Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 10:48, курсовая работа
Актуальность темы исследования: Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путем к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками. Существующая же необходимость в рациональном построении, организации и применения ее в процессе обучения и воспитания требует более тщательного и детального ее изучения.
Игра – это уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина. Ни в одном из видов своей деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических и интеллектуальных ресурсов, как в игре. Именно поэтому она взята на вооружение в системе профессиональной подготовки людей, именно поэтому игра расширяет свои принципы, вторгаясь в ранее непредсказуемые сферы человеческой жизни.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТРАДИЦИОННОЙ ИГРЫ
1.1. Игра как вид человеческой деятельности……………………………. 5
1.2. Классификация народных игр
ГЛАВА II. ЗНАЧЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ
2.1. Народная игра в системе этнопедагогики
2.2. Игровые формы народной праздничной культуры
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Белгородский государственный институт искусств и культуры
Факультет режиссуры, актерского искусства и хореографии.
Кафедра актерского искусства
Курсовая работа
по дисциплине «Народное художественное творчество»
на тему: «Игра как явление традиционной культуры»
Тишков С.С.
Вершинская Г.М.
Белгород, 2014
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТРАДИЦИОННОЙ ИГРЫ
1.1. Игра как вид человеческой деятельности……………………………. 5
1.2. Классификация народных игр
ГЛАВА II. ЗНАЧЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ
2.1. Народная игра в системе этнопедагогики
2.2. Игровые
формы народной праздничной
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования: Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путем к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками. Существующая же необходимость в рациональном построении, организации и применения ее в процессе обучения и воспитания требует более тщательного и детального ее изучения.
Игра – это уникальный феномен
общечеловеческой культуры, ее исток
и вершина. Ни в одном из видов
своей деятельности человек не демонстрирует
такого самозабвения, обнажения своих
психофизиологических и интеллектуальных
ресурсов, как в игре. Именно поэтому
она взята на вооружение в системе
профессиональной подготовки людей, именно
поэтому игра расширяет свои принципы,
вторгаясь в ранее
При изучении игры исследователь сталкиваются с ее богатством, многомерностью проявлений, неопределенностью границ игры, с ее феноменом первоисточника досуга, так и одной из форм человеческой деятельности. Они являются важным общечеловеческим культурным достоянием, уходящим своими корнями в толщу исторической судьбы, как отдельных этносов, так и всего человечества.
Традиционная игра — средство приобщения ребенка к общечеловеческим (универсальным), этническим и индивидуальным ценностям развития. В системе психологических исследований складывается целостное представление о ней на основе анализа условий её происхождения в истории культуры и места в жизни ребёнка.
Степень изученности: Начало разработки общей теории игры следует относить к трудам Шиллера и Спенсера. Значительный вклад в развитие теории внесли Фрейд, Пиарже, Штерн, Дьюи, Фромм, Хейзинга и др.
В отечественной психологии и педагогике теорию игры разрабатывали К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, Г.В. Плеханов, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Н.К. Крупская, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.С. Мухина, А.С. Макаренко и другие
В наше время данную тему рассматривали многие профессора, такие как Н.П. Аникеева. Она говорила об игре как о социально-психическом явление, так как это не возрастное явление, а личностное. Следующий смысл в понятие игра, вкладывает Л.С. Выготский. По его мнению: «игра – эта такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности». По-своему игру рассматривает известный психолог А.Н. Леонтьев, который считает, что игра – это «школа морали в действии». Но в свою очередь. Так же интересное определение игры мы находим у педагога А.В, Запорожца. Он говорит что игра – это «ведущая деятельность в дошкольном возрасте, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребенка, а главное «воспитание чувств» к другим людям, взрослым и сверстникам».
Наряду со светским определением игры, существует и религиозный взгляд. Ярким представителем можно назвать протоиерея В.В. Зеньковского, который под игрой понимал «свободное творчество, важнейшее проявление эстетического начала в человеке». Именно игра способствует проникновению в сферу смыслов, постижения единства мира и его Творца.
Объектом исследования является традиционная культура
Предметом исследования является игра как вид традиционной культуры
Цель исследования: рассмотреть игру как составную часть народной традиционной культуры
Для достижения цели исследования, нами были поставлены следующие задачи:
Методы исследования: Анализ литературы, метод сравнения и конкретизации материала, а также классификация и обобщение.
Структура курсовой работы обусловлена введением, двумя главами, заключением и библиографическим списком.
ГЛАВА I. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТРАДИЦИОННОЙ ИГРЫ
Игра
– уникальнейшее явление
Слово «игра» имеет много значений, входит в самые разные словосочетания: детская игра, актерская игра, политическая игра, игра пианиста, игра воображения и прочее.
С точки зрения философии, игра – это есть вся человеческая жизнь: человек родится с ощущением своей собственной смерти, но старается не думать об этом – играет в жизнь. С другой стороны, – в игре в жизнь есть игра, «Весь мир – театр, и люди в нем – актеры», – писал В. Шекспир. И действительно, ежедневно каждый человек играет в театре жизни, причем разные роли: то он подчиненный, то начальник, то пассажир, то покупатель, то он сын, то – отец... Однако если говорить, что жизнь – это игра, а игра – это жизнь, то тогда весь культурный дискурс – это игра. Границы игры при такой постановке вопроса исчезают, и она теряет всякий смысл. Поэтому мы рассмотрим игру в узком значении, игру как таковую, как особый вид человеческой деятельности, а точнее – игровую деятельность, которая наблюдается у людей на протяжении всей истории человечества. Так что же есть игра?..
Так, например,
Н.П. Аникеева закладывала следующий
смысл в определение игры: по ее
мнению, «игра – это сложное
социально-психическое явление
Следующий смысл в понятие игра, вкладывает Л.С. Выготский. По его мнению: «игра – эта такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности».
По-своему
игру рассматривает известный
В свою очередь, интересное определение игры находим у педагога А.В, Запорожца. В соответствии с его определением игра – это «ведущая деятельность в дошкольном возрасте, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребенка, а главное «воспитание чувств» к другим людям, взрослым и сверстникам».
Наряду со светским определением игры, существует и религиозный взгляд. Ярким представителем можно назвать протоиерея В.В. Зеньковского, который под игрой понимал «свободное творчество, важнейшее проявление эстетического начала в человеке». Именно игра способствует проникновению в сферу смыслов, постижения единства мира и его Творца.
Как справедливо отмечает В. Абраменкова «игра – одно из замечательнейших явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли».
По мнению А. Мазаева, «игра человека есть социальный и эстетико-культурный феномен, а его содержание и многообразие порождены тем же, чем порожден сам человек и его культура - трудом и общением. Опыт игрового поведения имеет каждый; в культурно-историческом плане мир не знает культур, народов или эпох, не знающих игр».
Таким образом, анализируя и обобщая все приведенные выше определения, мы можем сказать, что игра – современное средство диагностики психического состояния ребенка, его личностного развития, а также – превосходный метод коррекции тех или иных дефектов, недостатков, отставания в развитии.
Только благодаря игровому началу может существовать миф, сказка, театр, балет, живопись, – все искусство с его условными формами изображения реального и ирреального мира вещей и чувствований. Условность – это и есть игра. Особая психологическая установка играющего, который одновременно и верит и не верит и реальность разыгрываемого конфликта, двуплановоеть его поведения роднит игру с искусством. Искусство во всех его видах и проявлениях – это особая форма игры. Оно родилось на стыке труда и забавы, входило в обряд. Голландский психолог Й. Хёйзенга утверждал, что культура не рождается в игре, а возникает как игра, первоначально играется. Он считал, что категория «игра» – это основное свойство всякой культуры (теория «человека играющего»). Игра –один из первых и главных стимулов культуры человека. Советский ученый А. Лосев подчеркивал, что «в игре есть все достоинства искусства: и идеал, и мудрость, и высокое, и трагическое, и комическое – все, чем богата жизнь». Однако между игрой и искусством имеется существенное различие: игра творятся непринужденно и не требует результата, искусство же зачастую требует огромного труда и предполагает обязательный результат: произведение искусства.
И игра, и искусство, преследуя цели овладения миром, обладают общим свойством – решение предлагается не в практической, а в условной, Знаковой сфере, которая в дальнейшем может использоваться в качестве модели практического поведения.
Таким образом, мы с полной уверенностью можем сказать, что игра – это искусство, но это только часть сущности игры. Что же составляет другую часть?
Еще Платон этимологически сближал слова «воспитание» и «игра», – он утверждал, что обучение ремеслам и воинскому искусств невозможно без игры.
Действительно, по сравнению с другими формами обучения и воспитания преимущество игры заключается в том, что игра достигает своих целей незаметно для воспитуемого, не требует никаких способов насилия над личностью. Ведь в основе любой игры лежит инстинкт подражания, который дала человеку природа. Что такое детские игры? Это, по сути, вид активной деятельности детей, заключающийся в воспроизведении ими окружающей жизни, главным образом действий взрослых и отношении между ними.
В играх
формируется и проявляется
Как пишет Д. Покровский, «у древних греков само слово «игра» означало собою «действие, свойственное детям». В других языках понятие «игра» означало радость, смех, веселье. Со временем во всех языках этим словом стали обозначать обширный круг человеческих действий, не претендующих на тяжелую работу и доставляющих людям радость и удовольствие. И это понятие стало входить все, начиная от детской забавы в солдатики, до трагического нос произведен и я героев на сцене театра, от детской игры на фантики до биржевой игры».
С точки зрения формы, игру можно определить как «свободное действие, осознанно вымышленное и выходящее за пределы повседневной жизни, однако способное полностью увлечь играющего; действие, лишенное какой-либо материальной заинтересованности и целесообразности, которое совершается в определенно очерченном времени и пространстве, протекает в соответствии с принятыми правилами и вызывает к жизни взаимоотношения групп, охотно Окружающих себя тайной или подчеркивающих, благодаря переодеванию, свою особенность в обычном мире повседневности». Игра является видом человеческой деятельности, способной воссоздать другие виды человеческой деятельности, это вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Игра не имеет цели, а сама по себе есть цель, действие и наслаждение. Это такая форма проведения человеком свободного времени, которая, как правило, не направлена на достижение какого-либо практического результата, представляет собой индивидуальное или коллективное развлечение, регламентируется правилами, опирается на народные или групповые традиции, благодаря которым и реализуется любой личностью легко и с удовольствием.