Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 14:27, доклад
Цивилизация Древнего Египта насчитывает более 3000 лет. В конце IV тысячелетия до н.э. в Юго-Восточной Африке, в низовьях реки Нил, сформировалось раннерабовладельческое государство Египет, которое стало одним с самых великих центров мировой культуры. Почти 2000-летнюю историю Древнего Египта принято делить на три периода: первый – Древний (2800–2250 лет до н.э.), второй – Среднее Царство (2050–1700 лет до н.э.), третий – Новое Царство (1580–1070 лет до н.э.). Соответственно выделяют и три периода в развитии его культуры. Кстати, небезынтересно знать, что современные Египтяне, которые говорят по-арабски, свою страну называют «Миср». Название «Египет» происходит от древнегреческого наименования «Айгуптос». В свою очередь это слово, скорее всего, восходит к одному из имен значительнейшего из древнеегипетских городов – Мемфиса. По-древнеегипетски же, согласно принятому в науке условному произношению, оно произносится как Хет-ка-Птах, хотя, судя по Вавилонским данным, это название в действительности произносилось как Хэ-ку-Птах.
Введение
Цивилизация Древнего
Египта насчитывает более 3000 лет.
В конце IV тысячелетия до н.э. в
Юго-Восточной Африке, в низовьях
реки Нил, сформировалось
С незапамятных
времен древнеегипетская
На земле
страны, которая ныне называется
Арабская Республика Египет, в
древности возникла одна из
самых могущественных и
Сохранившиеся на территории государства уникальные памятники древней культуры привлекают ежегодно огромное количество туристов со всего мира. Грандиозные пирамиды и Большой Сфинкс, величественные храмы в Верхнем Египте, многие другие архитектурные и исторические шедевры – все это по-прежнему поражает воображение всех, кому удается поближе познакомиться с этой удивительной страной.
1. Материальная культура Египта
1.1 Архитектура
От архитектурных
сооружений Древнего Египта
Совсем другая
картина складывается при изуче
Наивысшие достижения
древнегипетского зодчества –
храмы, царские дворцы и усыпальницы
знати. Они относятся к различным
периодам истории Древнего
Погребальные сооружения – древнейшая область приложения сил египетских архитекторов. Первоначально гробницы знатных людей представляли собой помещения, вырубленные в толще скального грунта или вырытые в земле и укрепленные изнутри каменной кладкой. Эти погребения-масштабы начинаются узким коридором, под углом ведущего в подземелье – собственно погребальную камеру с одной, реже – с двумя-тремя комнатами. В этих комнатах располагался гроб с телом покойного и вещи, что могли понадобиться ему в загробной жизни. Сверху вход в могилу закрывала невысокая плоская плита (отсюда и название).
Мастабы
– прообраз пирамид. Когда археологи
и историки проникла в
Пирамиды
гробницы фараонов Древнего
Погребальный комплекс Джосера, спроектированный и возведенный родичем и верховным советником фараона Имхотепом, состоит из самой ступенчатой пирамиды, под которой находится погребальная камера, и нескольких храмов и более мелких культовых построек, объединенных общей стеной. В плане этот громадный мавзолейный комплекс представляет собой прямоугольник. Современная реконструкция позволила воссоздать макет этого шедевра древней архитектуры, в котором все постройки гармонично дополняют одна другую и создают идеальный ансамбль.
Поразителен и художественный аспект этого погребального комплекса. Внешняя и внутренняя отделка элементов конструкции зданий обработана «под дерево». Каменные перемычки и балки, каменные колонны внутри зданий повторяют не только внешний вид, но и пропорции, присущие деревянным элементам. Глазурованные плитки, которыми была отделана часть помещений, расписаны так же, как плетеные циновки, украшавшие стены обычных домов египтян. Сама пирамида Джосера, очевидно, представляет собой в конструктивном плане переходный этап от мастабы к пирамиде. Во времена Имхотепа, первого египетского инженера-строителя, чье имя сохранилось для потомков, камень, видимо, только начинали широко использовать для строительства монументальных сооружений, и технология еще не была разработана. Лишь позднее, во времена IV династии, были возведены Великие пирамиды Гизы – усыпальницы царей IV династии Хеопса, Хефрена и Микерина.
Сами по себе эти три пирамиды уже являются лучшей иллюстрацией мастерства египетских строителей и стремительного прогресса архитектурной и инженерной мысли египтян. Крупнейшая из трех – пирамида Хеопса – представляет собой сооружение высотой сто сорок семь метров. Угол между гранями пирамиды почти равен золотому сечению. В древности пирамида была облицована полированным известняком, однако со временем облицовочные плиты отвалились или были содраны и использованы на других строительствах.
Никакие цифры не позволят составить более-менее яркое представление о Великой пирамиде Хеопса. И все-таки попробуем: высота пирамиды – 146,6 м. Длина нижней грани у основания пирамиды – 233 м. Вес каменных блоков, пошедших на ее изготовление – от 2 до 30 тонн. Общее количество этих блоков – два миллиона триста тысяч. Срок строительства – двадцать лет плюс десять лет, затраченных на подготовку дороги от каменоломен к строительной площадке. Количество работников, возводивших пирамиду – по сто тысяч человек каждый год, работавших посменно на «царских работах».
То, что пирамиды возводились с применением инженерной техники, более сложной, чем простые системы блоков и рычагов, очевидно. Точность подгонки многотонных каменных блоков друг к другу настолько высока, что ее вряд ли было возможно добиться одним лишь использованием мускульной силы сотен тысяч строителей. По меньшей мере, египетские инженеры обладали великолепными измерительными инструментами. Способ же установки каменных глыб остается загадкой до сих пор, хотя выдвигались и продолжают выдвигаться самые различные гипотезы на этот счет.
В эпоху Среднего царства общее направление заупокойной архитектуры изменилось. Прежде всего, фараоны более не воздвигали себе усыпальниц, способных соперничать с пирамидами Древнего царства. Царские усыпальницы стали гораздо скромнее и меньше размерами, хотя по-прежнему доминировала пирамидальная форма надгробия. Основной упор в погребальном комплексе делался отныне не на саму гробницу, а на заупокойный храм (эти храмы еще со времен пирамиды Джосера стали обязательным элементом любой гробницы, но на фоне Великих пирамид заупокойные храмы, игравшие центральную роль в посмертном культе царя, оказывались практически незаметны). С возрастанием роли храмов вырос и уровень их архитектурного исполнения. В эпоху Среднего царства были заложены и разработаны основные принципы египетского храмового строительства, доведенные до апогея в богатом Новом царстве.
Зато несравненно большей пышностью отличаются гробницы знати эпохи Среднего царства. Возросшее и укрепившееся влияние номархов в стране позволило им обеспечивать себя после смерти с пышностью, способной потягаться с усыпальницей самого фараона. Номархи Среднего царства строят свои посмертные обиталища в скалах, вырубая в недрах горного массива величественные храмы с колоннадами, превосходные как по внутренней отделке помещений, так и по техническому решению – проблема, как и в случае с пирамидой Хеопса, состояла не столько в том, чтобы прорубить в толще скалы коридоры и комнаты, сколько в том, чтобы вся конструкция выдержала неимоверную тяжесть.
Наконец, эпоха Нового царства явила собой вершину пышности и великолепия в архитектуре. Речь уже не идет только о заупокойных сооружениях. Храмы и дворцы, возводившиеся живыми для живых в эти времена невиданного расцвета и богатства Кеми, поистине великолепны. Храмы в эпоху Нового царства в основном строили прямоугольными, выходящими фасадом на Нил. Помимо нескольких колонных залов, их богато украшали статуями, настенными рельефами и росписями.
Последующие века уже не привнесли ничего принципиально нового в архитектуру – ни в гражданскую, ни в храмовую. Совершенствование если и шло, то исключительно по линии технической. Поздний и эллинистический периоды истории Египетского царства отмечены лишь разработкой концепций былых времен. Слава Египта шла на убыль, и зодчество вместе с ней.
1.2 Живопись и рельефы
Правильнее было бы сказать «рельефы и живопись», так как изобразительное искусство древних египтян началось с рельефов на камне. В этой области египетские художники вырабатывали основные приемы, легшие в изобразительный канон, не менявшийся на протяжение всей истории Кеми.
Первые рельефы, дошедшие до нас – шиферные таблички-палетки, служившие для растирания красок, использовавшихся в ритуалах. Сами по себе эти пластинки из серо-зеленоватого камня могут быть названы произведениями искусства. Многие таблички, которым более шести тысяч лет, весьма тщательно вырезаны в форме животных. Знаменитая на весь мир «табличка Нармера» как раз и представляет собой образчик дощечки для растирания красок. Углубление для краски в ней решено в художественном плане невероятно изящно. На лицевой стороне пластинки изображены два хищника, переплетающие необычно длинные шеи. Кольцо, образованное шеями, служит бортиком углубления для красок. Рельеф с изображением фараона и иероглифическим сообщением об объединении Нармером страны – оборотная сторона таблички, служившей, по-видимому, скорее изящным сувениром, чем реальным культовым предметом.
Этот самый рельеф, древнейший из дошедших до нас, уже поражает мастерством неведомого резчика, сумевшего аккуратно и искусно вырезать на небольшой (64 см в высоту) каменной пластине целое повествование, полное символических изображений.
Становление искусства высокого и низкого рельефа происходит в Египте в эпоху Древнего царства. Стены всех гробниц этой эпохи покрыты великолепными рельефами, вырезанными в камне с необычайным тщанием. Технически рельефы Древнего царства делились на выпуклые и врезные. Сюжеты этих рельефов сводятся к двум темам – сцены из загробной жизни и сцены хозяйственной деятельности.
Искусство рельефа носило глубоко символический, магический характер. Все элементы и фигуры изображались не просто так, а в соответствии с четкой логикой. Художник должен был изобразить вельможу в наиболее характерной для него позе, земледельца – так, чтобы сразу было ясно, что это земледелец, а не ремесленник. Фигуры в рельефах Древнего царства – более символы, чем жанровые сценки. Их истинное назначение – указывать на явление, а не изображать его впрямую. Лишь со временем этот канон несколько смягчится. Уже в эпоху Среднего царства, не говоря уже о новодинастических изображениях, в жанровых сценках появляется живость изображения. Рядом со сборщиками плодов в саду можно увидеть мальчика, просящего угощения, женщина из «дома госпожи» глядится в круглое зеркальце, подкрашивая губы кисточкой, позы танцовщиц более пластичны, чем на древних изображениях.
Важная цель рельефов – служить летописью царствования фараона или историей беспорочной службы чиновника. Но и в этом плане – если раннединастические рельефы довольно скупо сообщают о событии, то рельефы Нового царства снабжают его массой деталей. В новодинастических рельефах масса мелких деталей, многофигурные сцены (например, сцены военных походов или строительства гробницы, к которой сотни крошечных фигур работников тянут громадную статую).
Изначальная символичность изобразительного искусства сказалась на очень быстром формировании канона. Уже раннединастические рельефы обладают всеми обязательными чертами, без которых не обходится ни одно изображение поздних времен. Во-первых, четкое пропорциональное соотношение фигур. Фараон на рельефе уступает высотой божеству, военачальник примерно вдвое ниже фараона, а рядовой египтянин и вовсе почти незаметен. Во-вторых, характерная манера изображать человека: ноги в профиль, туловище анфас, лицо в профиль, глаза анфас. Это позволяет понять важный нюанс древнеегипетского искусства. Египтяне изображали мир объективно, а не субъективно – каким он был, а не каким представлялся. От каждого изображаемого элемента бралось самое характерное, и характерные детали объединялись в пусть не вполне характерное, зато узнаваемое изображение.