Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 21:30, курсовая работа
Задачи работы:
1. Изучить историю искусства керамики, её виды;
2. Выяснить свойства глины;
3. Познакомить детей с игрушками из Филимонова и Дымково;
4. Научить лепить и расписывать Дымковские игрушки (птица на подставке, лошадка) и Филимоновские (барашек, барышня)
5. Научить видеть характерные черты особенности и отличия игрушек у Филимонова и Дымково.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы знакомства детей с керамикой.
1.1. История керамики……………………………………………………….5
1.2. Подготовка глины и обжиг изделий…………………………………...8
1.3. Работа с глиной в детском саду………………………………………..12
1.4. Знакомство с дымковской и филимоновской игрушками……………
Глава 2. Разработка и проведение серии занятий в кружке «Народная игрушка»…………………………………………………………………………….17
Заключение…………………………………………………………………….23
Список литературы……………………………………………………………25
По мнению многих исследователей, промысла в Дымковской слободе связано со старинным местным обрядовым весенним праздником «свистопляской», который был посвящён солнцу. Чтобы принять участие в празднике, нужна была глиняная свистулька и расписной глиняный шарик, которым можно было перекидываться.
Свистульки имели формы различных тотемных животных: медведь, козёл, баран, олень, их основная функция была магическая, а не декоративная. Несмотря на ритуальное значение глиняных свистулек, заметна некоторая ирония, с которой мастера их лепили. Медведь, например, мог играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, козёл мог быть одет в смешные штаны. Такие глиняные фигурки-свистульки лепили женщины и девочки задолго до праздника. Эта работа считалась исключительно женской.
В XIX веке праздник превратился в оживлённую ярмарку «свистунью», с непременным свистом. Магическое значение празднества утратилось. Свистульки сохранялись, но приобретали всё более вычурные, декоративные формы. Если в древности основным сюжетом были животные, то в XIX столетии появляются женщины в нарядных одеждах, с младенцами, птицами, с корзинами с пирогами, с коромыслами, на скамеечках и в лодочках. Позже мастера дымковской игрушки обращаются к городским сюжетам: дамы-модницы, горожане, офицеры, купчихи, скоморохи.
Техника изготовления дымковской игрушки очень проста. Процесс изготовления игрушки можно разделить на два этапа: лепку изделия и его роспись. Игрушку лепят руками из местной красной глины, перемешанной с речным песком. Фигурку лепят по частям. Затем их обжигают. Прежде обжиг проводили прямо в русской печи, теперь же – в электрических муфельных печах. Затем игрушки покрывают разведенным на молоке мелом (сейчас заменой служат водно-эмульсионные белила).
По белому фону выполняют
роспись темперными красками. На одной
фигурке применяют 4-8 цветов. Раньше
игрушки расписывали
Роспись представляет собой, как правило, крупный геометрический узор, сочетающийся с гладкоокрашенными частями. Особенно разнообразно и нарядно орнаментируют юбки. Орнамент часто покрывает фигуры животных, заменяя изображения шерсти или оперения.
Каждая фигурка - это ручная работа, существующая в единственном экземпляре, поэтому промысел до сих пор не имеет серийного поточного производства.
Филимоновская игрушка - старейший народный художественный промысел России. Родина промысла - деревня Филимоново Одоевского района Тульской области. Свое название получил от деревни Филимоново, где жили в 1960-х гг. последние мастерицы, возродившие забытое ремесло. Основной тип изделий - свистульки традиционных форм (барыня, всадник, конь, медведь и др.)
Филимоновские игрушки отличаются своей формой и росписью, а так же для этой игрушки характерны удлиненные пропорции (особенно это заметно проявляется в лепке коней, коров, у которых получаются очень длинные шеи), это объясняется свойствами местной глины. Филимоновцы называют ее «синикой» («синька») за маслянисто-черный цвет и жирность. Филимоновская глина при сушке быстро покрывается трещинами, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. После сушки изделия обжигают в муфельных печах. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, не требующий последующей грунтовки.
Сюжеты филимоновских игрушек не так разнообразны, как у дымковских игрушек. Основную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п. Интересны композиции, слепленные из нескольких фигурок, например «Любота» — сценка свидания влюбленных.
Все персонажи животного
мира имеют тонкую талию и длинную,
с изящным изгибом шею, плавно
переходящую в маленькую
Расписывают игрушки
анилиновыми красителями на лаке.
Роспись ведется и сейчас не кисточкой,
а гусиным пером. Использовали три
главных цвета — малиново-
Глава 2. Практическая работа
Практическая часть проходила на базе детского сада № 15 «Ромашка» города Кинешма с детьми 6-7 лет. Для работы было задействовано трое детей:
На основе изучения методических особенностей организации занятий с детьми дошкольного возраста был разработан план кружка «Народная игрушка».
Цель кружка: обучить детей созданию народных игрушек из глины, развить творческие способности и эстетический вкус.
Задачи кружка:
Были разработаны и проведены занятия с детьми по знакомству с народными игрушками. При организации занятий особое внимание уделялось развитию творческих способностей детей, воспитанию интереса и любви к народному художественному творчеству; знакомство детей со способом рисования тычком; учить правильно (чуть выше железного наконечника, тремя пальцами) держать кисть при рисовании; набирать краску на кисть, макая ее всем ворсом, снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки; овладению необходимыми приемами росписи игрушек.
Тема первого занятия – «Роспись дымковской игрушки». Целью данного занятия было знакомство с новым для детей народным промыслом – Дымковская игрушка. А так же знакомство с характерными особенностями росписи дымковской игрушки.
Для этого была проведена вводная беседа по теме занятия и подготовлены наглядные пособия с изображением игрушек. Дети с интересом рассматривали изображения, затем им были заданы вопросы, необходимо было назвать основные цвета, элементы росписи (геометрические узоры) и кого изображали в игрушках данного промысла. Дети без особых затруднений ответили на поставленные вопросы. После беседы детям было предложено побыть народными мастерами, самим изготовить дымковскую игрушку и придумать свой узор, после чего они приступили к самостоятельной работе. Игрушки получились аккуратные, соответствующие дымковской.
Тема второго занятия – «Роспись филимоновской игрушки». Целью занятия было знакомство детей с Филимоновской игрушкой; освоить простейшие элементы филимоновской росписи – полоски, “елочки”; научить правильно, использовать основные цвета промысла.
Была проведена
беседа, в которой рассказывалось
о возникновении этого
Выполненные детьми работы
в соответствии с планом кружка отличаются
яркостью, красочностью и могут с
успехом использоваться педагогом
дополнительного образования
Техника керамики (глиняной игрушки) вызвала у детей огромный интерес. Дети с удовольствием выполняли все задания, работы получались индивидуальными, яркими и интересными.
Выполнение практической части курсовой работы позволило подтвердить вывод о том что техника керамика, является одним из наиболее интересных видов художественного творчества, позволяет создавать интересные, выразительные художественные образы, способствует развитию творчества, фантазии, мышления и любознательности, наблюдательности и воображения. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров; национальную гордость за мастеров русского народа.
Таким образом, все поставленные задачи были выполнены. Работа в детском саду прошла успешно.
Заключение
Проведено исследование по теме – «Керамика как вид художественного творчества и особенности работы с глиной в учреждениях дополнительного образования». В ходе исследования была поставлена проблема, которая заключалась в том, чтобы научить детей 6-7 лет подготовительной группы лепить и расписывать дымковские и филимоновские игрушки. В ходе исследования решались задачи: изучить историю искусства керамики, её виды; выяснить свойства глины; познакомить детей с игрушками из Филимонова и Дымково; научить лепить и расписывать Дымковские игрушки (птица на подставке, лошадка) и Филимоновские (барашек, барышня) Научить видеть характерные черты особенности и отличия игрушек у Филимонова и Дымково.
В ходе исследования была изучена искусствоведческая, справочная, историческая, педагогическая литература. Проведенное исследование показало что керамика — один из наиболее интересных материалов декоративно- прикладного искусства. Владение техникой керамики при организации кружковой работы с детьми в учреждениях дополнительного образования является важным условием работы педагога – руководителя студии художественного творчества.
Результат работы педагога будет зависеть от: опыта педагога, владения им техникой изготовления изделий, личной заинтересованности, его знаний, умений методически правильно организовать студийную работу с детьми, а так же важно наличие необходимой материально-технической базы.
В практической части была раскрыта работа с детьми в детском саду № 15 «Ромашка».
Практическая значимость курсовой работы состоит в том, что она может быть использована преподавателями и студентами педагогического колледжа, руководителям студий и кружков в системе дополнительного образования для самостоятельного приобретения знаний в рассматриваемой области, поможет воспитателям в знакомстве детей с Дымковской и Филимоновской игрушками, как рекомендация знакомства родителей в работе с детьми.
Таким образом, новизна работы заключается в том, что была предпринята попытка систематизировать и обобщить накопленные знания по данному вопросу.
Список литературы