Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 16:22, реферат
Япония (по-японски Ниппон, Никон - страна восходящего Солнца) - государство, расположенное на островах Тихого океана вблизи побережья Восточной Азии. В составе территории Японии около 4 тыс. островов; главные из них - Хоккайдо, Хонсю и Сикоку, Кюсю. Связям между островами способствуют крупные инженерные сооружения (мосты, подводные тоннели). Площадь - 372,2 тыс. км2. Население -более 115 млн человек. Основные религии - синтоизм и буддизм. Синтоизм (от япон. синто -путь богов) - более древняя религия, в основе которой лежит культ божеств природы и предков. Буддизм, возникший в Древней Индии, проник в Японию в V веке. В IV веке началось проникновение в Японию через Нагасаки христианства. Островное положение обусловило особенности исторического развития Японии.
1. Дизайн Японии………………………………………………………………...3
1. 1. Общие сведения о стране и ее культуре………………………………...3
1. 2. Предпосылки развития дизайна и характеристика дизайна в Японии………………………………………………………….………..4
2. Архитектура Японии………………………………………………
2. 1. Особенности японской архитектуры…………………………………...7
2. 2 Персоналии. Основные произведения…………………………………..9
3. Промышленный дизайн Японии………………………………………….20
3. 1. Характеристика…………………… ……………………………..........20
3.1. 1 Фирма «Canon»; характеристика, персоналии, основные произведения …………………………………………………………………….21
3. 1. 2 Фирма «Sony»; характеристика, персоналии. Основные произведения……………………………………………………………………..22
3. 1. 3. Персоналии промышленного дизайна. Основные произведения...25
4. Графический дизайн. Промышленная графика………………………...31
4. 1. Характеристика………………………………………………………...31
4. 2. Японский плакат, персоналии, основные произведения…………….32
5 . Ландшафтный дизайн……………………………………………………...39
5. 1. Характеристика………………………………………………………....39
5. 2. Основные произведения: японский сад…………………………….....40
6. Дизайн одежды……………………………………………………………….45
6. 1. Особенности японского стиля в дизайне одежды……………….…...45
Библиографический список………………………………………………….51
Рис.21. Кассетный стереопроигрыватель «Walkman» фирмы «Sony»
Фирма «ГК»
Среди старейших независимых бюро широкого профиля своей высокой профессиональной репутацией выделяется бюро, первоначально называвшееся «Группа ГК», возглавляемое Кендзи Экуаном.
Традиционным заказчиком GK и на первом этапе, и многие годы спустя была фирма «Ямаха», для которой лично Экуаном и сотрудниками его фирмы выполнено немало разработок, в том числе мотоциклов, мотороллеров, мотосаней.
Новые тенденции в создании мотороллеров начала 1980-хгодов.
После периода популярности в послевоенные годы производство мотороллеов пережило глубокий спад. Только в начале 1980-х годов вновь возник интерес к этому средству передвижения. Вместе с дизайнерами фирм «Ямаха» и «Хонда» над новыми моделями работали Кендзи Экуан (с коллегами) и его учитель профессор Иватаро Койке.
В концепции фирмы «Ямаха» была поставлена задача в первую очередь добиться минимальных размеров и веса мотороллера, имея в виду не просто физическое уменьшение его габаритов, но создание образа машины, дающего ощущение полного слияния с ней водителя, абсолютной легкости и послушности в управлении.
Для японских мотороллеров тех лет характерно использование технических новшеств в сочетании с оригинальными пластическими и цветовыми решениями. Фирма «Хонда» в 1986 году выпустила мотороллеры «Спейси 125» и «Спейси 250» («sрасе» — «пространство», «космос») «Рис.22». Форма мотороллеров различных моделей рассматриваемых фирм могла быть обтекаемой, скульптурной или сухой, почти «рубленой», но и в том, и в другом случае мотороллеры напоминали технику из фантастических фильмов, имея «инопланетный» образ. Японская промышленность в те годы выпускала самые разнообразные мотороллеры: тяжелые, легкие, двух- и трехколесные различных конструкций, «молодежные» модели. Стали появляться модели с ветровыми стеклами и штатными багажными емкостями.
Рис. 22. Мотороллеры «Спейси 125» и «Спейси 250»
В большой степени благодаря компаниям «Sony», «Canon» и др. надпись «Made in Japan» стала своеобразным гарантом качества промышленной продукции. Развитие электронной промышленности и точного приборостроения, а за ними и успехи автомобилестроения, сделали название страны «Япония» своего рода брендом, признанным во всем мире. [1.2 с. 196]
3. 1. 3. Персоналии промышленного дизайна. Основные произведения
«Независимые» дизайнеры работали в собственных небольших бюро и, как правило, выполняли заказы широкого ассортимента (машины, приборы, мебель, светильники, посуда, упаковка и т.д.). В конце 1960-х годов их было порядка двух тысяч. Они сотрудничали как со средними производителями бытовых изделий, так и с крупными фирмами.
Сори Янаги
Родился Сори Янаги в 1915 году в Токио; его карьера как дизайнера началась вскоре после окончания художественной школы, когда Янаги был принят на работу в компанию дизайнера Шарлотты Перьян «Рис.18». В 1952 году Янаги основал собственную компанию и занялся разработками собственных моделей дизайна промышленных объектов, посуды и предметов обихода.
Рис.23. Сори Янаги
Среди наиболее известных творений Янаги — «стул-бабочка», ставший, по мнению всех критиков, идеальным сочетанием прикладной ценности и традиций японского дизайна «Рис.24». Табурет- стул «Бабочка» Янаги из двух свободно изогнутых деревянных листов поражает сочетанием фукциональности, технологичности и образности. Объекты, созданные Янаги, отличаются плавными линиями, простотой и при этом необычайным изяществом. Именно «стул-бабочка» сделал Янаги знаменитостью международного масштаба. Критики отмечали, что, сохраняя в своих разработках японский дух, дизайнер при этом создаёт «универсальные» объекты — понятные и подходящие человеку из любой точки мира. В 1954 году появилось другое известно произведение Янаги — «стол-слон» из пластмассы «Рис.25». Помимо мебели, он также разрабатывал дизайн ламп, детских игрушек, автомобилей.
Рис.24. «Стул-бабочка»
Рис.25. «Стол-слон»
Его творчество примечательно смелым использованием традиций многовекового ремесла в современных промышленных изделиях. Надо отметить удивительную свободу японских дизайнеров в проектировании мебели, в частности, всевозможных сидений. Не связанные со сложившимися на Западе схемами, они вносят даже в самые, казалось бы, прочно утвердившиеся во всем мире формы что-то свое, придавая мебели элементы одушевленности. [2. 6]
Кендзи Экуан
Среди старейших независимых бюро широкого профиля своей высокой профессиональной репутацией выделяется бюро, первоначально называвшееся «Группа ГК», возглавляемое Кендзи Экуаном.
рис. 26. Кендзи Экуан
Кендзи Экуан (род. в 1929) - крупный японский деятель дизайна, чье имя широко известно во всем мире. Почетные звания и общественные должности, занимаемые Экуаном, многочисленны, в их числе: президент Ассоциации японских дизайнеров, президент ИКСИДа (1976-1977), почетный доктор и член различных дизайнерских вузов и научно-исследовательских институтов ведущих стран мира. Он автор нескольких книг о дизайне, изданных в Японии и за ее рубежами, с 1957 года - глава фирмы, которая к началу 1990-х годов включала в себя 7 самостоятельных подразделений в Токио, Киото и Лос-Анджелесе.
Известность ему принесли разработки, выполненные по заказу фирмы «Ямаха» (мотоциклы, музыкальные инструменты), однако своеобразие им придает не столько формообразование — оно тщательно продумано, но вполне традиционно — сколько необычные для объектов такого типа колористические решения, методы демонстрации их потребителю. Гораздо более интересными представляются разработки, выполненные Кендзи Экуаном исключительно для японского потребителя. Тематика их варьируется от палочек для еды или бутылочек для соевого соуса — форма их почти канонична, но адаптирована к новейшим синтетическим материалам, из которых они изготовлены, до компактного городского автомобиля, но каждый из этих объектов отличается неповторимым национальным характером, органично вписывающимся в современную среду. (рис. 27.)
рис. 27. Дизайн бутылки для соевого соуса
Экуан утверждает, что в своем творчестве следует двум основным принципам. Первый проектный принцип – «меньшим – большее». Национальное кредо японского уклада жизни «маленький, но сильный» Экуан трансформировал в «сильный, потому что маленький». Применительно к дизайну это означает: минимальными средствами должны быть достигнуты максимально высокие технические и эстетические качества изделия, что и составит его особую «силу». Второй принцип — многофункциональность, которую он обозначает как «простота сложного» (или «сложная простота»). Большинство вещей в японском быте такими и являются — конструктивно простые, они отвечают широкой гамме функций. На этих принципах базируется все творчество Экуана.
Широ Курамата
Гениальный дизайнер, сочетающий в своем творчестве и восточное мировоззрение, и западный модернизм «Рис.28». С присущей ему тонкостью он соединяет вместе восточный минимализм и иронию, свойственную Западу. Автор нетрадиционного решения пространства, в котором доминируют эмоциональные тонкие нюансы ощущений.
рис. 28. Широ Курамата
Он обладал способностью создавать запоминающиеся формы, используя минимальные средства. Особым характером обладает и его упруго изогнувшийся комод со множеством ящичков, один из серии проектов мебели на основе «нестандартных форм». В 1980-х гг. Курамата участвовал в выставках группы «Мемфис», привнося в мебель и интерьеры привкус японской традиционности за счет проработки деталей и пропорций при сохранении экспрессивности форм. «Как высока луна» — кресло с таким поэтичным названием сделано из металлической сетки. (рис. 29.)
рис. 29. Кресло «Как высока луна»
Сетку Курамата использовал не только в мебели, но и при оформлении интерьеров, делая из нее колонны, перегородки, навесы. Никелированный металл, из которого выполнено кресло, мерцает, напоминая о бледном свете луны. При этом крупные, вполне традиционные пропорции, эластичность сетки гарантируют комфортность мебели. Курамата всегда стремился выйти за пределы материального мира, пытаясь сделать вещи невидимыми. Он неоднократно возвращался к созданию объектов, находящихся на грани материальности, где «материал становится светом, а вес становится воздухом». Вершиной этих поисков является его Стеклянный стул. Созданный в 1988 году, стул «Мисс Бланш» открывает новую эпоху в дизайне Курамата – эпоху открытия эстетического потенциала акрила, его сочетания с другими материалами, такими как алюминий и, в случае с «Мисс Бланш», пластиком, из которого сделаны розы «Рис.30». В дизайне этого стула во всей полноте воплотилось поэтическая природа творчества Курамата. Красные цветы любви, погруженные в акрил, являются прообразом вечности, постоянно текущей и постоянно напоминающей о прошедших временах и, в то же время, о постоянстве времени. [2. 5]
Рис.30. Кресло «Мисс Бланш»
4. Графический дизайн. Промышленная графика.
В конце XIX-начале XX века после открытия границ усилиями некоторых коллекционеров в Европе создается не просто интерес, а мода на японское искусство и все, имеющее японское происхождение. Стремительно развивается обмен культурными ценностями и товарами. Торговля немыслима без этикеток, упаковки, а те, в свою очередь, без товарных знаков. В тот период в японском языке вместе с другими европейскими заимствованиями появилось слово «рабэ-ру» (от голландского лейбл — товарный знак). По словам исследователя японской промышленной графики Сурио Татаки: «Тело», «суть» знака хорошо передает аромат эпохи». В массовом европейском сознании быстро сложились определенные стереотипы, ассоциирующиеся с Японией. Такими образами-символами оказались ветка сакуры, ирис, веер, волна, а также персонажи классической гравюры — грозные самураи и скромные красавицы, мудрые старички и хитрые крестьяне. Эти легко узнаваемые мотивы стали обязательными элементами этикеток, упаковки, рекламных материалов для товаров из Японии. Еще одной характерной чертой было использование в промографике одновременно иероглифов и надписей латинским шрифтом, которые порой составляли самобытные орнаменты. Дизайн-графика Японии конца XX века в лучших своих образцах избавилась от эклектики начала века и отошла от смешения стилистик 20-30-летней давности. Национальная черта — стремление к сдержанности, лаконичности формы, без многочисленных излишних в смысловом и композиционном отношении элементов. Современные японские товарные знаки в основной своей массе (конец XX века) являются самобытными произведениями графического дизайна, легко узнаваемыми на фоне знаков других стран. [1. 2 с. 202]
Японский плакат, как его узнали в мире во второй половине XX века, также явился продолжением многовековых национальных традиций изобразительной культуры, для которой свойственны минималистская простота решений, идеальное равновесие всех элементов композиции, четкая и недвусмысленная смысловая нагрузка. В последние десятилетия прошлого века японский плакат стал все больше «впитывать» типичные черты массовой рекламной графики Америки и Европы. [1. 2. с.203]
Дизайнера Танадори Йоку в Японии знают все. Творчество этого гения стиля pop-art уже более 40 лет находится на пике популярности. Его яркие, многозначные, полные необычного юмора и интриги работы не теряют актуальности с 1960-х годов. Именно в этот период Йоку совершил настоящий прорыв в графическом дизайне Японии, решительно отойдя от бытовавшего в те времена модернистского стиля. И если Икко Танака прославился своими работами, основанными на мотивах японской жизни и искусства, то Йоку всегда предпочитал западную символику. Однако полностью отойти от влияния японской культуры ему так и не удалось: все произведения дизайнера поражают тем, что изображения привычных на первый взгляд объектов, собранные воедино, придают работам совершенно новый контекст и смысл.
рис. 31. Таданори Йоко
Визитная карточка Йоку — постеры, созданию которых он уделял больше всего внимания. Отличительными чертами постеров Йоку всегда были красочные цвета, смелые элементы фотомонтажа и различные персонажи японской и западной культуры. На очень многих постерах неизменно присутствовало стилизованное изображение восходящего солнца, которое дизайнер использовал в качестве фона. Йоку проявил себя во всех возможных направлениях и жанрах графического дизайна. Он создавал обложки для пластинок известных рок-исполнителей, обложки для известнейших журналов и многое другое. Он даже разработал дизайн пояса для борьбы Сумо. Хотя многие считают Йоку королем современного японского стиля pop-art, его работы можно отнести к жанру современного экспрессионизма. Все они таят в себе частицу души дизайнера, а его характер просматривается в любом дизайнерском исполнении, будь то постер или обложка для пластинки, и это не удивительно: Йоку был с детства погружен в мир возвышенного и духовного. «Рис.32».
Рис.32. Плакаты Танадори Йоку
Хиромура Масааки