Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 19:28, курсовая работа
В своей курсовой работе на примере картин великих художников я расскажу о символах, повествуя о том периоде в Европе, когда они стали одним из общекультурных принципов в живописи, расскажу о библейской символике и символизме иконы
Введение…………………………………………………………..……..……..….3
Глава 1. Символика образов картины ………….…..........................………..…..5
«Art nova»-Новое искусство...........................................…….......….5
Символика музыкальных инструментов, натюрмортов .………..10
Пейзажи с символами …………………………………………......13
Символы в портретах………………………………………..……..15
Глава 2. Библейская символика в изобразительном искусстве…………..…..16
2.1. Христианские символы……………………..………….….…….…16
2.2. Символика иконы……………………………..………….………....18
2.3. Символичная техника иконы….……………..…….………………20
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………........................27
Приложение 1. Иллюстрации…………………………………….………….….28
Средние века выковали великий язык иконы, вполне адекватный духу христианской веры, язык, в котором символично все. Изображения лестницы тоже символичны. Этот символ имеет библейское происхождение – лестница в небо (сон Иакова, Быт 28:12). Поэтому в иконе деревянная лесенка, приставленная к кресту – это знаковое изображение: лестница, ведущая на крест – путь, дарующий спасение. В Богородичных иконах лестница в руках Богоматери – это символ «нисхождения» Бога через Нее в мир, в Его телесное воплощение.
Вавилонская башня есть первая самонадеянная попытка человека построить свою лестницу, взойти на небо. Интересную роль играют фонтаны. Их появление в живописи тоже символично. Если в иконе фонтан – это источник жизни (Богоматерь – «Живоносный источник»), то в Западноевропейской живописи – иначе. Взлетающие вверх струи, как бы остановленные чьей-то рукой, низвергаются вниз – это, начиная с эпохи барокко (XVII в.) и до середины XIX в. было игровой моделью Вавилонской башни. В эпоху Северного Возрождения силуэт полуразрушенной горы – тоже память о разрушении Вавилонской башни.
Тема «лестницы» в новое время утрачивает свое символическое значение, но получает новое осмысление. Средневековое противостояние земного и небесного теперь проецируется на одномоментное восприятие: чердак – подполье, рай и преисподняя, лестница одновременно восходящая и нисходящая (О. Домье «Прачка» (см. Приложение1.11).
От раннехристианских времен вплоть до XXI века вечными и незыблемыми символами остается гора Синай, где Моисей получил скрижали, Фавор, где Иисус Христос преобразился перед учениками, и многие другие бесконечно важные символы. И над всеми наш главный и вечный символ – Крест с распятым на нем Господом, водруженный на горе.
2.2. Символика иконы
Символика цвета, жестов, изображаемых предметов - это язык иконы. Пропорции лика намеренно искажались. Считалось, что глаза - зеркало души, поэтому глаза на иконах такие большие и проникновенные. Начиная с Рублевского времени вначале XV в. глаза уже не писали так преувеличенно крупно, тем не менее, им всегда уделяется большое внимание. У Феофана Грека некоторые святые изображались с закрытыми глазами или вовсе с пустыми глазницами - таким способом художник пытался передать мысль, что их взгляд направлен не на внешний мир, а внутрь, на созерцание божественной истины и внутреннюю молитву. Фигуры изображаемых библейских персонажей писались менее плотно, немногослойно, намеренно вытягивались, что создавало визуальный эффект их легкости, преодолевало телесность и объемность их тел. Они словно парят в пространстве над землей, что является выражением их одухотворенности, и преображенного состояния. Собственно изображение человека занимает основное пространство иконы. Всё остальное - палаты, горы, деревья играют второстепенную роль, их знаковая природа доведена до максимальной условности. Однако и они несут определенную смысловую нагрузку: гора - символизирует путь человека к Богу, дуб - символ вечной жизни, чаша и виноградная лоза - символы искупительной жертвы Христа, голубь - символ Духа Святого и т.д.
Все живописцы прибегали к символике цвета красок, каждый цвет привносил своё значение и настроение:
- Золотой - цвет, символизирующий
сияние Божественной славы, в
котором пребывают святые. Золотой
фон иконы, нимбы святых, золотое
сияние вокруг фигуры Христа,
золотые одежды Спасителя и
Богородицы - все это служит выражением
святости и принадлежащих к
миру вечных ценностей;
- Желтый или охра - цвет высшей власти
ангелов, наиболее близкий по спектру
к золотому, часто является просто его
заменой;
- Белый - цвет символизирующий чистоту
и непорочность, причастность к божественному
миру. Белыми пишутся одежды Христа, например
в композиции «Преображение», а также
одежды праведников на иконах, изображающих
Страшный Суд;
- Черный - цвет, символизирующий в
одних случаях ад, максимальную
удаленность от Бога, в других
- знак печали и смирения;
- Голубой - цвет Богородицы, означал тоже
чистоту и праведность;
- Синий - цвет величия, символизировал
божественное, небесное, непостижимость
тайны и глубину откровения;
- Красный - царский цвет, символ
власти и могущества (плащ Михаила
Архангела - предводителя небесного
воинства и Святого Георгия
- победителя змея); в других случаях
мог быть символом
- Зеленый - символизировал вечную жизнь, вечное цветение, и цвет Духа
Святого.
Особый символический смысл имела и жестикуляция, так как жест в иконах передает определенный духовный импульс и несёт определенную духовную информацию:
- Рука, прижатая к груди - сердечное сопереживание;
- Рука, поднятая вверх - призыв к покаянию;
- Рука, протянутая вперед с раскрытой ладонью - знак повиновения и покорности;
- Две руки, поднятые вверх - моление о мире;
- Руки, поднятые вперёд - моление о помощи, жест просьбы;
- Руки, прижаты к щекам - знак печали, скорби.
Это далеко не исчерпывающий материал по символике жестов и цвета. Не случайно иконы называли «богословием в красках».
Большое значение имели
также и предметы в руках изображенного
святого как знаки его
2.3. Символичная техника иконы
Глубокая символичность иконы начинается с техники ее исполнения, строгая последовательность которой — от выбранных материалов и до последних штрихов на живописной поверхности — была до мелочей продумана и осмыслена еще в древности и со временем приобрела характер строгого, неукоснительного для повторения правила. Уже одно это качество ставит иконопись в особое положение по отношению ко всем видам живописи. [4]
Как известно, подавляющее число икон написано на деревянной основе, выбор породы которой часто определялся местом изготовления памятника. Не случайно она имеет такое важное сакральное значение в библейском описании строительства Ковчега, Скинии и Иерусалимского Храма. Тем самым сделанная из дерева, украшенная по фону листовым золотом и облаченная в драгоценный оклад икона уподоблялась Ковчегу Завета, устроенного «из дерева ситтим, обложенного чистым золотом». В то же время это был сакральный, освященный в христианстве материал («вещество», по терминологии отцов Церкви), поскольку на нем был распят Христос. Именно к дереву, последнему земному веществу, прикасалось Его еще живое Тело, именно оно хранило память о вочеловечившейся плоти Бога, не оставшейся на земле после воскресения. Поэтому деревянная основа любой иконы, напоминая о важнейшей реликвии христианства — Истинном Древе Спасителя,— сама становилась своеобразной «евлогией», воспоминанием о священной реликвии.
Неотъемлемой конструкцией древних икон, сознательно исполняемой мастером, было четырехугольное углубление на лицевой стороне, не случайно названное ковчегом, напоминавшем как о ветхозаветном Ноевом ковчеге — месте спасения человечества во время всемирного Потока, — так и о библейском Ковчеге Завета, хранившем Скрижали завета Бога с людьми. Тем самым целью иконного изображения становится напоминание христианину о Божественной любви к нему, его будущем Спасении, установлении на Земле Нового Завета Бога с людьми.
Столь же строгим было отношение византийских мастеров к наличию на деревянной основе белой льняной паволоки (убруса), наклеиваемой на ее лицевую сторону. Как вещество (в понимании богословов) ткань, повидимому, была связана с происхождением иконного образа как такового, поскольку первыми иконами стали нерукотворные изображения Христа на белом льняном полотне. Одно из них запечатлело живой лик Христа (Мандилион), другое (Плащаница) — Его мертвое Тело2. И в том, и в другом случае именно ткань стала одновременно и основой изображения, и самостоятельной реликвией, непосредственно соприкасавшейся с истинной плотью Бога. Будучи доказательством истинного воплощения Бога, образ Христа на убрусе дал силу иконному портрету вообще.[1] Известно, что святыня уже в древности была наклеена на деревянную основу. [3] А это и предопределило, на мой взгляд, особое отношение христианского искусства к наличию на иконе паволоки — белого льняного полотна — как непременной части ее основы. Она подчеркивала, что помещаемый на ней образ оправдывался чудесно отразившимся на убрусе ликом Господа. Паволока льняного плетения может напоминать и символизировать и евангельский синдон, льняную Плащаницу, в которую было завернуто мертвое тело Христа, и на которой чудесным образом запечатлелся Его облик после Воскресения. Тем самым, образ, который проявляется или раскрывается (но только, с точки зрения иконописца, не пишется рукой мастера), оказывался освященным нерукотворными изображениями Христа — Его живого и мертвого Лика и Тела.
Затем на паволоку наносили левкас — тонкий слой мелового грунта. В рассказе о погребении Христа говорится о печатях, наложенных иудеями по повелению боявшихся Его воскресения первосвященников и фарисеев на камень у гробницы, вход в которую был замурован — «залевкашен». Поэтому и левкасная основа иконы, лежащая на паволоке, как на смертном саване, напоминает о чудесном воскресении Господа, вышедшего из пещеры «не нарушив печатей». В иконописи, как и в любой живописной технике, применяли подготовительный рисунок. Бытующее и распространенное мнение, почемуто настойчиво связывающее создание иконной композиции в средние века с простым наложением на белый левкас прорисей или образцов, не вполне верно. На самом деле это явление очень позднее, скорее свидетельствующее об отмирании древних иконописных традиций, модернизирующее икону в Новое время. Древние мастера могли иметь перед глазами лишь иконы предшественников — «образцы», которые творчески осмысливали, прежде чем повторить увиденное5. Широкое применение с позднего XVI, но особенно в XVII–XIX веках бумажных прорисей было в большей степени ученическим процессом, стремлением сохранить древний канон и традиции. Особенно любили их использовать старообрядцы, собиравшие и коллекционировавшие образцы древних икон, считавшие, что применение таких прорисовок обеспечивает верность воспроизведения чтимых образов.
До сих пор, несмотря на современные возможности, в иконописи используется традиционная техника темперы — чистых красок (мелко перетертых минеральных пигментов и полудрагоценных камней) или металла (золота, серебра, свинца), соединенных со связующим — яичным желтком. Следует также задуматься о символическом смысле применения темперы.
Листовое золото фона икон и ясность звучания на нем чистых полудрагоценных красок, действительно перетертых из минеральных камней, не могли не напоминать описание в Библии двенадцати драгоценных камней на ефоде (нагруднике) первосвященника Иерусалимского Храма, служащих ему знаком двенадцати колен Израилевых, но главное — описания Небесного Иерусалима в видении Иоанна Богослова: «стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу. Основание стены города украшены всякими драгоценными камнями… а двенадцать ворот – двенадцать жемчужин… Улица города – чистое золото, как прозрачное стекло». Воплощенный из «чистых материалов» городхрам с вечно длящейся там литургией, конечно, служил лишь «идеальным» недосягаемым прообразом, но его возвышенный символизм стал основой цветовой и световой символики иконописи и тем самым, как кажется, определил ее технику. Даже связующее для красок — яичный желток — напоминал об устойчивом в христианской символике значении начала новой жизни, воскресения. Не случайно иконописцы требовали от своих подмастерьев использования только самого свежего яйца, как они говорили, «еще живого». Краску готовили и замешивали лишь на очень краткое время, день-два, после чего она считалась непригодной для работы иконописца.
Иконописный принцип построения
живописной формы существенно отличался
от принятого в Новое время
в масляной живописи. Моделировка
объема шла от самых темных слоев
к светлым, и вся работа начиналась
с заливки поверхностей сначала
темным тоном с постепенным
Заключение
Очевидно, что техника живописи имела в византийской и всей восточнохристианской живописи особое, глубоко символическое значение и, наряду с другими элементами художественной структуры, являлась важным средством создания художественного образа. При обращении к процессу создания средневекового произведения той или иной эпохи, центра или манеры всякий раз раскрывается глубокая внутренняя закономерность использования художником тех или иных способов письма в решении конкретной художественной задачи.
Несомненно, что некоторые символы возникли у народов самостоятельно; многие сходные символы могут быть объяснены общими психологическими и культурными причинами, например, символ солнца - в виде колеса, молнии - в виде молота; но во многих случаях обнаруживается культурное взаимодействие народов и передача символики путем культурных и торговых связей, монетного обращения, религиозных представлений. Многие символы получили необъятно широкое значение, например, символы креста, орла, рыбы, а такие символы как лилия и роза стали постоянной принадлежностью в изображениях св. Девы Марии; св. Георгий поражает своим копьем морского дракона; нимб окружает головы святых.