Формирование композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в рисовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 20:55, дипломная работа

Краткое описание

Цель выпускной квалифицированной работы: теоретически обосновать и определить эффективность педагогических условий формирования композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в декоративном рисовании.
Реализация основной цели возможна при условии последовательного решения следующих задач:
1. Проанализировать искусствоведческую, психолого – педагогическую, методическую литературу и определить особенности формирования композиционных умений в рисовании у детей среднего дошкольного возраста в условиях ДОУ.
2. Подобрать диагностический инструментарий выявления уровня сформированности композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в декоративном рисовании.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы формирования композиционных умений у детей дошкольного возраста в декоративном рисовании ............................7
1.1. Проблема формирования композиционных умений в рисовании дошкольников в исследованиях психологов и педагогов …………………..7
1.2. Особенности формирования композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в декоративном рисовании …………...........…..14
1.3. Педагогические условия формирования композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в декоративном рисовании .….20
Глава 2.Опытно-экспериментальная работа по формированию композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в декоративном рисовании.
2.1. Выявление уровня сформированности композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста ..........................................……...26
2.2. Формирование композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в декоративном рисовании ………………………..41
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста ..…..54
Заключение ………………………………………………………………………73
Список литературы …………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование композиционных умений 2.doc

— 471.50 Кб (Скачать файл)

Человек овладевает умением в определенной последовательности:  осознание личной значимости овладения умением, установка на овладение определённым умением, понимание определенного правила и актуализация знаний, которые лежат в основе формирования умения, раскрытие содержания каждого умения как совокупности действий и операций, его составляющих, способа выполнения действий, контроль  уровня сформированности умения, учёт и оценка характера и результатов деятельности. Умение и навыки могут быть двигательные, познавательные, теоретические, практические.

         Зинченко В.П., Мещеряков Б. Г. под умением понимают промежуточный этап овладения новым способом действия, основанным на каком-либо правиле (знании). На этапе умения усвоенный способ действия регулируется знанием и применяется при решении определенного класса задач. По мере тренировки, включающей решение задач в новых условиях, достигается преобразование умения в навык, т.е. действие выполняется полуавтоматически правильно без соотнесения с правилом.

По мнению Коджаспировой Г.М., умения представляют собой подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым быстро, точно, сознательно, на основе усвоенных знаний и жизненного опыта. Формируются умения путем упражнений и создают возможность выполнения действий не только в привычных, но и в изменившихся условиях. Исследователи утверждают, что, помимо умений, непременными компонентами деятельности являются навыки [16, с. 153].

Существуют несколько позиций по отношению возникновения умений и навыков. Одни считают, что навыки предшествуют умениям, другие – умения возникают раньше навыков. Причиной этому служит многозначность слова «умения».Как утверждает Мижериков В.А, умения – это экстериоризация, т.е. воплощение знаний и навыков в реальные действия. Попадая в новые условия, человек использует имеющиеся у него знания и навыки. В данном случае этот перенос навыков рассматривается как умения. Умения шире навыков, они предполагают разные варианты действий [30, с. 361].  

В состав умений входят ориентировочная основа действий (анализ ситуации, выделение ее существенных характеристик, определяющих операциональный план действия

 

В изобразительной деятельности, в том числе рисовании, исследователями Н.П.Сакулиной, Т.С.Комаровой, Н.А. Ветлугиной, И.Л. Дзержинской, В.А. Езикеевой, Т.Г.Казаковой, и др. выделяются две большие группы умений – изобразительные умения и умения выразительной передачи образа. По определению Г.В.Лабунской изобразительность – это элементарные умения и навыки в области реалистического рисунка. Умения выразительной передачи образа – это освоенное посильное раскрытие детьми некоторых характерных сторон предмета или явления действительности и передача активного эмоционального отношения к нему [27, С….]. К умениям выразительной передачи образа относятся композиционные умения.

 

 

 

I этап – Подготовительный. 
Задачи:

  • Знакомить детей с образцами народных художественных промыслов.
  • Развивать умение видеть, понимать, оценивать красоту произведений ручного художественного ремесла.
  • Воспринимать содержание узора, особенности его изобразительно-выразительных средств, функциональную связь украшаемого предмета с традициями народного искусства.
  • Формировать чувство ритма, симметрии, гармонии.

II этап – Практический. 
         Задачи:

  • Самостоятельно переносить свои впечатления и представления о народной пластике в разные виды художественной деятельности: лепке и рисовании.
  • Использовать различные способы лепки: конструктивный, скульптурный, пластический, комбинированный, кругового налепа, выбирания глины стекой.
  • Самостоятельно строить композицию узоров с учетом их формы, заполнять узором большую часть.
  • Самостоятельно составлять композиции используя цветосочетания на основе знаний о характерных особенностях росписей.
  • Использовать новые инструменты (в том числе самостоятельно созданные), разнообразные материалы изображения, традиционную и нетрадиционную технику выполнения работы.

В рисовании необходимо  умение отобразить сформировавшиеся представления в графической форме на листе бумаги. Для этого нужно умение подчинять действия руки задаче изображения, необходима зрительно-двигательная координация, овладение способами создания изображения. Все названные процессы (восприятие, представление, изобразительные движения руки, производимые под контролем зрения) связаны между собой. Исключение одного из звеньев нарушает целостность деятельности, тормозит её развитие.

Григорьева Г.Г. отмечает, что овладение изобразительными действиями предполагает освоение детьми комплекса знаний, умений и навыков, в частности знание основных форм, цвета, пропорциональных отношений в предмете и между ними, знание способов их изображения и умение их применять в рисунке. В зависимости от содержания изображения применяемые знания, умения и навыки подразделяются на необходимые для изображения предмета, сюжета, выполнения узора [8, с. 147]

Содержание обучения детей рисованию рассматривалось в педагогических исследованиях. На основе работ психологов А.В. Запорожца, Е.И. Игнатьева, В.И. Киреенко, Б.М. Теплова и других  по проблеме детского рисунка Лазарь Т.И. условно разделила педагогические исследования на три группы.

Пристальное внимание педагога и исследователя детского рисунка Н.П. Сакулиной было направлено к тому, чтобы определить содержание обучения рисованию детей дошкольного возраста. В качестве самостоятельных она выделяла такие виды рисования, как предметное, сюжетное, декоративное и по замыслу. Именно в ее работах получила реальное воплощение мысль о необходимости при построении содержания обучения рисованию сделать исходными задачи, направленные на овладение детьми изобразительными и техническими навыками и умениями.

Нина Павловна Сакулина постоянно подчеркивала важность систематичности и последовательности в содержании обучения детей рисованию. Ее исследования обеспечили возможность постановки и решения вопроса о взаимосвязи всех видов рисования при определении содержания обучения. Нина Павловна убедительно показала, что основные изобразительные и выразительные средства искусства доступны пониманию детей и могут быть освоены ими в дошкольные годы. Овладение изобразительными средствами не «засушивает» деятельность дошкольника, а наоборот вызывает его интерес и положительный эмоциональный настрой, так как помогает сделать рисунки понятными для окружающих, что далеко не безразлично ребенку. В книге «Рисование в дошкольном детстве» рассматривается процесс формирования представлений о форме предметов, их строении и пропорциях, об их цвете, композиционном размещении в пространстве, о том, как отражаются эти свойства в рисунках дошкольников [39, с. 67].

формирование чувства ритма в изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста (В.Ф. Котляр).

Анализ исследований и опыт работы педагогов свидетельствуют, что особого внимания заслуживает проблема понимания и использования детьми в их творчестве таких средств художественной выразительности как композиции.

Также в исследованиях имеет место и то, что детям среднего дошкольного возраста вполне доступно овладение таким средством художественной выразительности как композиция:

Важным средством композиции является ритм.

Bсследователи детского изобразительного творчества (А.В. Бакушинский, Н.П. Сакулина, Е.И. Игнатьева, Г.В. Лабунская, В.А. Езикеева, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, В.Ф. Котляр, Г.А. Подкурганная и другие В. Кретш, Ц. Шейтанова) обращали внимание на то, что отдельные проявления ритма обнаруживаются уже в рисовании среднего дошкольного возраста. При этом отмечаются две его формы - в процессе рисования, т.е. в ритмичности рисовальных движений, и в пространственной организации изображений. Придавая большое значение чувству ритма, исследователи включают его в качестве компонента в способности к различным художественным деятельностям, в том числе и к рисованию.

Анализ произведений изобразительного искусства (В.Ф. Котляр) позволил выделить ритмические структуры, выступающие в качестве «мерок», эталонов:

  1. повторяемость - сочетание в рисунке однородных элементов;
  2. чередование - сопоставление различных по форме, величине и цвету элементов рисунка.

Доказано, что в процессе обучения изобразительной деятельности у детей можно сформировать чувство ритма. Важно при этом учитывать возрастную специфику проявлений двигательного и пространственного ритма, обеспечить последовательность формирования восприятия и применения выделенных ритмических структур.

Е. А. Флерина рассматривает проблемы детского изобразительного творчества. В детском рисунке она изучает его характерные особенности (своеобразие линий, формы, цвета, расположение на листе), обращает внимание на специфику этих черт в детском рисунке, присущих дошкольнику [46, с. 78].

В исследованиях Н.А. Ветлугиной, И.Л. Дзержинской, В.А. Езикеевой, Т.Г. Казаковой были раскрыты средства художественной выразительности, пользуясь которыми дети способны передавать художественный образ. Т.И. Лазарь изучает их специфику в разных видах рисования, которое в детском саду является одним из основных видов изобразительной деятельности. Группируя средства, исследователь в то же время выделяет одно из них как доминирующее в каждом виде рисования. Так, в предметном рисовании ведущей является линия, с помощью которой создается форма, разнообразие этих форм (округлых, прямоугольных, их сочетанияТакое выделение средств выразительности может быть условным, так как в каждом виде рисования все средства находятся в тесном единстве.

В рисовании дошкольника соотношение содержания рисунка, замысла и композиции своеобразно. По данным Н. Стреляновой, у дошкольников  в подавляющем большинстве случаев композиция идет от замысла. Композиция, как средство выражения замысла наблюдается у средних дошкольников в форме тенденции. После формирующих занятий у детей 4-5 отмечается стремление к планированию, т. е. в замысле намечается композиция как средство выражения содержания замысла. Н. Стреляновой было определено содержание этапов развития композиционных умений,  наблюдаемых в дошкольном возрасте.

Полуянов Ю.А относит чувство меры, ритма, симметрии, пропорции, композиционного равновесия и других сторон гармонии, посредством которых дети выразительно реализуют свое отношение к явлениям и событиям своей и окружающей их жизни, к художественным способностям. Он также говорит о том, что часто выразительность композиции прямо зависит от состояния дошкольника на конкретном занятии. Если он работает, часто отвлекаясь, равнодушен к содержанию рисунка, пассивен в выборе и поиске средств художественного выражения, то расположение изображений на листе бумаги строится по схеме, одинаковой для многих его рисунков, несмотря на различие их замыслов. Напротив, при сосредоточенности на том, что появляется на бумаге, при активном поиске формы и цвета, пристрастном отношении к изображаемому композиция всегда неповторима и отлична как от предыдущих рисунков самого ребенка, так и от работ других детей. Полуянов Ю. А. в своем исследовании рассматривает особенности целостного строения детского рисунка и выделяет типы композиционных умений детей дошкольного возраста.

Многими исследованиями подтверждается положение о том, что ряд выразительных средств (линия, форма, цвет, композиция), используемых художником в живописи, графике, в определенной степени доступен дошкольнику.

Если в ряде исследований проблема формы, линии, цвета как средств художественной  выразительности рисования рассматривалась прямо или косвенно,  то композиция — основное средство выразительности, по мнению Казаковой Т.Г., остается пока недостаточно изученной.

Таким образом, краткий анализ исследований по детскому рисованию показал, что этот вид изобразительной деятельности привлекает наибольшее внимание художников, психологов, педагогов, но аспекты изучения его различны. Исследования педагогов, в частности, направлены на изучение отдельных видов рисования (предметного, сюжетного, декоративного), обучение детей средствам художественной выразительности.

Анализ  психолого-педагогических исследований дает возможность увидеть основные тенденции в изучении проблемы формирования композиционных умений, всю ее сложность, многоаспектность в целом и проблемы детского изобразительного творчества в частности, актуальность  его изучения с позиций современных научных концепций.

 

1.2 Закономерности формирования композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в  декоративном рисовании

 Для формирования композиционных умений очень важно знать особенности  рисования, содержание, а так же те элементы композиции, которые доступны детям.

 Ритм в  изобразительном искусстве - одно  из важных средств композиционной выразительности, которое подчинено общей задаче творческого образного отражения жизни и ее эстетической оценки.

В искусствоведческой литературе представлены два понимания ритма - узкое и широкое. В узком значении ритм - это повторяемость более или менее сходных по величине, форме, цвету  элементов изображения или чередование равновеликих элементов, расположенных на равных интервалах друг от друга. В широком значении ритм понимается как особая соразмерность частей, ведущая к стройности, слаженности целого. Как частный случай ритмического порядка выделяют симметрию, представляющую элементарный пример композиционного равновесия.

Рассматривая детское творчество с позиций изобразительного искусства, советские исследователи (А.В. Бакушинский, Е.И. Игнатьев, Е.А. Флёрина, Г.В. Лабунская, Н.П. Сакулина, В.А. Езикеева, Т.С. Комарова, Т.Г. Козакова и др.) и зарубежные авторы (В. Кретш, Ц. Джаспер, Ц. Шейтанова) обратили внимание, что отдельные проявления ритма обнаруживаются уже в рисунке дошкольника. При этом отмечаются две формы его проявления: в процессе рисования (ритмичность рисовальных движений) и в пространственной организации плоскости листа.

Информация о работе Формирование композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в рисовании