Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 16:57, реферат
В наиболее широком значении академизм - термин, применяемый для обозначения консервативных тенденций в искусстве, а также художественных течений, представители которых догматически следуют канонам, авторитетам, классическим образцам, признанным идеальными и непревзойденными. Их ценность считается не зависящей от места и времени.
Введение…………………………………………………………………………2
Основная часть
Возникновение первых академий…………………………………………..3
Академическая система художественного образования и основные
представители……………………………………………………………….5
Критика традиций академического образования……………………...…10
Академические принципы второй половины XVII – начала XIX вв……12
Вывод…………………………………………………………………………...18
Список литературы……………………………………………………………19
Государственное
образовательное учреждение высшего
профессионального образования "Самарский
государственный архитектурно-
Реферат на тему:
«Роль академий художеств в Европе (XVII – XVIII вв.)»
Выполнила: Сирык Лена
Гр. ДИ14+
Проверил: Востриков В.Н.
Самара
2013 г.
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Основная часть
Возникновение
первых академий………………………………………
Академическая система художественного образования и основные
представители……………………………………………
Критика традиций
академического образования…………
Академические принципы второй половины XVII – начала XIX вв……12
Вывод…………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
В наиболее широком значении академизм - термин, применяемый для обозначения консервативных тенденций в искусстве, а также художественных течений, представители которых догматически следуют канонам, авторитетам, классическим образцам, признанным идеальными и непревзойденными. Их ценность считается не зависящей от места и времени.
Исторически академизм связан с деятельностью первых художественных учебных заведений конца XVI - начала XVII вв., названных академиями, в которых обучение было ориентировано на закрепление великих достижений мастеров предшествовавших эпох: античности и Итальянского Возрождения. Об этих учебных заведениях я и расскажу в данной учебной работе.
Здесь мы рассмотрим основные художественные академии Европы, главных представителей данных образовательных учреждений и их приёмы преподавания.
Эта тема заслуживает внимания,
так как академии художеств вно
Возникновение первых академий
В конце XVI в. в Италии возникла необходимость специальной профессиональной подготовки живописцев, скульпторов и архитекторов. Усложнившиеся правила композиции картины или фрески на исторические и мифологические темы требовали литературных знаний и эрудиции, изображение обнаженного тела - изучения анатомии, архитектуры - геометрии и перспективы. В 1542г. была открыта "Ви-трувианская Академия в Риме", -в 1560 г. Дж. Вазари организовал "Академию рисунка" во Флоренции, в 1577г.- в Риме. С 1585 г. в г. Болонья начала свою деятельность "Академия вступивших на правильный путь", организованная живописцами братьями Лодовико, Агостийо и Ан-нибале Карраччи (см. болонская школа). В 1593 г. укнъопнсец-маньерист Ф. Цуккаро основал в Риме знаменитую Академию Св. Луки. В 1603г. в Риме была основана "Академия рысьеглаэых", а полвека спустя - "Флорентийская академия опыта" (1657г.). Слово "академия" было выбрано для Названия учебных заведений не слу-чайно, оно подчеркивало преемственность, связь современного искусства с античной классикой. В XVI в. в одной только Италии было около пятисот академий. В 1648г. в Париже была открыта Королевская Академия живописи и скульптуры, а в 1671г.- архитектуры. В 1757г. по инициативе И. Шувалова в Москве, а затем в Петербурге была основана Российская "Академия трех знатнейших художеств". В 1768 г. сэр Дж. Рейнолдс основал в Лондоне Королевскую Академию искусств. Первые художественные академии противостояли цехам и давали художникам новый социальный статус, отличный от статуса ремесленника.
В основу деятельности первых академий был положен "элективный метод" (от лат. electare - отбирать, выбирать), строящийся на сознательном отборе отдельных качеств классического искусства, представлявшихся наилучшими. Именно это обстоятельство является причиной того, что академизм в искусстве переходит в открытую эклектику. Содержание академического метода очень точно выражает сонет, приписываемый одному из создателей Болонской академии Агостино Карраччи: «Кто стремится и хочет стать хорошим живописцем, тот пусть вооружится рисунком Рима, движением и светотенью венецианцев и ломбардской сдержанностью колорита. Манеру мощную возьмет от Микеланжело, от Тициана - передачу натуры, чистоту и величие Корреджиева, стиля и строгую уравновешенность Рафаэля. От Тибальди - достоинства и основу, от Приматиччьо - ученость компоновки. И немного грации Пармиджанино...»
Как выяснилось позднее, этот сонет был сочинен не А. Карраччи, а его биографом графом К. Ч. Мальвазием. Но это не только не меняет существа дела, но даже, напротив, лишний раз свидетельствует о стремлении современников подчеркнуть эклектическую суть искусства болонцев. Ведь именно в их эпоху "мир утратил свою цельность", которая на полстолетия ранее так' ярко была выражена в "идеальном стиле" Рафаэля. Теперь же художественным идеалом стала считаться "множественность содержаний".
О том, насколько положительно оценивался
этот метод, можно судить по высказыванию
Л. Бернини, поощрявшего А. Карраччи
за то, что "из манеры десяти или двенадцати
величайших художников он создал свою,
как будто, проходя через кухню,
где каждая из них находилась в
отдельном горшке, он положил по
одной ложке ото всех в свой,
который держал под рукой"
Практически такой
Академизм в истории искусства имел двойственное значение. С одной стороны, он служил гарантией сохранения традиций художественной школы, а с другой - препятствовал творческим поискам художников-новаторов
Академизм интернационален. Академическое искусство в принципе одинаково везде: в Италии, Франции, Англии, России, так как оторвано от своих корней.
Академическая система художественного образования и основные представители
Со второй половины XVII века художественным центром Западной Европы становится Франция.
«Историческое значение французского
классицизма огромно. В XVII веке Италия,
имевшая до тех пор ведущее
значение в европейском искусстве,
передала свое знамя первенства Франции.
В самой Италии художественное творчество
постепенно иссякало. Германия изнывала
от последствий Тридцатилетней войны.
В Англии пуританское движение мало
благоприятствовало ее художественному
развитию. Испания клонилась к
упадку. Даже Фландрия и Голландия
к концу XVII века подпали под французское
влияние» — указывает М. В. Алпатов.
Французская Академия художеств
вносит много нового в академическую
систему художественного
Открытие академий выводило художников из полуремесленного состояния, в котором они находились, будучи членами гильдии. Академии внесли порядок в систему преподавания. Преподавание было предметом их особых забот. Ученики с юных лет проходили серьезную выучку, и это помогло Академии быстро создать огромные кадры художников, в которых нуждалось правительство Людовика XIV.
Наиболее выдающейся личностью этого периода был первый живописец короля, «вдохновитель и диктатор академии» Шарль Лебрен.
Лебрен[2] - один из основателей Королевской Академии живописи, впоследствии возглавивший ее. В историю французского искусства художник вошел как основатель так называемого "стиля Людовика XIV" - стиля, воплощающего апофеоз власти и государства в лице королевской особы. Эклектичность и пышность стиля, соединившего в себе принципы пуссеновского классицизма и традиции барокко, как нельзя лучше подходили для создания декоративных ансамблей дворцов и парков, интерьеров, увеселительных спектаклей и празднеств, столь любимых при дворе. Среди выдающихся достижений мастера - декоративные работы в Версальском дворце: Зеркальная галерея (1679-84), салоны Мира и Войны (1685-86), росписи салона Изобилия и др. Новоявленный стиль нашел продолжение в портретном жанре. Знаменитый "Портрет канцлера Сегье" (ок. 1655-66), второго лица в государстве и могущественного покровителя художника, стал образцом парадного портрета, воплощающим идею, а не образ.
Парижская академия сделалась центром художественной деятельности и исходным пунктом направления, которого она неуклонно держалась в течение всего долгого царствования Людовика XIV. Все отрасли искусства централизовались. Шарль Лебрён, назначенный первым живописцем двора и главным руководителем всех работ по украшению королевских построек. Собрал вокруг себя целый штат художников разной специальности — живописцев, скульпторов, чеканщиков, лепщиков, слесарей, позолотчиков и т.д. Среди них находились люди с весьма оригинальным дарованием, но все были принуждены работать по рисункам и указаниям своего начальника.
Лебрен[2], талант, которого состоял главным образом в легкости, с какой давались ему сочинение и исполнение больших и сложных картин, без сомнения, был способен к диктаторской власти, столь долго находившейся в его руках; но его сухая и холодная манера не могла сообщить особенной привлекательности и блеска несчетным картинам, написанным под его наблюдением в Версале, Лувре, Трианоне, в Медоннском, Марлиском и Венсенских дворцах. После смерти Кольбера (французский государственный деятель) (1683), стали предпочитать Лебрену Пьера Миньяра, свежий, приятный колорит которого сильно понравился при дворе. Миньяр украсил своей живописью мелкие покои в Версальском дворце и, после кончины Лебрёна, занял его пост.
«Рисунок всегда является полюсом и компасом, который нас направляет, дабы не дать потонуть в океане краски, где многие тонут, желая найти спасение» Шарль Лебрен.
Профессор М. В. Алпатов о нем пишет: «...судя по докладам Лебрена в Академии, он вносил много нового в дело преподавания: его рассуждения о сходстве различных типов людей с животными были в тот чопорный век большой смелостью».
В этот период еще больше укрепляется авторитет академии не только как учебного заведения, но и как законодательницы высоких художественных вкусов. Признавая высшим образцом, античное искусство и опираясь на традиции Высокого Возрождения, почти все академии Европы начинают создавать идеальную школу изобразительного искусства в широком смысле этого слова.
Рисунок в системе художественного образования по-прежнему рассматривается как основа основ. Но обучение рисованию с натуры начинается со штудирования классических образцов античного искусства. Только штудирование древнегреческих скульптур поможет начинающему познать законы природы и искусства, только классические образцы помогут художнику понять идею красоты и законы прекрасного — утверждали в академиях.
Благоговейное преклонение перед классическим искусством Древней Греции и эпохи Возрождения налагало свой отпечаток не только на методы обучения, но и на все искусство классицизма в Европе XVII и последующих веков. Однако, несмотря на достигнутые успехи в общей системе академического образования, в некоторых академиях стали появляться ложные взгляды на искусство и на методы преподавания рисования. Многие профессора стали требовать от своих учеников, чтобы те идеализировали природу, смотрели на нее через «очки античности». Рисуя обнаженное тело натурщика, ученик должен был выправлять форму человеческого тела — молодого натурщика по скульптуре Аполлона, а пожилого — по скульптуре Геракла.
Гипсовый слепок, статуя пли рисунок с антика всегда были перед глазами «классика». Рисуя живого натурщика, он искал в нем «античность» и если не находил, то вводил ее сам от себя. Строение головы, торса, рук, ног, пропорций тела и ракурсы движений — все было подчинено «золотой мере», выработанной две тысячи лет назад.
Недостатком академической системы обучения того времени было также и то, что совсем не уделяла внимания индивидуальности молодого художника. Здесь сыграла свою роль и эстетика классицизма. Идеи гармонического устройства общества, основанного на вечных незыблемых законах разума, где индивидуальность целиком подчинена интересам нации, государства, монархии, вели к стремлению идеализировать природу и человека. Нормативность эстетики конца XVII века заставляла художника следить за строгой уравновешенностью, четкостью, пластичностью художественных форм.
В эту эпоху рисунок выделяется в самостоятельную учебную дисциплину — академический рисунок. Создается специальная академическая система обучения рисунку, в которой предусматривается четкая методическая последовательность усложнения учебных задач: копирование с образцов, рисование с гипсов, рисование с натуры. Эта система обучения давала очень хорошие результаты. Все художники этого направления прекрасно владели рисунком, что мы легко обнаруживаем в каждом их произведении, будет ли это графическая или живописная работа.
Эффективность академической системы преподавания заключалась в том, что обучение искусствам проходило одновременно с научным просвещением и воспитанием высоких идей. Большинство художников смотрели на свое искусство не как на ремесло, а как на большое и великое дело, которое возвышает чувства и нравственность людей. Английский художник Джошуа Рейнольдс говорил: «Стремление истинного художника должно простираться дальше: вместо старания развлекать людей подробной мелочной тщательностью своих подражаний он должен стараться облагородить их величием своих идей».
Особенно много было сделано академиями в области методики преподавания рисунка, живописи, композиции. Почти каждый преподаватель академии прежде всего думал о том, как усовершенствовать методику, как облегчить и сократить ученикам процесс усвоения учебного материала. Методика обучения и воспитания должна строиться на научных основах, утверждали они, искусство, успех художника — это не дар божий, а результат научного познания и серьезного труда. Тот же Рейнольдс указывал: «Наше искусство не есть божественный дар, но оно и не чисто механическое ремесло. Его основание заложено в точных науках».
Информация о работе Роль академий художеств в Европе (XVII – XVIII вв.)