История осветительных приборов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 17:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсового проекта обобщить исторические сведения о бытовых осветительных приборах. Задачи курсовой работы в изучении области применения осветительных приборов, описание декоративных особенностей осветительных приборов разных поколений, определение области применения осветительных приборов в наше время.
Знакомство с историей развития бытовых светильников помогает лучше понять взаимосвязь и взаимовлияние техники и культуры в этих объектах предметной среды жилища, чрезвычайно разнообразных по своим формам.
Многовековая история бытовых светильников демонстрирует зависимость их формы от развития техники искусственного освещения, материалов и технологии изготовления, архитектуры, декоративно-прикладного искусства и, наконец, дизайна.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Работа 01.docx

— 2.14 Мб (Скачать файл)

Светильник с рельефным изображением птицы.

Херсонес. V-VI вв. н.э.

 

1.2.Осветительные  приборы от древности до современности

В Древней Руси основным осветительным прибором служила зажженная лучина, закрепленная на подставке, применялись также открытые светильники, заполняемые жиром. В богатых домах могли быть бронзовые лампы или привозные многоярусные светильники - люстроны.

Лучина

 Воск, традиционно служивший  важным экспортным товаром, был  также широко распространен на  Руси, ведь бортничество было  одним из важнейших занятий  населения. Как следствие восковая  свеча освещала и дом богатого  горожанина, и храм. В более позднее  время зажженную лучину вставляли  в специальные подставки - кованные  из железа светцы, которые освещали  даже боярский дом. Несовершенные  осветительные приборы многократно  приводили к пожарам в полностью  деревянных городах. Так, русские  летописи пестрят упоминаниями  о том, как, например, "Москва от  одной свечки сгорела".

На пороге стояло Новое время, когда с изобретением газовых горелок, керосиновых ламп, а затем и электричества принципиально изменилась вся система освещения, а прежние осветительные приборы канули в прошлое.

 

   По мере развития литейного дела в Киевской Руси еще в IX в. изготавливаются медные и серебряные паникадила и подсвечники. Название "паникадило" или "поликадило" происходит от греческого слова "поликанделон", означающего многосвечник.

Серебряное паникадило 1568 года.

Наиболее устойчивая композиция паникадила состояла из центральной стержневой конструкции со сложными балясинами (а позднее - с шарами), от которой ответвляются многоярусные свечники. В более поздние времена конструкция паникадил легла в основу создания многих люстр.   

Наряду с паникадилом на Руси имелась еще более древняя форма светильников - хоросы, представлявшие собой подобие круглой чаши, подвешенной на цепях и обрамленной кольцом, в котором устанавливались свечи. Интересные образцы хоросов имеются в Грановитой палате Московского Кремля.   

 Сложные и крупные светильники  применялись главным образом  в церквях, дворцах и домах  богатых людей. Такие светильники, как правило, отличались не только размерами но и великолепной отделкой, применением рельефной резьбы, художественного литья, ценных материалов, росписи, золочения.  

 Особое место в истории  развития светильников занимают  фонари ("ходовые" или "выносные"), применявшиеся в самых торжественных  случаях (при религиозных праздниках, во время крестного хода, при  свадебных и похоронных обрядах) и поэтому оформленные с особенной  роскошью. Фонари обычно имели  шестигранную форму со слюдяными  стенками, защищавшими пламя свечи  от ветра.  

 С развитием строительства  и архитектуры в XVIIIв. появились многочисленные крупные особняки с богатой отделкой интерьера. Все это вызвало необходимость в новых более эффективных светильниках, которыми явились "стенники" и люстры. Стенники представляли собой блестящие медные плоские или вогнутые отражатели круглой, восьмиугольной или фигурной формы с прикрепленными к ним свечниками, которые вешали на стену.

Стенник с отражателем

Привлекавшие к себе внимание яркие поверхности стенников гравировались, чеканились, украшались узорами и изображениями.  

 Наиболее совершенными в светотехническом и архитектурном отношении были многосвечные люстры с хрусталем и цветным стеклом.

Люстра. Петербург. Мастерская Китнера.

 По рисунку К.И. Росси. 1820-е  гг.

 Эти разнообразные по форме, габаритам, материалам, технологии  изготовления светильники являются  продуктом соответствующей эпохи, как по архитектурному, так и  по техническому решению. Использование  таких маломощных источников  света, как свечи, приводило к  необходимости создания крупных подвесных светильников с большим числом свечей. При этом средневековым архитекторам приходилось решать сложную задачу композиционной связи разрозненных в большом объеме слабых пятен отдельных свечей в единое целое. Создание единого светящего объема светильника обеспечивалось путем применения различного декоративного стекла и, прежде всего, хрусталя. В связи с этим необходимо отметить исключительное влияние на развитие светильников становление и совершенствование стекольного производства.  

 В древности стекло было дорогим и низкокачественным. По мере развития художественного стеклоделия стекло для светильников видоизменяется, принимает различную форму и окраску. В качестве основного материала стекло используется впервые в венецианских свечных люстрах. Основным методом их изготовления являлась лепка деталей из остывающей массы прозрачного стекла, в которой венецианцы отличались непревзойденным виртуозным мастерством. Венецианская люстра лепного стекла обычно собрана из пучка стеклянных стеблей, свободно "растущих" вверх из одной центральной стеклянной чаши. Стебли при этом украшены цветами, листьями, часто перевиты, в цветах установлены подсвечники; цепи из стеклянных колечек ниспадают гирляндами; центральный металлический стержень спрятан в стеклянных украшениях. Венецианские люстры, жирандоли, канделябры являлись типичными произведениями барокко.

Люстра XIX век, Италия, муранское стекло   

 На смену светильникам из необработанного стекла приходят хрустальные, вызывающие исключительный и постоянный интерес архитекторов и светотехников до настоящего времени. Хрустальная свечная люстра многократно увеличивала видимое число световых пятен по сравнению с числом использованных свечей, создавала декоративную игру света на мелких и крупных граненых деталях из стекла, основанную на преломлении и отражении света, а также на эффекте дисперсии света трехгранными призматическими элементами. Подвижное пламя света совместно с хрусталем создавало различный зрительный эффект под различными направлениями наблюдения. Играющий светом хрусталь, слегка колеблющийся под влиянием восходящих потоков теплого воздуха, объединял единую композицию неяркие свечи и создавал исключительный эмоциональный эффект, превращая светильник в светоцветовое сооружение, непревзойденное по декоративному эффекту.  

В основе отечественных люстр первой половины XVIIIв. лежит использование хрустального убора из стилизованных дубовых листьев, звездчатых розеток, фигурных "вазиков" и шаров, изготавливавшихся на стекольном заводе в Ямбурге, а затем на Петербургском заводе. Появлением в люстрах цветного окрашенного стекла русское художественное стеклоделие обязано М.В. Ломоносову. Голубое и розовое стекло чаще всего применялось в 70 - 80-е годы XVIIIв., рубиновое и изумрудно-зеленое - в конце этого столетия. Особое место в истории развития светильников занимают изделия тульских мастеров, выполненные из стали.   

 В последующие годы были  выработаны композиционные приемы  размещения хрустальных элементов  в различных по структуре светильниках, а также формы этих элементов  в зависимости от технологии  их изготовления и господствовавшего  архитектурно-художественного стиля.    

 Появление хрустальных светильников  совпало по времени с расцветом  стиля барокко. Однако наиболее  полно художественные достоинства  хрусталя раскрылись в период  господства рококо, классицизма  и ампира. Прекрасные образцы  хрустальных светильников создавали  русские архитекторы XVIII и начала XIX вв.   

 В середине XVIIIв. одновременно в мебели и в светильниках появляются "гарнитуры" или "комплекты", состоящие из различных по способу установки изделий, объединенных единым художественным решением.  

 По мере распространения  в Европе фарфора он стал  применяться и в декоративных  элементах светильников.   

 В конце XVIII - начале XIX вв. все  большее распространение получают  светильники, в которых бронза  вытесняет остальные материалы, в том числе и стекло. В это  же время появляются люстры  с масляными лампами, имевшие  существенные преимущества благодаря  большей яркости и длительности  работы. В этих светильниках резервуар  с вязкими маслами помещался  выше горелок, что обеспечивало  приток горючего к  фитилю. Появились ламповые стекла, защищавшие пламя от воздействия воздушных потоков, создававшие тягу и уменьшавшие копоть.   

 Важными этапами на пути  развития светильников явились  создание "карсельских" и керосиновых ламп. Первые из них, изобретенные французом Карселем, имели масляные резервуары с "часовым" механизмом, нагнетавшим масло в горелку. Керосиновая лампа была изобретена поляком Лукасевичем в 1853 г. Принципиальным отличием этих светильников от масляных ламп было расположение горелки выше резервуара; это оказалось возможным благодаря тому, что керосин легко впитывается фитилем и является легким горючим. Широкое распространение керосиновых ламп, а вслед за ними и газовых горелок с калильными сетками привело к необходимости в устройствах для защиты глаз от слепящего действия раскаленных частей этих светильников. В качестве таких устройств использовались различные рассеиватели из молочного силикатного стекла, "абажуры", непрозрачные отражатели и экраны.  

 С распространением в XIXв. керосиновых ламп, более сложных по своей конструкции, чем все предшествующие им светильники, а также с развитием машинного способа производства светильник постепенно стал осознаваться не только как декоративный элемент интерьера, но и бытовой прибор.   

 Эпоха керосинового освещения  создала ряд очень устойчивых  конструкций. Электрические светильники до сего времени используют некоторые из этих структур, хотя и не всегда оправданно с конструктивной точки зрения. В керосиновых светильниках появляются сложные узлы для подъема и опускания светильника (свечные люстры опускались и поднимались с помощью небольших лебедок). Керосиновые светильники второй половины XIXв. выпускались как в виде простых и дешевых изделий машинного производства, так и в виде уникальных дорогих изделий с применением художественного стекла, фарфора и металлического литья.     

Новый способ производства повлек за собой появление новых материалов и технологий, однако он не мог быстро создавать свои специфические, присущие только ему формы продукции. Появление электрического освещения в начале 80-х годов XIXв. пришлось на время стилевого хаоса. Стремление буржуазии к аристократической респектабельности своего жилища возродило интерес к антикварным изделиям и привело к возрождению в архитектуре и мебели исторических стилей разных эпох. Однако передовыми художниками и архитекторами того времени уже были начаты интенсивные поиски новых путей, которые привели к возникновению стиля модерн, носившего откровенно декоративный характер.   

 В электрических светильниках  конца XIX в. сразу определилось два  направления: конструктивное (легкая, технологическая форма, лишенная  какого-либо декора) и декоративное (использование распространенных  стилевых форм прошлых эпох  и модерна).   

 Светильники конструктивно  простых и выразительных форм  выпускали многие электротехнические  фирмы США, Германии, Франции. Как  правило, это были светильники  для местного освещения рабочих  зон, обладающие возможностью регулирования  направления светового потока. Форма  некоторых из них была настолько  интересна, что в настоящее время  возобновлен их серийных выпуск.   

 Электрическая лампа накаливания  позволила создать наряду с  многоплановыми конструкциями светильники  с замкнутой структурой, непосредственно  встраиваемые в потолок или  стену. Новый источник света открыл  для художников и архитекторов, работающих в стиле модерн, большие возможности создания изделий выразительной декоративной формы. Модерн, согласно которому архитекторы стремились к ансамблевому единству архитектуры здания, его интерьеров и оборудования, выработал сложную систему стилизованного орнамента, основанную на мотивах растительного мира.   

К 20-м годам XX в., когда модерн исчерпал себя, тенденции к упрощению форм изделий быстро распространяются по всей Европе. Сдержанно оформляются и светильники. Подвесные светильники с матерчатым абажуром, светильники-чаши плоской формы, кубовидные подвесы-фонарики, настенные светильники упрощенных форм, настольные лампы на тонкой центральной стойке с матерчатым абажуром, лишенные каких-либо украшений, - вот основной ассортимент светильников, применявшихся в то время.

 

Традиционные Японские светильники из

рисовой бумаги                                 

 

 

   В начале 50-х годов в пользование  начинают входить люминесцентное  освещение. Наиболее усиленно процесс  проходит в Японии, где этот  тип источника света как нельзя  более органично подходит к  традиционным национальным формам  светильников, сформировавшимся на  протяжении столетий. В настоящее  время люминесцентное освещение  доминирует в японском жилище.

 

                     

                                              люминесцентное освещение  

В Европе первые попытки введения люминесцентного освещения были предприняты еще в 40-е годы, но его применение в бытовых светильниках ограничивалось значительными размерами трубчатых люминесцентных ламп, позволявшими применять их только в потолочных светильниках.   

Революционный прорыв в этом направлении произошел в конце 70-х - начале 80-х годов, когда было освоено массовое производство компактных люминесцентных ламп, соизмеримых по размерам со стандартными лампами накаливания.   

Информация о работе История осветительных приборов