Дизайн и современная архитектура Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 16:22, реферат

Краткое описание

Япония (по-японски Ниппон, Никон - страна восходящего Солнца) - государство, расположенное на островах Тихого океана вблизи побережья Восточной Азии. В составе территории Японии около 4 тыс. островов; главные из них - Хоккайдо, Хонсю и Сикоку, Кюсю. Связям между островами способствуют крупные инженерные сооружения (мосты, подводные тоннели). Площадь - 372,2 тыс. км2. Население -более 115 млн человек. Основные религии - синтоизм и буддизм. Синтоизм (от япон. синто -путь богов) - более древняя религия, в основе которой лежит культ божеств природы и предков. Буддизм, возникший в Древней Индии, проник в Японию в V веке. В IV веке началось проникновение в Японию через Нагасаки христианства. Островное положение обусловило особенности исторического развития Японии.

Содержание

1. Дизайн Японии………………………………………………………………...3
1. 1. Общие сведения о стране и ее культуре………………………………...3
1. 2. Предпосылки развития дизайна и характеристика дизайна в Японии………………………………………………………….………..4
2. Архитектура Японии………………………………………………
2. 1. Особенности японской архитектуры…………………………………...7
2. 2 Персоналии. Основные произведения…………………………………..9

3. Промышленный дизайн Японии………………………………………….20
3. 1. Характеристика…………………… ……………………………..........20
3.1. 1 Фирма «Canon»; характеристика, персоналии, основные произведения …………………………………………………………………….21
3. 1. 2 Фирма «Sony»; характеристика, персоналии. Основные произведения……………………………………………………………………..22
3. 1. 3. Персоналии промышленного дизайна. Основные произведения...25

4. Графический дизайн. Промышленная графика………………………...31
4. 1. Характеристика………………………………………………………...31
4. 2. Японский плакат, персоналии, основные произведения…………….32

5 . Ландшафтный дизайн……………………………………………………...39
5. 1. Характеристика………………………………………………………....39
5. 2. Основные произведения: японский сад…………………………….....40

6. Дизайн одежды……………………………………………………………….45
6. 1. Особенности японского стиля в дизайне одежды……………….…...45

Библиографический список………………………………………………….51

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ мой.docx

— 6.46 Мб (Скачать файл)

Комплекс зданий Токийской мэрии  является визитной карточкой столицы. Он был спроектирован известным  японским архитектором Кендзо Танге, одним из основоположников направления «метаболизма» в архитектуре. Ансамбль наглядно демонстрирует симбиоз модернизма и традиционного японского стремления к целостности и созерцательности. На воплощение в жизнь этого грандиозного проекта ушло более трех лет, строительство было окончено в 1991 году. На его возведение затрачено около 1 миллиарда долларов.

В наружном и внутреннем дизайне  Tocho применены элементы, напоминающие компьютерные микросхемы. В частности, изображения микропроцессоров находятся на потолке второго этажа главного корпуса, а также в других частях здания. Весь же комплекс, больше напоминает футуристический готический собор, безудержно стремящийся вверх.

Мэрия Токио состоит из трех блоков, объединенных в единую архитектурную  композицию. Высота первого, главного здания равняется 243 метрам (45 этажей), также оно включает три подземных  уровня, второе - немного ниже (34 этажа  и три поземных), а третье, «Дом народного собрания», имеет всего  восемь этажей, один из которых находится  ниже уровня земли. Последний блок стоит  поодаль от двух основных и противопоставлен первому корпусу. Все три здания объединены между собой узкими «мостами». В центре образовавшегося квадрата расположена площадь в форме  веера, вокруг разбит сквер, украшенный колоннами и статуями.

Вплоть до 2006 года главное здание Токийской Мэрии, считалось самым  высоким в столице. Этот корпус представляет собой две сросшиеся башни (Северную и Южную), разъединяющиеся на высоте 33 этажа. На последних двух этажах организованы смотровые площадки и расположено  много сувенирных магазинов. Каждая обсерватория имеет площадь 1000 кв.м. Эта зона открыта для посещения  туристами. С двухсотметровой высоты можно наблюдать не только весь район  Синдзюку, но и Центральный парк, а также гору Фудзияму, которая является символом Японии. Весь комплекс настолько органично вписан в окружающий урбанистический пейзаж, что создается впечатление вечности объекта. Сами же башни специалисты окрестили японским «Нотр-Дам де Пари».

Бесспорно, в комплексе Токийской  Мэрии сохранены национальные традиции. Причем самобытность прослеживается не в использовании и копировании  элементов исторической национальной культуры, а в следовании основному  постулату восточной философии  – единстве противоположностей.

В начале мирной жизни послевоенных лет Танге сделал несколько проектов по градостроительству, самым крупным  среди них оказался генеральный  план Хиросимы, который он разрабатывал в 1947 году. Здесь сыграла жажда  функционализма с желанием воплощения идей, выходящих за грани простоты. Работа над генпланом Хиросимы являлась для Танге неким подготовительным процессом к конструированию в этом городе мемориального мирового комплекса «Рис.4».

 

Рис.4. Мемориальный музей в Хиросиме, Япония

Ансамбль отразил напоминание  о незащищённости человеческих ценностей  и об их смелых утверждениях. В основу композиции заложена исключительно  народная духовная индикация о символике  пространства.

Хиросимский мемориал –  это первое творение Танге, которое  в прогресс современной архитектуры  внесло нечто значительно новое. Кендзо Танге стал весьма влиятельным и известным архитектором современности. Он сделался единственным повелителем мыслей и идей японской архитектурной молодежи.

К концу 50-х годов Танге  спроектировал уже множество  разнообразных построек и все  они, помимо Хиросимского мемориала, утонули  в хаосе городской среды. Их полноценное  восприятие и использование заграждала некая случайность мест расположения и неупорядоченность окружения.

Вершина творческой карьеры  Кендзо Танге заключилась в комплексе спортивных сооружений, построенном к Олимпийским играм в Токио (1964). Авторство проекта Токийского Собора Св. Марии также принадлежит Танге совместно с Цубои «Рис.5».

Рис.5. Собор Св. Марии в Токио

Начало 60-х годов принесло японскому архитектору хорошую  плодотворность. Завершающей постройкой данного творческого этапа стало  центральное коммуникационное здание префектуры Яманаси «Рис.6».

Рис.6. Здание префектуры Яманаси

Тадао Андо

Тадао Андо — японский архитектор, лауреат Притцкеровской премии, последователь Алвара Аалто. Его стиль был охарактеризован как «критический регионализм» «Рис.7».

Рис.7. Тадао Андо

Работы этого архитектора  хорошо известны массированным использованием естественного света, натуральных  форм ландшафта в архитектуре. Его  сооружения часто характеризуются  сложными трёхмерными путями циркуляции, которые переплетаются с внешним  и внутренним пространством, образуя  крупные фигуры.

Особенно примечателен его  проект здания «Row House in Sumiyoshi», монолитный бетонный двухэтажный дом, завершенный в 1976 году «Рис.8». Это одна из его ранних работ, где уже проявляется его будущий стиль. Дом состоит из трех секций: две закрытые части здания разделены открытым двором.

 

Рис.8. здание «Row House in Sumiyoshi»

Жилой комплекс в районе Рокко представляет собой сложный лабиринт террас, атриумов и балконов «Рис.9». Дизайн Rokko Housing One и Rokko Housing Two иллюстрирует применение традиционных архитектурных приемов — твёрдых и мягких материалов, контраста света и темноты, противостояния открытого и закрытого.

Рис.9. Жилой комплекс в районе Рокко

Тадао Андо пытается применять национальные эстетические ценности к архитектуре современных зданий. По его мнению, архитектор должен следовать естественному ландшафту, а не менять его. В интерьерах он мастерски использует возможности естественного и искусственного освещения (Церковь Света, 1989) «Рис.10».

Рис.10. Церковь Света

Архитектурные проекты Андо всегда символизируют связь с природой, доступ к естественному свету. Они созданы как бы для наслаждения восприятием дождей и ветров, переменами времен года, что вообще характерно для традиционной японской архитектуры. Темой проекта был свет. Чтобы успешно реализовать тут эту идею, Андо создаёт тёмную, монолитную среду и впускает в неё строго срежиссированное освещение. Бюджетные ограничения вынудили архитектора выполнить пол и скамьи в грубом дереве. Однако текстура подошла более чем удачно. Тадао Андо адепт вещественности, контактности материала, что ясно прослеживается в его работах.

Фабрика (Тревизо, Италия, 1992-2000г.)

Андо приступил к реставрации виллы Лучано Беннетона, не зная ни одного слова по-английски. Всеми возможными графическими средствами архитектор строил общение с заказчиком, и в результате их совместного труда мы видим удивительный, гармонично выстроенный объект с собственным характером. Снова звучит главная тема Андо – тема света и воздуха.

                  

Рис.11. Фабрика Тревизо, Италия

Центр современного искусства Пунта делла Догана (Венеция, Италия, 2009г.)

Может создаться впечатление, что  Андо – архитектор свободных пространств и сознательно избегает городского контекста. Но проект музея в Венеции опровергает это мнение. Объект спроектирован на стрелке между Канале Гранде и Канале делла Джудекка. Треугольный в плане комплекс по-настоящему органично вписан в историческую городскую среду.

                                       

Рис. 12. Центр современного искусства Пунта делла Догана

(Венеция, Италия, 2009г.)

Пространство для Андо – это воплощение физической мудрости. Во всём, на его взгляд, должны быть душа и смысл. Тадао Андо говорит: «Город похож на шкатулку для драгоценностей, а здания — драгоценные камни в нем. Я хочу наполнять шкатулки драгоценными камнями». [2. 7, 2. 2 ] 

 

Фумихико Маки

Фумихико Маки родился 16 Сентября 1928 года в Токио, учился в Токийском Университете вместе с Кендзо Танге «Рис. 6». Позже Фумихико продолжил обучение в Блумфилд Хиллс и в Гарварде. Преподавал в Вашингтонском Университете города Сэнт-Луис и Гарварде. В 1965 году Фумихико вернулся в Токио и открыл свой офис.

рис.13. Фумихико Маки

Хорошая подготовка Маки позволила  ему обобщить западную архитектуру и японскую чувствительность к масштабу и степени детализации. Он сделал свой архитектурный дебют как урбанистический планировщик и основатель группы Метаболистов. Хоть он и остался консервативным модернистом в использовании новых технологий, модульного планирования и стандартизированного строительства, но он также был заинтерисован в контекстуальном подходе к дизайну. Один из принципов Фумихико, разработанных с Масато Отакой, был “групповая” или “коллективная” форма, которая исследовала пути группирования иднивидуальных элементов для создания большего целого. Он использовал эти принципы в проектах «Hillside Terrace flats» Дайканияме, Токио, где создал серию публичных, полупубличных помещений, укрепляя существующую картину улицы, а также в проекте прилегающих построек Королевского Датского Посольства «Рис.14».

                                  

                         Рис.14. проект «Hillside Terrace flats

Маки доверяли большие  публичные работы, такие как музеи, университеты, библиотеки и выставочные  центры, к примеру несколько зданий для Университета города Тсукубы, Национального Музея Искусства в Киото, Центр Искусства Wacoal в Токио, чей спиральный фасад — это геометрически сложенный коллаж с различными текстурами и элементами, включая модернистские изогнутые стены, японское окно Шоджи и классическая “дворцовая” верхушка здания «Рис.15».

                              

                           Рис.15. Центр Искусства в Токио

Кенго Кума

Дом Воды и Стекла в префектуре Сидзуока (1995) представляет почти полное растворение архитектуры в окружающем пространстве (рис. 16; рис. 17). Согласно Кума, проект стал «единой средой, в которой всё растворяется, где нет расчленения пространства, где исчезают границы». [2.2 ] 

Рис. 16. Кенго Кума. Дом Воды и                                  Стекла.

Рис. 17. Кенго Кума. Z 58 в Шанхае


 

 

Промышленный дизайн Японии

3. 1. Характеристика

Характер прогрессивного развития японского дизайна в  новейших областях промышленности —  процесс находчивой, гибкой, творчески  последовательной адаптации и трансформации  наиболее современных форм, материалов, методов работы, созданных и найденных  в других странах. Японские телевизоры и магнитофоны создавались путем  изменения, усовершенствований и одновременно эстетического осмысления так называемых побочных функций, связанных с особенностями  переноса, хранения, регулирования  приборов и управления ими. Путем  совмещения нескольких функций в  одной вещи, путем выявления, уточнения, обогащения основных функций предметов, путем использования новых материалов и изменения принципов функционирования предмета. Лучших японских дизайнеров, как правило, не интересовала форма  создаваемых зарубежными коллегами  изделий сама по себе. Они стремились не стилизовать, а развить, творчески  трансформировать ее. Одной из специфических  черт японской промышленности является способность схватывать и развивать  неиспользованные возможности зарубежной продукции. Так, например, идея заменить радиолампы полупроводниками не японского  происхождения. Однако именно дизайнеры и инженеры «Сони» создали карманный радиоприемник, который вскоре освоили все японские компании. Этой же фирмой еще в 1958 г. был создан первый микротелевизор, также имевший всеобщий успех. Не японцы выдумали шариковые ручки, но они, издавна привыкшие писать и рисовать тушью, заменили химические чернила на тушь: так появились фломастеры. Белые нейлоновые рубашки давно выпускались в большинстве стран мира, но именно японцы в процессе изготовления самого материала стали подсинивать его. И японские нейлоновые рубашки белоснежны до синевы и не требуют никаких дополнительных операций при стирке. Японские дизайнеры в новейших областях промышленности целенаправленно приближают технические завоевания современности к человеку, легко и гибко приспосабливая их к бытовым процессам. В этом по-своему сказывается традиционное для японской культуры внимание ко всем деталям и мелочам предметной среды. Поиски компактности и простоты форм сопровождались в японском дизайне стремлением к предельно возможному по удобству совмещению функций. Впервые именно в Японии были созданы и получили массовое распространение портативные телевизоры, радиоприемники, магнитофоны. [1. 1]

3.1.1. Основные фирмы производители

Фирма «Canon»

В 1960-е годы фирма «Кенон» боролась за право занять ведущее место в производстве кино и фотоаппаратуры. Совершенствуя технические параметры, снижая вес моделей, большое внимание уделялось удобству и простоте эксплуатации, а также не просто эстетическому совершенству формы, но поискам оригинальных решений. В полуформатной камере «Кенон Dial 35» (1963) появился ряд решений, непривычных для данного вида изделий «Рис.18». В целом традиционный коробчатый, небольшой толщины объем камеры получил не горизонтальное, а вертикальное развитие, благодаря головке пружинного привода, служившего одновременно рукояткой для удержания аппарата в руках. Устройство ввода значения светочувствительности пленки и величины выдержки в систему автоматики напоминало наборный телефонный диск, что оказалось шокирующим для фотолюбителей. Несмотря на явно улучшенные технико-эксплуатационные параметры, фотоаппарат не имел коммерческого успеха и был снят с производства. Покупатель не принял новую модель из-за резких отличий внешней формы от традиционного формообразования. Для поддержания устойчивого спроса вслед за указанной моделью фирма подготовила новую автофокусную линейку зеркальных фотоаппаратов под индексом EOS «Рис.19». К доработке формы аппаратов была привлечена группа дизайнеров, члены которой сначала работали индивидуально — каждый из них дал свои рекомендации, а затем все предложения были обобщены и воплотились в новую форму.

Рис.18. Фотоаппарат Canon Dial 35

Рис.19. Фотоаппарат Canon EOS 5

3.1.2. Основные фирмы  производителя.

Фирма «Sony»

Фирма «Sony» — феномен промышленного дизайна. Основная линия деятельности фирмы было определена как новаторство в производстве новейших техноемких товаров. Толчком для резкого улучшения качества продукции послужило появление транзисторов, которые были созданы в Америке, но их промышленное освоение и массовое применение началось в Японии. В 1954 году был выпущен первый японский транзистор. Первый транзисторный приемник фирма освоила в 1955 году, а первый «карманный приемник» — в 1957 году «Рис.20». [1. 2 с. 194] 

Рис.20. Первый транзисторный радиоприемник

фирмы «Sony» TR-55

 

Основной принцип руководителей  фирмы и дизайнеров — идти от конечной функции изделия к исходной точке составления задания на проектирование. Например, когда создавали  карманный радиоприемник, думали о  том, что хорошо бы обеспечить условия  для одновременного прослушивания  передач и свободного передвижения в пространстве; личный стереопроигрыватель с наушниками появился, чтобы позволить человеку погрузиться в выбранную им автономную звуковую среду «Рис.21».

Информация о работе Дизайн и современная архитектура Японии