Керамика как вид художественного творчества и особенности работы с глиной в учреждениях дополнительного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 21:30, курсовая работа

Краткое описание

Задачи работы:
1. Изучить историю искусства керамики, её виды;
2. Выяснить свойства глины;
3. Познакомить детей с игрушками из Филимонова и Дымково;
4. Научить лепить и расписывать Дымковские игрушки (птица на подставке, лошадка) и Филимоновские (барашек, барышня)
5. Научить видеть характерные черты особенности и отличия игрушек у Филимонова и Дымково.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы знакомства детей с керамикой.
1.1. История керамики……………………………………………………….5
1.2. Подготовка глины и обжиг изделий…………………………………...8
1.3. Работа с глиной в детском саду………………………………………..12
1.4. Знакомство с дымковской и филимоновской игрушками……………
Глава 2. Разработка и проведение серии занятий в кружке «Народная игрушка»…………………………………………………………………………….17
Заключение…………………………………………………………………….23
Список литературы……………………………………………………………25

Вложенные файлы: 1 файл

курсач!!!!!9999.doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)

По мнению многих исследователей, промысла в Дымковской слободе связано  со старинным местным обрядовым  весенним праздником «свистопляской», который был посвящён солнцу. Чтобы принять участие в празднике, нужна была глиняная свистулька и расписной глиняный шарик, которым можно было перекидываться.

Свистульки имели формы  различных тотемных животных: медведь, козёл, баран, олень, их основная функция была магическая, а не декоративная. Несмотря на ритуальное значение глиняных свистулек, заметна некоторая ирония, с которой мастера их лепили. Медведь, например, мог играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, козёл мог быть одет в смешные штаны. Такие глиняные фигурки-свистульки лепили женщины и девочки задолго до праздника. Эта работа считалась исключительно женской.

В XIX веке праздник превратился  в оживлённую ярмарку «свистунью», с непременным свистом. Магическое значение празднества утратилось. Свистульки сохранялись, но приобретали всё более вычурные, декоративные формы. Если в древности основным сюжетом были животные, то в XIX столетии появляются женщины в нарядных одеждах, с младенцами, птицами, с корзинами с пирогами, с коромыслами, на скамеечках и в лодочках. Позже мастера дымковской игрушки обращаются к городским сюжетам: дамы-модницы, горожане, офицеры, купчихи, скоморохи.

Техника изготовления дымковской игрушки очень проста. Процесс  изготовления игрушки можно разделить  на два этапа: лепку изделия и его роспись. Игрушку лепят руками из местной красной глины, перемешанной с речным песком. Фигурку лепят по частям. Затем их обжигают. Прежде обжиг проводили прямо в русской печи, теперь же – в электрических муфельных печах. Затем игрушки покрывают разведенным на молоке мелом (сейчас заменой служат водно-эмульсионные белила).

По белому фону выполняют  роспись темперными красками. На одной  фигурке применяют 4-8 цветов. Раньше игрушки расписывали анилиновыми  красителями, замешанными на яйце с квасом, вместо кистей используя палочки и перья. Традиционно используют тона красного, желтого, зеленого, синего цветов, иногда дополненные медной поталью (раньше использовали даже сусальное золото). 

Роспись представляет собой, как правило, крупный геометрический узор, сочетающийся с гладкоокрашенными частями. Особенно разнообразно и нарядно  орнаментируют юбки. Орнамент часто покрывает фигуры животных, заменяя изображения шерсти или оперения.

Каждая фигурка - это  ручная работа, существующая в единственном экземпляре, поэтому промысел до сих пор не имеет серийного поточного производства.

Филимоновская игрушка - старейший  народный художественный промысел  России. Родина промысла - деревня Филимоново Одоевского района Тульской области. Свое название получил от деревни Филимоново, где жили в 1960-х гг. последние мастерицы, возродившие забытое ремесло. Основной тип изделий - свистульки традиционных форм (барыня, всадник, конь, медведь и др.)

Филимоновские игрушки  отличаются своей формой и росписью, а так же для этой игрушки характерны удлиненные пропорции (особенно это заметно проявляется в лепке коней, коров, у которых получаются очень длинные шеи),  это объясняется свойствами местной глины. Филимоновцы называют ее «синикой» («синька») за маслянисто-черный цвет и жирность. Филимоновская глина при сушке быстро покрывается трещинами, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. После сушки изделия обжигают в муфельных печах. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, не требующий последующей грунтовки.

Сюжеты филимоновских  игрушек не так разнообразны, как  у дымковских игрушек. Основную массу  изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п. Интересны композиции, слепленные из нескольких фигурок, например «Любота» — сценка свидания влюбленных.

Все персонажи животного  мира имеют тонкую талию и длинную, с изящным изгибом шею, плавно переходящую в маленькую голову. Только форма головы да наличие или отсутствие рогов и ушей позволяют отличить одно животное от другого. У барана рога — круглые завитки-баранки, у коровы — полумесяцем торчат вверх, у оленя — как причудливые ветвистые деревья, а конскую головку венчают небольшие конические ушки.

Расписывают игрушки  анилиновыми красителями на  лаке. Роспись ведется и сейчас не кисточкой, а гусиным пером. Использовали три  главных цвета — малиново-красный, желтый и зеленый. Иногда применяли  синий или фиолетовый цвета. Каждому  персонажу — свой цвет. Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи. Одноцветной, обычно зелёной или малиновой, краской раскрашиваются голова и грудь, на которые часто наносят несложный аляповатый орнамент. Зато фигуры людей расписываются их преимущественно горизонтальными полосками красного, желтого и зеленого цветов. Орнамент - разноцветные штрихи, пятна, веточки, розетки, нанесённый без определённой схемы, создает броский пёстрый декор. Благодаря бесконечной фантазии народных мастеров, умение соединять реальность и сказку филимоновская игрушка приобретает необыкновенную звучность и праздничность.

 

 

 

 

 

Глава 2. Практическая работа

 

 

      1. Разработка и проведение серии занятий в кружке  «Народная игрушка»

 

Практическая часть  проходила на базе детского сада № 15 «Ромашка» города Кинешма с детьми 6-7 лет. Для работы было задействовано трое детей:

      1. Воротилов Егор;
      2. Потапычев Егор;
      3. Тюмин Илья.

На основе изучения методических особенностей организации занятий  с детьми дошкольного возраста был  разработан план кружка «Народная игрушка».

Цель кружка: обучить  детей созданию народных игрушек  из глины, развить творческие способности  и эстетический вкус.

Задачи кружка:

    1. Образовательная: обучить детей созданию основных элементов росписи; знакомить детей с мастерством народных умельцев, Закреплять навык рисования краской, кистью; закрепить знания о технике безопасности с художественными материалами.
    2. Развивающая: развивать у детей фантазию, мелкую моторику рук, пространственное мышление, наблюдательность, глазомер, внимательность, умение слушать, творческие способности.
    3. Воспитательная: воспитывать у детей  интерес к декоративно-прикладному искусству, аккуратность, трудолюбие, терпение, усидчивость.

Были разработаны и  проведены занятия с детьми по знакомству с народными игрушками. При организации занятий особое внимание уделялось развитию творческих способностей детей, воспитанию интереса и любви к народному художественному творчеству; знакомство детей со способом рисования тычком; учить правильно (чуть выше железного наконечника, тремя пальцами) держать кисть при рисовании; набирать краску на кисть, макая ее всем ворсом, снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки; овладению необходимыми приемами  росписи игрушек.

Тема первого занятия  – «Роспись дымковской игрушки». Целью данного занятия было знакомство с новым для детей народным промыслом – Дымковская игрушка. А так же знакомство с характерными особенностями росписи дымковской игрушки.

Для этого была проведена  вводная беседа по теме занятия и подготовлены наглядные пособия с изображением игрушек. Дети с интересом рассматривали изображения, затем им были заданы вопросы, необходимо было назвать основные цвета, элементы росписи (геометрические узоры) и кого изображали в игрушках данного промысла. Дети без особых затруднений ответили на поставленные вопросы.  После беседы детям было предложено побыть народными мастерами, самим изготовить дымковскую игрушку и придумать свой узор, после чего они приступили к самостоятельной работе. Игрушки получились аккуратные, соответствующие дымковской.

Тема второго занятия – «Роспись филимоновской игрушки». Целью занятия было знакомство детей с Филимоновской игрушкой; освоить простейшие элементы филимоновской росписи – полоски, “елочки”; научить правильно, использовать основные цвета промысла.

 Была проведена  беседа, в которой рассказывалось  о возникновении этого промысла. Затем анализ наглядных пособий изображающих филимоновские игрушки. Были заданы вопросы на определение вида узоров и их цвет. Детям было предложено стать филимоновскими мастерами и расписать игрушку изображенную на заранее подготовленном шаблоне.  Дети с огромным удовольствием приступили к работе. В конце занятия была проведена выставка работ детей. Ребята были довольны результатом, так как игрушки получились нарядные, яркие, аккуратные.

Выполненные детьми работы в соответствии с планом кружка отличаются яркостью, красочностью и могут с  успехом использоваться педагогом  дополнительного образования при  организации выставочных работ  детского творчества.

Техника керамики (глиняной игрушки) вызвала у детей огромный интерес. Дети с удовольствием выполняли все задания, работы получались индивидуальными, яркими и  интересными.

Выполнение практической части курсовой работы позволило  подтвердить вывод о том что  техника керамика, является одним из наиболее интересных видов художественного творчества, позволяет создавать интересные, выразительные художественные образы, способствует развитию творчества, фантазии, мышления и любознательности, наблюдательности и воображения. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров; национальную гордость за мастеров русского народа.

Таким образом, все поставленные задачи были выполнены. Работа в детском  саду прошла успешно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Проведено исследование по теме – «Керамика как вид художественного творчества и особенности работы с глиной в учреждениях дополнительного образования». В ходе исследования была поставлена проблема, которая заключалась в том, чтобы научить детей 6-7 лет подготовительной группы лепить и расписывать дымковские  и филимоновские игрушки. В ходе исследования решались задачи: изучить историю искусства керамики, её виды; выяснить свойства глины; познакомить детей с игрушками из Филимонова и Дымково; научить лепить и расписывать Дымковские игрушки (птица на подставке, лошадка) и Филимоновские (барашек, барышня) Научить видеть характерные черты особенности и отличия игрушек у Филимонова и Дымково.

В ходе исследования была изучена  искусствоведческая, справочная, историческая, педагогическая литература. Проведенное исследование показало что керамика — один из наиболее интересных материалов декоративно- прикладного искусства. Владение техникой керамики при организации кружковой работы с детьми в учреждениях дополнительного образования является важным условием работы педагога – руководителя студии художественного творчества.

Результат  работы педагога будет зависеть от: опыта педагога, владения им техникой изготовления изделий, личной заинтересованности, его знаний, умений методически правильно организовать студийную работу с детьми, а так же важно наличие необходимой материально-технической базы.

В практической части была раскрыта работа  с детьми в детском  саду     № 15 «Ромашка».

Практическая значимость курсовой работы состоит в том, что она может быть использована преподавателями и студентами педагогического колледжа, руководителям студий и кружков в системе дополнительного образования для самостоятельного приобретения знаний в рассматриваемой области, поможет воспитателям в знакомстве детей с Дымковской и Филимоновской игрушками, как рекомендация знакомства родителей в работе с детьми.

Таким образом, новизна работы заключается в том, что была предпринята попытка систематизировать и обобщить накопленные знания по данному вопросу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Акунова Л. Ф. Технология производства и декорирование художественных керамических изделий. – М.: Высшая школа, 1984.
  2. Августиник А.И. Керамика.– М.: Промстройиздат, 1957,
  3. Блинов Г.  Чудо кони чудо птицы. – М.: Детская литература, 1977.
  4. Боголюбов Н. С. Лепка на занятиях в школьном ркужке.—М.: Просвещение, 1979.
  5. Горичева В. С., Нагибина М. И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. –Ярославль: Академия развития, 1998.
  6. Данкевич Е.В., Жакова О. Знакомьтесь: глина . – СПб.: Кристалл, 1998.
  7. Ильин М. Русское народное искусство. – М.: Молодая гвардия, 1959.
  8. Родина жар-птицы/ Под ред. Ладыгина. – М.: Советская Россия, 1983.
  9. Лившиц М. Декоративно-прикладное искусство Молдавской ССР.–М.:Советский Художник, 1979
  10. Миклашевский А.И. Технология художественной керамики. – Ленстройиздат, 1971.
  11. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду.—М.: Просвещение, 1984.
  12. Чижский А.Ф. Сушка керамических материалов и изделии. -М.: Стройиздат, 1971.-107 с.

Информация о работе Керамика как вид художественного творчества и особенности работы с глиной в учреждениях дополнительного образования