заседателей (по гражданским делам) и двенадцати заседателей под председательством постоянного члена суда (по уголовным делам). Заседатели принимали решение не только о факте преступления, как это было в суде присяжных, но и о мере наказания. Декрет воссоздавал следственные комиссии при окружных судах, избираемые местными Советами. Создавались коллегии правозаступников, члены которых поддерживали обвинение и осуществляли защиту в суде. В силу политических обстоятельств (борьба с левыми эсерами, имевшими серьезное влияние в судебной сфере, и недоверие к старым юристам) осенью 1918 г. были ликвидированы окружные суды.
В июле 1918 г. СНК принял Декрет о суде № 3, далее расширявший компетенцию местных судов. Следственные комиссии переподчинялись местным Советам. Кассационные жалобы рассматривали Советы местных народных судей, сформированные из постоянных судей нижестоящих судов. Создавался в Москве Кассационный суд для рассмотрения жалоб на решения и приговоры окружных судов.
В конце ноября 1918 г. ВЦИК утвердил Положение о народном суде РСФСР, которое унифицировало судебную 1 систему Республики. Учреждалась единая форма суда — народный суд, состоявший из одного народного судьи и нескольких (двух или шести) заседателей. Выборы судей осуществлялись местными Советами, заседатели утверждались исполнительными комитетами местных Советов. Кандидаты должны были пользоваться избирательными нравами и иметь опыт политической работы. В своей деятельности суды должны были руководствоваться декретами светской власти и «социалистическим правосознанием».
Защиту и обвинение осуществляли коллегии при уездных и губернских исполкомах, избираемые их Советами. Члены коллегий были должностными лицами. Предварительное следствие проводили следственные комиссии, милиция либо сами суды.
Принципами нового судебного права стали: коллегиальность в принятии судебных решений, уменьшение роли судебного профессионализма, расширение судебного правотворчества, вторжение в судопроизводство социальных и политических мотивов, сближение судебной и властно-управленческой деятельности (советов). Вместе с тем в 1918 г. существуют частичные попытки вернуться к некоторым институтам и принципам старого судебного права.
Декрет о суде №1 учреждал параллельно с местными судами особые суды «для борьбы против контрреволюционных сил» — революционные трибуналы. В их компетенцию входила борьба с контрреволюцией, мародерством, саботажем и прочими «злоупотреблениями торговцев, промышленников, чиновников». В их состав входили председатель и шесть заседателей, избираемых губернскими и городскими Советами. Предварительное следствие осуществляли особые следственные комиссии. Система ревтрибуналов начала формироваться уже в январе 1918 г., когда были созданы специальные революционные трибуналы печати.
С марта по май 1918 г. Наркомат юстиции разрабатывал проект декрета «О революционных трибуналах», который был принят СНК в мае 1918 г. Предписывалось сохранение ревтрибуналов только в крупных центрах и их упразднение в иных местах. Деление трибуналов по направлениям деятельности также упразднялось. Была сделана попытка укрупнить и централизовать деятельность этих органов. Одновременно принимались меры к разделению юрисдикции трибуналов и местных судов. Вместе с тем ревтрибуналам была оставлена полная свобода в выборе мер «борьбы с контрреволюцией».
В период гражданской войны система ревтрибуналов была подвергнута существенным изменениям. В феврале 1919 г. ВЦИК своим постановлением подтвердил, что ревтрибуналы сохраняются только в губернских центрах и крупных городах. В их состав входят три члена, избираемые исполкомами Советов. Трибуналы проверяли следственные действия ЧК, которые наряду со следственными комиссиями осуществляли предварительное следствие. Судебное рассмотрение в трибуналах должно было начинаться не позднее сорока восьми часов с момента окончания следствия.
Положение о ревтрибуналах (1919 г.) закрепило несколько отраслевых видов этих органов: военно-полевые суды, железнодорожные трибуналы, транспортные суды, имевшие статус революционных трибуналов.
В марте 1920 г. новое «Положение о ревтрибуналах», принятое ВЦИК, упраздняло специальные следственные комиссии, возложив их функции на органы ВЧК и особые отделы, в состав трибуналов стали входить представители губернской ЧК.
Особенности судебного процесса,
характерные для ревтрибуналов,
объяснялись условиями
Сохранились военные трибуналы
высшего звена, военно-Транспортные
трибуналы в ряде крупных городов.
В качестве органов чрезвычайной
юстиции сохранились также
С марта 1918 г. начинается формирование местных чрезвычайных комиссий, подчиненных ВЧК. Им предоставляюсь исключительное право на аресты, обыски, реквизиции и конфискации. Местные ЧК создавались в губерниях и уездах и к июлю 1918 г. существовали повсеместно.
В июне 1918 г. прошла Первая Всероссийская конференция ЧК, разработавшая общие принципы организации и деятельности ЧК и подготовившая «Положение о местных Ч К. по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности», утвержденное В ЦИК в октябре 1918 г. ВЧК являлась органом СНК, работала в тесном контакте с Наркоматом юстиции и Наркоматом внутренних дел. Местные органы ВЧК образовывались местными Советами на правах их отделов. По вертикали местные ЧК подчинялись ВЧК.
Система чрезвычайных органов включала специализированные органы: летом 1918 г. были созданы пограничные ЧК, в ноябре 1920 г. на особый отдел ВЧК была возложена функция по охране границ, ему были переданы пограничные воинские части. В армии и на флоте в конце 1918 г. создавались особые отделы ВЧК, в феврале 1919 г. ВЦИК принял Положение об особых отделах ВЧК.
При наличии разветвленной
сети местных органов ВЧК
Для борьбы с хищениями, спекуляцией,
подлогами, злоупотреблениями по должности
в хозяйственных и
В марте 1920 г. ВЦИК своим декретом вовсе отменяет право ЧК применять внесудебные репрессии, обязывая их передавать дела на рассмотрение ревтрибуналов. Однако уже в мае 1920 г., в связи с обострившейся военной и политической ситуацией, ВЦИК вновь расширяет права органов ВЧК на применение особых репрессивных мер.
Информация о работе Установление Советской власти. Судьба Учредительного собрания