Музыкальное воспитание детей в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 09:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является выявление наиболее благоприятных педагогических условий музыкального развития ребенка в условиях семьи.
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
- на основе анализа литературы рассмотреть содержание понятия «семейное воспитание» и его особенности;
- рассмотреть педагогический потенциал семьи как фактора развития ребенка;
- рассмотреть понятие «музыкальные способности»;
- проанализировать понятие «музыкальное развитие»;
- рассмотреть основные задачи, методы, формы, средства музыкального развития ребенка в семье.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Музыкальное воспитание детей в семье……………………………….8
§ 1. Особенности воспитания ребенка в семье………………………………….8
§ 2. Воспитательный потенциал семьи как важный фактор успешного развития ребенка…………………………………………………………………12
§ 3. Анализ понятия «музыкальное развитие»………………………………...16
§ 4. Характеристика условий для музыкального развития ребенка в семье…22
Глава II. Задачи музыкального воспитания детей в семье……………………25
§ 1. Методы обучения в семье………………………………………………… 26
§ 2. Формы организации музыкальной деятельности детей в семье……… 28
§ 3. Методические рекомендации по созданию условий в семье для развития музыкальных способностей детей…………………………………………… 29
Заключение……………………………………………………………………… 31
Литература………………………….…………………………………………. 36

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 70.66 Кб (Скачать файл)

- детское музыкальное восприятие  – слушание – интерпретацию;

- детское музыкальное исполнительство  – импровизацию – творчество.

     Младший школьный возраст. В возрасте 3-4 лет чувственным путем ребенок познает окружающий его мир людей и предметов. Одним из объектов познания являются звуки, в том числе и музыкальные. Необходимым становится создание условий для активного экспериментирования и практикования со звуками в целях накопления первоначального музыкального опыта. Именно манипулирование и игра с музыкальными звуками (при их прослушивании, элементарном музицировании, пении, выполнении простейших танцевальных и ритмических движений) позволяет ребенку ориентироваться в характере музыки. 

     В силу сложности  восприятия музыки малышами, необходимо  включать инструментальные произведения  в доступные и привлекательные  для него виды деятельности: рассказывание  сказок с музыкальным вступлением,  образное импровизированное движение  под музыку, сопровождение рассказывания  потешек и прибауток игрой на музыкальных инструментах, разные дидактические игры, ориентированные на музыкально-сенсорное развитие.

     Задачи в области музыкального исполнительства – импровизации – творчества:

- развитие двигательно-активных  видов музыкальной деятельности (музыкально-ритмические движения и игра на шумовых музыкальных инструментах);

- развитие координированности движений и мелкой моторики при обучении приемам игры на инструментах;

- формирование вокальных певческих  умений в процессе подпевания  взрослому;

- стимулирование умений сочинять несложные музыкально-художественные образы в музыкальных играх и танцах.

     Задачи в области  музыкального восприятия – слушания  – интерпретации:

- воспитание у детей слуховой  сосредоточенности и эмоциональной  отзывчивости на музыку;

- организация детского экспериментирования  со звуками (музыкальными и  шумовыми), знакомство с качествами  музыкального звука (высотой,  длительностью, динамикой, тембром);

- активация слуховой восприимчивости  младших дошкольников.

     Ориентация в свойствах  музыкального звука позволяет  младшему дошкольнику устанавливать  простейшие связи между характером  музыкального образа и средствами  его выразительности (колыбельная  для куклы – потому что музыка  медленная; медведь идет –  потому что музыка низкая и  т.д.). Ребенок различает контрастные  музыкальные регистры (высоко-низко); контрастный характер музыки (веселая-грустная); двигательно интерпретирует метроритм (плясовая-марш).

     Особое значение в  музыкальном развитии малыша  приобретает накопление опыта  элементарного музицирования. Основы метроритмического чувства закладываются во время сопровождения несложных мелодий на простейших детских музыкальных инструментах – дудке, барабане, бубне и т.д.

     Средний дошкольный возраст. Благодаря возросшей самостоятельности и накопленному музыкальному опыту ребенок 4-5лет становится уже активным участником танцевальной, певческой, инструментальной деятельности.

     Чувственное познание  свойств музыкального звука и  двигательное, перцептивное восприятие  метроритмической основы музыкальных  произведений позволяет дошкольнику  интерпретировать услышанную музыку, ориентируясь в средствах ее  выражения. Умение понять характер  и настроение музыки вызывают  у ребенка потребность и желание  пробовать себя в попытках  самостоятельного исполнительства. 

     Задачи в области  музыкального восприятия – слушания  – интерпретации:

- воспитание слушательской культуры детей, развитие умений понимать и интерпретировать выразительные средства музыки;

- развитие умений сообщать о  себе, своем настроении с помощью  музыки;

- развитие музыкального слуха  – интонационного, мелодического,  гармонического, ладового; освоение  элементарной музыкальной грамоты.

     На основе сформировавшегося  метроритмического чувства у  детей развивается интонационный,  тембральный, ладовый слух, музыкальная память. Этому способствуют специальные музыкальные игры, песенные и инструментальные импровизации.

     Дети 4-5 лет могут различать настроение в музыке (радость, печаль, задумчивость), понимают, что музыкой можно выразить характер человека (резвый, злой, плаксивый) или изобразить, например, скачущую лошадь, мчащийся поезд, светлое утро, восход солнца, морской прибой. При правильном подходе, дети уже могут осознать, что музыка выражает внутренний мир человека, а изображает – внешний.

     Освоенные в младшем  дошкольном возрасте простейшие  понятия о звуке позволяют  перейти к азам музыкальной  грамоты, в которой общепринятая  музыкальная терминология заменена  доступными детям названиями. В играх путем ассоциаций дети овладевают музыкальными представлениями об интервалах, например  секунда («мышка»), терция («кошка»), кварта («ворона»), квинта («кит»), секста («олень»), септима («носорог»), октава («жираф»).

     Задачи в области  музыкального восприятия – слушания  – импровизации – творчества:

- развитие координации слуха  и голоса, приобретение певческих  навыков;

- освоение приемов игры на детских музыкальных инструментах;

- освоение элементов танца и  ритмопластики для создания музыкально-двигательных  образов в играх и драматизациях;

- стимулирование желания ребенка  самостоятельно заниматься музыкальной  деятельностью.

          У детей этого возраста появляется важнейшее умение – переносить полученный на занятиях в детском саду музыкальный опыт в иную среду, например использовать его в домашнем музицировании, пении. И в этот момент, на мой взгляд,  задачей родителей является увидеть в ребенке и поддержать накопленный опыт и, по - возможности, и, конечно, при наличии желания, развивать и дальше.

     Старший школьный возраст. В старшем дошкольном возрасте источником получения музыкальных впечатлений становится не только педагог, но и сам большой мир музыки. Дети уже могут устанавливать связи музыки с литературой, живописью, театром. С помощью педагога искусство становится для шестилетнего ребенка целостным способом познания мира и самореализации. Интегративный подход к организации взаимодействия детей с искусством помогает ребенку выражать свои эмоции и чувства близкими ему средствами: звуками, красками, движениями, словом.

     Эмоциональные впечатления и опыт восприятия музыки дети переносят в исполнительскую деятельность. Здесь можно показать ребенку способы пользования выразительными средствами (голос, движение, музицирование) для создания художественного образа.

     Культура слушательского восприятия позволяет ребенку стать полноценным зрителем-слушателем доступных его возрасту концертов, музыкальных спектаклей. Чрезвычайно важной становится специальная организация работы не только с детьми, но и с родителями, обеспечивающими музыкальное развитие дошкольников.

     Задачи в области  музыкального восприятия – слушания  – интерпретации:

- обогащение слухового опыта  у детей при знакомстве с  основными жанрами, стилями и  направлениями в музыке;

- накопление представлений о  жизни и творчестве русских  и зарубежных композиторов;

- обучение детей анализу, сравнению  и сопоставлению при разборе  музыкальных форм и средств  музыкальной выразительности;

- развитие умений творчески  интерпретировать музыку разными  средствами художественной выразительности.

   Задачи в области музыкального  исполнительства - импровизации  – творчества:

- развитие умения чисто интонировать  в пении a cappella;

- освоение навыков ритмического  многоголосия посредством игрового  музицирования;

- стимулирование самостоятельной  деятельности детей по сочинению  танцев, игр, оркестровок;

- развитие навыка сотворчества  в условиях коллективной музыкальной  деятельности.

     Ребенок старшего  дошкольного возраста охотно  участвует в играх на ритмическое  многоголосие; слышит двух- и трехдольный  ритм и исполняет его на  различных ударных инструментах  в синтезе с речевыми играми  в коллективе детей; владеет  приемами игры на ложках, «копытце», ксилофоне, металлофоне, резонаторах, клавишных и т.д. В музыкальных играх и хороводах дети выступают сочинителями сюжетов, музыкальных образов, организаторами самостоятельных игр.

     Старшему дошкольнику  свойственны эмоциональный подъем  и переживание чувства волнения  от участия в спектакле, празднике,  выступлении детского оркестра  или хора, что характеризует изменившееся  отношение ребенка к исполнению  музыки. Желание качественно исполнить  роль или музыкальное произведение  показывает, что главным для него  становится не процесс участия  в деятельности, а ее результат.  Направленность на результат,  на создание выразительного образа, стремление получить одобрение  зрителей свидетельствует о том,  что участие в музыкальной  деятельности становится для  ребенка не игрой, а художественным  творчеством. 

    

   

§ 4. Характеристика условий для музыкального развития ребенка в семье

     Первыми воспитателями  ребенка становятся его родители, семья, и с этим трудно поспорить.  Опыт общения со взрослыми, эмоциональная обстановка в доме, уровень культуры, распространяющийся на все сферы взаимодействия членов семьи, - все это впитывается ребенком с рождения и является определяющим для его последующего образования и развития.    

     Практически все родители  стремятся приобщать ребенка  с ранних лет к миру прекрасного, ввести его в безграничный мир искусства, мир художественных образов, нашедших свое воплощение в живописи, архитектуре, скульптуре, театре, литературе, музыке. Мамы и папы приводят ребенка в театр, музей, концертный зал, филармонию, совершают экскурсии по городу, путешествуют вместе с ним. Родителей всегда волновал и продолжает волновать вопрос, каким должно быть содержание художественно-эстетического воспитания и развития ребенка в семье и каким образом оно должно осуществляться? Правильно ли они общаются с ребенком по поводу его знакомства с произведениями искусства? Те ли это произведения, в которых нуждается их малыш?

     Особый интерес у  родителей вызывает процесс музыкального  развития ребенка, и что особенно  интересно, первые проявления  музыкальности своих чад всегда  замечаются мамами и папами, бабушками  и дедушками, и никогда не  оставляют их равнодушными. Семья  обеспокоена тем, что же должны  слушать дети дома? Какие музыкальные  театры и концертные залы следует  посещать вместе с ребенком  и как научить его слушать  и слышать классическую музыку?

    Очевидно, что первоочередными  задачами семьи становится введение  дошкольника в мир музыкальной  культуры, взращивание интереса  к ней и эмоционально положительного  отклика на музыку, накопление  опыта взаимодействия ребенка  с музыкальными произведениями. Этот опыт поможет ему легко включаться в процессы музыкального воспитания и развития в детском саду, а позже – в школе.

     Во всем мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания ребенка раннего возраста, в том числе и музыкального, создаются в семье. Большинство детей до 3 лет не посещают дошкольные учреждения. Поэтому родители, взяв на себя ответственную роль педагога, должны помнить, что этот период чрезвычайно важен для последующего развития ребенка. Именно в этом возрасте закладываются те основы, которые позволяют успешно развить у детей музыкальные способности, приобщить их к музыке, сформировать у них положительное отношение к ней. Родители должны знать методы и приемы, формы организации музыкального воспитания в семье, понимать значение музыкального воспитания, повышать свой собственный культурный уровень.

     Музыкальное воспитание  и развитие ребенка в семье  зависит от тех предпосылок  и условий, которые определяются  врожденными музыкальными задатками  и образом жизни семьи, ее  традициями, отношением к музыке  и музыкальной деятельности, общей  культурой.

     Как известно, все  семьи имеют разный уровень  музыкальной культуры. В одних  с уважением относятся к народной  и классической музыке, профессии  музыканта, часто посещают концерты, музыкальные спектакли, в доме  звучит музыка, которую взрослые  слушают вместе с ребенком. Родители, понимая, какую радость и духовное  удовлетворение приносит детям  музыка, стараются дать им музыкальное  образование, развить их способности.

     В некоторых семьях  мало обеспокоены музыкальным  воспитанием детей, даже с очень хорошими задатками, так как родители не видят в этом практической пользы. К музыке у них отношение лишь как к средству развлечения. В таких семьях ребенок слышит в основном современную «легкую» музыку, потому что к «серьезной» музыке его родители безразличны.

Информация о работе Музыкальное воспитание детей в семье