Музыкальное воспитание детей в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 09:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является выявление наиболее благоприятных педагогических условий музыкального развития ребенка в условиях семьи.
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
- на основе анализа литературы рассмотреть содержание понятия «семейное воспитание» и его особенности;
- рассмотреть педагогический потенциал семьи как фактора развития ребенка;
- рассмотреть понятие «музыкальные способности»;
- проанализировать понятие «музыкальное развитие»;
- рассмотреть основные задачи, методы, формы, средства музыкального развития ребенка в семье.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Музыкальное воспитание детей в семье……………………………….8
§ 1. Особенности воспитания ребенка в семье………………………………….8
§ 2. Воспитательный потенциал семьи как важный фактор успешного развития ребенка…………………………………………………………………12
§ 3. Анализ понятия «музыкальное развитие»………………………………...16
§ 4. Характеристика условий для музыкального развития ребенка в семье…22
Глава II. Задачи музыкального воспитания детей в семье……………………25
§ 1. Методы обучения в семье………………………………………………… 26
§ 2. Формы организации музыкальной деятельности детей в семье……… 28
§ 3. Методические рекомендации по созданию условий в семье для развития музыкальных способностей детей…………………………………………… 29
Заключение……………………………………………………………………… 31
Литература………………………….…………………………………………. 36

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 70.66 Кб (Скачать файл)

     По своему содержанию  семейное воспитание более разнообразно  в отличие от воспитания в  дошкольном учреждении, где программа  воспитания и обучения сосредотачивает  внимание ребенка в основном  на положительном, что есть  в окружающем мире. Это снижает  адаптационные способности ребёнка к реальной жизни. В семье же ребенок является свидетелем различных жизненных ситуаций, порою даже не совсем позитивного содержания. Поэтому реальный опыт, приобретаемый ребенком в семье, отличается реализмом, а, наблюдая поведение взрослых, у него выстраивается собственное отношение к миру и формируются представления о ценности тех или иных явлениях и объектах. Таким образом, семья знакомит ребенка с разнообразными моделями поведения, на которые он будет ориентироваться, приобретая собственный социальный опыт. Также можно сказать, что семейная воспитательная среда является основой для первоначальных представлений об окружающем мире, а также формирования соответствующего образа жизни.

     Воспитание в семье  имеет ряд особенностей. Опираясь  на исследования Марковой Т.А.  и Куликовой Т.А, можно выделить следующие особенности семейного воспитания:

  1. Семейное воспитание характеризуется постоянством и длительностью воспитательного воздействия родителей и других членов семьи в самых разнообразных жизненных ситуациях. В семье целенаправленные действия родителей сочетаются со стихийными воздействиями, выражающимися в манере поведения, укоренившихся привычках взрослых, их распорядке и другом. Такие воздействия регулярно повторяются и оказывают влияние на ребенка изо дня в день. Это постоянство воспитательных воздействий благоприятно отражается на формировании нервной системы ребенка, который знает и предвидит каждый жизненный момент, что его ожидает.

Воспитательный процесс в семье  – это явление своеобразное, которое  не имеет ни начала, ни конца. Оно  осуществляется постоянно, словом и  делом, интонацией и поступками взрослых.

  1. Воспитание в семье отличается глубоким эмоциональным, интимным характером. «Проводник» семейного воспитания – родительская любовь к детям и их ответные чувства к родителям (доверие, нежность, привязанность). Семейное воспитание эффективно благодаря эмоциональным узам, которые связывают всех членов семьи.
  2. В семье организуются разнообразные виды деятельности детей. После рождения ребенка родители обеспечивают его взаимодействие с окружающим миром, создавая определенную окружающую среду, так как сам по себе ребенок не может полноценно развиваться. В семье ребенок приобщается к различным видам деятельности: познавательной, игровой, предметной, учебной, трудовой, творческой, а также деятельности общения. Первоначально это совместная с взрослыми деятельность. Но и на этом этапе ребенку необходимо внимание взрослого, эмоциональная поддержка, оценка, одобрение, дополнительная информация о той или иной деятельности.

  Дети, подражая близким, родным  людям, овладевают формами поведения,  способами общения и взаимодействия  с окружающими людьми. Происходит  процесс социализации ребенка,  который предполагает разностороннее  познание им окружающей социальной  действительности, овладение навыками  как коллективной, так и индивидуальной  работы, а также приобщение к  человеческой культуре.

  1. Семья представляет собой малую группу, «микрокосмос». Это соответствует требованиям постепенного приобщения ребенка к социальной жизни, поэтапного расширения его опыта и кругозора. Обычно в семье проживают совместно 2-4 поколения. У членов семьи разные жизненные позиции, убеждения, идеалы. Случается, что один и тот же человек может быть и воспитателем и воспитуемым. Члены семьи комплексно влияют друг на друга.
  2. Еще одна особенность семейного воспитания заключается в том, что его цель – всестороннее развитие личности. Большую роль в формировании личности ребенка играет нравственная атмосфера жизни семьи, ее уклад, стиль. Это и социальные установки, и система ценностей семьи, и взаимоотношения членов семьи друг с другом и окружающими людьми, а также нравственные идеалы, потребности семьи и семейные традиции. Внутрисемейные отношения для ребенка – это первый образец общественных отношений. И особенностью семейного воспитания является то, что в условиях семьи ребенок рано включается в систему этих отношений.
  3. Исследователями отмечена такая особенность семейного воспитания как регулирование различных отношений ребенка с внешним миром. Часто родители и другие члены семьи смягчают внешние требования и подстраховывают возможные отклонения от нормы, снимая стрессы, которые получил ребенок в других сферах жизни.

     Таким образом, семья, в меру своих педагогических возможностей и сил, оказывает прямое влияние на становление личности ребенка, заботится о его здоровье, нравственном, интеллектуальном, эстетическом и трудовом развитии. В этом виден приоритет семьи в воспитании и развитии ребенка.  

 

§ 2. Воспитательный потенциал семьи  как важный фактор успешного развития ребенка

     Семейное воспитание не всегда бывает «качественным», так как одни родители не умеют способствовать развитию своих детей, другие не хотят делать этого, а третьи не могут развивать ребёнка в силу каких-либо жизненных обстоятельств (потеря работы и средств к существованию, тяжёлые заболевания, аморальное поведение и т.д.), другие просто не придают этому должного значения. Поэтому можно сказать, что каждая семья обладает большими или меньшими воспитательными возможностями, которые в педагогике принято называть воспитательным потенциалом.

     Под понятием «воспитательный потенциал семьи» понимают множество характеристик, отражающих разные условия и факторы жизнедеятельности семьи, которые определяют её воспитательные возможности и в большей или меньшей степени обеспечивают успешное развитие ребёнка. К ним относят тип семьи, её структуру, материальную обеспеченность, место проживания, традиции и обычаи, уровень культуры и образования родителей и другие. Ничто из перечисленного по отдельности не может гарантировать тот или иной уровень воспитания. Эти факторы следует рассматривать в комплексе.

     А.В. Мудрик выделил следующие основные факторы, определяющие успешность в развитии ребёнка: социально-культурный, социально-экономический, технико-гигиенический и демографический.

     Социально-культурный фактор включает в себя гражданскую позицию родителей, микроклимат семьи и культуру семьи.

     Гражданская позиция родителей показывает, насколько они осознают ответственность за воспитание детей как важнейшей социальной обязанности члена общества.

     Микроклимат семьи – это совокупность взаимоотношений между супругами, родителями, детьми и другими родственниками, которые оказывают непосредственное влияние на эмоциональное самочувствие всех членов семьи, на восприятие всего остального мира и своё места в нём. Эмоционально-благоприятные взаимоотношения в семье являются стимулом чувств, поведения, действий, которые направляют все её члены семьи друг на друга. Благополучие человека в семье переносится на другие сферы взаимоотношений (например, на сверстников в школе или детском саду, на коллег по работе), а отсутствие душевной близости между членами семьи, конфликтная обстановка часто приводят к появлению дефектов в развитии и воспитании.

     Повышение образования родителей, их профессиональной активности приводит к тому, что родители стремятся к более насыщенному проведению досуга, развитию и обогащению своего духовного мира, созидательной творческой деятельности. Это способствует сплочению семьи и создаёт возможность приобщить ребёнка к культуре. Современные родители, у которых возросла ответственность за будущее детей, анализируют свою воспитательную деятельность и стремятся к приобретению необходимых умений, знаний. Всё это способствует повышению педагогической культуры родителей.

    Культура семьи является одной из важнейших предпосылок полноценного воспитания детей и её других членов. Она предполагает культурные ценности, которых придерживаются члены семьи, и умение использовать различные виды и жанры искусства с целью развития ребёнка. Важно, чтобы в семье взрослые не только «потребляли» культуру, но и сами творили, вовлекая в этот процесс всех членов семьи. Это может быть коллективный розыгрыш домашнего спектакля, ведение летописи семьи, сочинение сказок, лепка, рисование, хоровое пение и т.д.

    Как правило, родители, озабоченные судьбой своего ребёнка, более серьёзно подходят к выбору дошкольного учреждения, школы, а также спортивных секций, кружков, ищут пути взаимодействия с профессиональными педагогами. Такие родители с желание принимают участие в жизни и деятельности учреждения, в котором воспитывается их сын или дочь.

    Социально-экономический фактор определяется имущественными характеристиками семьи и тем, насколько родители заняты на работе. Возможности семьи материально содержать своих детей и обеспечивать им полноценное развитие во многом зависят от общественно-политического и социально-экономического положения в стране. Воспитывая современного ребёнка, родителям приходится оплачивать дополнительные образовательные услуги и удовлетворять культурные и другие потребности, на что требуются материальные затраты.

     Условия современного семейного воспитания осложняются тем, что по определённым причинам заметнее стал приток женщин на рынок труда. Работа вне дома, изменённый статус женщины в семье сказывается на воспитании детей. У матери сокращается время общения с детьми и изменяется качество этого общения. Авторитет работающей мамы повышается в глазах детей. Вместе с тем мать больше требований предъявляет к самостоятельности детей, поощряет их инициативу, привлекает к помощи при приготовлении пищи, уборке квартиры.

     Но такая занятость женщины на работе имеет и отрицательную сторону. Снижается контроль за поведением ребёнка, а у детей нередко формируются не совсем верные представления о социальных ролях женщины и мужчины, в результате чего девочки увлекаются мальчишескими играми, мужскими видами спорта. У них появляются такие качества, как властность, стремление сделать карьеру.

     Технико-гигиенический фактор означает то, что воспитательный потенциал семьи во многом определяется местом и условиями проживания, оборудованностью жилища и особенностями образа жизни семьи. Красивая, удобная среда обитания оказывает большое влияние на развитие ребёнка, способствует игре воображения, пробуждает фантазии, образное мышление. Любое жильё должно быть максимально удобным, уютным, имеющим свою индивидуальность.

     Демографический фактор показывает зависимость особенностей воспитания ребёнка от структуры и состава семьи (полная, неполная, однодетная, многодетная, материнская, распавшаяся и т.д.). В гармоничной семье родители и дети взаимно связаны отношениями доверия, любви и понимания. В таких семьях лучше условия для творческого воспитательного процесса.

     Таким образом, воспитательный потенциал семьи, включающий в себя различные факторы, играет существенную роль в воспитании и развитии ребёнка. Он может способствовать или препятствовать становлению личности дошкольника, развитию его способностей.

     Учитывая особенности семейного воспитания и значительное влияние воспитательного потенциала семьи на успешность развития ребёнка,  убеждаешься в том, что очень важно развивать творческие способности в семье, максимально создавая для этого все необходимые условия.

    В данной части были раскрыты особенности семейного воспитания, благодаря которым оно имеет свою силу и эффективность. Рассмотрев воспитательный потенциал семьи как важный фактор успешного развития ребёнка, можно обосновать важность создания педагогических условий в семье для развития детского творчества.

     Обобщая полученные результаты, можно предположить, что уровень развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности зависит от педагогических условий, созданных в семье для развития детского музыкального творчества. 

§ 3. Анализ понятия «музыкальное развитие»

     Для того, чтобы проанализировать понятия «музыкальное развитие», обратимся к авторам,  которые дают трактовку этому процессу: А.Г. Гогоберидзе и В.А. Деркунской (2, с.253).  Авторы говорят о том, что «первыми воспитателями ребенка становятся его родители, семья, и с этим трудно поспорить. Опыт общения со взрослыми, эмоциональная обстановка в доме, уровень культуры, распространяющийся на все сферы взаимодействия членов семьи, - все это впитывается ребенком с рождения и является определяющим для его последующего образования и развития.

     По мнению авторов  «музыкальное развитие ребенка  дошкольного возраста происходит  в процессе накопления музыкального  опыта» (2, с. 90). Следовательно, «музыкальное развитие» ребенка и есть некий опыт, который приобретается в процессе эмоционального и личностного познания себя и других людей, с помощью которого осуществляется художественное познание окружающего мира, реализуется индивидуальный  творческий потенциал. В процессе приобретения  «музыкального опыта»,  согласно взглядам А.Г. Гогоберидзе и В.А. Деркунской, можно выделить следующие важные, на наш взгляд, педагогические позиции:

     Обобщенными целями музыкального воспитания и развития детей в каждой возрастной группе являются:

- развитие музыкальной культуры  дошкольника, накопление у него  опыта взаимодействия с музыкальными  произведениями;

- развитие у ребенка позиции  активного участника, исполнителя-создателя  музыкальных произведений для  того, чтобы в пении, танце,  музицировании он мог доступными средствами выражать себя, свои эмоции и чувства, настроения и переживания.

     В связи с этим задачи в каждой возрастной группе ориентированы на:

Информация о работе Музыкальное воспитание детей в семье