Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 15:57, дипломная работа
В соответствии с целью были поставлены такие задачи:
Раскрыть тему дипломного проекта.
Определить особенности выбранного жанра.
Выполнить поисковую работу; собрать дополнительный материал, выполнить эскизы;
Описать средства выполнения работы.
ВВЕДЕНИЕ...……………………………………………………………………………..5
1.ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
1.1 Из истории декоративно прикладного искусства…………….……………………..7
1.2 Технология декоративной живописи………………………….……………………14
1.3 Колорит. Значение цвета…………………………………………………………….19
1.3 Композиция…………………………………………………………………………..28
2.ДЕКОРАТИВНОЕ ПАННО «ДЕТСКИЕ МЕЧТЫ» В ТЕХНИКЕ ДЕКОРАТИВНОЙ ЖИВОПИСИ
2.1 Выбор темы…………………………………………………………………….…….32
2.2 Работа над эскизами …………………………………………………………….…..34
2.3 Колористическое решение………………………………………………………..…36
2.4 Идейное содержание и композиционное решение……………………………...…38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..……….40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………..41
Композиционное начало, подобно стволу дерева, органически связывает корни и ветви изобразительной формы, соподчиняет ее элементы друг другу и целому. Изображать — значит устанавливать отношения между частями, связывать их в единое целое и обобщать.
Композиционное начало, подобно стволу дерева, органически связывает корни и ветви изобразительной формы, соподчиняет ее элементы друг другу и целому. Изображать - значит устанавливать отношения между частями, связывать их в единое целое и обобщать.
Порой словом "композиция" называют картину как таковую - как органическое целое с выраженным смысловым единством, подразумевая в данном случае, что рисунок, цвет и сюжет объединяются. В таком случае неважно, к какому жанру относится картина и в какой манере выполнена, ее называют термином "композиция" как законченное произведение искусства.
Веками художники искали наиболее выразительные композиционные схемы, в результате мы можем говорить о том, что наиболее важные по сюжету элементы изображения размещаются не хаотично, а образуют простые геометрические фигуры (треугольник, пирамида, круг, овал, квадрат, прямоугольник и т. п.). Композиция бывает замкнутая и открытая. С помощью специальных приемов (многоярусного построения композиции, выбора кульминационного момента действия и др.) можно передать движение времени в картине.
В истории искусства большую роль играли как процессы выполнения общепринятых канонов композиции (античность, Возрождение, барокко, классицизм и др.), так и стремление избавиться от жестких канонических схем использовать свободные композиционные приемы (XIX—XX вв.). Композиция, отвечающая индивидуальным творческим поискам художников, способна вызвать разнообразные ассоциации, чувства и эмоции. В композиции важно все — масса предметов, их зрительный «вес», размещение их на плоскости, выразительность силуэтов, ритмические чередования линий и пятен, способы передачи пространства и точка зрения на изображаемое, распределение светотени, цвет и колорит картины, позы и жесты героев, формат и размер произведения и многое другое.
Основные закономерности построения художественного произведения, которые можно назвать правилами, приемами и средствами композиции, следующие: передача движения (динамики), покоя (статики), учет пропорции золотого сечения, передача ритма, симметрии и асимметрии, равновесия частей композиции и выделение сюжетно-композиционного центра.
Художники используют композицию как универсальное средство, чтобы создать живописное полотно, скульптуру или произведение декоративно-прикладного искусства и добиться их образной и эмоциональной выразительности.
Художники используют композицию как универсальное средство, чтобы создать произведение декоративно-прикладного искусства живописное полотно или скульптуру, добиться их образной и эмоциональной выразительности.
Визуальный центр интереса - внимания, фокус, основная тема картины.
Наиболее красивая, отработанная и выразительная часть художественного образа. Область окружения дополняет эту важнейшую часть и является зависимой. Попробуйте определить, какие детали наиболее полно раскрывает ваш замысел, а какие создают второй и даже третий цент интереса, конкурирующие с основной темой. Визуальный обход. Наш глаз расположен всё "читать" слева на право и снизу в верх. Любит делать остановку и возвращаться к пройденному. Всегда должна быть пауза для глаз. Избегайте деталей, которые не подчёркивают основное содержание. Пусть основные линии установят медленный "обход". Визуальный ряд должен плавно привести к центру основного внимания. Прямые линии создают слишком быструю поездку для зрителя. Добавьте ритма. Разбейте прямой путь. Чередуйте противоположности. Всё возвращается к живописи. Ветки деревьев, склон горы, движения действующих лиц ( животные, люди, птицы), всё смотрит и идёт к внутренней части картины. Движения ударов кисти к центру также помогает создать иллюзию направления. Используйте игру света и тени. Большая и интересная тема для изучения! Ведь именно игра света создаёт всё вокруг, и настроение и контраст и выделяет значимое. Исследуйте контраст. Чрезмерная выразительность по всему холсту только при первом просмотре притягивает внимание. Дальше глаз устаёт, нет паузы, так как все детали "прожёванны" и борются за ваше внимание. Это даёт нереалистический жёсткий просмотр. Научитесь обобщать и прописывать только главное. Никто не любит чрезмерную навязчивость. Позвольте зрителю самому досказать недосказанное. Оставьте возможность для работы воображения. Иллюзии. Чистый холст плоский. Как же создать иллюзию трёхмерного пространства?
Основное правило глубины: тон заднего план всегда холоднее переднего. Контраст и "цветность" намного слабее и постепенно набирают силу к переднему плану. Мягкие грани на заднем плане также способствуют созданию иллюзии глубины в живописи.
Исследуйте равновесие форм, масс, цветовых пятен и движения в картине. Пусть не одна сторона холста не будет перегружена. Хороший эскиз перед началом работы помогает определить места основных форм живописи и также форму и размер холста.
Чередование форм. Создайте ритм и равновесие в чередовании изображаемых форм. Например, если река на переднем плане имеет плавные изгибы, пусть горы или облака на заднем плане не имеют плавных форм (или наоборот).
Цвета должны выглядеть гармонично. Используйте не более 3-4 оттенков в цвете. Иллюзия тона: наш глаз сам смешивает расположенные рядом цвета. Например, мазок красного цвета, расположенный рядом с белым, дает иллюзию розового цвета. Большая тема для исследования и творчества. Пишите светлые места более плотно, теневые более тонко. В мире всё так или иначе ищет равновесия. Зритель также неосознанно любит, когда всё гармонично и уравновешенно. Казалось бы, что самый лёгкий путь, это разбить холст на две части и написать что то симметричное. Но это далеко не приветствуется в художественном мире. Творчество предполагает новые решения и поиск равновесия там, где его по идее быть не может.
Так и появилось понятие "асимметричное равновесие". Как ни странно, но именно оно даёт картине центр привлекательности. И чем сложнее это равновесие , тем интереснее.
Композиция — это не только мысль, идея произведения, ради выражения которой художник берется за кисть и карандаш, это и определенно созвучная душе художника и требованиям времени пластическая форма выражения.
2. ДЕКОРАТИВНОЕ ПАННО «ДЕТСКИЕ МЕЧТЫ» В ТЕХНИКЕ ДЕКОРАТИВНОЙ ЖИВОПИСИ
2.1 Выбор темы
На дипломный проект была выбрана тема внутреннего мира детей. Каждый из нас когда-то был в этом волшебном и счастливом мире - мире детства.
Особый мир сокровенных чувств открывается в творчестве художников. Дети служили им вечным источником красоты и вдохновения. Художники вкладывают в этот образ огромное значение, свои тайные чувства и желания. Ведь, по своей сути, ребёнок - это главный источник красоты, невинности и добра, молодости и вдохновения. Каждая эпоха наложила свой отпечаток в изображении образа ребёнка. Например, в течение нескольких столетий западно-европейские художники изображали ребёнка сквозь призму души.
О чем мечтает каждый ребенок? А ведь действительно, очень непростой вопрос: о чем мечтают дети? Увы, не так часто мы, занятые повседневными «взрослыми» делами, находим время, чтобы задаться им, попробовать заглянуть в мир детства, вспомнить, о чем сами мечтали в юном возрасте. И далеко не каждый взрослый сможет точно ответить, о чем мечтает его сынишка или дочь.
А мечты у детей — разные. Но все они — очень-очень светлые. Все они мечтают о том, чтобы мама и папа были всегда и крепко-крепко любили их. Кто-то мечтает о новом велосипеде или скейтборде, кто-то — о поездке к морю или в деревню к любимой бабушке. Кому-то невтерпеж стать взрослым, сильным, чтобы никому не позволять обижать других людей. Кто-то мечтает о полетах к далеким звездам, а кто-то хочет стать самым известным в мире чемпионом.
Детство воспринимается как отдельная единица, отличается от мира взрослых. Наверное, у каждого в детстве была мечта и у каждого она была своя.
Поэтому была поставлена задача, как можно шире раскрыть эту тему. Подобное декоративное панно предназначено не только для интерьеров жилых помещений, но и для учреждений связанных с детьми ( детские сады, больницы, фонды поддержки детей).
Итак, когда была определена тема, оставалось выбрать технику, в которой будут выполнены работы. Изучив все виды искусства, предпочтение было отдано декоративно-прикладному искусству. Техникой исполнения была выбрана техника декоративной живописи, поскольку эта тема наиболее интересна. Работы выполнены с использованием двух техник: многослойной живописи и техники «алла прима» или как еще ее называют техника « по-сырому». В основном эта техника применяется в акварели, но в данном проекте мы применили ее масляной живописи.
2.2 Работа над эскизами
Сложность работы над эскизами заключалось в поиске материалов, а именно понять о чем думает ребенок, что у него внутри и какие его мечты. Было разработано множество эскизов раскрывающих тему дипломного проекта. Пять эскизов предоставлены на планшете и два эскиза выполнены в готовом панно, объеденные общей идей и сюжетом.
В детстве мы все живем мечтами. О том, как здорово было бы съесть грузовик мороженного, или ходить каждый день в кино, или иметь крылья, как у эльфа, или превращаться в невидимку. И, конечно, главная тема мечтаний: «Кем я хочу стать, когда вырасту!» . «Мечтаю взлететь в облака. Очень хочется научиться летать, чтобы можно было быстрее оказаться в другом месте» , «Я хочу быть похожим на космонавта Юрия Гагарина. Я мечтаю о полетах в космос, побывать на разных планетах и облететь Землю.». В эскизах изображены дети которые мечтают о космосе, о дальних плаваньях, о волшебных замках и сказочных принцах , о полетах по просторному небу.
На диптихе изображен сюжет, где мальчик протягивает голубя девочке. Еще в древнем Риме голубь считался символом мира и миролюбия.
С чем ассоциируется детство? Каждый ответит игрушки, воздушные шары, мыльные пузыри, мультфильмы.
Нарядное, волшебное игрушечное царство предстает перед взором зрителя в данное дипломной проекте. Игрушка - вечный спутник ребенка. Мальчики играли солдатиками, а девочки - куклами. Поэтому в работах изображены их маленькие спутники, у мальчика это оловянный солдатик, кораблики и различные машинки, а у девочки ее плюшевый мишка, куклы. С помощью таких мелочей как шарики, мыльные пузыри, ракушки, воздушный змей передается то самое настроение, настроение детства.
Эскизы предоставленные на планшетах выполнены в такой же технике, что и на панно. Главным центром работ служит ребенок, мальчик или девочка, у которого своя индивидуальная и неповторимая мечта. Например, девочка, которая мечтает о мире сказок, где живешь в сказочном дворце, а джин исполняет твои желания или девочка которая очень любит животных и мечтает покататься на жирафе, а в будущем стать ветеринаром. Или картинки мальчишек мечтающих полететь на ракете в открытый космос, или мальчишка, мечтающий о дальних плаваньях, стать пиратом и искать сокровища.
2.3 Колористическое решение
Определяясь в цветовом решении панно, необходимо было основной замысел композиций показать живописными средствами. Решая конструктивные, композиционные задачи, была определена стилевая направленность, которая в наиболее выразительной форме могла бы воплотить замысел произведения. Таким образом был выбран декоративный стиль. Поскольку тема дипломного проекта «детские мечты» и предназначено панно для центра поддержки и развития детей, цветовое решение работы соответственно был выбрано в светлых тонах, чистые и яркие цвета придают работам особое настроение. В обоих панно присутствует цветовая гамма от чистого белого цвета до темно серого, почти черного. В основном использованы постельные цвета, для того чтобы передать внутренние чувства, спокойствие и легкость
В обеих работах присутствует много оттенков синего цвета символизирующего потерю реальности, мечтание, фанатизм. В синий цвет одеты маги и волшебники. В средневековье люди ходившие в голубом, знали истину. У этого цвета “нет дна”, он никогда не кончается, он затягивает в себя, опьяняет. При этом сила цвета недооценивается. Он создает предпосылку для глубокого размышления над жизнью, зовет к нахождению смысла, истины. Но! не дает ответа в понимании смысла жизни, вгоняет в меланхолию, слабость. Вызывает не чувственные, а духовные впечатления. Синий цвет – это постоянство, упорство, настойчивость, преданность, самоотверженность, серьезность, строгость. В мифах – синий цвет – это божественное проявление, цвет загадочности и ценности.
Голубой – цвет беспечности, он успокаивает, излучает надежность, но при этом, глядя на него, невозможно сосредоточиться. Он не способствует развитию воображения. Снижает напряжение, комфортен. Это цвет “спокойной эмоциональности”; дает возможность быть вне границ общества, расширяет пространство. Это цвет мечтаний и грез, цвет мира и согласия.
Темно – синий (индиго) цвет сновидений. Он очень глубокий. Вызывает потребность физиологического покоя и удовлетворенность в мире.