Пленэрная практика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2014 в 22:50, отчет по практике

Краткое описание

Пленэрная практика — особый период в учебном процессе, наиболее благоприятный для расширения кругозора художника, для развития их общекультурной компетентности. Выявление этих развивающих факторов способствовало бы повышению эффективности учебного процесса. Пленер является важной составной частью учебного процесса по подготовке будущих специалистов. Выполнение заданий учебной практики на основе изучения объектов природы ведет к развитию художественного вкуса и росту профессионального мастерства. Студенты должны обладать целостным восприятием натуры с учетом общего тонального и цветового состояния и применять в этюдах метод работы отношениями.

Содержание

Введение 2
Основная часть 5
1.1. Художественные материалы для пленера 7
1.2. Стилизованный пейзаж 11
1.3. Цвет в стилизации 12
1.4. Описание выполненных задач в ходе практики 13
1.5. Методические рекомендации по выполнению заданий учебной практики (пленер) 15
Вывод 21
Список использованной литературы 22

Вложенные файлы: 1 файл

плен.практ моя..docx

— 55.34 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

Введение

Пленэрная практика является продолжением учебных предметов «Рисунок» и «Живопись» и способствует повышению изобразительной культуры посредством совершенствования умений и навыков в свободном владении различными видами изобразительного искусства.

Пленэрная практика — особый период в учебном процессе, наиболее благоприятный для расширения кругозора художника, для развития их общекультурной компетентности. Выявление этих развивающих факторов способствовало бы повышению эффективности учебного процесса. Пленер является важной составной частью учебного процесса по подготовке будущих специалистов. Выполнение заданий учебной практики на основе изучения объектов природы ведет к развитию художественного вкуса и росту профессионального мастерства. Студенты должны обладать целостным восприятием натуры с учетом общего тонального и цветового состояния и применять в этюдах метод работы отношениями.

Цель практики состоит в углублении и закреплении теоретических и практических знаний по художественным дисциплинам, полученным в процессе обучения; воспитание у студентов вкуса к творчеству, способности к самостоятельной творческой работе; выработки профессионального мнения и осознанного отношения к искусству; приобретении навыков живописи в естественных условиях природы, в натуральной световоздушной среде.

А также формирование умение работать с натуры в естественных условиях природы в различных живописных и графических техниках. Воспитание художественного вкуса, формирование творческого воображения и нестандартного мышления во время выполнения заданий по преобразованию натурных зарисовок природных объектов в декоративные стилизованные композиции.  Развить умение  быстро и точно запечатлеть увиденные картины неодушевленных и одушевленных предметов (деревья, птицы, движение листьев на дереве, взмах крыльев бабочки над цветком, движение облаков по небу и т.д.), развитие наблюдательности, зрительной памяти.

Главная цель практики реализуется через решение следующих задач:

  • Приобретение учащимися навыков живописи в естественных условиях природы, в натуральной световоздушной среде. В отличие от натюрмортов, написанных в учебной студии, пленэрная живопись на свежем воздухе позволяет ощутить богатство естественных тоновых и цветовых отношений, овладеть выражением глубины пространства не только с помощью правил перспективы, но и правил, связанных с воспроизведением световоздушной среды. Выполнение живописных этюдов и графических зарисовок ландшафта, растительных форм, фигуры человека, живой и неживой природы. Развитие широкой пространственной ориентации, способности воспринимать натуру в крупномасштабном трехмерном пространстве, а ее изображение – в двухмерном пространстве на плоскости. Студенты должны уметь отображать в своих работах целостное восприятие натуры с учетом общего тонового и цветового состояния освещенности, применять в этюдах метод работы отношениями, сравнивать цвета натуры по цветовому тону, светлоте и насыщенности, выдерживать тональный и цветовой масштаб.
  • Развитие творческого воображения студентов, которое должно проявляться в процессе разработки выразительных композиционно-цветовых решений, выполненных в результате предварительных зарисовок на пленере. Изучение природы и развитие творческого воображения являются глубоко взаимосвязанными процессами.
  • Овладеть техникой кратких и длительных набросков;
  • Рисование с натуры, по памяти, по впечатлению с помощью различных изобразительных материалов.     

Учебные занятия на открытом воздухе (пленэр) – неотъемлемая и очень значимая часть учебного процесса, в котором применяются навыки, формируемые в рамках различных учебных предметов: рисунка, живописи, композиции. Пленэр (зарисовки на открытом воздухе) – необходимое звено в формировании художника. Он позволяет развивать полученные навыки и применять полученные знания в новой обстановке. Обогащаются представления учащихся о природных явлениях и формах.

Местом проведения учебно-творческой практики «Пленэр» бакалавров по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование с профилем подготовки Изобразительное искусство является город Нижний Новгород и область. Студенты изучают и изображают историко-культурную и природную среду. Во время прохождения практики студенты выполняют рисунки, живописные работы, эскизы, этюды и наброски. Знакомятся с местными памятниками архитектуры, ансамблями, характерными пейзажами. Изучение творческого, культурного наследия, расширяет художественный кругозор, культурный уровень, воспитывает вкус, формирует профессиональный интеллект студентов.

Пленэрная практика  проводится в весеннее - летнее время 31.03 - 01.06

 

Виды практик

Курс

Количество недель

Период

Учебная (пленер)

4

9

31 марта- 1 июня


 

 

Основная часть

Для того, чтобы перейти непосредственно к выполнению пленерной практики, необходимо четко понимать, что такое пленер, в чем особенности рисования на открытом воздухе. Откуда пошла традиция такого вида рисования.

Пленэ́р (от фр. en plein air — «на открытом воздухе») — живописная техника изображения объектов при естественном свете и в естественных условиях. Этот термин также используется для обозначения правдивого отражения красочного богатства натуры, всех изменений цвета в естественных условиях, при активной роли света и воздуха. Только работая на пленэре, можно живо и полно передать особенности естественного освещения и световоздушную среду. Еще в нач. 19 в. английский художник Д. Констебл писал пейзажные этюды с натуры, пытаясь передать в них изменения погоды и атмосферы, но картины писались в мастерской. В сер. 19 в. на открытом воздухе работали мастера барбизонской школы и К. Коро.

 По-настоящему открыли  пленэрную живопись французские  импрессионисты (К. Моне, К. Писсарро, А. Сислей и др.). В 1891 г. К. Моне вступает  на пленэре в соревнование  с природой. Он создаёт серию  «Тополя» на берегу реки Эпт, работая одновременно на нескольких  мольбертах, стремясь запечатлеть  оттенки цвета и освещения, непрестанно  меняющиеся в зависимости от  времени суток и погоды. Художник  пишет этюды-картины, состязаясь  в скорости с самим светом: хрупкие дрожащие в золотистой  утренней дымке и грозно вздымающиеся  на фоне всполохов закатного  неба деревья.

 В России во второй  пол. 19 – нач. 20 в. работали на пленэре  В. А. Серов, В. Д. Поленов, И. И. Левитан, К. А. Коровин, И. Э. Грабарь и многие  др. Левитан запечатлел в картине  «Март» радостное пробуждение  природы от зимнего сна. На  ноздреватом мартовском снегу  лежат голубые, сиреневые и лиловые  тени. Работая на пленэре, художник  увидел и показал зрителям, что  в свете яркого солнца тени теряют свой скучный тёмный цвет. Синее весеннее небо и яркое солнце окрашивают их в праздничные тона. Рефлексы (цветные отсветы) отражённого света и цвета проникают в тени сугробов, ложатся нежными бликами на снег возле крыльца.

 С кон. 19 в. и до наших  дней работа на пленэре лежит  в основе обучения начинающих  живописцев. Многие художники-пейзажисты  по-прежнему создают свои произведения  на пленэре.

Импрессионизм, вообще, является ярким примером работы художника на пленэре. Известный художественный критик Ж.-Л. Кастаньяри писал: «Они [импрессионисты] воспринимают природу так, что она получается какой угодно, только не скучной и не банальной. Их живопись полна жизни, стремительна, легка… Они не стремятся к точному воспроизведению, а ограничиваются общим восприятием… Они являются импрессионистами в том смысле, что воспроизводят не сам пейзаж, а впечатление, вызываемое данным пейзажем… Таким образом, они отходят от действительности и полностью переходят на позиции идеализма».

Именно импрессионисты подняли этюд, выполненный на пленэре, до уровня полноценных самостоятельных картин. Художники-импрессионисты старались как можно точнее передать собственные впечатления от окружающего мира - ради этой цели они отказались от существовавших академических правил живописи и создали свой, отличный метод. Суть его сводилась к передаче при помощи раздельных мазков чистых красок внешнего впечатления от света, тени, их рефлексии на поверхности предметов. Такой метод создавал на картине впечатление растворения формы в окружающем свето — воздушном пространстве. Клод Моне писал о своем творчестве: «Моя заслуга в том, что я писал непосредственно с природы, стараясь передать свои впечатления от самых непостоянных и изменчивых явлений»

Изображение окружающей действительности с учетом воздействия на натуру световоздушной перспективы и естественного освещения – сложнейшие задачи для художника, верное решение которых требует от них серьезных навыков по всем творческим дисциплинам. Пленэр, опираясь на полученные знания и навыки по предметам рисунок, живопись, композиция, помогает совершенствовать и развивать  технические способы работы в этих дисциплинах. Работа на открытом воздухе большей частью связана с выполнением этюдов и зарисовок пейзажных мотивов, их малыми и монументальными формами. Студенты, изучая объекты живой природы, получают богатый материал в виде накапливающихся визуальных впечатлений от натуры. У них постепенно возникает потребность в созерцании и неторопливом любовании природой. Становятся достойными их внимания неповторимые очертания облаков и теплый свет вечернего солнца, затейливый рисунок переплетающихся ветвей дуба и легкое кружево стройной берёзы, малый, садовый пруд и бесконечные дали.

    1. Художественные материалы для пленера

Все работы по композиции, живописи и рисунку на пленэре выполняются акварельными или гуашевыми красками. Рисунок делают разнообразными материалами (карандаш, фломастер, уголь, сангина, соус, тушь) с использованием белой или тонированной бумаги различных видов (матовой, глянцевой, шероховатой и т.п.).

 Для выполнения краткосрочных  живописных этюдов в технике  акварели или гуаши можно использовать  как лучшие сорта бумаги, приготовленные  из льняного волокна (ватман, торшон), так и более тонкую бумагу  с фактурной поверхностью (полуватман), а также рисовальную или чертежную  бумагу для живописи.

 Тонированную бумагу  для зарисовок в технике гуаши  или пастели можно приготовить  самостоятельно. Для этого на  белый лист бумаги наносится  слой колера (гуашь, чернила, тушь  и т.п.) широкой кистью-флейцем.

 Тонкая эскизная, писчая  или ксероксная бумага понадобится  в большом количестве, чтобы осваивать  и совершенствовать технику наброска.

 Графические материалы, использующиеся на пленэре, могут  быть самые разнообразные. Графитными  карандашами различной мягкости (от ТМ до 8М) выполняются длительные и краткосрочные рисунки, наброски, рисунок под живопись акварелью, гуашью. Самый мягкий карандаш с толстым грифелем предпочтителен для набросков, где требуется живая пространственная линия, а также для рисунков с тоновой разработкой.

 Цветные карандаши  могут использоваться для зарисовок  растений, пейзажа, элементов архитектуры, живой натуры. Черный и коричневый  карандаши обладают большим диапазоном  тона и пригодны для линейных  и тоновых зарисовок.

 Фломастеры употребляются  для линейных зарисовок, где нужен  сильный ровный контур, выявляющий  плоскостной характер и орнаментальность мотива.

 Черные чернила, и тушь широко используются для выполнения графических и силуэтных композиций, длительных рисунков, набросков и зарисовок. Возможности графической подачи при этом во многом зависят от инструментов – перо, кисть, заточенная палочка.

 Техника рисунка углем  является одной из самых распространенных  на пленэрной практике, однако  к недостаткам угля относится  слабое сцепление с поверхностью  бумаги, требующее использования  специальных фиксативов. Простейший  закрепитель – нежирное молоко  с добавлением сахара. Рисунок, расположенный в горизонтальной плоскости, обрызгивается фиксативом из пульверизатора.

 Соус (прессованный уголь) и сангина хорошо сцепляются  с поверхностью шероховатой бумаги. Рисунок может быть штриховым  или растушеванным. Техника "мокрого  соуса" напоминает акварель –  работа ведется смоченными водой  щетинными кистями и завершается  проработкой деталей колонковой  кистью.

 Пастель сочетает возможности  графического и живописного материалов, применяется для выполнения эскизов  и зарисовок на цветной и  тонированной бумаге. Лучше всего  пастель ложится на умеренно  зернистой, ворсистой поверхности.

 Акварельные краски  компактны, быстро сохнут, экономичны  в работе. Это делает акварельную  технику наиболее подходящей  для работы на открытом воздухе  как в быстрых зарисовках и  набросках, так и в более длительных  этюдах.

 Гуашь применяют при  выполнении быстрых набросков  и композиционных вариантов, цель  которых – поиски яркого декоративного  образа натуры. Гуашевые белила, черная краска и их ахроматическая  растяжка употребляются в графических  зарисовках.

Правдивое изображение пейзажа требует тщательного изучения природы. Поэтому, параллельно с работой над краткосрочными этюдами пейзажа необходимо учиться детально прорабатывать форму отдельных частей пейзажа (например, дерево, цветы, растения, группа облаков и др.). Целесообразно выполнить  несколько кратковременных этюдов с натуры, чтобы научиться изображать характерные особенности пород деревьев, кустарников, трав, лепить цветом форму облаков при разных состояниях погоды.  Параллельно с выполнением живописных заданий необходимо делать наброски и зарисовки и рисунки длительного характера в любой графической технике. Выполнение набросков с натуры требуют большого труда, внимания и хорошей цветопередачи. Работа над стилизацией реалистичного рисунка требует не меньших усилий. Стилизация - это средство композиции в основном связано с декоративным искусством, где очень важна ритмическая организация целого. Стилизация - обобщение и упрощение изображаемых фигур по рисунку и цвету, произведение фигур в удобную для орнамента форму. Стилизация применяется как средство дизайна, монументального искусства и в декоративном искусстве для усиления декоративности. 

 В ходе развития  изобразительного искусства стилизация  как творческий метод была  известна еще с древних времен. Особого совершенства стилизация  достигла в древнегреческих и  древнеримских орнаментах, в которых  преобладали стилизованные изображения  растительного и животного мира  рядом с геометрией и узорами.

 Характерные признаки  свойственные целым историческим  эпохам отрабатывались и совершенствовались, в результате возникали исторические  художественные стили. Обязательным  условием в творческой стилизации  — индивидуальный характер, где  авторское видение переплетается  с творческой обработкой явлений  и объектов окружающей среды  и как результат отображение  их с элементами новизны.

Информация о работе Пленэрная практика