Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2015 в 11:14, реферат
Краткое описание
Цель работы – рассмотреть русский народный танец как вид искусства. Для раскрытия поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Изучить историю возникновения русского народного танца. 2. Изучить основные жанры русского танца.
Содержание
Введение 1. Возникновение русского народного танца 2. Русский танец как художественное целое 2.1 Общие признаки и схема жанра 2.2 Музыка и костюм как составные части целого 3. Основные жанры русского танца 3.1 Хоровод 3.2 Пляска Заключение Список литературы Приложение
Праздничный мужской костюм
был более устойчивым и однотипным в старых
и новых разновидностях, имеет очень незначительные
изменения по регионам. Как правило, это
белая рубаха из домотканого холста или
шёлковая с вышивкой, характерной для
каждого района, синие порты в полоску
или ёлочку, сапоги, длинный казакин без
воротника, а позднее пиджак, жилетка.
В некоторых районах иногда костюм довершала
шляпа.
Праздничная женская одежда
делится на два комплекса: северный –
сарафанный и южный – поневный, а каждый
из них в свою очередь на девичью и женскую,
одежду зажиточных крестьян и бедноты.
На севере и девушки, и женщины носили
сарафан, а на юге сарафан – преимущественно
девичья одежда (замужние женщины носили
поневы) Внутри этих двух основных групп
одежда имела свои особенности покроя,
цвета, узора не только в каждой губернии,
но и в отдельных уездах, сёлах.
Приведем в пример два вида
русского женского костюма: северный и
южный. Они могут использоваться для постановки
танцев, описанных в приложении.
Северно-русский женский костюм на примере
Архангельской области
Северно-русский женский костюм состоит
из рубахи и сарафана. Рубаха могла быть
как с вышивкой красным, так и гладкой
белой из батиста или кисеи. Её покрой
одинаков для всех великороссов и шьётся
из прямых полотнищ холста с не выкроенными
проймами. На плечах вставляются прямоугольные
куски ткани – полики, а под мышками, для
свободного движения руки, - квадратные
ластовицы. Полики и ластовицы часто делали
из кумача. Квадратное отверстие, образуемое
верхними кромками переднего и заднего
полотнищ рубахи и боковыми кромками поликов,
собираются у шеи в густые сборки и обшиваются
узкой полоской ткани.
В каждом районе костюмы отличаются по
цвету, материалу, покрою, но общее, что
характерно для Севера, – длинный сарафан.
Праздничный летний девичий костюм, распространённый
в Лешуконском, Мезенском, Пинежском районах
Архангельской области, состоит из длинного
штофного голубого сарафана – "штофника",
поверх которого надевается "коротена"
(душегрея без рукавов из парчи). На голове
"повязка" - полукокошник или малый
кокошник. Это высокая шапочка без дна,
состоящая из двух полос позумента с поднизью
из рубленого перламутра, завязывающаяся
сзади лентами. Дополняют костюм белый
кружевной платочек, ожерелье из янтаря
или перламутра и серьги из перламутра.
В Пинежском районе поверх "коротена"
обязательно накидывалось несколько (не
менее трёх) больших платков, которые,
как правило, находились на плечах, и концы
их закалывались. "Коротена" у поморок
в Мезенском районе шьётся "клёшем"
в виде солнышка, а на Пинеге она лишь немного
расклешена и называется "полушубкой".
В Карпогольском районе области сарафан
малинового цвета, шьётся из шёлка и спереди
украшается золотым кружевом. Короткая
душегрея на длинных лямках здесь называется
"перо". На голове вместо "повязки"
сверкает высокий кокошник – "венец",
унизанный белым бисером и цветным стеклом,
имитирующим драгоценные камни. На шее
– бисерные бусы на ленте. В Шенкурском
районе сарафан синий, из набивной ткани
– "набивник", украшенный серебряным
позументом. Душегреи нет, на голове высокий,
полумесяцем ажурный "венец", шитый
бисером, стеклярусом и украшенный фольгой.
Праздничный костюм дополняют янтарные
бусы и серьги.
Южный женский костюм на примере
Курской области
Основной распространённый костюм в Курской
области – это длинный сарафан, чаще всего
однотонный, из шерстяной или домотканой
ткани, или из ситца, или из сатина, преимущественно
алого цвета. Сарафан отделывался либо
парчой, либо шёлковыми лентами и широкими
поясами, На сарафан надевается "завеска"
– передник из цветного гладкого шёлка
или домотканой материи. Под сарафан надевается
кофта из клетчатой или белой ткани. Поверх
кофты – много рядов разноцветных бус
и ожерелья из речного жемчуга, а часто
из янтаря.
Красочный и замысловатый женский головной
убор состоит из кокошника и подзатыльника,
сшитых из парчи. Кокошник обвязывается
цветным шёлковым платком. По бокам кокошника
прикрепляются цветы, часто бумажные,
павлиньи перья, иногда раскрашенный ковыль
или овёс. Поверх кокошника, впереди, пришивается
большой бант из цветной шёлковой ленты.
Иногда богатый головной убор заменялся
шерстяным или шёлковым цветастым платком.
В каждом районе, городе или селе Курской
области костюм имеет свои особенности,
свои отличия в деталях, в покрое, в цвете,
в вышивке. Так, на юге области, в Судженском,
Обоянском районах, он более ярких расцветок,
чем на севере, в Касторной или в Фатеже,
где тона сарафанов более строгие, однообразные.
Конечно же, народный костюм в современной
обработке шьётся из более лёгких тканей,
для быстрых, ритмичных плясок используются
укороченные варианты сарафанов, но покрой,
цветовые особенности, форма головного
убора, вышивка остаются неизменными и
в наши дни. Без них танец теряет смысл
и идею, которые были заложены в него многие
века назад.
3. Основные жанры
русского народного танца
3.1 Хоровод
Одним из основных жанров русского
народного танца является хоровод. Это
не только самый распространённый, но
и самый древний вид русского танца. Не
случайно основное построение хоровода
– круг, его круговая композиция – подобие
солнца, хождение за солнцем - "посолонь"
берут начало из старинных языческих обрядов
и игрищ славян, поклонявшихся могущественному
богу солнца – Яриле.
Участники хоровода поют, движутся, приплясывают
и разыгрывают действие. Пляска, припляс,
игра и песня в хороводе неразрывно и органично
связаны между собой, также хоровод объединяет
и собирает большое число участников.
В дальние языческие времена этот жанр
русского народного танца носил культово-обрядовый
характер, но постепенно он утрачивает
значение язычески – культового действия.
Появляются хороводы с новыми песнями.
Которые отражают социальные, бытовые
и другие темы.
Хоровод – русский бытовой
танец, в нём существуют свои формы и правила
исполнения, определённые отношения между
участниками, подчинённые известному
и выработанному материалу. Он превращается
в самостоятельный жанр и становится украшением
праздников русского народа. В хороводе
всегда проявляется чувство единства,
дружбы, товарищества. Участники его, как
правило, держаться за руки, иногда за
один палец – мизинец, часто за платок,
шаль, пояс, венок. Все эти соединения,
а, следовательно, построения зависят
от того, в какой местности исполняется
хоровод, каково его содержание и под какую
песню, быструю или медленную он исполняется.
Хоровод распространен по всей
России, и каждая область вносит, что -
то своё, создавая разнообразие в стиле,
композиции, характере и манере исполнения.
Любая фигура хоровода может иметь не
одно единственное, определённое и постоянное
назначение. Не меняя построения фигуры
и рисунка, участники хоровода могли передавать
различное содержание, настроение. На
пример круг – это образ солнца, поклонение
божеству – Яриле, но в круговом построении
может разыгрываться и действо с трудовой,
любовной и другой тематикой. Действие
участников, выражение их характера, настроения,
темперамента, отношения к происходящему
совершенно различны, а круг как фигура
остаётся неизменным. Существуют два вида
хоровода – орнаментальные и игровые.
Основные и наиболее часто используемые
фигуры этих видов хороводов указаны и
описаны в приложении.
Орнаментальные хороводы.
Если в тексте песни, сопровождающей
хоровод, нет конкретного действия, ярко
выраженного сюжета, действующих лиц,
то участники хоровода ходят кругом, рядами,
заплетают из хороводной цепи различные
фигуры – орнаменты, согласуя свой шаг
с ритмом песни, являющейся для исполнителей
лишь музыкальным сопровождением. Такие
хороводы называются орнаментальными.
Неразрывная связь народного художественного
творчества с жизнью народа, с его песнями,
играми, танцами помогла созданию множества
рисунков – фигур орнаментальных хороводов.
Их замысловатые переплетения навеяны
узорами русских кружевниц, резчиков по
дереву, живописцев, и наоборот – тонкие
узоры кружев, ажурная резьба по дереву
и т. д. Иной раз как бы повторяют фигуры
хоровода. Содержание песен, сопровождающих
орнаментальные хороводы, чаще всего связаны
с образами русской природы, с поэтическими
обобщениями, коллективным трудом народа,
его бытом.
Исполнение каждого орнаментального
хоровода в народе, в быту отличается строгостью
форм и малым количеством фигур. Весь хоровод
чаще всего состоит из нескольких фигур,
которые органично переходят, переливаются,
перестраиваются из одной в другую.
Игровые хороводы.
Если в песне имеются действующие
лица, игровой сюжет, конкретное действие,
то содержание песни разыгрывается в лицах
и исполнители с помощью пляски, мимики,
жестов создают различные образы, характеры
героев. Перед зрителем игровой хоровод.
В таких хороводах, которые иногда называют
сюжетными, главным является разыгрывание
содержания песни – раскрытие сюжета,
столкновение характеров и интересов
действующих лиц.
Песни, под которые исполняются игровые
хороводы, называются игровыми или хороводными
– игровыми. Больше всего тем для игровых
хороводов содержится именно в них, отражающих
жизнь и быт народа: трудовые процессы,
любовная и сказочная темы и т. д. В отличие
от орнаментальных хороводов в них рисунок
проще, в нём нет такого разнообразия танцевальных
фигур. Композиционно эти хороводы строятся
по кругу, или линиями, или парами.
Мы разобрали основные, общие черты орнаментальных
и игровых хороводов, которые характерны
для этого наиболее древнего и популярного
танца России. Но в различных районах существуют
свои местные особенности исполнения
хороводов, связанные с природными и климатическими
условиями, со спецификой бытового уклада
и труда, с характером человека. Эти особенности
проявляются и в составе исполнителей
(женские и смешанные хороводы), и в ритме,
и в содержание песен, и, главное, в особой,
присущей только данной местности манере
исполнения.
3.2 Пляска
Пляска – наиболее распространенный
и любимый сейчас жанр народного танца.
Пляски создавались под влиянием окружающего
мира и быта народа. Люди совершенствовали
их многие десятилетия, оставляли в них
только самое ценное и доводили до законченной
формы. В древности пляски в основном носили
обрядовый, культовый характер, но со временем
религиозное содержание стало уходить
из плясок, и они приобрели бытовой характер.
Не одно игрище, ни один праздник не обходились
без плясок.
Пляска состоит из ряда отдельных
движений – элементов, которые отличаются
характерной манерой исполнения, имеют
русский национальный колорит и отражают
отдельные черты характера танцующего
человека. Кроме того, каждое движение
в пляске наполнено смыслом, и с помощью
пластики исполнитель выражает свои чувства,
раскрывает содержание пляски, создает
тот или иной художественный образ. Все
исполняемые движения подчинены ритму
и темпу, а также характеру музыкального
и песенного сопровождения. Все движения
связаны воедино содержанием и сопровождающей
мелодией. Пляской можно выражать различные
состояния человека, но это, прежде всего
радость, здоровье, сила, выход энергии
исполнителя.
Пляска родилась в хороводе
и вышла из него, разорвав хороводную цепь
и предоставив простор фантазии и индивидуальному
мастерству танцующего человека, усложнив
техническую основу, создав свои формы
и рисунки, заменив хороводную песню плясовой
и различным музыкальным сопровождением.
У исполнителя русской пляски очень выразительны
руки, голова, плечи, бёдра, лицо, кисти
рук, пальцы и т. д. Пляска даёт возможность
раскрыть личные, индивидуальные черты
характера – показать свою манеру исполнения
("выходку"). Каждый исполнитель может
проявить в пляске свою изобретательность,
мастерство, профессионализм, щегольнуть
сложным, виртуозным коленом. Исполнять
пляску может каждый. Она отличается от
хоровода более богатой и сложной лексикой
танцевальных движений. Пляска включает
в себя сильные технические дроби, "верёвочку",
"гармошку", различные присядки, хлопушки,
припадания, верчения и другие колена.
Помимо обогащения лексики пляска даёт
возможность для усложнения и разнообразия
рисунка: лихие выходы парней, задорные
проходки девушек, перебежки, разнообразные
переходы и т. д. – всё это создает новые
рисунки и построения присущие только
пляске.
Существует много видов русской пляски.
Вот наиболее распространенные, устоявшиеся,
имеющие вековые исполнительские традиции
и прочно вошедшие в быт русского человека:
одиночная (сольная) пляска, парная пляска,
перепляс, массовый пляс и групповая традиционная
пляска.
Групповая традиционная пляска.
В групповой пляске может участвовать
много народа, но чаще её состав ограничивается
сравнительно небольшой группой исполнителей.
В некоторых случаях групповая пляска
имеет постоянный состав исполнителей,
и, если кто - либо из участников отсутствует,
пляска не получается, а ввести нового
человека взамен отсутствующего бывает
трудно – он может перепутать весь рисунок.
Как правило, групповая пляска имеет установленное
построение. Она вобрала в себя многие
фигуры хороводов, в некоторые групповые
пляски вошли фрагменты одиночных или
парных плясок, перепляса.
В каждой области есть своя
традиционная, самобытная пляска, и поэтому
групповые пляски часто называют традиционными
или областными. Несмотря на обязательное
выполнение общего рисунка пляски, различных
переходов, создание образа и т. д., групповые
пляски дают исполнителям возможность
показывать также и своё индивидуальное
мастерство. В групповых плясках сохраняется
элемент импровизации, но в меньшей степени,
чем в индивидуальной пляске или переплясе.
Групповые пляски создавались на основе
народных традиций, с учётом особенностей
местной манеры исполнения, обычаев и
бережно передавались из поколения в поколение.
В каждой групповой пляске есть своя определённая
задача и своё содержание. На протяжении
столетий народ сознательно старался
не усложнять групповые пляски слишком
виртуозными движениями. Это делалось
для того, чтобы не утратить за этой виртуозностью
главного – мысли, идеи. В конечном результате
всё это и дало групповым пляскам долгую
жизнь.