Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 16:41, реферат
Философия искусства – отрасль философии, которая исследует сущность и смысл искусства на основе науки об искусстве, литературе, музыке, учитывая при этом функции искусства внутри культуры и всей сферы ценностей. Философия искусства распадается на две основные области:
объяснение видов искусства и методов художественного изображения и действия.
изучение отношений искусства к этике, религии, метафизике и мировоззрению.
Введение………………………………………………………………………….2
Понятие искусства………………………………………………………….3
1.1. Структура явления искусства…………………………………………..4
1.2. Диалектика искусства…………………………………………………..5
1.3. Жертвенность искусства………………………………………………..5
2. Эволюция искусства………………………………………………………...7
2.1. Первобытное искусство…………………………………………………7
2.2. Древнее искусство………………………………………………………9
2.3. Дальнейшие взгляды……………………………………………………10
2.4. Современное искусство………………………………………………...11
3. Значение искусства………………………………………………………..12
3.1. Функции искусства……………………………………………………..13
4. Заключение…………………………………………………………………..15
Литература……………………………………………
1.1. Структура явления искусства…………………………………………..4
1.2. Диалектика искусства…………………………………………………..
1.3. Жертвенность искусства………………………………………………..5
2. Эволюция искусства………………………………
2.1. Первобытное искусство…………………………………………………7
2.2. Древнее искусство…………………………………
2.3. Дальнейшие взгляды……………………………………………………10
2.4. Современное искусство………………………
3. Значение искусства………………………………………………………
3.1. Функции искусства…………………………………
4. Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Философия – это наука о всеобщем, соответственно, результатом анализа всякого явления является обнаружение всеобщего. Поэтому философский анализ явления искусства призван выявить исходные основания данного явления в общественной жизни. Необходимость выделения всеобщих свойств заключается в понимании явления. Понимание – это знание общего и того, как это общее определяет бытие вещи.
Философия искусства – отрасль философии, которая исследует сущность и смысл искусства на основе науки об искусстве, литературе, музыке, учитывая при этом функции искусства внутри культуры и всей сферы ценностей. Философия искусства распадается на две основные области:
1. Понятие искусства.
Искусство – творческая
деятельность, в процессе которой
создаются художественные образы, отражающие
действительность и воплощающие
эстетическое отношение к ней
человека. Существуют различные виды
искусства, отличающиеся особой структурой
художественного образа. Одни из них
прямо изображают явления жизни
(живопись, скульптура, графика, художественная
литература, театр, кино). Другие же выражают
порождаемое этими явлениями
идейно-эмоциональное
Искусство – первоначальное
Искусство – это форма
отражения действительности в сознании
человека в художественных образах.
Отражая окружающий мир, искусство
помогает людям познавать его, служит
могучим средством
Разнообразие явлений и
Важнейшая особенность искусства
состоит в том, что оно в
отличие от науки отражает действительность
не в понятиях, а в конкретной,
чувственно воспринимаемой форме –
в форме типических художественных
образов. Создавая художественный образ,
выявляя общие существенные черты
действительности, художник передает
эти черты через
Искусство принципиально отличается от всех иных отраслей культуры, например, от науки: искусство направлено на синтез субъекта и объекта, наука — на объект; основной метод искусства — понимание, науки — анализ; источник искусства — интуиция, в науке главную роль играет дискурсивное мышление. Основной нерв искусства — любовь, человечность; наука равнодушна. Искусство имеет личностное отношение к бытию, наука безлична. Поэтому ни одно научное открытие само по себе не страшно власть имущим, в отличие от истинного произведения искусства. Искусство менее рационалистично и потому более понятно, оно всегда отталкивается от реальных конкретных событий, которые не менее важны и интересны, чем мысли, и составляют основу мышления. Сила произведения искусства в том, что оно поднимается к вершинам обобщений.
Искусство — способ творческой деятельности, в максимальной степени соответствующий целостной природе человека, и потому искусству принадлежит великая роль преодоления расщепления. Современные попытки синтеза искусства с наукой, как и попытки синтеза искусства с религией в средние века, весьма полезны, поскольку с их помощью до уровня искусства поднимается все творческое, что есть в науке и религии. Синтез искусства и философии присутствует во всех выдающихся произведениях.
Специфичность произведения искусства как особого духовного мира осложняет его связи с жизнью. Выдающиеся художники всегда чувствовали это. В свое время итальянский кинорежиссер М. Антониони заявил, что искусство не может влиять на общественную жизнь, по-видимому, хорошо понимая, что у культуры своя внутренняя жизнь, она развивается по своим законам, и влияние, например, искусства на политику невелико. Утилитарное направление в искусстве никогда не поднимется выше схемы, тогда как сторонники «искусства для искусства», если верны подлинному призванию — творению живого духовного мира, — создадут нечто выходящее по значению за рамки «чистого искусства».
Искусство отличается от эмпирической жизни — оно способно проникать в тайники души, изображать нереализованные возможности. Оно отражает жизнь в диалектическом сочетании действительного и возможного. Чтобы что-то создать, надо на время отрешиться от себя. Чтобы копить впечатления, надо быть собой, чувствовать, думать, мечтать. Что же касается творческого настроения, переходящего в горение и перевоплощение, то оно бывает, по-видимому, у каждого, но не каждый способен использовать его в полной мере
1.1. Структура явления искусства.
которой возвышается
процесс.
3) Не сознание людей
определяет их бытие, а
противоречие с отражением
изменением общественного
Диалектика – наука о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления и основанных на этом методов познания и преобразования окружающего мира. Предметом диалектики является развитие, объектом – природа, общество, мышление.
Искусство, как форма отражения, объединяет в себе идеальное и материальное, субъективное и объективное. Формы искусства являют собой формы вещей, каковы они в сознании или каковы они сами по себе. Таким образом рассматривается соответствие материального и идеального.
Единичные вещи – есть суть, всеобщая материя всех искусств. Воспроизводящая форма искусства изображает особенное частное во всеобщем.
Так как исходным процессом познания является живое созерцание, абстрактное мышление, оперирование вещами в соответствии с понятиями, то это суть диалектического познания. И она же суть искусства. Именно поэтому искусство – это способ познания окружающего мира.
Афоризм «искусство требует жертв» настолько самоочевиден, что, кажется, никогда не оспаривался. В искусстве жертва играет такую же роль, как в мистике, подтверждая, что в культуре вцелом жертва — есть двигатель жизни. В отличие от мистических обрядов в искусстве жертвой является сам творец. Идея жертвы близка художникам, и сами они очень часто становились жертвами власти, толпы, своего искусства. Причина конфликта в том, что творец, уходя в сферу культуры от мирских практических взаимоотношений, всегда оказывается в одиночестве. И, как правило, он хорошо себе представляет, на что идет, и таким образом его жертва добровольна. Тот огонь, который он чувствует в своей груди, и призвание, которое в себе ощущает, не дают ему права свернуть с пути.
«Пока не требует поэта к священной жертве Аполлон, в заботы суетного света он малодушно погружен». Здесь слово «жертва» можно понимать буквально, и сам Пушкин тому пример. Деятель культуры в столкновении с жизнью выполняет роль жертвы, но это не значит, что он проигрывает. Благодаря телесной жертве он побеждает как творец, культура же тем семым одерживает победу. Наступает момент, когда Аполлон требует поэта к священной жертве, и поэт сознательно кладет свое сердце на алтарь культуры. В основе искусства лежит жертвенная любовь к миру.
Творец живет в двух мирах — мире духовной культуры и мире материальной жизни, и имеет две природы — творческую и потребительскую, противоречие между которыми разрешает жертвенная смерть. Искусство «понимает» значение жертвы. «Мать, мать! На крови твоего сына созидается храм будущего — раскрой же мне сердце твоей чудесной властью и благослови на смерть, — восклицает герой Л .Н. Андреева. Строки: «Жить для себя возможно только в мире, но умереть возможно для других» принадлежат Н.А. Некрасову, воспевшему жертвенность.
Так мы приходим к глубинному пониманию: художник жертвует, чтобы жило искусство. Стихи и романы — содержание искусства, жертва — ее энергия. Это та «энергия сожжения», из которой созидается пламя духа «Поэтому Достоевский хвалил свою каторгу, а Толстой просил Леонтьева поскорее написать на него донос.
И в XX в., когда из всех искусств важнейшим стало кино, гениальный режиссер А.Тарковский назвал свой лучший фильм «Жертвоприношение». С обывательской точки зрения поступок героя, сжегшего собственный дом, — сумасшествие. С точки зрения изначальной жертвенности искусства — это жертва в чистом виде, возвращение к той жертве, с которой началось искусство.
Искусство появилось еще на заре человеческого общества. Оно возникло в процессе труда, практической деятельности людей. На первых порах искусство непосредственно переплеталось с их трудовой деятельностью. Свою связь с материальной, производственной деятельностью, хотя и более опосредствованную, оно сохранило и по сей день.В процессе труда у людей развивались эстетические чувства и потребности, понимание ими прекрасного в действительности и в искусстве. Духовную культуру можно разделить на видимую и невидимую. К последней относится мистика. Искусство — начало видимой духовной культуры. В своем происхождении это ни что иное, как объективизация мистики. При зарождении искусство интенсивно мистично, потом все дальше отходит от мистики, но никогда окончательно.[2].
Причина возникновения искусства в ранние времена видится многими исследователями в том, что искусство — это подражание природе, которое было сильно развито в первобытном человеке. Как отмечал Д. Вико, «люди детского мира были по природе возвышенными Поэтами» (Вико Д. Основания новой науки об общей природе наций. М: Киев, 1994. С. 84). И чуть ниже: «детский мир состоял из поэтических наций, так как поэзия — не что иное, как Подражание» (Там же. С. 88). Здесь искусство возводится к начальным этапам культуры на том основании, что для него имеет большое значение подражание. Люди способны на подражание в высшей степени. Но почему эта способность именно в данное время привела к искусству? Чтобы иметь то, что запрещено после введения частной собственности, отвечает Б.Ф. Поршнев. За отождествление же образа и вещи ответственна мистика. Таким образом, каждая последующая отрасль вырастает из предыдущей и потребностей среды.