Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 10:48, курсовая работа
Актуальность темы исследования: Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путем к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками. Существующая же необходимость в рациональном построении, организации и применения ее в процессе обучения и воспитания требует более тщательного и детального ее изучения.
Игра – это уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина. Ни в одном из видов своей деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических и интеллектуальных ресурсов, как в игре. Именно поэтому она взята на вооружение в системе профессиональной подготовки людей, именно поэтому игра расширяет свои принципы, вторгаясь в ранее непредсказуемые сферы человеческой жизни.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТРАДИЦИОННОЙ ИГРЫ
1.1. Игра как вид человеческой деятельности……………………………. 5
1.2. Классификация народных игр
ГЛАВА II. ЗНАЧЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ
2.1. Народная игра в системе этнопедагогики
2.2. Игровые формы народной праздничной культуры
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Согласно теории, разработанной Д. Элькониным, детские игры можно разделить на следующие группы:
Также детские игры можно разделить на следующие виды:
И. Шангина, современный исследователь народной культуры, предлагает классифицировать народные игры по следующей схеме:
Таким образом, мы видим, что виды, типы, формы игр многообразны, как многообразна сама жизнь, которую эти игры отражают.
ГЛАВА II. ЗНАЧЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ
2.1. Народная игра в системе этнопедагогики
Важнейшей стороной игровой культуры является утвердившееся в народе традиционное отношение к игре как к средству развития и воспитания человека. У каждого народа сложилась и действует своя народная педагогика игры, объединяющая вековой опыт, знания, мысли о применении игры is воспитании. Наши предки прекрасно понимали, что именно игры, игрушки закрепляют навыки (отсюда – мальчишеские сабли и девичьи куклы), дают толчок к дальнейшему развитию характера, склада ума и будущего призвания.
Вообще сам термин «народная педагогика» введен в практику К.Д. Ушинским, а смысл его уточнил Г. Виноградов: это есть «представления, взгляды на жизнь, на воспитание и обучение появляющихся новых поколений, известные цели и задачи воспитания и обучения их, известные средства и пути воздействия на новые поколения».
Мир детства невозможно представить себе без игры, которая является ведущей формой деятельности ребенка. Народные игры присутствовали в жизни детей всех сословий, от крестьянства до дворянства.
Детская народная культура, в том числе культура детской игры, возникла и развивалась в среде культуры взрослых. С одной стороны, детский быт и фольклор всегда были связаны с бытом и фольклором взрослых, а с другой – дети удерживали в своей культуре то, что уходило из обихода взрослых в силу изменившихся обстоятельств, но оставалось притягательным для младших поколений.
Одно из главных положений русской народной педагогики – осмысление детства, как времени игры, а игры – как средства подготовки к будущей жизни.
Ребенок до семи лет в русской деревне воспитывался весьма своеобразно. Считалось, что он – существо глупое, неразумное, и учить его – просто не имеет смысла. Но при этом ребенка ненавязчиво приучали к мысли, что ему прилетел в жизни много трудиться. Взрослые внушали, что труд – это радость и удовольствие. И это вкладывалось в ребенка через своеобразную игру «в труд», а также поощрением любого желания ребенка включиться в работу. К примеру, отец играл с малышом «в охоту», мать поощряла стремление ребенка проявить заботу о домашних животных, бабушка помогала возиться с пряжей и т.д.
Взаимоотношения детей и родителей строились на любви и ласке. Детей никогда не наказывали, ибо считалось это делом бесполезным: учи - не учи, толку не будет. Поэтому детям разрешалось очень многое, что удивляло иностранцев, например.
Главным занятием ребенка до семи лет была игра, она составляла основную форму его бытия, заполняла всю его жизнь, в игре реализовывались стоящие перед этим возрастом задачи физического и психического развития.
Через игру дети обучались бегу, тренировали память, внимание, приобретали навыки общения, знакомились с новыми понятиями, получали информацию о мире, его радостях и горестях.
Игры детей разных возрастов отличались, что объяснялось естественным развитием ребенка.
С ребенком грудного возраста играли мамушки и нянюшки, устанавливая с ним прежде всего эмоциональный контакт.
С двух-трехлетними – играли старшие девочки – «пестуньи», «няньки». Главной целью этих игр было – позабавить малыша.
В четыре-пять лет ребенок начинал играть в игры-ловишки, где основной задачей было формирование физических качеств ребенка.
Позже игры усложнялись, в них начинали превалировать жесткие правила, которые были обязательны к исполнению. Отрочество, и даже юность были пронизаны игрой.
В условиях
традиционной игровой культуры обеспечивалось
воспроизводство игровых
В играх проявлялись и формировались определенные ценностные ориентации, типы групповой дисциплины, коллективного поведения. Игровая культура, как подчеркивает В. Григорьев, «укрепляла внутриобщинные и впутриэтнические связи».
Народная игра всегда была важнейшей школой жизни, ведь нет такого качества человека, которое бы не развивалось в народной игре: воображение, фантазия, логика, интуиция – все это развивалось в первые годы жизни. В более позднем возрасте, в коллективных играх, в ребенке формировались чувства ответственности и коллективизма. Игры всегда воспитывали мыслительную активность, ибо играя, нужно действовать живо, энергично, осмысленно и целеустремленно. Неукоснительное соблюдение правил учило ребенка гражданственности, – ибо сначала чтят законы игры, а потом – и законы государства.
Необходимость использования
богатейшего педагогического
Народные подвижные игры
являются неотъемлемой частью эмоционального,
художественного, физического воспитания
дошкольников. У детей, благодаря
этим играм, формируются устойчивый
интерес к культуре родной страны
и стран мира, создается эмоционально-
Народные подвижные игры требуют от детей проявления физических качеств: быстроты, ловкости, силы, гибкости, выносливости, но вместе с тем несут в себе существенный информационный заряд, знакомят играющих с образом жизни того или иного народа, с его природным, вещественным окружением. В них отражаются полузабытые народные обычаи, заклинания, утратившие свое первоначальное значение, ритуалы, верования, культурные традиции и т.д.
Приоритет педагогического аспекта, при этнопедагогическом изучении игр усиливает и то, что к изучению привлечены школьники. Там же, где приходится иметь дело с детьми, необходим учет психолого-педагогических условий и требований. Школьники способны лишь к частичному участию в коллективном исследовании, возглавляемом и контролируемом специалистами. Распределив участки работы, коллектив может охватить изучаемый объект достаточно полно. В коллективе создается дух соревнования, увлекающие ребят веселые игровые формы работы («разведка» игр, «наблюдательные посты», «рейды», «аукционы игр» и др.), хорошо соответствующие их возрастным потребностям и возможностям и в то же время наиболее адекватные объекту изучения – игре.
2.2. Игровые формы народной праздничной культуры
Основой традиционных праздников являются обряды, ритуалы, которые невозможны без игрового элемента. Поэтому игры были неотъемлемой частью праздников, каждый из которых имел свои атрибуты, свои песни и словесные формулы, но их объединяло и много общего. Так, практически все народные праздники включали в себя молебен и крестный ход, уличное гуляние и катание на лошадях, длительные трапезы с обилием еды, а также пляски и игры.
К празднику русские люди относились с большим уважением. Почитали за грех работу в этот день, проводили его в праздности. По заранее к этому приготовившись: убрав и выбелив дом, вычистив все углы и выстирав половики и занавески, приготовив хмельное и съестное. Вот, сделав все эти приготовления, предки наши надевали на себя лучшие одежды и выходили на улицу – других посмотреть и себя показать. Праздник сближал людей, давал им чувство уверенности, позволял выразить себя творчески, показать свою удаль. Праздник, помимо всего прочего, помогал молодым людям открыто знакомиться, присматриваться друг к другу под строгим и взыскательным присмотром стариков.
Праздник – временной отрезок, свободный от труда и повседневных будней, ознаменованный отправлением различных событий личной или общественной жизни.
Все праздники имеют единую многоступенчатую последовательность, так как справляются из года в год, из века в век в определенном порядке и делятся на главные, великие, малые и полупраздники.
Следовательно – праздник – это значительный общественный акт, который является важной первичной формой человеческой культуры.
В свою очередь, обряд – совокупность утвердившихся в народе условно-символических традиционных действий, сопровождающих важные моменты личной жизни и производственной деятельности человека. В словаре русского языка «обряд» трактуется как ритуал, церемония, совокупность основных традиционных действий, лишенных непосредственной практической целесообразности, но служащих символом определенных социальных отношений.
Все праздники, обычаи и обряды принято делить на следующие две группы:
Праздничный народный календарь имеет круговой цикл, и начинается с зимнего солнцеворота, когда «хоть на воробьиный скок, по прибывает денек», – 25 декабря. По старому календарю это и был праздник Рождества, корни которого – в дохристианской культуре. С этого дня начинались колядования.
Необходимо отметить, что святки по всей России считались молодежным праздником. Особенно яркими и веселыми они были в деревнях северных и среднерусских губерний Европейской России, а также в Сибири. В западнорусских и южнорусских губерниях их празднование было более сдержанным и спокойным.
На Святках пелись песни
преимущественно аграрно-
«Колядки» пелись на Васильев вечер, адресовались хозяевам дома, а также отдельно хозяйке и ее дочери или отцу семейства и сыну и т.д. Наиболее древние, языческие песни колядок связаны с темой магического роста природы и живности, позднее вобрали в себя и религиозные сюжеты.