Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 13:12, курсовая работа
Раньше, в связи со сложившимися стереотипами, Китай представлялся мне как весьма отсталая перенаселенная страна, погрязающая в бедности. Внешне все это представлялось мне очень убогим, бедным и старомодным. Но чем больше я узнавала о Китае, тем больше менялось мое отношение к нему. И, появившееся в какой-то момент, желание посмотреть на Китай своими глазами, сейчас прочно засело в голову, превратившись в мечту, к сожалению, пока не осуществимую в связи с необходимостью достаточно больших финансовых затрат.
I. Введение
II. Культура современного Китая
II.1. Краткая история развития Китайской культуры
II.2. Религии
II.3. Традиции
II.3.1. Культ семьи в Китае
II.3.2. Культ Дракона в Китае
II.3.3. Особенности китайской медицины
II.3.4. Китайские праздники
II.3.5. Национальная китайская кухня
II.4. Китайский календарь
II.5. Современная массовая китайская литература
II.6. Музыка современного Китая
II.7. Пекинская опера и местные разновидности театрального искусства
II.8. Китайский цирк
II.9. Китайский кинематограф
II.10. Олимпийская архитектура
III. Заключение
Список используемой литературы
II.7. Пекинская опера и местные разновидности театрального искусства
Пекинская опера
— дама относительно молодая. Для
Китая, конечно, где все, что моложе
400 лет, свежо и зелено. А ей исполнилось
всего двести с небольшим. В 1790 году
в Пекин на праздник в честь 80-летия
императора Цяньлуна приехали четыре
оперные труппы из провинции Аньхой.
Игра их так понравилась юбиляру,
что он велел всем артистам остаться
в столице навсегда и развивать
в ней театр. Где-то через полстолетия,
после сотен сыгранных
Во второй половине XIX века ее уже знали
во многих уголках Китая, даже в Шанхае
— самом бурно развивавшемся городе империи,
который всегда немного скептически смотрел
на столицу. Пронеслось еще пятьдесят
лет, и знаменитый артист Мэй Ланьфан со
своей труппой впервые побывал с гастролями
в Японии. В 1935 году он же привез несколько
спектаклей в СССР и произвел хорошее
впечатление на нашу публику. Так слава
Оперы вышла за западные и восточные пределы
Поднебесной.
Гранд-театр Чанъань на центральном
пекинском проспекте Вечного
мира легко узнать по маске перед
входом — представления Пекинской
оперы здесь дают каждый день. И
каждый день аншлаг.
А уж на самой родине она долгое время оставалась безоговорочно любимой разновидностью театра, любимой, как рис, и богачами, и простым людом. Сценические компании процветали, исполнителей превозносили. Даже история китайского кинематографа началась с Пекинской оперы: в 1905 году режиссер Жэнь Цзинфэн заснял на черно-белую пленку отрывки из спектакля «Гора Динцзюньшань». Фильм, естественно, был немой.
Пекинская опера, которая зародилась в
кочующих по всей стране труппах, и сегодня
во многом остается искусством на колесах.
Но есть, конечно, театры, где ее спектакли
идут постоянно, — в собственной, «стационарной»
постановке или на контрактных условиях.
Главная для столичных любителей Оперы
площадка — это Гранд-театр Чанъань в
Пекине. Здесь ежедневно показывают отрывки
из популярных пьес, а по выходным — полные
варианты. Стоимость билетов — от 50 до
380 юаней (6—48 долларов). Два других столичных
театра — Лиюань в отеле «Цяньмэнь» и
Театр в зале купеческой гильдии «Хугуан»
— ориентированы в основном на иностранных
туристов: много акробатики и мало пения.
Но для тех, кто смотрит Пекинскую оперу
впервые, это идеальное место — если понравится,
можно посмотреть и полноценный спектакль,
— за 180—380 юаней (23—48 долларов). …А это,
как говорят, хорошо делать еще и в Шанхае
— например, в одном из залов великолепного
и суперсовременного Гранд-театра, построенного
по французскому проекту (представления
«для приезжих» в этом городе, впрочем,
тоже предусмотрены — ежедневно в театре
Тяньчань Ифу).
Когда глядишь на то, как бесстрашно первокурсники
крутят сальто, становится ясно: новички
приходят сюда уже подготовленными.
В
Пекинской опере — четыре основных актерских
амплуа: шэн, дань, цзин (хуалянь) и чоу,
которые отличаются друг от друга условностями
сценического исполнения, гримом, костюмами
и местом в сюжете спектакля.
Шэн — мужской персонаж. В зависимости
от возраста и характера бывает старшим,
младшим и воином. Старший шэн встречается
в операх чаще, и многие знаменитые актеры
специализировались именно в амплуа «мужчины
среднего или пожилого возраста, обязательно
с бородой и строгой величавой речью».
Шэн-воин владеет приемами боевых искусств,
должен быть отличным акробатом. В зависимости
от костюма, в котором выступают воины,
различают чанкао и дуаньда. Чанкао подразумевает
полное облачение: панцирь со штандартами
за спиной, сапоги на толстой подошве и
длинное копье. Артисты, выступающие в
этом «подамплуа», обязаны уметь вести
себя, как настоящие офицеры, а также хорошо
танцевать и одновременно петь. Дуаньда
— шэн-воин в короткой одежде и с соответствующим
его росту оружием. Наконец, младший шэн
— благовоспитанный юноша с тонкими чертами
лица, без бороды и панциря. В этом амплуа
также немало «ответвлений»: шэн в шляпе
(чиновник во дворце), шэн с веером (интеллектуал),
шэн с фазаньими перьями на головном уборе
(талантливый человек), бедный шэн (неудачливый
интеллектуал). Главная отличительная
особенность последнего — пение фальцетом.
Зрители-иностранцы особенно любят слушать
и смотреть оперы, в которых играют артисты
амплуа цзин — «раскрашенное лицо». Обычно
это мужчины, наделенные большой силой
и энергией: говорят громко, срываясь по
каждому поводу на крик, часто пускают
в ход кулаки и, случается, дерутся ногами.
Действия много — арий значительно меньше
(это-то и нравится европейским зрителям).
Женские персонажи Пекинской оперы называются
дань. Есть дань в темном халате (чжэндань),
дань-цветок, дань-воительница, дань в
пестрой рубашке, дань-старуха и цайдань.
Самая важная из всех — чжэндань, главная
героиня, женщина средних лет или молодая
— обычно положительный персонаж. Степенная,
разумная и рассудительная, она никогда
не спешит и вообще ведет себя тихо — в
точном соответствии с правилами поведения,
принятыми в старом Китае: держаться подчеркнуто
корректно, не показывать зубы, когда смеешься,
и не выпускать руки из-под рукавов. Кстати,
о рукавах: у героинь Пекинской оперы они
не просто длинные, а очень длинные — шэйсю.
Одна из причин опять-таки в том, что еще
60 лет назад в театре играли исключительно
мужчины. Если лицо с помощью грима можно
изменить до неузнаваемости, то кисти
рук… Кисти не переделать.
А самым первым амплуа в истории Пекинской
оперы был чоу — клоун. Есть даже поговорка:
«Без чоу нет пьесы». Это комическая, живая
и оптимистическая роль. Актер чоу должен
уметь сыграть кого угодно — хромого,
глухого и немого, мужчину и женщину, старика
и мальчика, коварного и алчного, доброго
и смешного. Есть и чоу-воины, причем требования
к их мастерству очень высоки: выполнять
акробатические трюки и выглядеть при
этом легко и смешно — задача не из простых.
Кстати, у чоу в театре особые привилегии:
всем актерам запрещено без особой надобности
передвигаться за кулисами во время спектакля,
но на чоу это ограничение не распространяется.
А все потому, что император Ли Лунцзи
из династии Тан был завзятым театралом
и сам иногда выступал на сцене именно
в амплуа чоу. Одна из самых красивых особенностей
Пекинской оперы — разноцветье лиц: они
бывают белыми, как мел, желтыми, как песок,
синими, как небо, красными, как кровь,
и золотыми, как солнце. Очень похоже на
маски, но — не маски: краска накладывается
прямо на лицо. Китайские артисты любят
рассказывать, как сам Лучано Паваротти,
завороженный обликом местных театральных
персонажей, попросил, чтобы его загримировали
под Сян Юя из спектакля «Прощание всемогущего
Бавана с любимой» (амплуа хуалянь).
Известно несколько тысяч композиций
оперного грима, причем каждая имеет определенное
значение и соответствует тому или иному
образу (в состав красок всегда добавляют
специальное масло, которое не позволяет
им растекаться во время представления).
Тонких, понятных лишь посвященному, «нарисованных»
указаний на мельчайшие особенности характера,
личности персонажей, на кровное родство
между ними и так далее — не счесть. Красное
лицо бывает у верного и честного человека.
Коварного обманщика легко узнать по его
белизне. Чернота свидетельствует об удали
и силе, синий цвет — о строптивости и
храбрости. Если вы видите на сцене двух
персонажей с лицами одинакового цвета
и похожими узорами на коже,— скорее всего,
перед вами отец и сын. Золотая и серебряная
краски предназначены исключительно для
богов и духов, «рыцари с большой дороги»
«любят» зеленую и синюю. А если артист
почти не накрашен, только с белым кружком
вокруг носа (так называемым «кусочком
доуфу»), знайте: это персонаж низкий и
льстивый - мплуа чоу.
Китай – это
обширная и многонациональная
страна. Здесь большое количество
местных диалектов. Поэтому,
Пинцю появилась в районе Таньшаня провинции Хэбэй, она распространена в Пекине, Тяньцзине, а также в других районах Северо-восточного Китая. Отличительные особенности пинцю – это живость, раскованность и обилие бытовых сценок. Создавать оперы на современные темы в жанре пинцю легко. Известные актеры пинцю: Бай Юйшуан (白玉霜), Синь Фэнься (新凤霞). Лучшие произведения: «Цзинь Сяньлян» (秦香莲), «Новый зять» (小女婿), «Лю цяоэр» (刘巧儿).
|
|
|
Юецю появилась в районе Шаосина провинции Чжэцзян, она распространена в Чжэцзяне, Цзянсу, Анхое и Шанхае. Изначально в этой опере выступали только мужчины, они исполняли и все женские роли. Женщины появились на сцене юецю лишь в 30-х гг. 20 века. В пении юецю много рулад, от исполнителя требуется особая виртуозность. Сейчас по своей значимости юецю занимает второе место после Пекинской оперы. Известные исполнители: Юань Сюефэнь (袁雪芬), Ван Вэньцзюань (王文娟), Сюй Юйлань (徐玉兰). Лучшие спектакли: «Лянь Шаньбо и Чжу Иньтай» (梁山伯与祝英台), «Сон в красном тереме» (红楼梦).
|
|
|
Юйцю – это местная опера провинции Хэнань. Она распространена в провинции Хэнань и соседних районах. У юйцю есть очень характерная манера пения, которая легко передает и героику, и живость, и трагичность. Насчитывается 650 спектаклей этого вида Китайской оперы. Известные исполнители: Чан Сяньюй (常香玉), Ма Цзиньфэнь (马金凤), Ню Дэцао (牛得草). Лучшие спектакли: «Хуа Мулань» (花木兰), «Военачальница Му Гуйинь» (穆桂英挂帅) и «Мелкий чиновник» (七品芝麻官).
|
|
|
Хуанмэйси – это местная опера провинции Аньхой. Она распространена в провинции Аньхой, Цзяньси и Хубэй. В хуанмэйси много танцевальных сцен, или же сцен, в которых танцы сопровождают пение. Особенность манеры пения – это широкий диапазон голоса и мелодии, исполнение – простое, но вместе с тем эстетичное, сопровождаемое обилием бытовых сценок. Известные исполнители: Янь Фэньинь (严凤英), Ма Лань (马兰). Лучшие спектакли: «Небесная любовь» (天仙配), «Женщина-консорт» (女驸马), «Пастух и ткачиха» (牛郎织女).
|
|
|
Кантонская опера – главным образом распространена в провинциях Гуандун, Гуанси, Фуцзянь. Китайцы, проживающие в Юго-Восточной Азии, Америке, Европе и Австралии, а также жители Гонконга и Макао очень любят кантонскую оперу. Кантонская опера исполняется на кантонском диалекте, в ней есть множество характерных особенностей. Известные исполнители: Хун Сяньню (红线女), Ма Шуайцзэн (马帅曾). Лучшие спектакли: «Обыск в библиотеке» (搜书院), «Гуан Ханьцзинь» (关汉卿).
|
|
|
II.8. Китайский Цирк
Сегодня в Китае, где цирковым традициям более двух тысяч лет, цирк - это предмет национальной гордости и трепетной государственной заботы.
Китайский цирк...
Вряд ли где-нибудь еще с такой
определенностью проявляется
Китайский цирк - один из самых древних в мире. Поэтому артисты соблюдают традиции 4000-летней давности. Каждый номер имеет символическое значение. Знаменитые китайские тарелочки, вращающиеся на длинных палочках блюдца, - это солнце, а артист - посредник между светилом и людьми.
В каждом населенном пункте многомиллионного
Китая есть свои акробатические группы,
в которых «гуттаперчевые»
Большая часть номеров цирка состоит из акробатических трюков, которые своей сложностью, не укладывающейся в человеческом сознании, поражают публику.
Великолепный цирковой номер «Полет стрижей» уходит корнями в далекое военное прошлое Китая. По старинной легенде, китайским воинам надо было быстро проскочить в небольшое отверстие - и это у них получилось. Если раньше это умение считалось обязательным, то в наши дни это великолепный цирковой номер.
Номер с тарелками в исполнении юных девушек считается традиционной классической забавой, обязательной в китайском цирке. Суть его в умении вращать на длинной тонкой палочке до четырех тарелок в каждой руке.
Почти все номера в Китайском цирке исполняются подростками. Возраст артистов - от 12-23 лет. Детей в Китае начинают учить цирковому искусству с 3-х лет. Потом еще и конкурс пройти, а выбирают обычно из двух-трех тысяч претендентов. Так что в 10-12 лет они уже имеют звания лауреатов и являются высокопрофессиональными артистами. Попадание ребенка в цирк обычно гарантирует ему будущее.
Такой подход к кадрам практически
гарантирует зрителю
Каждое представление
Китайские акробаты являются непревзойдёнными в искусстве владения своим телом, никто в мире не способен повторить или исполнить их номера и трюки.
В китайском цирке нет никаких животных (исключение львы и драконы, которых играют люди) и клоунов. В представлении продумано все до мелочей даже смена реквизитов, которые появляются на арене «в самый последний момент» и абсолютно незаметно для зрителей.
Особого внимания заслуживает китайский акробатический цирк. Акробаты порхают под куполом словно птицы. Такого не увидишь ни в традиционном русском цирке, ни в экстремальном американском, ни в степенном европейском. Китайские акробаты являются непревзойдёнными в искусстве владения своим телом и не многие в мире способны повторить их трюки.
Еще одной отличительной чертой китайского цирка является то, что в нем нет долгих поклонов и так называемых комплиментов, когда артист, отработав номер и даже на протяжении его, несколько раз застывает в позе, просто требующей от зрителей аплодисментов.
Существует несколько трупп Китайского цирка. Это Zunyi, «Райское шоу из Поднебесной», "Цирк солнца".
Одной из самых известных из них является акробатическая труппа Zunyi из провинции Гуйчжоу. Она завоевала не только сердца миллионов людей, но и многочисленные медали и награды в мире циркового искусства. Среди них «Золотой Лев» третьего Международного Акробатического Фестиваля «China Wugiao», «Серебряная Звезда» первого Итальянского фестиваля искусств акробатики и верховой езды, а также «Серебряный приз» международного конкурса молодых акробатов в Бельгии и многие другие. Труппа Zunyi побывала с гастролями в более чем 40 странах мира.
Информация о работе Культура современного Китая. Его успехи и достижения