Музыкальное воспитание детей в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 09:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является выявление наиболее благоприятных педагогических условий музыкального развития ребенка в условиях семьи.
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
- на основе анализа литературы рассмотреть содержание понятия «семейное воспитание» и его особенности;
- рассмотреть педагогический потенциал семьи как фактора развития ребенка;
- рассмотреть понятие «музыкальные способности»;
- проанализировать понятие «музыкальное развитие»;
- рассмотреть основные задачи, методы, формы, средства музыкального развития ребенка в семье.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Музыкальное воспитание детей в семье……………………………….8
§ 1. Особенности воспитания ребенка в семье………………………………….8
§ 2. Воспитательный потенциал семьи как важный фактор успешного развития ребенка…………………………………………………………………12
§ 3. Анализ понятия «музыкальное развитие»………………………………...16
§ 4. Характеристика условий для музыкального развития ребенка в семье…22
Глава II. Задачи музыкального воспитания детей в семье……………………25
§ 1. Методы обучения в семье………………………………………………… 26
§ 2. Формы организации музыкальной деятельности детей в семье……… 28
§ 3. Методические рекомендации по созданию условий в семье для развития музыкальных способностей детей…………………………………………… 29
Заключение……………………………………………………………………… 31
Литература………………………….…………………………………………. 36

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 70.66 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………………...3

 

Глава I. Музыкальное воспитание детей в семье……………………………….8

 

§ 1. Особенности воспитания ребенка в семье………………………………….8

 

§ 2. Воспитательный потенциал  семьи как важный фактор успешного  развития ребенка…………………………………………………………………12

 

§ 3. Анализ понятия «музыкальное развитие»………………………………...16

 

§ 4. Характеристика условий для музыкального развития ребенка в семье…22

 

Глава II. Задачи музыкального воспитания детей в семье……………………25

 

§ 1. Методы обучения в семье…………………………………………………  26

 

§ 2. Формы организации  музыкальной деятельности детей  в семье………    28

 

§ 3. Методические рекомендации по созданию условий в семье для  развития музыкальных способностей детей……………………………………………   29

 

Заключение……………………………………………………………………… 31

 

 Литература………………………….………………………………………….  36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     Семейное воспитание сегодня - это создание родителями условий для свободного развития и сохранения духовного мира ребенка как основы его личностного формирования, культуры приобщения к духовным ценностям общества. Определяющую роль в гуманизации семейного воспитания играет искусство и, в частности, музыкальное, о чем свидетельствуют труды  философов (М.М. Бахтина, Н.А.Бердяева, С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского), педагогов (Н.А. Ветлугиной, Д.Б. Кабалевского, А.В. Мудрика, В.А. Сухомлинского, В.Н. Шацкой), психологов (П.П. Блонского,Л.С. Выготского). Значимость музыки для ребенка определяется тем, что музыкальная деятельность становится одним из ранних способов познания окружающего мира. Поэтому музыкальное воспитание оказывает существенное позитивное воздействие на нравственно-эстетическое развитие личности ребенка, его сознание, чувства и поведение.    

     О.Л. Латышев, анализируя педагогические проблемы семейного музыкального воспитания детей, подчеркивает,  что музыка постепенно уходит из семьи как фактор воспитания. Автор фиксирует внимание и на причинах этого процесса: несогласованность семейного и школьного музыкального воспитания, пассивная позицией определенной части родителей и низкий уровень их педагогической культуры, недооценка музыки как действенного вида искусства в духовном становлении личности ребенка. Этому также в немалой степени способствовало интенсивное развитие в средствах массовой коммуникации развлекательной индустрии, в которой музыка преподносится чаще в форме фонового, рекламного, развлекательного направления. В результате, на задний план оттесняется самодвижение человека к истинной художественности и ценности.

     Проблемам  музыкального развития детей  в условиях семейного воспитания  посвящены работы  Н.А. Ветлугиной, О.Л. Зверевой, О.П. Радыновой. Анализ литературы позволил выделить следующие несогласованности: поскольку использование музыки в семье зачастую носит стихийный характер и родителями не осознается в педагогическом контексте, то возникли противоречия, разрешимость которых возможна путем построения определенной воспитательной системы. Можно выделить основные противоречия между:

 - демократическими процессами в обществе, создавшими условия для проявления творческой инициативы семьи в воспитании детей и внутренней неготовностью к этому родителей;

- существующими богатейшими традициями музыкального воспитания в русских семьях и отсутствием их продолжения и развития в большинстве современных семей;

- встречающимся ярким  опытом осуществления музыкального  воспитания в семье и отсутствием  теоретической разработанности  основных вопросов и др.

      Музыкальное воспитание в семье целесообразно рассматривать в качестве целенаправленного процесса создания и реализации оптимальных условий для  адаптации ребенка в музыкальной среде, музыкального самодвижения личности.

     Исследования современных педагогов и психологов указывают на то, что творческие процессы обнаруживаются уже в раннем детстве. Выготский Л.С. считает, что «одним из важнейших вопросов детской педагогики и психологии является вопрос о творчестве у детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребенка» (1, с. 7). Уже в самом раннем детстве можно увидеть проявление творческих процессов, которые наиболее ярко просматриваются в играх детей. Игра ребенка – это не простое воспоминание о пережитом. Это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка. Дети могут воображать езду на лошади, сидя на деревянной палке верхом, перевоплощаться в моряков, продавцов, космонавтов и т.д. в сюжетно-ролевых играх. Это является примером самого настоящего детского творчества, а музыкальное развитие и творческие способности неразрывно связаны между собой.

        Как отмечает Т.Н. Доронова, у детей в возрасте 6-7 лет происходит резкое снижение интереса к творческой деятельности. Это можно объяснить тем, что в связи с общим развитием и накоплением своего опыта у детей появляется адекватная самооценка. Они стесняются своих работ, если что-либо не получается, отказываются показывать их окружающим. В результате у ребенка может появиться неуверенность в себе и своих возможностях, что отрицательно сказывается на развитии его творческих способностей, а также и на общем психическом развитии и эмоциональном благополучии (3, с. 20).

        И все же многие педагоги, такие как Н.А. Ветлугина, О.Л. Зверева, О.П. Радынова считают период дошкольного детства благоприятным для развития детского творчества, а ориентир на младший школьный возраст ребенка объясняется тем, что в этот период происходит углубление и систематизация представлений о музыкальном искусстве, музыкальном звуке и его практическом воплощении в образах окружающей жизни. Направляя восприятие ребенка на доступные проявления красоты и доброты в музыкальных образах, воспитывающий формирует интерес воспитанника к музыке, музыкальному образу, окружающей жизни в целом. Развитие личности ребенка приобретает социальную направленность и значимость, а его эстетические и нравственные чувства близки между собой и часто совпадают. В эти годы у индивида может происходить активное формирование музыкальных потребностей.

     Не все родители  понимают, «как важно развитие творческих способностей детей для их дальнейшего развития и обучения. Многие считают, что намного важнее обучать ребенка чтению и математике». Но данные, полученные известными нейропсихологами В.Д.Еремеевой и Т.П.Хризман (4, с.65), указывают на положительное влияние эстетического развития ребенка и его творческих способностей на уровень подготовки детей к школе, а также на процесс его дальнейшего обучения.

     Масару Ибука в своей книге «После трех уже поздно» тоже касается вопроса о развитии творческих способностей детей. Автор считает, что творчество – «это свободный полет воображения, это обостренная интуиция, которые могут выливаться в изобретения и открытия». Он предполагает, что «успехи творчества уходят корнями в субъективное эмоциональное восприятие и опыты раннего детства. Другими словами, детские фантазии, кажущиеся взрослым такими далекими от реальной жизни, но самом деле являются зародышами творчества» (9). Эти утверждения еще раз указывают на то, что необходимо как можно раньше создавать условия для развития творческих способностей детей.

     Среди современных  исследований в области педагогической  науке имеются  свидетельства  того, что приоритетная роль в  развитии личности ребенка отводится  семейному воспитанию. В последние годы семья стала объектом исследования, в результате чего появилась возможность более глубокого изучения семьи как социального института воспитания (3).

     В семье  обычно отсутствует жестко заданная  система взаимоотношений, строгая  структура власти с заранее  предписанными ролями и статусом. Контакты между членами семьи  строятся на основе родства,  любви, привязанности, доверия,  характеризуются открытостью и  эмоциональностью. Для ребенка семья  является наиболее мягким и  наиболее ограничивающим типом  социального окружения, а эмоциональный  компонент в семейном воспитании  преобладает над рациональным.

     На сегодняшний  день область семейного воспитания  менее изучена по сравнению  с воспитанием общественным, так  как семья является довольно  сложным предметом научного исследования. Не все люди охотно пускают  в свою семейную жизнь посторонних,  даже если это исследователи.  Кроме того, для исследования семьи необходима разработка и применение методов, которые отличаются от используемых в педагогике при изучении воспитательно-образовательного процесса.

     Объектом  изучения в данной работе является развитие музыкальных способностей детей в условиях семьи.

     Предмет исследования – создание условий для развития  музыкальных способностей детей в условиях семьи.

     Целью данной работы является выявление наиболее благоприятных педагогических условий музыкального развития ребенка в условиях семьи.    

     Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:

- на основе анализа  литературы рассмотреть содержание  понятия «семейное воспитание»  и его особенности;

- рассмотреть педагогический  потенциал семьи как фактора  развития ребенка;

- рассмотреть понятие  «музыкальные способности»;

- проанализировать понятие  «музыкальное развитие»;

- рассмотреть основные  задачи, методы, формы, средства музыкального  развития ребенка в семье.

     Проблемой  творчества, а музыкальное развитие  ребенка, безусловно, является творческим  процессом, занимались многие  исследователи, такие как Л.С.  Выготский, Б.М. Теплов, Н.А. Ветлугина,  О.П. Радынова.

     Л.С. Выготский  утверждает, что «творческой деятельностью  мы называем такую деятельность  человека, которая создает нечто  новое, все равно будет ли  это создание творческой деятельностью  какой-нибудь вещью внешнего мира  или известным построением ума  или чувства, живущим или обнаруживающимся  только в самом человеке» (1, с.3).

     Исследователь  выделяет два вида деятельности  человека: воспроизводящую (репродуктивную) и комбинирующую (творческую). Воспроизводящая  деятельность связана с памятью  человека. Человек воспроизводит  или повторяет раньше создавшиеся  и выработанные им в прошлом  приёмы поведения, воскрешает  следы уже имевших место ранее  переживаний. В этих случаях  деятельность не создает ничего  нового, а основывается на повторении того, что уже было.

     Результатом комбинирующей (творческой) деятельности является создание новых образов или действий. Как отмечает Л.С. Выготский, мозг является органом не только сохраняющим и воспроизводящим наш прежний опыт, а также органом комбинирующим, творчески перерабатывающим и созидающим из элементов прежнего опыта новые положения и новое поведение. «Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее» (1, с.4).

  А кто, как не семья, не родители, дадут возможность и создадут условия направить в нужное творческое русло, в нашем случае музыкальное, развитие маленького человека? Но привить детям любовь к музыке сможет только тот человек, который сам тонко чувствует музыку, глубоко воспринимает её. Поэтому возникает вопрос о музыкальном восприятии и самих родителей.

     В качестве эффективной  методики, направленной на развитие  музыкальных способностей ребенка  в условиях семьи, можно выделить  методику О.П. Радыновой, позволяющую раскрыть и обозначить наиболее важные аспекты данного вопроса.

 

Глава I. Музыкальное воспитание детей в семье

§ 1. Особенности воспитания ребенка в семье

     Семью, как фактор воспитания, характеризует воспитательная среда, в которой организуется жизнь и деятельность ребенка. Известно, что с момента рождения среда для ребенка является условием и источником развития. Его взаимодействие со средой играет важную роль в психическом развитии и становлении личности. Именно семейная среда становится для малыша первой культурной нишей. От того, как организована воспитательная среда в семье, зависят и методы воздействия на ребенка, их эффективность для его развития.

     Автор книги «Дошкольная  педагогика»  Куликова Т.А.  отмечает, что вся жизнь семьи  складывается из отдельных социальных  ситуаций. Это прощание перед  сном и приветствие друг друга  утром, расставание перед уходом  на работу, в детский сад, в  школу, сборы на прогулку и  многое другое. Родители, придавая  целевую направленность той или  иной социальной ситуации, превращают  ее в педагогическую. Тогда фактором воспитания становятся всё окружающее: интерьер помещений, расположение предметов и отношение к ним, различные события семейной жизни, взаимоотношения и способы общения между членами семьи, обычаи и традиции и т.д.  (7, с.102). Продуманная окружающая домашняя среда становится богатейшей базой для развития чувств, мыслей, поведения ребенка, развития его способностей. Социальные ценности и семейная атмосфера помогают домашней среде стать средой воспитательной, а также ареной для саморазвития и самореализации ребенка.

     Также Куликова Т.А.  считает, что особенность воспитательной  деятельности семьи – в ее  непреднамеренности, естественности. Домашнее воспитание индивидуально,  конкретно, персонализировано, благодаря  чему оно благоприятно для  инициирования развития ребенка  (8, с.103). Активность ребенка, реализующаяся в той или мной деятельности, служит основой для формирования социально-психологических новообразований в структуре его личности и для его всестороннего развития.

Информация о работе Музыкальное воспитание детей в семье