Формирование осанки у младших школьников средствами хореографии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2015 в 20:53, дипломная работа

Краткое описание

Гипотеза: формирование и коррекция осанки у младших школьников будет результативной, если выявить качественные, своеобразные методы и средства хореографии для формирования осанки.
Задачи:
Изучить анатомо-физиологический аспект развития детей младшего школьного возраста.
Рассмотреть процесс формирования правильной осанки у детей младшего школьного возраста.
Рассмотреть современную структуру хореографии, и выявить специфические средства, влияющие на формирование правильной осанки у детей младшего школьного возраста.

Содержание

Введение
Глава I
1.1.Анатомо-физиологический аспект развития детей младшего школьного возраста.
1.2.Процесс формирования правильной осанки у детей младшего школьного возраста
1.3.Структура хореографии и ее влияние на развитие, и формирование осанки у детей младшего школьного возраста.
Глава II
2.1. Методика отбора упражнений хореографии для формирования правильной осанки у детей младшего школьного возраста.
2.2.Комплекс танцевальных упражнений для формирования правильной осанки у детей младшего школьного возраста
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

diplomnaya_rabota.rtf

— 408.89 Кб (Скачать файл)

ГОУ СПО Новокузнецкий педагогический колледж №1

 

 

 

 

Формирование осанки у младших школьников

средствами хореографии

Выпускная квалификационная работа

 

                                     

 

 

                                         Выполнила:

                                                                     студентка группы 2Ш-11-08

                                                                          Стригина Екатерина Сергеевна

                                                              Научный руководитель:

                                                                Вожик Юна Анатольевна

                                                            Дата допуска к защите: 

                                                     _______________                                                                                                                  

                                                   Работа защищена:

                                                    _______________

 

 

 

Новокузнецк,2011

Содержание

 

Введение

Глава I

1.1.Анатомо-физиологический аспект развития детей младшего школьного возраста. 

1.2.Процесс формирования правильной осанки у детей младшего школьного возраста

1.3.Структура хореографии и ее влияние на развитие, и формирование осанки у детей младшего школьного возраста.

Глава II 

2.1. Методика отбора упражнений хореографии для формирования правильной осанки у детей младшего школьного возраста.

2.2.Комплекс  танцевальных упражнений  для формирования правильной осанки у детей младшего школьного возраста

Список литературы

Приложения.

 

 

 

 

 

 

Введение

          Изменения в жизни общества нашей страны, произошедшие в последнее десятилетие, характеризуются усилением внимания к проблемам реабилитации детей с нарушением осанки, осознанием реабилитации детей в России как важной государственной задачи. По данным всероссийского союза педиатров России у 40-45% детей младшего школьного возраста наблюдаются  нарушения опорно-двигательного аппарата, в числе которых на первом месте стоит нарушение осанки. Увеличение количества детей младшего школьного возраста с нарушением осанки вынуждает педагогов искать новые эффективные технологии в работе с младшими школьниками.

В настоящее время известно, что проведение специальных комплексов физкультурных занятий значительно снижает вероятность появления и развития нарушений осанки и в целом способствует формированию физически здоровой и полноценной личности ребёнка. На наш взгляд именно сегодня, как никогда актуальным является изучение возможностей применения средств хореографии для формирования правильной осанки у детей младшего школьного возраста.

Проблема исследования,: каковы методы и приемы формирования осанки у младших школьников средствами хореографии.

Цель исследования: изучить наиболее эффективные методы и  приемы  формирования осанки у младших школьников средствами хореографии.

Объект исследования: формирование осанки у младших школьников.

Предмет исследования: методы и приемы формирования осанки у младших школьников средствами хореографии.

Гипотеза: формирование и коррекция осанки у младших школьников будет результативной, если выявить  качественные, своеобразные методы и средства хореографии для формирования осанки.

Задачи:

  • Изучить анатомо-физиологический аспект развития детей младшего школьного возраста.
  • Рассмотреть процесс формирования правильной осанки у детей младшего школьного возраста.
  • Рассмотреть современную структуру хореографии, и выявить специфические средства, влияющие на формирование правильной осанки у детей младшего школьного возраста.
  • Изучить современные методы диагностики нарушений осанки у детей в младшем школьном возрасте.
  • Разработать комплекс хореографических упражнений для формирования правильной осанки, а также коррекции нарушения осанки у детей младшего школьного возраста.

Методы педагогического исследования:  

1) изучение и анализ литературы по исследуемой проблеме;

2) метод наблюдения, обобщения педагогического опыта;

3) метод отбора материала для использования в практической деятельности;

Практическая значимость работы заключается в возможности её использования в системе дополнительного образования детей, в хореографических коллективах, в общеобразовательных школах, в медицинских учреждениях.

Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, основной части, состоящей из двух  глав; заключения; списка литературы и приложений.

 

 

ГЛАВА 1

1.1.Анатомо-физиологический аспект развития детей младшего школьного возраста. 

Младший школьный возраст ребенка - это возраст, когда проходит очередной период глубоких качественных изменений всех систем организма, его совершенствование. Этот  возраст наиболее благоприятен для формирования правильной осанки, всех физических качеств и координационных способностей, реализуемых в двигательной активности. Чтобы качественно строить работу с детьми, хореографу необходимо хорошо знать их анатомо-физиологические и психологические особенности, чтоб не нанести ущерб их здоровью. Поэтому необходимо знать особенности младшего школьного  возраста. [1,1]

Особенности внимания младшего школьного возраста является его непроизвольный характер: оно легко и быстро отвлекается на любой внешний раздражитель, мешающий процессу обучения. Недостаточно развита и способность концентрации внимания на изучаемом явлении. Долго удерживать внимание на одном и том же объекте они еще не могут. Напряженное и сосредоточенное внимание быстро приводит к утомлению[2,2]

Память у младших школьников имеет наглядно-образный характер: дети лучше запоминают внешние особенности изучаемых  движений, чем их логическую смысловую сущность. Ребята этого возраста еще с трудом связывают в своей памяти отдельные части изучаемого движения, с трудом представляют себе общую структуру движения, его целостность и взаимосвязь частей. Запоминание, в основном, носит механический характер, основанный на силе впечатления или на многократном повторении. В связи с этим и процесс воспроизведения заученного у младших школьников, отличается неточностью, большим количеством ошибок, заученный материал недолго удерживается в памяти [2, 3].

Все сказанное имеет прямое отношение и к разучиванию движений при занятиях хореографии. Многочисленные наблюдения показывают, что младшие школьники забывают многое, что было ими изучено 1-2 месяца назад. Чтобы избежать этого, необходимо систематически, на протяжении длительного времени, повторять с детьми пройденный учебный материал.

Мышление у детей в этом возрасте  отличается наглядно-образным характером, неотделимо от восприятия конкретных особенностей изучаемых явлений, тесно связано с деятельностью воображения. Дети пока с трудом усваивают понятия, отличающиеся большой абстрактностью, так как кроме словесного выражения они не связаны с конкретной действительностью. И причина этого, главным образом, в недостаточности знаний об общих закономерностях природы и общества [3, 4]

Вот почему в этом возрасте мало эффективны приемы словесного объяснения, оторванные от наглядных образов сущности явлений и определяющих ее закономерностей. Наглядный метод обучения является основным в этом возрасте. Показ движений должен быть прост по своему содержанию. Следует четко выделять нужные части и основные элементы движений, закреплять восприятие с помощью слова.

Большое значение для развития функции мышления имеют игры, требующие проявления силы, ловкости, быстроты, как самих движений, так и реагирования на различные обстоятельства и ситуации игры. Воспитательное значение подвижных игр велико: в процессе игровой деятельности развиваются буквально все психические функции и качества ребенка: острота ощущений и восприятия, внимание, оперативная память, воображение, мышление, социальные чувства, волевые качества [4,5]

Однако такое положительное влияние достигается лишь при правильном педагогическом руководстве играми. Подвижные игры полезны и для развития способностей младших школьников,  регулировать свои эмоциональные состояния. Интерес к играм связан у детей с яркими эмоциональными переживаниями. Для них характерны следующие особенности эмоций: непосредственный характер, яркое внешнее выражение в мимике, движениях, возгласах. Дети этого возраста пока еще не способны скрывать свои эмоциональные состояния, они стихийно им поддаются. Эмоциональное состояние быстро меняется как по интенсивности, так и по характеру. Дети не способны контролировать и сдерживать эмоции, если это требуется обстоятельствами. Эти качества эмоциональных состояний, представленные стихийному течению, могут закрепиться и стать чертами характера. В младшем школьном возрасте формируются и воспитываются волевые качества. Как правило, они в своей волевой деятельности руководствуются лишь ближайшими целями [5,6]. Они не могут пока выдвигать отдаленные цели, требующие для их достижения промежуточных действий. Но даже в этом случае у детей этого возраста часто нет выдержки, способности настойчивого действия, требуемого результата. Одни цели у них быстро сменяются другими. Поэтому у ребят необходимо воспитывать устойчивую целеустремленность, выдержку, инициативность, самостоятельность, решительность.

Развиваться  ребенок начинает физически спокойно и равномерно. Ввозрасте 7-11 лет. Увеличение роста и веса,  идет довольно равномерно и пропорционально.

Костная система младшего школьника находится в стадии формирования: окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей не завершено и в костной системе много хрящевой ткани. Это необходимо принимать во внимание и неустанно заботиться о правильной позе, осанке, походке учащихся. Происходит изменение  тела, совершенствуется двигательная деятельность, в 5-7 лет дети уже умеют равномерно ходить, легко и ритмично бегать, умеют прыгать с 2 ног на одну.   Процесс окостенения кисти и пальцев в младшем школьном возрасте не заканчивается полностью, поэтому мелкие и точные движения пальцев и кисти руки затруднительны и утомительны, особенно для первоклассников [6,7].

Мышцы сердца, первоначально еще слабые, быстро растут. Диаметр кровеносных сосудов относительно велик. Вес мозга в младшем школьном возрасте почти достигает веса мозга взрослого человека и увеличивается в среднем с 1280 граммов (7 лет) до 1400 граммов (11 лет). Происходит функциональное совершенствование мозга - развивается аналитико-синтетическая функция коры, постепенно изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится более сильным, но по-прежнему преобладает процесс возбуждения и младшие школьники в высокой степени возбудимы [7,8].

Необходимо строго соблюдать режим учения и отдыха, не переутомлять младшего школьника, однако следует иметь в виду, что его физическое развитие, как правило, позволяет ему без перенапряжения и особого утомления заниматься 3-5 часов (3-4 урока в школе и выполнение домашних заданий). Работа по существующим программам не дает оснований тревожиться за состояние здоровья младшего школьника (разумеется, при правильной организации режима), говорить о его перегрузке и переутомлении. Формирование органов движения - костного скелета, мышц, сухожилий и связочно-суставного аппарата - имеет огромное значение для роста детского организма [8,9].

Мышцы в младшем школьном возрасте еще слабы, особенно мышцы спины, и не способны длительно поддерживать тело в правильном положении, что приводит к нарушению осанки. Мышцы туловища очень слабо фиксируют позвоночник в статических позах. Кости скелета, особенно позвоночника, отличаются большой податливостью внешним воздействиям. Поэтому осанка ребят представляется весьма неустойчивой, у них легко возникает асимметричное положение тела. В связи с этим, у младших школьников можно наблюдать искривление позвоночника в результате длительных статических напряжений.

Чаще всего сила мышц правой стороны туловища и правых конечностей в младшем школьном возрасте оказывается больше, чем сила левой стороны туловища и левых конечностей. Полная симметричность развития наблюдается довольно редко, а у некоторых детей асимметричность бывает очень резкой. [9,10]

          Поэтому при занятиях физическими упражнениями нужно уделять большое внимание симметричному развитию мышц правой стороны туловища и конечностей, а также левой стороны туловища и конечностей, воспитанию правильной осанки. Симметричное развитие силы мышц туловища при занятиях различными упражнениями приводит к созданию «мышечного корсета» и предотвращает болезненное боковое искривление позвоночника. Рациональные занятия спортом всегда способствуют формированию полноценной осанки у детей [10,11].

Мышечная система у детей этого возраста способна к интенсивному развитию, что выражается в увеличении объема мышц и мышечной силы. Но это развитие происходит не само по себе, а в связи с достаточным количеством движений и мышечной работы. Так же у детей изменяются взаимоотношение процессов возбуждения и торможения. Торможение (основа сдерживания, самоконтроля) становится более заметным, чем у дошкольников. Однако склонность к возбуждению еще очень велика, отсюда - непоседливость младших школьников. Сознательная и разумная дисциплина, систематичность требований взрослых являются необходимыми внешними условиями формирования у детей нормального взаимоотношения процессов возбуждения и торможения. Вместе с тем к семи годам их общий баланс соответствует новым, школьным, требованиям к дисциплине, усидчивости и выдержке[11,12].

Информация о работе Формирование осанки у младших школьников средствами хореографии