Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 09:45, курсовая работа
Целью данной работы является выявление наиболее благоприятных педагогических условий музыкального развития ребенка в условиях семьи.
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
- на основе анализа литературы рассмотреть содержание понятия «семейное воспитание» и его особенности;
- рассмотреть педагогический потенциал семьи как фактора развития ребенка;
- рассмотреть понятие «музыкальные способности»;
- проанализировать понятие «музыкальное развитие»;
- рассмотреть основные задачи, методы, формы, средства музыкального развития ребенка в семье.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Музыкальное воспитание детей в семье……………………………….8
§ 1. Особенности воспитания ребенка в семье………………………………….8
§ 2. Воспитательный потенциал семьи как важный фактор успешного развития ребенка…………………………………………………………………12
§ 3. Анализ понятия «музыкальное развитие»………………………………...16
§ 4. Характеристика условий для музыкального развития ребенка в семье…22
Глава II. Задачи музыкального воспитания детей в семье……………………25
§ 1. Методы обучения в семье………………………………………………… 26
§ 2. Формы организации музыкальной деятельности детей в семье……… 28
§ 3. Методические рекомендации по созданию условий в семье для развития музыкальных способностей детей…………………………………………… 29
Заключение……………………………………………………………………… 31
Литература………………………….…………………………………………. 36
- детское музыкальное
- детское музыкальное
Младший школьный возраст. В возрасте 3-4 лет чувственным путем ребенок познает окружающий его мир людей и предметов. Одним из объектов познания являются звуки, в том числе и музыкальные. Необходимым становится создание условий для активного экспериментирования и практикования со звуками в целях накопления первоначального музыкального опыта. Именно манипулирование и игра с музыкальными звуками (при их прослушивании, элементарном музицировании, пении, выполнении простейших танцевальных и ритмических движений) позволяет ребенку ориентироваться в характере музыки.
В силу сложности
восприятия музыки малышами, необходимо
включать инструментальные
Задачи в области музыкального исполнительства – импровизации – творчества:
- развитие двигательно-активных видов музыкальной деятельности (музыкально-ритмические движения и игра на шумовых музыкальных инструментах);
- развитие координированности движений и мелкой моторики при обучении приемам игры на инструментах;
- формирование вокальных
- стимулирование умений сочинять несложные музыкально-художественные образы в музыкальных играх и танцах.
Задачи в области
музыкального восприятия –
- воспитание у детей слуховой
сосредоточенности и
- организация детского
- активация слуховой
Ориентация в свойствах
музыкального звука позволяет
младшему дошкольнику
Особое значение в музыкальном развитии малыша приобретает накопление опыта элементарного музицирования. Основы метроритмического чувства закладываются во время сопровождения несложных мелодий на простейших детских музыкальных инструментах – дудке, барабане, бубне и т.д.
Средний дошкольный возраст. Благодаря возросшей самостоятельности и накопленному музыкальному опыту ребенок 4-5лет становится уже активным участником танцевальной, певческой, инструментальной деятельности.
Чувственное познание
свойств музыкального звука и
двигательное, перцептивное восприятие
метроритмической основы
Задачи в области
музыкального восприятия –
- воспитание слушательской культуры детей, развитие умений понимать и интерпретировать выразительные средства музыки;
- развитие умений сообщать о себе, своем настроении с помощью музыки;
- развитие музыкального слуха
– интонационного, мелодического,
гармонического, ладового; освоение
элементарной музыкальной
На основе сформировавшегося
метроритмического чувства у
детей развивается
Дети 4-5 лет могут различать настроение в музыке (радость, печаль, задумчивость), понимают, что музыкой можно выразить характер человека (резвый, злой, плаксивый) или изобразить, например, скачущую лошадь, мчащийся поезд, светлое утро, восход солнца, морской прибой. При правильном подходе, дети уже могут осознать, что музыка выражает внутренний мир человека, а изображает – внешний.
Освоенные в младшем
дошкольном возрасте
Задачи в области
музыкального восприятия –
- развитие координации слуха и голоса, приобретение певческих навыков;
- освоение приемов игры на детских музыкальных инструментах;
- освоение элементов танца и
ритмопластики для создания
- стимулирование желания
У детей этого возраста появляется важнейшее умение – переносить полученный на занятиях в детском саду музыкальный опыт в иную среду, например использовать его в домашнем музицировании, пении. И в этот момент, на мой взгляд, задачей родителей является увидеть в ребенке и поддержать накопленный опыт и, по - возможности, и, конечно, при наличии желания, развивать и дальше.
Старший школьный возраст. В старшем дошкольном возрасте источником получения музыкальных впечатлений становится не только педагог, но и сам большой мир музыки. Дети уже могут устанавливать связи музыки с литературой, живописью, театром. С помощью педагога искусство становится для шестилетнего ребенка целостным способом познания мира и самореализации. Интегративный подход к организации взаимодействия детей с искусством помогает ребенку выражать свои эмоции и чувства близкими ему средствами: звуками, красками, движениями, словом.
Эмоциональные впечатления и опыт восприятия музыки дети переносят в исполнительскую деятельность. Здесь можно показать ребенку способы пользования выразительными средствами (голос, движение, музицирование) для создания художественного образа.
Культура слушательского восприятия позволяет ребенку стать полноценным зрителем-слушателем доступных его возрасту концертов, музыкальных спектаклей. Чрезвычайно важной становится специальная организация работы не только с детьми, но и с родителями, обеспечивающими музыкальное развитие дошкольников.
Задачи в области
музыкального восприятия –
- обогащение слухового опыта у детей при знакомстве с основными жанрами, стилями и направлениями в музыке;
- накопление представлений о жизни и творчестве русских и зарубежных композиторов;
- обучение детей анализу,
- развитие умений творчески
интерпретировать музыку
Задачи в области музыкального исполнительства - импровизации – творчества:
- развитие умения чисто
- освоение навыков ритмического
многоголосия посредством
- стимулирование
- развитие навыка сотворчества
в условиях коллективной
Ребенок старшего
дошкольного возраста охотно
участвует в играх на
Старшему дошкольнику
свойственны эмоциональный
§ 4. Характеристика условий для музыкального развития ребенка в семье
Первыми воспитателями
ребенка становятся его
Практически все родители стремятся приобщать ребенка с ранних лет к миру прекрасного, ввести его в безграничный мир искусства, мир художественных образов, нашедших свое воплощение в живописи, архитектуре, скульптуре, театре, литературе, музыке. Мамы и папы приводят ребенка в театр, музей, концертный зал, филармонию, совершают экскурсии по городу, путешествуют вместе с ним. Родителей всегда волновал и продолжает волновать вопрос, каким должно быть содержание художественно-эстетического воспитания и развития ребенка в семье и каким образом оно должно осуществляться? Правильно ли они общаются с ребенком по поводу его знакомства с произведениями искусства? Те ли это произведения, в которых нуждается их малыш?
Особый интерес у
родителей вызывает процесс
Очевидно, что первоочередными
задачами семьи становится
Во всем мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания ребенка раннего возраста, в том числе и музыкального, создаются в семье. Большинство детей до 3 лет не посещают дошкольные учреждения. Поэтому родители, взяв на себя ответственную роль педагога, должны помнить, что этот период чрезвычайно важен для последующего развития ребенка. Именно в этом возрасте закладываются те основы, которые позволяют успешно развить у детей музыкальные способности, приобщить их к музыке, сформировать у них положительное отношение к ней. Родители должны знать методы и приемы, формы организации музыкального воспитания в семье, понимать значение музыкального воспитания, повышать свой собственный культурный уровень.
Музыкальное воспитание
и развитие ребенка в семье
зависит от тех предпосылок
и условий, которые
Как известно, все
семьи имеют разный уровень
музыкальной культуры. В одних
с уважением относятся к
В некоторых семьях мало обеспокоены музыкальным воспитанием детей, даже с очень хорошими задатками, так как родители не видят в этом практической пользы. К музыке у них отношение лишь как к средству развлечения. В таких семьях ребенок слышит в основном современную «легкую» музыку, потому что к «серьезной» музыке его родители безразличны.