Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 14:16, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение возможных способов воспитания высоких культурно-нравственных идеалов и организации качественного досуга детей. Исходя из указанной цели, можно выделить частные задачи, поставленные в курсовой работе:
Рассмотреть основные критерии и особенности детских праздников.
Изучить предпочтения и интересы детей младшего и среднего школьного возраста.
Проанализировать сценарий детского праздника.
Введение
Понятие и сущность детского праздника……………….......……………4
Праздник как элемент развития личности ребенка, воспитательная сторона праздника……………….........…………..5
Учет психолого – педагогических особенностей детской аудитории при организации праздника, мероприятия…………..11
Классификация современного детского праздника………….......……..16
Особенности организации детских праздников…………….......………17
3.1. Игра в структуре праздника……………….........…………………...20
3.1.1. Виды игр……………………………………………………………21
Герой детского праздника………………………………………...23
Особенности выразительных средств…………………………….24
4. Подготовка детского праздника………………………………………….25
4.1. Основные ошибки при написании сценария для детского праздника на примере приложения №1……………………………………27
5. Заключение……………………………………….......…………………...29
Список используемой литературы……………
2. Новый год - этот праздник ассоциируется у ребенка, прежде всего, со сказкой, главные герои которой Дед Мороз, Снегурочка, елка и, конечно, подарки. По значимости этот праздник стоит на втором месте. Стоит отметить, что этот праздник обычно проходит в кругу семьи, а главное событие - подарки под елкой.
3. Детский праздник, приуроченный
к какому-то событию. Для организации
такого торжества обычно
4. Утренник в детском саду
отличается тем, что дети, для
которых организуется праздник,
еще довольно маленькие и их
сложно заинтересовать и не
напугать своими действиями и к
5. Праздничное мероприятие в
школе имеет ряд особенностей,
связанных с тем, для детей
какого возраста он проводится.
Так, для детей младшего школьного
возраста обычно устраивают
3. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕСТКИХ ПРАЗДНИКОВ
Как и при организации праздников для взрослых при подготовке детского праздника важно учитывать возраст и интересы приглашенных детей. Сценарий праздника для дошкольников, младших школьников, подростков и тинейджеров не может быть одинаковым.
Также при организации детского праздника необходимо учитывать "профессиональную" направленность детей - если большая часть гостей занимается каким-то одним делом (ходят в музыкальную школу, играют в одной спортивной команде) - это должно отразиться на наборе предлагаемых им развлечений.
Технологический процесс подготовки и проведения детского праздника включает определенные этапы:
-разработку сценарной основы,
-режиссерскую организацию материала.
Специфические особенности воспитательной эффективности детского праздника:
1. Место действия, особенность планирования.
2. Временная протяженность
3. Особенности проведения
4. С кем проводить и для кого. Весь праздник должен быть в действии.
5. Зритель должен свободно
6. Место проведения площадок. Выбор
центральной площадки, где разыгрывается
кульминационная часть
7. В зависимости от времени
учитывать напряжение ребенка, т.к.
в этом возрасте повышается
эмоциональность и
Основным видом деятельности детей является - игра. Именно по этому, игры используются почти во всех детских праздниках. Они несут в себе, как познавательный, так и воспитательный элемент. Успех детского праздника, в немалой степени зависит от умения организатора продумать роль игры в нем.
Создание сценария - обязательный этап подготовки детского праздника. Это процесс творческий. И начинается он с замысла, который определяет успех, эффективность всего праздника в дальнейшем.
Чтобы правильно определить тему праздника организатору нужно ответить на вопрос: о чем?
Для того чтобы определить идею детского праздника нужно ответить на вопрос: ради чего?
Предстоит в общих чертах продумать, как реализовать замысел. Не нужно пока уточнять мизансцен программы, расстановку действующих лиц, оформление, сначала нужно увидеть главное в детском празднике - его стержень. Нужно наметить центральный образ представления. Если замысел намечает толькоглавные направления, то детальный сценарий рисует полную, законченную картину детского праздника. Здесь важно утвердить конкретный сюжет, т.е. основное, развивающееся по ходу действия событие или цепь событий, имеющих пространственно-временную связь. Развитие замысла - это развитие будущего сюжета, что обозначается иногда термином «найти сюжетный ход».
Сценарное оформление детского праздника начинается с монтажа эпизодов. Главное в этой работе - смонтировать эпизод, то есть соединить средства эмоциональной организации аудитории с информационными (сюжетными) или действенно-динамическими (игра).
Композиция определяет внутреннюю структуру произведения, логику доказательства заложенной в нем идеи, что очень важно для организации детского праздника.
Пролог - это вступительная часть детского праздника, которая кратко в символической форме мотивирует его содержание, настраивает детей на определенное эмоциональное восприятие. Следующая часть композиции - завязка. Это эпизод, запускающий в движение сюжет детского праздника. Ему предшествует возникновение конфликта, т.е. столкновение двух противоборствующих сторон действия.
Следующая часть, композиции - блок эпизодов основного действия. В них происходит изображение борьбы и ее перипетии, цепи событий и столкновений, в которых решается конфликт. Эта часть сценария детского праздника должна подчиняться следующим основным требованиям:
1. Строгая логичность построения
темы. Каждый эпизод сценария
должен быть логически
2. Нарастание действия. Заданное
экспозицией-завязкой действие
3. Законченность каждого
4. Контрастность построения.
Таким образом, действие логически подводит зрителя к кульминации, т.е. наивысшей точке в развитии действия. Последующие эпизоды подводят нас к развязке - финалу действия детского праздника. Это весьма важная часть композиции: ее отсутствие или нечеткость оставят ощущение незавершенности всего праздника. Чаще она совпадает с кульминацией и является самой оптимистической и торжественной нотой всего представления.
Главная роль в работе над детским праздником отводится режиссеру (организатору детского досуга). Прежде всего, он внимательно (и не один раз) прочитывает материал. Работа режиссера над сценарием - первый и необходимый этап работы. Режиссер должен четко уяснить себе, с какой формой организации детского досуга он имеет дело. Определив форму и жанровые особенности, можно анализировать материал и характер выразительных средств. Только после того, как у режиссера возникнет полная ясность, следует создавать постановочную группу, распределять функциональные обязанности между членами творческой группы, строить график репетиций, организовывать работу над афишей и пригласительными билетами, работу с художником, хореографом, музыкальным руководителем, над реквизитом.
3. 1. Игра в структуре праздника
Сопоставляя праздник и игру, можно отметить, что праздничная атмосфера колеблется между серьезным и игровым, строго определенным и произвольно свободным. Если в обыденной жизни практическое и игровое действие разделены между собой, то праздник такого разделения не знает, так как в нем всегда есть условный, символический, обрядно зрелищный момент. Праздник есть перевод на язык игровых правил наиболее существенных, переломных моментов человеческой жизни.
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.
Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении.
В досуговой практике используются и игры с правилами, создаваемые для детей взрослыми. К играм с правилами относятся дидактические, подвижные, игры-забавы. В основе их лежит четко определённое программное содержание, дидактические задачи, целенаправленность обучения. Самодеятельность детей при этом не исключается, но она в большей мере сочетается с руководством ведущего.
3.1.1 Виды игр
Дворовые игры: пряточные («прятки»), беговые («салочки – пятнашки – горелки»), прыгательные («прыгалки – скакалки – классики») и т.п.
Посиделочные игры: жмурочные, целовальные, словесные и т.п.
Главное их отличие друг от друга в том, что одним играм (дворовым) требуются территориальное пространство и простор для двигательных действий, а другим (посиделочным) – нужно небольшое, но удобное помещение (целовальные игры при зрителях проводить не совсем удобно, и не совсем приятно).
А в целом, и дворовые игры и посиделочные взаимосвязаны. Резких и отталкивающих границ между ними нет: и в «прятки» можно играть в помещении, и в «жмурки» во дворе, а темным вечером – при свете луны – и целовальные игры хорошо идут…
Я предлагаю мастерам игровых программ вспомнить, когда они в последний раз использовали в своей работе (а не в фестивальных программах) подобные игры? Да даже и в фестивальных программах не грех было бы их использовать, а уж в повседневной работе – сам Бог велел.
Когда я работал директором Дома культуры, мы нередко проводили досуговые вечера под названием «Играем в «сардинку». Это игра, на которую собирались, в основном, взрослые люди и молодежь.
«Сардинка» – это прятки наоборот.
Представьте себе небольшой танцевальный зал, где люди отдыхают, танцуют, пьют чай. И вот ведущий (тут он необходим) предлагает всем присутствующим тянуть жребий. Не важно из чего (шляпа, мешок или лототрон), но все вынимают по свернутой бумажке. У кого-то одного бумажка помечена или «крестиком», или «галочкой», или каким-либо другим отличительным знаком. Этого «кого-то» (кто вытянул жребий) представляют всем, а затем он уходит и прячется где-то в просторах Дома культуры. Остальные гости продолжают пить чай и танцевать.
Через пять минут все идут искать «избранного жребием».
Но не забудьте – это прятки наоборот.
Тот, кто находит спрятавшегося, не кричит, не шумит, никого не зовет к себе, а тихо пристраивается рядом. Потом пристраиваются следующие и следующие… У нас за шторкой одного окна (на подоконнике) спряталось около двадцати человек. Тут надо и уместиться, и удержаться, и не рассмеяться, и не выдать себя. Одна девушка забралась в декоративный гроб за сценой, к ней (когда нашли) тут же пристроились еще пять человек. Самые интересные ощущения у последнего оставшегося человека, который никак не может понять, куда все схоронились.
После того, как нашлись все, гости возвращаются в свой зал, продолжают отдыхать, а через некоторое время опять бросаютжребий. Вот вам целый досуговый вечер, простой и забавный.
Можно ли на этом вечере играть в другие развлечения?
Конечно. Тут могут быть и танцевальные игры, и посиделочные, и жмурки, и песни, и многое-многое другое. Но главное его событие – это игра «Сардинка».
Виды игры переполнены самыми разнообразными играми. Вот такая игра слов, которая отражает суть игрового принципа Игры.
Давайте, как говорится, тряхнем памятью…
Или встряхнем ее: кому как удобнее.
Посиделочныеигры:«Я садовником родился», «Испорченный телефон», «Колечко-колечко», «Голосянка», «Бирюльки», «Города», «Море волнуется», «Трудовой рубль» и другие.
«Жмурки»: «Двое слепых», «С колокольчиком», «Жмурки на местах», «Жмурки с голосом», «Звонок», «Жарена кишка», «Дыркач», «Киськи» и другие.
Дворовые игры:
«Прятки»: «Палочка-выручалочка», «Двенадцать палочек», «Сардинка», «Прятки с домом», «Пожмурки» и другие.
«Прыговые игры»: «Резиночка», «Сахреоба», «Зеркало», «Забегалы», «Котлы», «Скачки», «Классики» и другие.
«Салочки»: «Простые пятнашки», «Пятнашки с домом», «Прерванная пятнашка», «Салка с добавлением», «Круговые пятнашки», «Салки на одной ноге», «Выше ноги от земли», «Горелки обычные», «Горелки парные», «Горелки с платочками», «Салки с мячом», «Штандер», «Вышибалы» и т. п.
Симбиоз «салочек» и «пряток»: «Казаки-разбойники», «Ромбики».
В вышеперечисленных дворовых примерах, игры строятся на двух основных действиях: «найти» и «догнать». Все различия между видами игры условны, так же, как условна сама игра.
«Те же самые «жмурки» можно рассматривать как разновидность «пряток»,
а «горелки» – по сути своей – такие же «салочки». Симбиозом двух вышеуказанных действий можно считать такие игры как «казаки-разбойники», «ромбики» и им подобные игры, где сначала прячутся, а потом догоняют и ловят. И в то же время – это разные игры, поскольку у них разные условия игры. Именно «условиями» («правила», на мой взгляд, больше относятся к состязаниям и спортивным играм) игры и отличаются друг от друга.»[1]
3.2 Герой детского праздника
При работе над детским праздником необходимо по возможности выяснить любимых героев у самих ребят, а не у их родителей. Яркий, узнаваемый и любимый детьми персонаж поможет сразу создать доверительный контакт с аудиторией. То есть во-первых персонаж должен быть узнаваемым, во-вторых он должен органично существовать и действовать по ходу программы, в-третьих внешний вид и манера поведения героя должны притягивать к себе взгляд (яркий, опрятный костюм, громкая грамотная речь).
Информация о работе Сценарно - режиссерские особенности детских праздников