Зарождение театрального творчества на марийской земле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 17:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучение марийского театрального искусства в первой половине 20-го века. Гипотеза исследования – каждая историческая эпоха рельефно выражается в творческой деятельности режиссера национального театра.
Для выполнения цели были поставлены следующие задачи:
1.Изучить существующую литературу по заявленной теме.
2. Рассмотреть деятельность передвижного театра как предшественника профессионального искусства.
3. Исследовать деятельность творческих ведущих режиссеров, определивших развитие театрального искусства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………………3
1. Зарождение театрального творчества на марийской земле…………………………….6
1.1. И.Т.Беляев – режиссер передвижного театра………………………………………….8
1.2. Шкетан как режиссер Марийского национального театра……………………….9
2. Становление профессионального театрального искусства народа мари………..12
2.1. Творчество: Н.И.Календера, Н.Д.Станиславского…………………………………..12
2.2. А.И.Маюк-Егоров – первый режиссер из мари………………………………………..14
2.3. Творчество: Г.И.Иосселиани, Г.И.Крыжицкого……………………………………….16
3. Марийское театральное искусство середины 20 –го века………………………………19
Заключение……………………………………………………………………………………………………..25
Список использованной литературы…………………………………………………………………27

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая театр.docx

— 45.10 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………………3

1. Зарождение театрального  творчества на марийской земле…………………………….6

    1.1. И.Т.Беляев –  режиссер передвижного театра………………………………………….8

    1.2. Шкетан как режиссер Марийского национального театра……………………….9

2. Становление профессионального  театрального искусства народа  мари………..12

    2.1. Творчество: Н.И.Календера, Н.Д.Станиславского…………………………………..12

    2.2. А.И.Маюк-Егоров – первый режиссер из мари………………………………………..14

    2.3. Творчество: Г.И.Иосселиани, Г.И.Крыжицкого……………………………………….16

3. Марийское театральное  искусство середины 20 –го века………………………………19

Заключение……………………………………………………………………………………………………..25

Список использованной литературы…………………………………………………………………27

Приложения…………………………………………………………………………………………………….28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

  Театр – это мысли свободный полет, 
Театр - здесь фантазия щедро цветет. 
В театре сердец расплавляется лед. 
И чудо рождается здесь 
                                с третьим звонком. 
 
Театр - здесь искусства в едино сплелись. 
Театр - здесь мечта и реальность слились. 
Театр - здесь все помыслы тянутся ввысь. 
И чудо рождается здесь 
                                 с третьим звонком. 
 
Театр - и работа, и дом, где живем, 
Театр - здесь себя до конца отдаем. 
В театре родимся, в театре умрем. 
Ведь чудо рождается здесь 
                                 с третьим звонком.

Владимир Миодушевский 

 
   «Грустно писать исследование о таком племени, как черемисы. Печально настоящее этой народности, печально прошедшее и еще печальнее будущее. До настоящего времени, а может быть, и до конца существования этого племени, что очень вероятно, - одна только непроглядная темь беспробудной ночи, и впереди не сияет спасительный луч зари новой жизни» - писал в конце прошлого столетия доктор медицины  М.Ф.Кандаратский. Прошли десятилетия – срок очень небольшой для истории – бывший «медвежий угол», как называли  прежде Марийский край, неузнаваемо изменился. Ныне марийский народ в семье равноправных, свободных народов нашей многонациональной страны успешно вносит свой посильный вклад в общую сокровищницу человеческой культуры [4].

    Зарождение и развитие марийского театра неразрывно связано с освоением наследия устно-поэтического народного творчества (сказок, песен, преданий, бытовых, календарных и трудовых обрядов и народных игр и т.д.), а также традиций русского театрального искусства [5].

    Давно назрело время исследовать и обобщить опыт работы марийских театров, лучшие произведения которых ныне становятся достоянием не только своей национальной культуры, но и культуры общероссийской, а, то и мировой.

   Актуальность данной темы в том, что до сегодняшнего времени нет   театроведческих обобщающих исследований об истории национального театра. Это наследие культуры народа мари вызывает в наши дни все возрастающий интерес.

   Данная работа основана  на трудах таких исследователей, как Мария Георгина «Марийский  драматический театр» (монография), Зайниев Гельсий Зайниевич «Зеркало жизни», Наталия Ивановна Кульбаева «Артисты Марийского театра», Сергей Николаевич Николаев и Василий Александрович Пектеев «Зеркало души марийской», А. Иванов «Марийская драматургия», С.В. Николаев «Мы – наследники Шкетана». Мы также использовали различные статьи, воспоминания, интернет - ресурсы.

   Объектом исследования является Марийское театральное творчество в первой половине 20- го века. 
    Предмет исследования – режиссерское искусство в деятельности \Марийского Национального театра в первой половине 20-го века.

   Цель курсовой работы – изучение марийского театрального искусства в первой половине 20-го века. Гипотеза исследования – каждая историческая эпоха рельефно выражается в творческой деятельности режиссера национального театра.

 Для выполнения  цели были поставлены следующие задачи:

1.Изучить существующую литературу по заявленной теме.

2. Рассмотреть деятельность передвижного  театра как предшественника профессионального  искусства. 

3. Исследовать деятельность творческих  ведущих режиссеров, определивших  развитие театрального искусства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Зарождение театрального творчества на марийской земле

   Возникновение и развитие марийского театрального искусства связано с пробуждением национального самосознания народа в начале 20-го века.

    Авторы  первых оригинальных драматургических  произведений С. Чавайн и Г. Микай были демократически настроенными общественными деятелями, принимавшими непосредственное участие в просвещении масс в революционную эпоху как народные учителя. Как общественные деятели, вышедшие из крестьян, хорошо знали думы и чаяния родного народа.

   Театральное  искусство народа мари корнями  уходит в устно-поэтическое народное  творчество: песни, легенды, сказания, сказки, прибаутки. Разыгрывали остроумные  сценки, превращая в яркие, театрализованные  представления свои праздники,  где органически сливались христианские  и языческие обряды. С особой  тщательностью соблюдались свадебные  и поминальные обряды. В народных  сценах, связанные с трудовым  процессом и бытом марийского  народа, еще почти не было элементов  подлинного театрального искусства.  Но именно они впоследствии  вошли в произведения марийских  драматургов и ставились на  сценах драматических кружков  и марийского передвижного театра.

    Первые  марийские пьесы, поставленные  в кружках художественной самодеятельности, написаны в традициях народных  театральных представлений, что  давало возможность их исполнителям  импровизировать на тему, данную  драматургом [2].

    Очень  близки народным представлениям  первые оригинальные комедии  марийских писателей «Кайык лудо» («Дикая утка») С.Чавайна и «Суд» Г.Микая (1910-1912 годах), но они были тогда единственными и не могли стать основой для возникновения марийской драматургии. Условия для возникновения драматического искусства марийского народа были созданы только после Великой Октябрьской социалистической революции. Широкое развитие получает самодеятельное театральное творчество, созданию которого способствует рост сети советских культурно-просветительских учреждений.

    Следует  подчеркнуть особую роль народных  домов в развитии самодеятельных  драматических кружков. Драмкружок  Мари-Ошламучашской школы первой ступени, организованный учителями И.Беляевым и А.Белковым, становится базой будущего передвижного марийского театра, руководимого И.Беляевым.

    На  первом этапе развития марийской  культуры и литературы большое  значение имело созданное в  1918 году издательство Центрального  отдела Наркомнаца в Казани. Здесь в 1919 году впервые были изданы оригинальные и переводные пьесы на марийском языке. Из них сохранились: «Тулык удыр»(«Сиротка»), «Поран»(«Метель») А.Конакова, «Тупела илыш»(«Жизнь наизнанку») И.Беляева и А.Белкова,  «Войнашке»(«На войну»), «Закон шумлык»(«Из-за закона»), «Кок поп»(«Два попа») И.Борисова, «Ко вуйнамат?»(«Кто виноват?») В.Мухина, «Мужедше» («Ворожея») П.Глезденева. Во всех этих пьесах нет еще художественного обобщения фактов жизни и типизации характеров.

    Днем  рождения Марийского театра принято  считать 29 ноября 1919 г.  В этот  день на суд жителей д. Сенькино  была вынесена первая работа  театра – спектакль по пьесе  Тыныша Осыпа(И.А.Борисова) «Закон шумлык»(«Из-за закона»), который прошел с большим успехом. Этот день и вошел в историю как день основания марийского национального театра.

     Любительский характер передвижного  марийского театра сказался также  в его репертуаре, который состоял  из пьес, написанных на скорую  руку работниками театра или начинающими писателями. Чтобы разнообразить репертуар была поставлена комедия Л.Толстого «От ней все качества» в поэтическом переложении на марийский язык Н.Мухина. Это первая переводная пьеса на сцене передвижного марийского театра.

1.1. И.Т.Беляев – режиссер передвижного театра

    Назначенный  главным режиссером передвижного театра И.Т.Беляев прежде всего начал принимать меры по повышению профессионального и общеобразовательного уровня актеров. С самого начала своей работы марийский передвижной театр испытывал материальные трудности. Передвижной театр работал и исполнял роль политического агитатора в массах.

    Марийский  передвижной театр успел приобрести  широкую популярность, его спектакли  шли при переполненных залах,  с пением революционных и народных  песен, с митингами, где участники  призывали зрителей к активной  поддержке мероприятий Советской  власти. Передвижной театр активно  содействовал мероприятиям молодого  советского государства, разоблачал  реакционную деятельность кулаков  и церковников, вызывая ярость  и ненависть классовых врагов, распространял идеи коммунизма  и коллективизма. Произведения, ставившиеся  в те годы: С.Чавайн «Автономия», «Шем пыл шула, кече лектеш» («Черные тучи расходятся, солнце всходит»), И.Борисов «Ончыкылык илыш» («Жизнь в будущем»). Были переведены «Ревизор» Н.Гоголя, «Не все коту масленница» А.Островского и др. пьесы.

   В начале 1921 года И.Беляев  серьезно заболел, и работать  в театре не мог. Вскоре с  учебы на Московских театральных  курсах возвратился А.Якаев, он был назначен режиссером марийского театра.

1.2. Шкетан как режиссер Марийского национального театра

    Двадцатые  годы – это голодные годы. С  большим трудом труппа проработала  с осени 1921 до весны1922 года. В  мае 1922 года марийский передвижной  театр был снят с государственного  бюджета и переведен на положение  любительского самодеятельного  кружка. Но это было временным,  вынужденным мероприятием. Началось  активное движение культурных  и общественных деятелей Маробласти за восстановление театра. Особенно много сделал для этого М.Шкетан (Я.П.Майоров, 1898-1937). Он ставил спектакли, играл в них, был пропагандистом и организатором театрального дела. Во многом благодаря его усилиям в августе 1922г. Передвижной театр вновь был взят на государственное финансирование.

    М.Шкетан ставит своей задачей с первых дней работы создать на сцене типические социальные характеры, раскрывающие борьбу за переустройство жизни на новой основе. Деятельность М.Шкетана в театре была разносторонней: он выступал как драматург, актер, режиссер и театральный критик. В 1923-25 годах он играл все основные роли в своих пьесах.  

    В  эти годы М.Шкетан написал и осуществил постановку ряда пьес, ставших впоследствии классикой национальной драматургии, среди них драмы «Сардай»(1922), «Ачийжат-авийжат»(«Эх, родители!»1923) и комедии «Ормыж»(«Одержимый»), «Важык вуян йыдал»(«Кривоносый лапоть»). Драма «Сардай» была значительным шагом вперед в истории марийской драматургии и театра на пути к реализму. Как писатель и режиссер М.Шкетан искал и нашел новые приемы изображения характеров людей. Он стремился показать сложность и противоречивость человеческого характера, отойти от схематического и одностороннего изображения отрицательного героя. В пьесе М.Шкетану удается достичь философского и художественного обобщения.

    В  актерской и режиссерской работе  М.Шкетан руководствовался тогда одним принципом «как в жизни», это в некоторых случаях приводило к натурализму в изображении характеров и обстоятельств.

В 1925 году Шкетан назначается редактором журнала «Арлан ден Кестен» («Хомяк и Кистень») и уходит из театра.

    Немалую  роль сыграл в двадцатых годах  Никита Алексеевич Смирнов(1897-1962), пришедший в театр в 1920 году. В 1923-26 годах он замещал в  нем то - директора, то - режиссера, одновременно выступая на сцене как актер. В основном Н.Смирнов занимался музыкальным оформлением спектаклей.

    Состав  труппы Передвижного театра постоянно  менялся, но со временем сформировалась  группа актеров, составивших творческую  основу театра, в их число вошли  У.В.Бабушкина, Ф.А.Короткова, В.И.Речкина, А.Г.Савинов, Н.В.Смирнов, Е.П.Смирнова, Т.И.Соколов, П.С.Стекольщиков-Тойдемар, А.Г.Страусова и другие.

  Марийский театр возник как идеологическое учреждение, с первых дней существования находящееся в гуще борьбы старого и нового укладов жизни. Инициаторами и организаторами его были такие видные общественные и государственные деятели Марийской области, как Л.Мендиаров, В.Мухин, А.Кедрова, писатели М.Шкетан, С.Чавайн, Н.Мухин, А.Конаков, Тыныш Осып, многие учителя школ. Первые артисты были выходцами из беднейшей части марийского крестьянства, пробужденного к активной жизни Великой Октябрьской социалистической революции. Все они включились в борьбу против темноты и невежества, стремились приобщить родной народ к знаниям и культуре через сценическое искусство. Создание марийского театра являлось частью большой идеологической работы, проводимой областной партийной организацией в народных массах. С этой точки зрения оценивалась его работа на всех этапах развития Марийской республики, и определялось место марийского театра в жизни народа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Становление  профессионального театрального  искусства народа мари

   Историю  марийского театрального искусства  условно можно разделить на  два периода: любительский (передвижной  1919-1929гг) и профессиональный, который  начался в 1929г., продолжается по  настоящее время и имеет свою  периодизацию.

   Второй  период обусловлен началом подготовки  в республике профессиональных  актерских кадров. 23 октября 1929г.  состоялся первый выпуск Марийской  студии музыкально-драматического  искусства. Художественным руководителем  студии был режиссер Н.И.Календер. 18 человек, получив квалификацию актера драмы, составили костяк созданного в октябре 1929г. Марийского государственного драматического театра. Среди первых профессиональных марийских актеров следует назвать П.Конакова, А.Мамуткина, П.Мусаеву, В.Речкину, А.Родионову, Е.Рыбакову, П.Смирнову, Т.Соколова, М.Сорокина, А.Страусову, П.Тойдемара, А.Филиппову, В.Якшова, а также А. Маюк-Егорова, ставшего позднее первым режиссером из мари [5].

Информация о работе Зарождение театрального творчества на марийской земле