Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 18:34, реферат
Почему и как появилось художественное литье? Скорее всего, это объясняется тем, что человек с глубокой древности старался украсить свою одежду, предметы быта, оружие всеми доступными ему способами в соответствии с эстетическими вкусами времени и общества; тайны окружающей природы вдохновляли его на создание магических рисунков и лепных или резных идолов, с помощью которых он пытался победить свой страх перед неведомым; он стремился изобразительными средствами выразить свое понимание того, что его окружало, свой внутренний мир, свое отношение к природе и жизни. Археологические раскопки показывают, что уже у неолитических племен одной из целей межплеменных войн было добывание «богатства» (красивых камней, перламутра, раковин и др.), которое не использовалось, а лишь своим блеском радовало глаз. Потом человек научился создавать красивые вещи из дерева, кости, камня, глины. В век металла появился замечательный вид искусства – художественное литье, которое позволило создавать на века произведения высокой пластики и выразительности, как монументальные, так и обиходные или кабинетные.
Введение……………………………………………………………...
3
1 История возникновения художественного литья………………..
4
1.1 Передняя Азия………………………………………………...
8
1.2 Египет………………………………………………………….
9
1.3 Индия…………………………………………………………..
12
1.4 Китай……………………………………………………….......
14
1.5 Античное средиземноморье и западная Европа……………
16
1.6 Русь…………………………………………………………..
20
1.7 Африка…………………………………………………………
22
2 Технологии художественных отливок……………………….…...
25
Заключение……………………………………………………...........
27
Список используемой литературы…………………………
Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Политехнический институт
кафедра МиТОМ
РЕФЕРАТ
по Художественному материаловедению
Литые металлические художественные изделия
Преподаватель
Студент МТ10-11 0803168 Я.С. Староверова
Красноярск 2013
Содержание
Введение………………………………………………………… |
3 |
1 История возникновения художественного литья……………….. |
4 |
1.1 Передняя Азия………………………………………………... |
8 |
1.2 Египет…………………………………………………………. |
9 |
1.3 Индия………………………………………………………….. |
12 |
1.4 Китай……………………………………………………….... |
14 |
1.5 Античное средиземноморье и западная Европа…………… |
16 |
1.6 Русь………………………………………………………….. |
20 |
1.7 Африка………………………………………………………… |
22 |
2 Технологии художественных отливок……………………….…... |
25 |
Заключение…………………………………………………… |
27 |
Список используемой литературы…………………………………. |
28 |
Введение
Почему и как появилось художественное литье? Скорее всего, это объясняется тем, что человек с глубокой древности старался украсить свою одежду, предметы быта, оружие всеми доступными ему способами в соответствии с эстетическими вкусами времени и общества; тайны окружающей природы вдохновляли его на создание магических рисунков и лепных или резных идолов, с помощью которых он пытался победить свой страх перед неведомым; он стремился изобразительными средствами выразить свое понимание того, что его окружало, свой внутренний мир, свое отношение к природе и жизни. Археологические раскопки показывают, что уже у неолитических племен одной из целей межплеменных войн было добывание «богатства» (красивых камней, перламутра, раковин и др.), которое не использовалось, а лишь своим блеском радовало глаз. Потом человек научился создавать красивые вещи из дерева, кости, камня, глины. В век металла появился замечательный вид искусства – художественное литье, которое позволило создавать на века произведения высокой пластики и выразительности, как монументальные, так и обиходные или кабинетные.
1 История возникновения художественного литья
Возникновение процессов литья в древности обусловлено рядом причин. К первой следует отнести географическое положение и климат той или иной страны; вторая заключается в наличии необходимого и доступного сырья; третья, пожалуй, самая важная, состоит в достаточно высоком уровне развития производительных сил региона и необходимой потребности в металлических изделиях.
Общее направление технического прогресса идет от камня к металлу, хотя отдельные народы и регионы проходили эти стадии в разное время. Традиционно считается, что век металла в Старом Свете начался на Ближнем Востоке, где еще в начале VI тысячелетия до н. э. из природной меди ковкой изготовляли небольшие предметы. Подобным образом обрабатывали и золото. Но металл встречался реже, чем камень. Так что его открытие еще не вывело человечество из каменного века, и еще очень долго наряду с металлическими изделиями использовались каменные [1].
Прошло еще около трех тысяч лет, пока на Ближнем Востоке не начали выплавлять медь из руды, что явилось крупнейшим техническим переворотом: из меди стали изготавливать первые металлические орудия, предметы быта и другие изделия, появилась новая, более производительная и совершенная технология – литье. Чуть позже было обнаружено, что гораздо более прочный материал можно получить, если сплавить медь и, например, олово (что дает бронзу, которая обладает и более высокими литейными свойствами). Высказывались предположения, что позднее об этом открытии узнали в Китае и Европе (где первое появление бронзовых орудий отмечается на Балканах примерно в 2500 г. до н.э.).
На самородной меди делают акцент все сторонники самостоятельного зарождения металлургии. Они считают, что первоначально медь обрабатывали методом холодной ковки, т. е. под ударами молотка медный самородок приобретал необходимую форму. Однако один из сторонников выплавки, австрийский археолог М. Мух опытным путем доказал, что достаточно вокруг насыпи медной руды разжечь костер, чтобы медь начала выплавляться. Для этого необходимы два условия: наличие достаточного количества серы в руде и обильное поступление воздуха.
Если правы моноцентристы, и медные изделия вместе с идеей их получения диффузионно распространялись в регионах Старого Света, то во вторичных регионах нельзя будет обнаружить доказательства использования примитивнейших форм и технологии, т. е. зачатки металлургии (естественно полагать, что усваивались новейшие, последние, а не первичные идеи и приемы).
Вообще представляется, что исследователи и историки иногда преувеличивают роль диффузии накопленного опыта литья из одного региона в другие. Несомненно, в результате торговых отношений, обмена специалистами-ремесленниками, войн между странами Древнего Востока и Европы, а также миграции народов неизбежным было заимствование не только готовых образцов и изделий, но и техники и технологии их изготовления. Подобный обмен, конечно, ускорял распространение новейших технологий по континенту и вовлечение новых регионов в орбиту цивилизации, но это является лишь временным фактором, а не обязательным условием появления новых идей.
Следует отметить, что первые медные и бронзовые изделия – это не грубые орудия типа неолитических макролитов (крупных отливок), а преимущественно сложные художественные изделия – иглы, булавки, застежки и прочие украшения, изготовление которых требовало высокого мастерства. Это связано с тем, что с самого зарождения металлургии произошло разделение труда. По социально–экономическим признакам выделились два типа производства: первый (более древний) – изготовление в мелких «подсобных» мастерских изделий для собственного пользования (семьи, общины); второй – производство изделий для обмена. Они возникли у рудников, где изготавливались слитки и различные изделия. Очевидно, здесь же изготавливался и специальный литейный инструмент, что требовало высокой квалификации и не позволяло производителям заниматься другими видами работ. Таким образом, возникали металлургические центры. Слитки металла, изделия и литейный инструмент посредники доставляли в различные регионы на достаточно большие расстояния. Клинописные тексты, перечисляя города-поселения древних царей, упоминают Бадтибир. Это название можно перевести как «поселение металлистов», или как «поселение бога Тибира», которого некоторые исследователи сопоставляют с библейским Тувалкаином – «ковачем всех орудий из меди» [3].
Как правило, первые открытые месторождения руды залегали близко к поверхности земли, и поэтому в большинстве случаев были бедными, а производство металла требовало большого количества топлива, как правило, дров. В результате месторождения истощались, а леса вокруг них вырубались. Это приводило к миграции металлургических центров и диффузии технологий в другие регионы. Этим, в частности, объясняется то, что точно определенных мест, где в древности добывали и обрабатывали металлсодержащие руды, очень мало.
Сегодня у археологов есть данные, позволяющие уточнить время и место начала промышленного использования человеком металла. Так, установлено, что на Балканском полуострове крупнейшие металлургические центры выплавки меди существовали уже в середине V тысячелетия до н. э., причем только из руды одного медного рудника Аибунар было выплавлено около тысячи тонн меди! Возможно, там использовали и технологию литья [17].
Как отмечал Л. Н. Гумилев, для сравнения древних культур, уровня совершенства их технологий нужно, в первую очередь, учитывать системы ценностей изучаемых пародов, и различная степень сохранности материальных остатков не должна мешать этому. Для воинственных кочевников (древних хуннов, скифов, аланов, позже гуннов и викингов) самыми важными были оружие и воинское облачение, поэтому и технический прогресс, и художественное развитие шли в направлении совершенствования технологий изготовления оружия и украшения воинских доспехов. Для земледельческих оседлых народов характерным было украшение жилищ и орудий труда; в сильных развитых государствах (Египет, Китай, Греция) особое развитие получают монументальная скульптура и архитектурный декор.
Многие древние художественные изделия – сложные комплексы, каждая часть и деталь которых взаимно дополняют одна другую. В их изготовлении часто принимали участие мастера многих ремесел. Знаменитая голова быка из Ура (2685 г. до н. э.) (рис. 1), без изображения которой не обходится ни одна работа по культуре шумеров, составная: золото, ляпис-лазурь; она украшает деревянный резонатор музыкального инструмента, инкрустированный перламутром.
Рисунок 1 – Голова быка из Ура
Ярчайшим примером такого произведения искусства является трон фараона Тутанхамона (XIV в. до н.э.) (рис. 2).
Рисунок 2 – Трон фараона Тутанхамона
В его декорировке использованы самые разнообразные виды техники: резьба по дереву, литье, гравирование, чеканка, инкрустация полудрагоценными и драгоценными камнями. Не менее знаменита фигура крылатого льва с человеческим торсом из Урарту (VIII в. до н. э.), туловище которого отлито из бронзы и украшено тончайшей гравировкой и позолотой, а лицо вырезано из камня. И сам лев – только часть сложного великолепного трона урартского царя. Отдельные украшавшие его фигуры попали в музеи Лондона, Берлина, Парижа, Петербурга. Многие литые статуи и статуэтки художественно соединяются с постаментом из других материалов, создавая единую гармоничную фигуру, например, «Спящий Эрос» из Греции (рис. 3).
Рисунок 3 – «Спящий Эрос»
Уже в глубокой древности (по крайней мере, с началом эпохи раннего металла) результатом технологического прогресса становилось отчетливо прослеживаемое международное разделение труда, когда определенные производственные функции сосредоточивались в руках как бы особых, «избранных» культур. Бывало, что народы, обладавшие богатыми природными ресурсами, не догадывались о возможности их применения, а в бедном металлами Междуречье уже в начале III тысячелетия до н. э. из меди делали различные предметы – оружие, топоры, серпы и сосуды. К середине 3–го тысячелетия до н. э. относят медные статуэтки и рельефы, найденные в Уре и сделанные с большим художественным мастерством. В сохранившихся надписях упоминаются 19 медных статуй, сделанных по царским приказам. В это же время храмы на территории Двуречья украшали выбитыми или коваными медными изделиями. Здесь, по-видимому, впервые был использован для литья природный сплав золота и серебра – электрон. Позднее литейщики Месопотамии одними из первых научились сплавлять медь со свинцом, а впоследствии с оловом, получая замечательный литейный сплав, сыгравший исключительную роль в развитии художественного литья не только в Шумере, но и во многих странах. Интересно отмстить, что шумерская бронза, кроме олова, содержала никель, поэтому по распространению изделий из нее можно строить предположения о связях шумеров с другими пародами.
1.1 Передняя Азия
О великолепном совершенстве владения техникой металлообработки свидетельствует сохранившаяся голова статуи царя Саргона Аккадского из Ниневии (2300–2200 гг. до н. э.), выполненная в натуральную величину (рис. 4).
Рисунок 4 – Голова статуи царя Саргона Аккадского из Ниневии
Характерным примером великолепного качества отливки и особого художественного стиля, достигнутого в последней трети VII в. до н. э., является бронзовая крылатая голова быка, крепившаяся к котелку в виде барельефа (рис. 5). Эта отливка пустотелая (после удаления литейного стержня осталась полость с обратной стороны пластины с перьями и шеи). На оборотной же стороне отливки на уровне лба заметен след, свидетельствующий о раздельном литье частей головы и шеи.
Рисунок 6 – Бронзовая крылатая голова быка
Племена Закавказья освоили технику литья еще в эпоху ранней бронзы (IV тыс. лет до н.э.), используя вначале литье в каменные формы, а позже – литье по выплавляемым моделям. Б. А. Куфтин отмечает, что «цветущая культура Триалети при тесном общении с передовой цивилизацией Древнего Востока своими корнями уходит в местный энеолит, предвещающий своим своеобразным художественным развитием достигнутый в середине II тысячелетия до н.э. культурный подъем». К периоду между II и I тысячелетиями до н.э. литье древних картвелов достигает весьма высокого уровня: появляются литые орнаментованные изделия, художественные отливки, изготовленные по весьма сложной и оригинальной технологии, получает дальнейшее развитие статуарное литье (рис. 7).
Рисунок 7 – Статуарное литье
1.2 Египет
Достаточно хрестоматийным является определение Египта наряду с Месопотамией как родины одной из ранних цивилизаций на Земле. Хотя металлы стали известны египтянам еще в архаическую (додинастическую) эпоху, а природные и экономические условия страны благоприятствовали появлению металлургии, развитие ее шло крайне медленно. Причин этому несколько: во-первых, руда в основном была привозной; во-вторых, основным естественным богатством Египта являлся камень, и древние египтяне достигли в его обработке величайшего мастерства. Так что очень долго, даже после появления металла, каменные инструменты использовались наравне с металлическими, тем более, что последние были гораздо дороже. Кроме того, ведущей областью искусства в Египте, определяющей все остальные виды, была архитектура, где в первую очередь требовался опять–таки камень. В результате художественные металлические изделия не имели широкого спроса. А чтобы подчеркнуть богатство, величие и божественность фараонов и храмов, вполне подходили драгоценные камни и золото, в ювелирной обработке которых египтяне были непревзойденными мастерами.
Информация о работе Литые металлические художественные изделия