Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 19:28, курсовая работа
В своей курсовой работе на примере картин великих художников я расскажу о символах, повествуя о том периоде в Европе, когда они стали одним из общекультурных принципов в живописи, расскажу о библейской символике и символизме иконы
Введение…………………………………………………………..……..……..….3
Глава 1. Символика образов картины ………….…..........................………..…..5
«Art nova»-Новое искусство...........................................…….......….5
Символика музыкальных инструментов, натюрмортов .………..10
Пейзажи с символами …………………………………………......13
Символы в портретах………………………………………..……..15
Глава 2. Библейская символика в изобразительном искусстве…………..…..16
2.1. Христианские символы……………………..………….….…….…16
2.2. Символика иконы……………………………..………….………....18
2.3. Символичная техника иконы….……………..…….………………20
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………........................27
Приложение 1. Иллюстрации…………………………………….………….….28
«В этом ужасе нет спасения для погрязших в грехах» - говорит
пессимистически Босх. Если Мантенья использовал сплошь библейские символы, то у Босха они становятся «материалистическими». Но материализуются они совершенно на индивидуальный манер.[8]
1.2.Символика музыкальных инструментов, натюрмортов
В самом конце XVI века в
изобразительном искусстве
Приведу несколько примеров:
- Лютня - атрибут Музыки
(как одного из семи свободных
искусств), Слуха (одного из пяти
чувств), Полигимнии (одной из девяти
муз); лютня - с лопнувшей струной,
изображенная в натюрморте
- Виола - атрибут нескольких
муз (в первую очередь
- Флейта - пастушеский (пасторальный)
инструмент, атрибут сатира Марсия,
пастуха Аргуса, евангельских пастухов
(в Поклонении пастухов); широко
распространенный фаллический
Обратившись к другим музыкальным инструментам, мы обнаружим связь многих из них с определенными персонажами мифологии или Священного Писания. Через эту связь они приобретали свое символическое
значение.
В XVII веке стала популярной философская идея бренности всего сущего - Vanitas (Vanitas vanitatum et omnia vanitas Суета сует и все - суета). Ярче всего она получила выражение в натюрморте. Музыка (ноты и музыкальные инструменты) - наиболее яркий символ быстротечности и эфемерности бытия: звук отзвучал - и вот его уже нет, он умер. С ясностью смысла этого музыкального символа могут сравниться только изображаемые в них череп, угасшая свеча (с еще струящимся дымком) и цветы (с опадающими листьями). Этот последний символ часто выбирался клавесинными мастерами XVII века в качестве декора их инструментов. Некоторые картины так и называются - Аллегория бренности (или Vanitas), например, натюрморт Петера ван дер Виллиге «Аллегория бренности и славы»(см. Приложение1.5).
Эмблематические сборники,
издававшиеся на протяжении всего XVII века,
являлись хорошим пособием в расшифровке
картин. Те, кто был знаком с подобной
литературой, не испытывали больших
проблем в толковании картин, поскольку
знали, что изображение часов
ассоциировалось с понятием времени,
музыкальной трубы или горна -
со славой, античной скульптуры - с искусством.
Драгоценные серебряные сосуды олицетворяли
богатство. Белая лилия говорила
о непорочности. Белая роза свидетельствовала
о платонической любви, а красная
роза - о плотской. Тюльпаны были символом
быстро уходящей красоты, разведение этих
цветов считалось одним из самых
суетных и тщетных занятий. Увядший
цветок намекал на исчезновение чувства,
а чертополох связывали с понятием
зла. Очень часто на полотнах встречается
виноградная кисть, которая одновременно
напоминала об искупительной жертве
Спасителя за грехи человечества
и свидетельствовала о
В наследие от средневековой культуры натюрморту XVII века досталась традиция изображать не просто вещь, а вещь-символ. Обратимся к натюрморту «Mеmento mori» (см. Приложение1.6) голландского художника XVII века Яна де Хема.
При первом беглом взгляде на эту картину внимание к себе сразу же привлекает красивый букет садовых цветов. Но приглядевшись, мы замечаем некоторые странности в выборе и изображении предметов расположенных возле букета: очень необычно, что рядом с ним художник поместил череп, раковину, помятую и надорванную бумагу с чёткой надписью «Mеmento mori» («Помни о смерти»). Кроме этого прямого призыва, о смерти напоминает и череп, так как он является символом недолговечности, бренности нашей жизни. О смерти, о её неизбежности говорят все многочисленные детали данной картины. Заметим, что Ян де Хем изобразил увядающий букет: поблёкли и повяли лепестки у тюльпанов, совсем завял мак, тронуты увяданием и другие цветы. Вянущий букет сам по себе обозначает недолговечность нашей жизни. К тому же художник старательно выписал множество червяков и насекомых, поедающих лепестки, стебли и листья. А черви - это символы разложения и уничтожения; мухи символизируют порчу; бабочки - скоротечность, краткость нашего пребывания на земле. Почти все рассмотренные элементы композиции данного натюрморта указывают, что верующий художник настойчиво внушает нам мысль о том, что человек со всеми своими земными стремлениями и заботами, которые символически обозначены набором разных цветов - лишь временный гость на земле. Зато раковина, символ паломничества, атрибут святого Роха и Иакова Старшего, направляет мысль зрителя к высокому, нетленному и вечному. Но вечно только духовное, бессмертна наша душа. Теперь становится понятным идейное содержание картины: не забывай, человек, что ты смертен, и при жизни спасай свою душу, чтобы на том свете избежать мук ада.
В Голландии картины с изображением предметов называли «stillleven», что можно перевести и как «неподвижная натура, модель», и как «тихая жизнь», что очень точно передает специфику голландского натюрморта. Фокус внимания художников спустился с небес на землю, теперь их интересовали не благочестивые размышления, а пристальное изучение подробностей материального мира. Первые stilleven просты - хлеб, бокал вина, фрукты, рыба, бекон. Но все предметы в них символичны: рыба - символ Иисуса Христа; мясо - бренная плоть; нож - символ жертвы; лимон - символ неутоленной жажды; несколько орехов в скорлупе - душа, скованная грехом; вино - символ Крови; хлеб - символ Плоти Христовой. О бренности земного существования напоминают разбитая посуда и мертвая дичь, часто включаемые в композицию полотен.[9]
1.3.Пейзажи с символами
Пейзажный жанр в изобразительном
искусстве так же был пронизан
философскими идеями, своеобразными
метафорами и символами. Мастером пейзажа
с символами, в том числе христианскими,
является художник Каспар Давид Фридрих,
один из лидеров романтизма в немецком
изобразительном искусстве. На его
полотнах древне-языческая и
На своей картине «Крест в горах» (см. Приложение 1.7) художник изобразил суровую скалу, на вершине которой стоит уходящее высоко вверх распятие. Оно увито плющом и окружено вечнозелеными елями. Солнце опустилось, но его лучи идут вверх и освещают распятие.
Символика образов картины довольно проста, но содержательна по сути, а композиционная организация христианской идеи становится художественным посланием художника. Заходящее солнце и освещенное с Иисусом распятие означают замену Ветхого завета Новым и связь учения Христа с Богом-Отцом. Крест на скале - символ крепкой веры, а зеленые во все времена ели - надежда на Христа. Символика образов рамы, которая специально заказывалась, дополняет значение символов картины. Колосья пшеницы и виноградные лозы указывают на хлеб и вино причастия. Лучистое божественное око на фоне треугольника - символ святой Троицы. Фридрих показал в своей картине, как осуществляется понятие Бога в символах, иероглифах природы. Пейзаж рассчитан на его внутреннее прочтение. Художник, используя язык христианских символов, делает возможным субъективное восприятие христианских откровений.
Для того чтобы еще приблизиться к философским идеям Каспара Давида Фридриха, следует обратить внимание на образы света в этой картине: око в треугольнике и лучах, солнце за горой и двойную семиконечную звезду. Конечно, в сознании христиан семерка связана с символом творения (7 дней творения Создателя). Но семерка двойная, да еще с кругом внутри. Круг есть символ цельности, а вот число 14 в эзотерике никак не фигурирует. Остается предположить, что вторая 7 означает двойственность смысла. И конечно, пять ангелов изображены на пальмовом своде не случайно - эта цифра у греков была священным символом света, здоровья и жизненности, пифагорейцы добавляли сюда значение проницаемости.
Художник часто изображал горы, которые впервые увидел, будучи совсем молодым. С тех пор они стали частым мотивом его пейзажей, символом высот познания и духовной жизни, например: «Двое, созерцающие Луну» (см. Приложение1.8).
Два человека стоят на каменистой дорожке - жизненном пути и всматриваются вдаль. Подле них - большой валун - камень веры и ель - символ вечной жизни. Луна - символ воскресения и Христа помещена в центре композиции и отделяет «живую» половину картины с валуном и зеленой елью от «мертвой» с засохшим деревом. Несколько сосен на скалистых вершинах напоминают нам о вечной жизни. Но на пути к ней нужно преодолеть ущелье, клубящееся туманом, - бездну греха, в которую человек рискует упасть каждую минуту своего земного пути.[7]
1.4.Символы в портретах
Большую роль символы играют и на картинах портретного жанра. Рассмотрим великолепный портрет Е. С. Авдулиной художника Оре́ста Ада́мовича Кипренского (см. Приложение1.9). На портрете - молодая женщина, которая глубоко задумалась о чём-то печальном, что кажется отрешённой от всего окружающего. Хрупкая и мечтательная, она как будто не от мира сего. И все детали портрета подчёркивают это состояние отрешённости от внешнего мира. На Авдулиной чёрное платье, которое почти сливается с общим тёмным фоном картины, а чёрный цвет означает забвение всех волнений, тревог и забот окружающей повседневной действительности, отречение от неё. Именно поэтому цвет монашеских одежд чёрный. На Авдулиной жемчужное ожерелье. Жемчуг в христианской символике означает одновременно богатство духа, горе и печаль. И если сама Авдулина является воплощением хрупкой молодой красоты и духовности, то тёмные грозовые тучи и едва заметная в сумраке полого поднимающаяся по холму дорога символизируют трудный жизненный путь и навевают мысль о хрупкости и беззащитности одухотворённой красоты в нашем суровом мире.
Одиноко стоящая в стакане
с водой веточка гиацинта, напоминает
нам о печальной легенде с
нелепой гибелью юного любимца
бога Аполлона, после смерти превращённого
в этот красивый цветок. Белый цвет
гиацинта, как и вообще белый цвет
- символ нравственной чистоты, но и
смерти, а то, что цветок вянет
и осыпается, означает скоротечность
молодости и красоты. Свёрнутый
и опущенный вниз веер в руке Авдулиной
также символизирует
2.1. Христианские символы
Изобразительное искусство использует множество символов для передачи сложных и глубоких смыслов Ветхого и Нового Завета. Этот обычай восходит к глубокой древности. Есть мнение, что графический язык появился у человека задолго до языка вербального. Скорее всего, наши пращуры обменивались какими-то знаками, символами, нацарапанными на обломках камня, песке или стене пещеры. Дошедшие до нас черепки сосудов несут на себе следы первых простейших орнаментов, которые быль не просто украшениями, а своего рода молитвами, заклинаниями.
Ветхий Завет, как известно, строжайше запрещал всякое изображение Бога. Тем не менее, Ковчег Завета украшали изображения двух золотых Херувимов. В Библии есть описание скинии: все материалы, из которых она и ковчег должны быть сделаны, их цвет, все детали в мельчайших подробностях оговорены Господом на горе Синай. Все цвета, материалы и формы символичны.
Вочеловечение Иисуса Христа сделало
возможным изображение Бога. Римские
катакомбы ошеломляют нас радостными
и тоже символичными рисунками. Христиане,
собравшись на первые богослужения в
подземных многоэтажных кладбищах,
украшали эти суровые стены
Использование символов активно началось с распространением христианства в языческом мире. Это было вызвано необходимостью узнавать единомышленников, а также скрывать от язычников тайны культовых обрядов. Постепенно христианское искусство наработало целую систему символов, причем в этот круг вошли не только античные сюжеты, но и различные образы из Ветхого и Нового Заветов.
Со временем круг символичных предметов, связанных с христианским искусством, значительно расширился. Так в картинах, изображающих страсти Христовы, буквально каждый предмет несет символическую: прутья терновника, из которых был сплетен венец, обломок копья, которым пронзили Его сердце, крест, клещи, чаша (потир) и т.д. В картине нидерландского художника Иоса ван Клеве, изображающей Святое Семейство (см. Приложение1.10), событие раскрывается через предметы, образующие целый натюрморт: Иисус-Младенец стоит на виноградной лозе, здесь означающей грядущую смерть, разрезанный апельсин и нож символизируют предстоящую трагедию. Иосиф держит в руках раскрытую книгу, Богоматерь – красную гвоздику, символ страданий Христа. В иконах и картинах Дева Мария иногда изображается с прялкой, веретеном в руках – символом зарождающейся в Ней новой жизни.