Народное декоративно-прикладное искусство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2014 в 22:35, реферат

Краткое описание

Декоративно-прикладное искусство по своему происхождению – искусство народное: народ создаёт вещи, народ находим им нужную форму и выражение, народ сохраняет найденную в них красоту и все свои достижения передаёт нам в наследство. В произведениях декоративно-прикладного искусства мы видим мудрость народа, его характер, уклад жизни. В них вложена душа народа, его чувства и его переживания о лучшей жизни. Поэтому они имеют своё огромное познавательное значение. Археологи по вещам определяют историческую эпоху, общественные отношения, природные и социальные условия, материальные и технические возможности, народные верования и традиции, образ жизни, занятия, интересы и вкусы, их отношение к окружающему. Вещи оказывают большое воспитательное значение.

Содержание

ВИДЫ НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ
ИСКУССТВО ОРНАМЕНТА В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ
ДИЗАЙН. ВИДЫ ДИЗАЙНА

Вложенные файлы: 1 файл

Народное декоративно-прикладное искусство.doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)

Ягодки, бутоны розетки, купавки в городецкой росписи начинают писать с подмалевка основного цветового пятна. Чем сложнее мотив, тем больше этапов в выполнении его моделировки. Здесь существует определённый порядок. Сначала во всех случаях наносят сердцевину: у ягодок, бутонов и купавок, наверху, у розеток – в центре. Затем у бутонов, розеток и купавок рисуют нижний лепесток, за ним все остальные. У всех мотивов, кроме розетки, они уменьшаются по мере приближения к сердцевине. Потом начинают разработку светлыми красками. У ягодок на сердцевину наносят точку, а в середину скобочку. На бутонах от сердцевины вниз рисуют расходящиеся веером тонкие линии. У розеток около сердцевины изображают венок из точек или мелких лепестков, крупные лепестки дублируют изнутри или оттеняют спиралевидными кружочками. Самые сложные по моделировке – купавки. Назвать все их варианты невозможно, можно только сказать, что сначала во всех разновидностях разрабатывают серединку, потом лепестки.

 

Вятская роспись

Народные художественные промыслы Кировской области мало изучены, хотя существует целый ряд работ, в которых рассматриваются вопросы происхождения того или иного промысла. Многие статические издания второй половины XIX – начала XX века являются великолепными источниками по истории, технологии, организации производства, ассортименту изделий всех основных видов промыслов. Так, например, из одних мы узнаём, что основным богатством Вятской губернии был лес, занимающий во второй половине XIX века 60% территории, и большая часть промыслов была связана с лесозаготовкой, лесообработкой и деревообрабатывающими ремёслами. В шести уездах Вятской губернии, исследованных земским статическим бюро, 58% кустарей занимались обработкой дерева. Одних названий ремёсел, относящихся к этому роду кустарной промышленности, насчитывалось свыше сорока. В области художественной обработки дерева работали: столяры – мебельщики, сундучники; токари – посудники; резчики – изготовители прялок, вальков, трепал, ложкари, трубочники, игрушечники; бондари, бурачники, расписнчики посуды и утвари, красильщики домов, живописцы и другие.

Изделия вятских сундучников показывали на всероссийских выставках, где они получали заслуженные награды.

Время возникновения промысла в вятской губернии, в частности в Вятском уезде, относится примерно к середине 20-х годов XIX века. На первых порах сундуки изготавливали из толстых сосновых тесин, и чтобы как-то облагородить грубую поверхность, их стали красить, а потом и расписывать. Когда же спрос на сундуки заметно возрос, и не только у местных покупателей, их для удобства перевозки стали делать из тонких и лёгких пиленых досок, и притом складнями – «укладками», на подобии матрёшек вставляющимися один в другого по 5-6, а то и по 7 сундуков различной величины в одном складне. 
  Форма сундуков с самого начала производства почти не изменялась, лишь только крышки по требованию городских покупателей иногда делали прямыми, а не выпуклыми.

Красили сундуки для сельских жителей красным цветом, расписывали белым и зелёным или чёрным и жёлтым. Городские покупатели предпочитали синюю и зелёную окраску и роспись под железную оковку.

При окраске вместо кистей использовали заячьи лапки. Инструментом в росписи служили чеканы – деревянные палочки длинной примерно 18 сантиметров, различной толщины, с вырезанными на торцах изображениями цветов, крестиков, звёздочек и других узоров. Чеканы делали сами сундучники.

Сделав несколько укладок сундуков, не менее трёх, приступали к окраске. Прежде всего из обрезков овечьей кожи приготавливали клей. Этим клеем с помощью заячьей лапки или кисти из луба покрывали с верху белый сундук и пока клей не высох мастера красили сундук со всех сторон, кроме задней стороны и дна. Эта окраска являлась фоном для росписи. Потом сундук покрывали слоем клея и начинали расписывать.

Прежде всего с помощью линейки и циркуля намечали тонкими линиями членения композиции. Во-первых на поверхности всех окрашенных стенок рисовали широкую раму. Такой же широкой полосой переднюю стенку и крышку делили на два разных квадрата, в них проводили диагонали, на пересечении которых рисовали окружности. Иногда углы квадратов отмечали наугольниками, в центре рисовали ромбы, а в ромбах круги. Ромбы и круги закрашивали сплошь каким-нибудь из участвующих в росписи цветов. Когда краски просыхали, всю поверхность крышки и стенок расписывали зелёным краской или голландской сажей под оковку, а затем жёлтым кроном или белилами печатали чеканами разные узоры.

Современную роспись наносят на поверхность сундучков и коробочек мягкими беличьими или колонковыми кистями, окраску фона производят флейцем или широкой плоской щетинной кистью.

После сушки расписанного изделия в течение 2-3 часов при температуре 18-23 градусов производят его лакирование. Для этой цели используют нитроцеллюлозные лаки. Сушка изделия после лакирования 30-60 минут при комнатной температуре.

Современная кировская роспись очень простая в освоении. Её приёмы доступны детям школьного возраста. Она хорошо смотрится на столярных изделиях.

 

Дымковская игрушка

Дымковская игрушка – едва ли не единственный вид народного искусства, который даёт уникальную возможность проследить его развитие на протяжении почти полутора столетий, развитие последовательное и не прерывное в смене многих поколений и династий мастеров.

Истоки этого искусства теряются в глубокой древности, но вряд ли когда-нибудь станет возможным связать их с конкретным временем. Однако приуроченность дымковской игрушки к древнему празднику Свистопляски, который сам трансформировался из календарного народного обряда весенне-летнего цикла, ровно как и разный состав игрушек, подтверждают в ней пласты разновременного происхождения.

Среди дымковских игрушек лишь шары и свистульки обладали непосредственной игровой функций, вероятно, сохранившейся издревле. Фигурки же и композиции служили украшением подоконников и горок с посудой, заменяя собой дорогие фарфоровые статуэтки. Но их создатели не подражали фарфоровой пластике. Под её влиянием на древних корнях народной глиняной игрушки родилось новое самобытное искусство.

Это искусство доказало свою жизнеспобность и современность в каждую эпоху, испытав на себе позитивные и негативные веяния. Перелистав вновь страницы этой книги и возобновив в памяти её иллюстративный ряд, можно ещё раз убедиться, как менялась игрушка со временем, отражая его в недрах своих строгих канонических форм.

Постепенно фигурки освобождались от остатков древнего содержания и обретали характер малой народной скульптуры, в которой, с одной стороны нарастала декоративность, с другой – она обогащалась новыми темами и сюжетами, почерпнутыми из реальной жизни и овеянными народной фантазией.

Так постепенно сложился неповторимый мир образов дымковской игрушки и её самобытный художественный строй, сформировались условные выразительные средства и качества мастерства, устойчиво сохраняющиеся на протяжении всего пути развития. Типичные родовые признаки глиняной игрушки вида народного искусства – лаконизм и обобщённость лепки, изображение фигур в фас или профиль, состояние «движения в покое», наличие собирательных оразов-типов, в которых живые наблюдения слились с поэтической фантазией, - всё это приобрело в дымковской игрушке конкретные формы выражения в чисто местных приёмах лепки, раскраски и орнаментальной росписи, композиционных особенностях. От приготовления глины до завершения росписи обожжённой и побеленной фигурки весь процесс её создания состоит из строго регламентированных последовательных операций и приёмов, которые составляют существо профессионального мастерства дымковского искусства, его художественную систему, его канон.

Канон в народном искусстве, в том числе и в дымковском, - это не оковы для творчества, а своего рода необходимая школа профессионализма, законы его условного языка. Поэтому путь к любому мастерству в дымковской игрушке лежит и поныне через постижение канона, свободное владение им, а затем и более широкое знание традиций местного искусства.

Дымковская игрушка прошла большой путь не только в своём внутреннем развитии. Он обусловлен её новым местом и условиями жизни в современной культуре. Если до великой Октябрьской социалистической революции она служила убогим средством заработка и как большинство народных промыслов была известна главным образом в пределах Вятской губернии и её округе, - то сегодня это полноправная и незаменимая часть советского народного искусства, его истории и современности, которую знают и любят за пределами нашей страны.

Изменились и сами народные мастера. В прошлом дымковская игрушка была ремеслом, подспорьем к основному занятию – земледелию. Сегодняшние мастерицы создают произведения искусства, ощущая заботу и внимание со стороны государства и общественности. Это грамотные люди, имеющие специальное образование. В их руках все нити традиционного творчества.

Развитие традиций возможно только на основе совершенного знания всего опыта художественного развития промысла. Тогда можно обратиться к любому периоду в истории игрушки или авторскому почерку и, оттолкнувшись от них, создавать своё новое. Поэтому наследие прошлого для молодых и будущих поколений мастериц – та почва, прикосновение к которой вливает свежие силы для творческих поисков.

История дымковской игрушки позволяет наглядно проследить диалектическое развитие в ней коллективно и индивидуального начал как движущей силы народного творчества. Анализ многих авторских манер мастериц из разных поколений, как каждая развивала что-то своё в общем стиле дымковского искусства, как новое всегда рождалось на почве старого. И заключалось оно не только в новизне сюжетов и композиций, но также в обновлении традиционных образов, в поисков вариантов пластики и росписи, характеров персонажей.

Развитие дымковской игрушки можно уподобить вечному символу народному творчества – могучему древу жизни, из корней которого растёт мощный ствол этого искусства, а крона тем ветвистее и шире, чем больше талантов развивает его разных направлениях. 
 

 

  1. Искусство орнамента в декоративно-прикладном искусстве

Орнамент – это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов. Орнамент может изображать конкретные формы – листочки, цветы, насекомых, птиц – с довольно большим приближением к натуре и менее конкретные, обобщённые и даже абстрактные формы – прямоугольники, треугольники, круги, ромбы и прочие фигуры.

Основным источником создания орнамента всегда была природа. На шкурках змей, гусениц, зверей, крыльях птиц и бабочек, на растениях и плодах природа «нарисовала» чудесные узоры, открыв человеку бесконечное множество орнаментальных форм, цветочных оттенков, красоту и богатство их сочетаний, цельность и строгую соподчинённость всех элементов. Человек, очарованный красотой и сказочным разнообразием природы, наслаждался, внимательно изучал эту красоту, стремился использовать закономерности, лежащие в её основе, и создавал новые орнаментальные формы, чтобы ими украсить вещи и свой быт.

Орнамент может компоноваться из одного или нескольких декоративных элементов или фигур. Компактную целостную группу декоративных элементов, которая своим повтором создаёт орнамент, называют декоративным звеном.

По содержанию орнаменты бывают геометрические, растительные, зооморфные, символические и комбинированные. Каждый из этих орнаментов используется в соответствии с назначением украшаемой вещи. Например, коробки для конфет украшаются растительным цветочным орнаментом, но шкатулки для хранения боевых орденов – символическим орнаментом, который может быть составлен из элементов, изображающих знамена, звёзды, лавровые и дубовые листочки – символы славы и твёрдости. Чаще всего украшенные поверхности имеют форму квадрата, прямоугольника, круга или узкой полосы. Поэтому все орнаменты можно классифицировать по трём основным формам: замкнутой, ленточной, сетчатой.

Замкнутым орнаментом, украшая поверхность предмета, выделяет этот предмет или его главные части и выражает динамическое напряжение формы или её покой. Например, если орнамент нанесён только на края и углы головного платка, узор усилит значение границ, вызовет ощущение уменьшения поверхности и выделить середину как свободное поле. Замкнутый орнамент применяется и для украшения скатертей, салфеток, тарелок, наличников оконных и дверных проёмов и прочих рамок.

По принципу замкнутого орнамента строятся символические изображения – эмблемы, гербы, знаки.

Ленточным орнаментом называют узор, декоративные элементы которого создают ритмический ряд с открытым двусторонним движением, вписывающийся в ленту. Существует семь видов построения ленточных символических орнаментов. Наиболее распространённые из них строятся из элементов, движущихся вдоль оси переноса: а) в одном направлении; б) в двух направлениях с помощью поперечной плоскости симметрии; в) в одном направлении с помощью продольной плоскости симметрии; г) в двух направлениях с помощью продольной и поперечной плоскостей симметрии.

Асимметричный ленточный орнамент строится путём свободного ритмического повтора.

Сетчатым орнаментом называют узор, элементы которого, располагаясь вдоль многих осей переноса, создают движение во всех направлениях. Если ленточный орнамент, обладая одной осью переноса, может выделять только край поверхности, то сетчатый орнамент, обладая многими осями переноса, может равномерно покрыть и выделить поверхность как единое целое. Сетчатый орнамент часто применяется при оформлении помещений, чтобы подчеркнуть замкнутость внутреннего пространства. Орнаментация стен, пола и потолка осуществляется в виде мозаики, ковров, обоев и драпировок. Они утверждают плоскостной характер поверхностей, их гладь и непрерывность. Даже оконные и дверные проёмы, прерывающие замкнутость пространства, маскируются и закрываются кружевными и декоративными занавесами, украшенными сетчатым орнаментом. Его используют и в оформлении одежды; он усиивает пластику и движения человеческой фигуры.

Информация о работе Народное декоративно-прикладное искусство