Искусство нетрадиционных технологий живописи в условиях кружковой работы по ИЗО на примере ознакомления техники Эбру

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 15:29, курсовая работа

Краткое описание

Важной гранью воспитания и развития личности является нравственно-
эстетическое воспитание ребенка. Чувства и переживания, которые вызывают произведения искусства, отношение к ним ребенка являются основой приобретения личностного опыта и основой самосозидания. Это - залог дальнейшего развития интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания сложности и богатства своих внутренних переживаний, способности сопереживания и родственного отношения к окружающим людям. Упущение возможности в нравственно-эстетическом воспитании на начальном этапе образования уже нельзя будет компенсировать в основной школе.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..
Глава 1. Особенности кружковой работы по изобразительному искусству………………………………………………………………………..
1.1 Роль искусства в развитии творческого воображения учащихся………………………………………………………………………
1.2 Кружок по изобразительному искусству: принципы работы………………………………………………………………………..
1.3 Нетрадиционные технологии живописи в кружках по изобразительному искусству………………………………………………
Глава 2. Техника Эбру в кружковой работе по ИЗО.……………………
2.1 Организация вводной беседы по ознакомлению с историей происхождения техники Эбру………………………………………………
2.2 Материалы, используемые при работе в технике Эбру…….
2.3 Методика преподавания техники Эбру на занятиях кружка по изобразительному искусству.……………………………………………….
2.4 Организация объяснительно–иллюстративной беседы по теме техники Эбру…………………………………………………………………
Заключение ……………………………………………………………..........
Список использованной литературы ……………………….........................
Приложения…………………………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Искусство нетрадиционных технологий живописи в условиях кружковой работы по ИЗО на примере ознако.doc

— 361.50 Кб (Скачать файл)

     Использование нетрадиционных техник дает возможность  применять коллективную  форму  творчества.

     Она сближает детей, развивает навыки культуры общения, рождает особую эмоциональную атмосферу.

     Учитывая  значимость данного вида работы, организовали в группе художественную мастерскую, где есть все необходимое для  самостоятельного творчества.

     Ребенок должен иметь право, возможность  самостоятельно выбирать изобразительный материал: цветные и простые карандаши, акварель, гуашь, пастель, тушь, уголь, сангину, цветные мелки, восковые свечи, пластилин, глина, ракушки, клей, гуашь в тюбиках, различный бросовый материал. Весь этот материал должен находиться в доступном для ребенка месте о время всего пребывания его в саду, если это невозможно, то во время занятий обязательно. Выбор материала, на котором будет нанесено изображение, должен принадлежать ребенку, доступ к различному материалу должен быть свободен. Это может быть бумага белая, цветная, бархатная, ткань с рисунком и одноцветная, картон, фанера, фольга.

     Нетрадиционные  методы рисования можно использовать не только на занятиях по изодеятельности, но и на других занятиях и в свободное  от занятий время. Работая по этой методике, отметила, что у детей повышается интерес к изобразительной деятельности. Имея опыт рисования различными способами, дети уже сами предлагают их, стоит только предложит им тему рисования [17].

     Интерес у детей появляется еще и потому, что все занятия проводятся комбинированными. Сначала способом монотипии мы рисуем фон будущего пейзажа, а затем традиционным способом (кисточкой и красками) рисуем деревья и все остальное, а листопад, кроны деревьев мы вновь рисуем нетрадиционным способом - обычным смятым листочком газетной бумаги. Результат такой работы радует и детей и меня. Я намерена и дальше продолжать работу в этом направлении, так как нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии, воображения. 

                     Глава 2. Техника Эбру на кружковой работе по ИЗО 

2.1 Организация вводной беседы по ознакомлению с историей происхождения техники Эбру 

     Эбру - искусство обработки бумаги, называемое «Турецким мраморированием». Вначале изображение делается на воде, а затем переносится на бумагу или ткань.

     Существует  несколько версий, объясняющих этимологию слова «Эбру». Например, в арабском языке есть слово «ab-ru», которое переводится как «вода для лица», в чагатайском языке «ebre» обозначает «волнообразный». Но принято считать, что термин «Эбру» происходит от персидского слова «ebri», что в переводе с фарси означает «облако».

       Неизвестно, где точно зародилось  это искусство. Однако можно  с уверенностью утверждать, что  роспись под мрамор несет в  себе характерные черты восточных искусств. Некоторые иранские источники утверждают, что Эбру появилось в Индии, где его переняли фарсы, от которых оно перешло к туркам - османам. Другие же источники сообщают, что роспись под мрамор появилась в Бухаре, и после иранцев ее переняли турки. На западе этот вид искусства носит название «турецкая бумага» [5].

     Первые  образцы Эбру можно найти в книге «Gay-i Cevgan» («Гай-и Чевган»), написанной в 1539 году и хранящейся в стамбульском дворце Топкапы.

       По своей сути Эбру - это гармония танца красок и воды. Слова «изящность» и «утонченность» могут послужить еще двумя его определениями. Искусство Эбру требует особого старания и прилежания; каждая роспись в стиле Эбру уникальна и невозможно создать два одинаковых листа Эбру. Эта техника росписи, как и все османские виды искусства, передается от мастера к его ученику, которому впоследствии дается разрешение на занятие Эбру. Нет книг или школы, в которых изучалось бы Эбру - владение этой уникальной техникой приходит лишь с опытом [11].

     Эбру создаются при помощи компонентов, которые существенно различаются по своей сути, но при этом превосходно дополняют друг друга. Для изготовления Эбру требуется желчь, шило, емкость для красок и воды, камедь и бумага.

     В старину мастера смешивали в большом прямоугольном корыте белую смолу с водой и выдерживали в течение 12 часов, время от времени перемешивая. За это время смола растворялась, и смесь приобретала необходимую кондицию. После этого в маленьких чашках готовили краски.

     Краски  смешивались с водой и бычьей желчью, а потом выливались в корыто, где после размешивания превращались в интересные узоры. Сверху на краску клали бумагу, оставляли на 5-10 секунд, а затем снимали и сушили. Так появлялся орнамент. Для того чтобы нанести какой-либо определенный узор или надпись готовился трафарет, который слабым клеем прикреплялся к бумаге. Когда краски высыхали трафарет отклеивали, и на бумаге оставался задуманный узор. Так как этот метод был придуман мастером вязи и росписи под мрамор Неджметтином Окйяйем (1883-1976), Эбру, выполненные этим методом, называют «Эбру Неджметтина» [13, стр. 10-11].

     Это искусство насчитывает несколько  столетий, и, благодаря возникновению  новых методов, мастера Эбру создали различные направления техники, которые дополняют характеристики классического Эбру. На сегодняшний день существуют такие разновидности рисунка Эбру, как «крупный», «прилив и отлив», «зигзагообразный», «шаль соловья», «фейерверк» и «цветок». И в любом виде Эбру ни один мастер, насыпая краски в емкость, еще не знает, каким выйдет его рисунок. Он может только предполагать, на что будет похоже его творение. [Приложение 1].

     Старейшая из известных картин Эбру была создана в 11 веке. Но совершенство дошедшего до нас изображения позволяет сделать вывод, что к 11 веку техника Эбру уже достигла совершенства, а значит, искусство появилось значительно раньше известной картины.

     В Эбру используются только натуральные материалы. Кисти сделаны из древесины розового кустарника или из конского волоса. Вязкость воды увеличена путем добавления нектара Гевена (Астралагуса) – растения, растущего в Анатолии. Выжатая их нижней части стебля, жидкость конденсируется в смолистый воск, имеющий слабые клеящие свойства.

     Но  название произведения Эбру дается обычно только после того, как ему будет придана форма. Некоторые типы Эбру были названы именами художников, создавших особенно удачные формы. Так, например, появились «Эбру Хатип» и «Эбру Неджметтин», имеющие уникальные формы цветов.

     До  недавнего времени существовала опасность исчезновения традиционного  турецкого искусства, но благодаря  стараниям таких мастеров, как Неджметтин Окйяй, Мустафа Дюзгюнман и Фуат Башер искусство Эбру сохранилось до наших дней.

     Высокого  уровня эта техника достигла в  Европе, и, прежде всего, во Франции  в XVII в., здесь декоративная бумага для  форзацев и крышек переплетов обрабатывалась мраморированием масляной краской, клейстером с красителями [6].

       Со временем многовековые традиции  оформления переплета изменились  и внедрились новые техники  декора. Во многих странах возникли школы художественной обработки кожи и искусства переплета.

       В 60-е годы технические эксперименты  на кафедре художественной обработки кожи в Государственном художественном институте Эстонской ССР внесли свежую струю в это искусство. К сожалению, техника мраморирования применялась редко (в недавнем прошлом в мастерской Э. Таска), только теперь ее открывают в новом качестве. Отталкиваясь от техники мраморирования бумаги, ее применяют для украшения кожи, дерева, текстиля, стекла, пластмассы и других материалов [12].

       Импровизационный характер этой  техники, бесконечное разнообразие декора и колористического решения открывает перед мраморированием широкие перспективы. Перетеканием красок, своеобразными волнистыми контурами достигается неповторимое живописное целое, узоры не повторяются, а разнообразная фактура, смелая ритмизация, возникновение некоего условного пейзажа стимулируют фантазию зрителя.

     Искусство Эбру передавалось мастерами их ученикам из поколения в поколение. Искусство обработки бумаги, называемое «Турецким мрамориванием», уникально тем, что позволяет художнику использовать практически любые материалы и способы для выражения сокровенных чувств и мыслей.  

2.2 Материалы, используемые при работе в технике Эбру 

     Существует  огромное количество способов рисования Эбру. В разных странах применяют разные технические приемы. Наиболее часто встречаются два способа: раскраска по воде или по клеевой основе размывка краски.

       Наиболее простой способ - мраморирование  масляной краской по воде, т.е.  перенесение цветового узора  с водной поверхности на бумагу  и другие материалы. Для мраморирования применяют довольно простые приспособления. Ванну соответствующей величины наполняют водой. Масляные или печатные офсетные краски растворяются в скипидаре. Для лучшего удержания красок на поверхности воды добавляют конторский или казеиновый клей (можно и без). Каждую краску мешают отдельно в небольшом сосуде. Такие концентраты краски можно применять отдельно или мешая их между собой. Среди красок основными являются синяя, красная и желтая, при умелом смешении которых мы получаем все желаемые дополнительные тона. При необходимости можно также применять черную, белую, золото и серебро (последние в виде порошка, они насыпаются позже на красочный слой) [15].

       Нет необходимости уточнять рецепты  красочных смесей, это зависит  от индивидуальности художника, его колористического чутья, фантазии и характера окрашиваемого предмета.

       В наполненную водой ванночку  капают по очереди приготовленные  краски, они расплываются в воде, создавая нужный узор. Разнообразить  узоры помогают палочки, полосы из пакли или бумаги.

       Вообще узоры можно получить  самыми разными способами, например, капать разные краски последовательно  в воду в одну точку. Краски, распространяясь кругами, образуют  живописные переходы. Хорошие результаты  дает легкое раскачивание ванночки, что придает красочным пятнам волнообразный ритм и своеобразную фактуру. Можно также окрашиваемый предмет передвигать по воде, в разном ритме и т.д.

       Если образовавшийся на поверхности  воды узор удовлетворяет художника,  то часть окрашиваемого предмета или весь предмет медленно и равномерно укладывается на поверхность воды.

     Необходимо  подчеркнуть, что эту операцию следует  проделать осторожно, корректно, чисто. При резком и неравномерном продвижении  предмета по водной поверхности между  ним и водой может проникнуть воздух и в результате в узоре появятся неокрашенные куски. Иногда такая «ошибка» может создать дополнительный эффект, если художник умеет использовать этот прием (например, на переплете на месте размещения шрифта). Есть много возможностей для неожиданных вариаций, каждый может проявить здесь свою изобретательность.

     Мраморированный предмет или бумага затем отделяется от воды и кладется на стол для просушки. В качестве другого способа применяют  клейстерную основу. Для основы применяют  исландский мох или киселеобразную жидкость из льняных семян. Более простой способ - делать основу из рисового или картофельного крахмала. Раствор варят, процеживают и вливают в соответствующую ванну остывать.

       Перед подготовкой красочного  слоя проверяется пригодность основы для избранных красителей. Если капля опускается на дно сосуда, то она слишком жидкая. Если при передвижении красочной поверхности с помощью палочки краска перемещается, то основа слишком густая. В таком случае следует изменить консистенцию краски. Так называемая техника «под мрамор», предусматривающая обработку красочной поверхности гребешком, требует более густой основы, техника «под турецкий мрамор» - более жидкой основы. При клейстерной основе применяются анилиновые краски, тушь, темпера, различные красочные порошки, масляная и печатная краска. В качестве растворителя красок применяют воду и скипидар. Для «турецкого способа» мраморирования раствор составляют из хозяйственного мыла и мыльного спирта. Применялось также хозяйственное мыло и для обогащения узора - бычья желчь [14].

       Современные краски не нуждаются  в бычьей желчи или мыле. Технология  упростилась - краски растворяются  до сметанообразной массы и  разливаются на поверхности основы  при помощи механического движения  гребешком или палочкой, организуя цветовую поверхность. На нее затем капают жидкую краску или скипидар и ожидают их действия. Для мраморирования в зависимости от задачи подходят почти все механически изготовленные качественные сорта бумаги, обладающие достаточной прочностью. Для форзацев следует применять гладкие, прочные сорта, для переплетов, папок, шкатулок - более толстые, мягкие. Красивый, заключенный в паспарту, мраморированный лист - это подлинное произведение искусства, здесь пригоден любой сорт бумаги.

Информация о работе Искусство нетрадиционных технологий живописи в условиях кружковой работы по ИЗО на примере ознакомления техники Эбру