История Искусств Афины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 20:34, реферат

Краткое описание

Древнегреческая архитектура отличалась полным соответствием форм и их конструктивной основы, составлявших единое целое. Основная конструкция - каменные блоки, из которых выкладывались стены. Колонны, антаблемент (лежащее на опоре-колонне перекрытие) обрабатывались различными профилями, приобретали декоративные детали, обогащались скульптурой. Греки доводили обработку архитектурных сооружений и всех без исключения деталей декора до высочайшей степени совершенства и отточенности. Эти сооружения можно назвать гигантскими произведениями ювелирного искусства, в которых для мастера не было ничего второстепенного.

Вложенные файлы: 1 файл

исто.docx

— 121.60 Кб (Скачать файл)

1

Зарождение греческого зодчества  происходит в конце II тысячелетия  до н. э., и в его развитии выделяют 4 этапа: 1100-800 годы до н. э. - гомеровский; 700-600 годы до н. э.- архаика; 500-400 годы до н. э. - классика; 300-100 годы до н. э. - эллинизм.

В частности в первой главе мы описываем происхождение ордера в греческой архитектуре, его  основные отличительные признаки, во второй - выясним особенности основных ордерных построек Афинского Акрополя - знаменитого архитектурного ансамбля, типы греческих храмов сформировавшихся в гомеровский период и в период архаики. Во всём греческом искусстве  мы находим соединение тонкого интеллектуального  расчета и чувственного жизнеподобия. Такого рода отступления от геометрической правильности и уподобляют здание организму - конструктивному, но чуждому абстракции и схемы. Во второй главе на примере храма Парфенон мы опишем эту особенность греческого зодчества, геометрическая правильность Парфенона на каждом шагу сопровождается легкими отклонениями от правильности. Так отклонения горизонталей и вертикалей почти не заметны. Зная действие оптических искажений, греки пользовались этим для достижения нужного эффекта

Ордерный храм был своего рода вершиной в греческом зодчестве и поэтому, он оказал огромное воздействие на последующую историю мировой  архитектуре. Художественное творческое начало пронизывает всю работу греческих  строителей, которые как скульптурное произведение создавали каждый каменный блок, из которых складывался храм.

Архитектурные формы греческого храма  сложились не сразу и в период архаики претерпели длительную эволюцию. Однако в искусстве архаики была уже в основном создана продуманная, ясная и вместе с тем очень  разнообразно применявшаяся система  архитектурных форм, которая легла  в основу всего дальнейшего развития греческого зодчества.

Наследие древнегреческой архитектуры  лежит в основе всего последующего развития мирового зодчества и связанного с ним монументального искусства. Причины такого устойчивого воздействия  греческой архитектуры заключаются  в объективных ее качествах: простоте, правдивости, ясности композиций, гармоничности  и пропорциональности общих форм и всех частей, в пластичности органичной связи архитектуры и скульптуры, в тесном единстве архитектурно-эстетических и конструктивно-тектонических элементов  сооружений.

Древнегреческая архитектура отличалась полным соответствием форм и их конструктивной основы, составлявших единое целое. Основная конструкция - каменные блоки, из которых  выкладывались стены. Колонны, антаблемент (лежащее на опоре-колонне перекрытие) обрабатывались различными профилями, приобретали декоративные детали, обогащались  скульптурой.

Греки доводили обработку архитектурных  сооружений и всех без исключения деталей декора до высочайшей степени  совершенства и отточенности. Эти сооружения можно назвать гигантскими произведениями ювелирного искусства, в которых для мастера не было ничего второстепенного.

Архитектура Древней Греции тесно  связана с философией, ибо в  ее основе и в основе древнегреческого искусства лежали представления  о силе и красоте человека, находившегося  в тесном единстве и гармоническом  равновесии с окружающей природной  и социальной средой, а поскольку  в античной Греции получила большое  развитие общественная жизнь, то архитектура  и искусство носили ярко выраженный социальный характер.

Именно это непревзойденное  совершенство и органичность сделали  памятники древнегреческой архитектуры  образцами для последующих эпох.

Классическим типом греческого храма стал периптер, то есть храм, имевший  прямоугольную форму с двускатной крышей и окруженный со всех четырех  сторон колоннадой. Периптер в основных чертах сложился уже во второй половине 7 в. до н.э. Дальнейшее развитие храмовой архитектуры шло главным образом  по линии совершенствования системы  конструкций и пропорций периптера.

1. Ансамбль Афинского акрополя. Этапы формирования Акрополя

Достичь индивидуальности каждого  здания греческим зодчим помогала ордерная система. Греческие зодчие разных стран, изменяя размеры архитектурных  элементов и расстояния между  ними создавали неповторимые шедевры, умело используя эту систему.

Примером может служить знаменитый Афинский акрополь - величайшее достижение архитекторов Древней Эллады, который  создаётся в V - IV вв. до н.э. Разрушенный  во времена персидских нашествий, Акрополь был отстроен заново с невиданным до того размахом.

Являясь воплощением гражданского единства города-государства, храм ставился в центре акрополя или городской  площади, получая наглядно подчеркнутое господство в архитектурном ансамбле города. Поэтому, хотя в старых священных  местах (как, например, в Дельфах), часто  находившихся на далеком расстоянии от городов, и сооружались новые более совершенные храмы, сам тип храма развивался, разрешая задачу создания архитектурного центра общественной жизни, способного ясно выразить духовный и гражданский строй города-государства.

Акрополь - (греч. akropolis, от akros - верхний и polis - город), возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города, крепость, убежище на случай войны.

Ещё до V в. Акрополь не был пустынной  скалой. Жизнь протекала здесь  с конца III в. до н.э. Уже тогда возвышение было убежищем для жителей окрестных  равнин при нападении врагов. В VI в до н.э. на Акрополе стоял храм Афины, называвшийся Гекатомпедон. Он располагался прямо против Пропилеи и поражал своей красотой вошедшего на Акрополь человека. В размещении построек VI в. до н.э. господствовала симметрия, которой часто придерживались архаические мастера. Архитектурные формы архаических храмов тяжеловесны и суровы. Колонны словно набухают под тяжестью давящей на них крыши. Суровость смягчалась лишь скульптурными украшениями.

От сооружений того периода остались лишь фундаменты, да и то далеко не все. Это объясняется тем что здания были разрушения во время греко-персидских войн.

Всю вторую половину V н. до н. э. на Акрополе шло строительство. В 447 г. начались работы над Парфеноном. Его окончили вчерне в 438 г. до и. э., а отделка шла  до 434 г. до н. э. В 437 г. до н. э. заложили Пропилеи и завершили их лишь в 432 г. до и. э., а около 425 г. до я. э. создали храм Ники Бескрылой. До Пелопонесской войны  был воздвигнут колосс Афины Воительницы  перед Пропилеями на Акрополе. В 421 г. до н. з. начали строить Эрехтейон и окончили его в 407 г. до и. э. Почти полвека здесь кипело строительство, трудились архитекторы, скульпторы, художники, создавая произведения, которыми спустя тысячелетия гордится человечество.

Его постройки изысканны по пропорциям и гармонично связаны с пейзажем. Этот ансамбль, созданный под общим  руководством Фидия, состоит из парадного  входа Пропилеи(437-432 до н.э., архитектор Мнесикл), храма Афины Нике Аптерос («Бескрылой победы»)(449-420 до н.э., архитектор Калликрат), главного храм Акрополя и Афин Парфенона (447-438 до н.э., архитекторы Иктин и Калликрат), храма Эрехтейон (421-406 до н.э.).

В расположении храмов Акрополя времени  Перикла зодчие откапываются от симметрии, которая была типична для эпохи  архаики. Здания теперь постепенно вступают в поле зрения человека, идущего  по Акрополю. Афинянин, пройдя Пропилеи, видел прежде всего не фасад храма, а огромную статую Афины Воительницы. Подойдя к ней ближе, он переставал воспринимать этот колосс. Все внимание его обращалось на Парфенон, который  как бы вырастал постепенно справа. Расположенный слева храм Эрехтейон становился особенно хорошо виден от Парфенона.

Таким образом, можно было рассмотреть  либо детали находившегося рядом  произведения, либо целиком другой, отдаленный памятник. Внимание человека, стоявшего у Пропилеи при входе  на Акрополь, могла занимать отделка  архитектурных деталей торжественных  ворот Акрополя. Но он мог созерцать  и огромную статую Афины, стоявшую перед  Пропилеями. Эрехтейон и Парфенон еще не открывались во всей своей красоте. Приблизившись к колоссу Афины и находясь у постамента статуи, афинянин мог увлечься рассмотрением его рельефных украшений, но отсюда он уже видел с выгодной точки зрения и храм Афины -- Парфенон. Эрехтейон же еще был заслонен для него постаментом колосса Афины и открывался лишь в полной море от Парфенона, где подобным же образом можно было рассматривать либо детали Парфенона, либо весь Эрехтейон.

Смена художественных впечатлений  и постепенное включение их в  сознание человека, использование разнообразных  форм и контрастов, когда разглядывание  деталей чередуется с восприятием  целого сооружения, - этот принцип был  новым по сравнению с простым  сопоставлением памятников в архаических  ансамблях.

2. Пропилеи

зодчество архитектура акрополь храм

У подножия скалы, с западной стороны, начинается путь на Афинский акрополь.

Первое сооружение, которое встречается  на пути, -- пропилеи или входные ворота (440 -- 432 годы до н. э.). Предполагают, что  в первоначальном плане левая  и правая стороны Пропилеи должны были быть одинаковыми и вся постройка  симметричной. Но около 425 г. до н.э. справа от ворот вырос храм богини Ники, и эту часть пропилеи сделали несколько меньше, чем левую, так как стремились к общему равновесию архитектурных объёмов. Пропилеи -- первое сооружение, где были применены два разных ордера. Пропилеи Акрополя имели пять проемов (ворот), имеющих с обеих сторон небольшие шести колонные залы и боковые сооружения. Средний проем был шире остальных.

Западный портик, расположенный  со стороны главного подхода к  Акрополю, декорирован гораздо более  изысканно, чем другие.

В Пропилеях, как и в Парфеноне, соединены дорические и ионические ордера. Торжественность и внушительность внешних дорических колонн открывалась  глазам подходящего к Пропилеям  человека. Но, войдя под кровлю ворот, он оказывался среди изящных ж легких ионических. Чтобы сгладить переход от одного ордера к другому, зодчий в основании дорических колонн сделал квадратные выступы, напоминающие базы. Введением ионического ордера Мнезикл усложнил и обогатил впечатление от архитектурного образа Пропилеи. Разные размеры колонн дорического ордера -- крупных в центре Пропилеи и небольших в боковых частях -- также помогают разнообразию.

По обе стороны от западного  портика пропилеи располагались  неравные по размерам здания с портиками: слева большее -- картинная галерея  и справа меньшее -- библиотека.

3. Храм Нике Аптерос

Перед короткой стороной пропилеи библиотеки возвышается небольшой изящный  храм, самое маленькое здание Акрополя. Выполненный в ионическом стиле  этот храм посвящен Нике Аптерос -- «Бескрылой Победе». В Греции богиню Победы изображали с большими крыльями: она непостоянна, перелетает от одного противника к другому. Но афиняне поверили в то, что они стали непобедимы, и чтобы Ника никогда не покинула их, они изобразили ее бескрылой.

Возвышаясь над мощной крепостной стеной, храм венчает ее своими легкими  пропорциями. Выстроенный в ионическом ордере, он несет по четыре колонны  па торцовых сторонах и имеет глухие боковые стены без колоннад. Поставленный под углом к Пропилеям, он будто  слегка поворачивается в сторону  ворот, как бы направляя к ним  человека, подходящего к священному холму. Рядом с дорической колоннадой Пропилеи, ионический храм Ники может  показаться слишком легким. Поэтому  в ордер храмика внесены некоторые черты дорики. Древнегреческие мастера не боялись отойти от правил ордера, и, если им казалось нужным, они смело вводили в один ордер элементы другого. Внутреннее помещение храма небольшое. Стены внутри, возможно, были покрыты росписями: поверхность мрамора стен не отполирована, шероховата. Храм этот был разрушен во время господства турок в Греции, и лишь позднее его вновь восстановили. Снаружи храм украшен невысоким фризом из пентеллийского мрамора, на коротких частях которого показаны боги Олимпа, а на длинных -- сцены битв с персами. На восточной части фриза изображены торжественные и спокойные боги. Над колоннами помещены преимущественно фигуры стоящие, а между ними боги сидят или слегка склоняются; композиция фриза связана с архитектурой сооружения, как и в других постройках Акрополя.

4. Парфенон

Чуть правее статуи, на небольшом  расстоянии, в честь богини Афины, покровительницы города, зодчими  Иктином и Калликратом был построен величественный храм из мрамора -- Парфенон. Храм строили 9 лет. Строительство начали в 477 году до н. э., но только в 432 году до н. э. состоялось освящение храма. Храм был построен на месте Парфенона, разрушенного персами в эпоху архаики. Старый храм имел такую же длину, но ширина его была меньше, выполнен он был из туфа. Парфенон занимал самую верхнюю часть Акрополя, являясь центральным сооружением всего ансамбля. С дальних точек города жители видели силуэт храма, который возвышался над городом. Парфенон венчает Акрополь. Логически четкие архитектурные формы храма не только противопоставлены диким склонам скалы, но и связаны с ними в художественное единство.

Исследователи древнегреческой архитектуры  нередко обращали внимание на то, что  в произведениях эллинских зодчих часто используется принцип, или  правило, «золотого сечения». Отрезок  считается разделенным по закону «золотого сечения», если длина его  относится к большей его части, как большая часть к меньшей. Отрезок, величина которого равна 1, разделен в «золотом сечении», когда части  равны примерно 0,618 и 0,382. Считалось  гармоничным и красивым придавать  сооружениям пропорции «золотого  сечения».

Соотношения величин Парфенона  и холма Акрополя не случайны. Размеры  храма определены размерами скалы. Древние зодчие, кроме того, поставили  Парфенон на Акрополе в наиболее выгодном в художественном отношении месте, так что величины храма и скалы  воспринимаются при взгляде издали согласованными.

Парфенон самый большой храм в ансамбле Акрополя и всей греческой  метрополии. Внутри он располагает  двумя большими залами -- прямоугольным  и квадратным, входы в которые  располагались с противоположных  сторон. Восточный прямоугольный  зал со статуей Афины в глубине  был разделён на три части двухъярусными  колоннадами дорического ордера. Квадратный зал служил сокровищницей  и носил название «Парфенон».

Тип греческого храма, над созданием  которого трудились многие поколения, получил в Парфеноне наиболее совершенное истолкование. В своих  основных формах -- это дорический периптер с восемью колоннами на коротких и семнадцатью на длинных сторонах. Дорический ордер в Парфеноне  не так суров, как в храмах архаики. Он смягчен введением в архитектуру  некоторых элементов изящного ионического ордера. За внешней колоннадой, на верхней части стены храма, можно видеть непрерывную рельефную полосу с изображением торжественной процессии афинян. Непрерывный фигурный фриз -- зофор -- принадлежность ионического ордера, и, тем не менее, он введен в архитектуру дорического Парфенона, где должен был: бы быть фриз с триглифами и метопами. Примечательно, что под лентой этого рельефа видны небольшие полочки с выступами, какие обычно помещаются под триглифами дорического ордера.

Информация о работе История Искусств Афины