Формирование осанки у младших школьников средствами хореографии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2015 в 20:53, дипломная работа

Краткое описание

Гипотеза: формирование и коррекция осанки у младших школьников будет результативной, если выявить качественные, своеобразные методы и средства хореографии для формирования осанки.
Задачи:
Изучить анатомо-физиологический аспект развития детей младшего школьного возраста.
Рассмотреть процесс формирования правильной осанки у детей младшего школьного возраста.
Рассмотреть современную структуру хореографии, и выявить специфические средства, влияющие на формирование правильной осанки у детей младшего школьного возраста.

Содержание

Введение
Глава I
1.1.Анатомо-физиологический аспект развития детей младшего школьного возраста.
1.2.Процесс формирования правильной осанки у детей младшего школьного возраста
1.3.Структура хореографии и ее влияние на развитие, и формирование осанки у детей младшего школьного возраста.
Глава II
2.1. Методика отбора упражнений хореографии для формирования правильной осанки у детей младшего школьного возраста.
2.2.Комплекс танцевальных упражнений для формирования правильной осанки у детей младшего школьного возраста
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

diplomnaya_rabota.rtf

— 408.89 Кб (Скачать файл)

7.Последствия оперативных вмешательств и ожогов. Обширные повреждения тех или иных участков кожи, мышц, нервов при серьезных полостных операциях или ожогах приостанавливают  развитие пострадавших участков и часто вызывают те или иные нарушения осанки[25,28]

8. Межпозвонковые грыжи и ущемления крупных нервов. Встречаются чаще у взрослых людей и вызывают  функциональный, адаптационный сколиоз или кифоз. Если лечение грыжи или ущемления проведено во время, такой дефект проходить бесследно.

Вывод: Таким образом, можно сказать, что  нарушение осанки лечить никогда не поздно. В любом возрасте  кости обладают запасом пластичности. Осанка зависит больше всего от самого человека,от навыков,полученных им  в раннем детстве, и от его образа жизни в дальнейшем.

 

 

1.3.Структура хореографии. Ее влияние на развитие, и формирование осанки у детей младшего школьного возраста.

Хореографическое искусство - очень объемное понятие, которое содержит  классический танец, искусств  народного, современного танца, бального, джаз танца.  
 Основная цель занятий любым видом танцев - всестороннее развитие ребенка. На занятиях хореографией при постановке корпуса, постановке рук и ног, при исполнении упражнений для развития подвижности позвоночника, упражнений на растяжку и расслабление мышц у детей формируется устойчивый навык правильного положения тела в пространстве, т. е формируется правильная осанка. [26,29]

На занятиях классическим танцем навык правильной осанки формируется в  6 этапов: [26, 30]

       1.При изучении позиций рук и ног

2. При постановке корпуса

3. При изучении demi pile

4. При экзерсисе у станка и на середине

5. Прыжковая техника

6. Пуантовая техника

Итак, можно сделать вывод, что занятия классики очень  полезны. Дети учатся владеть своим телом, станут более гибкими и пластичными, закладываются  навыки правильной  осанки, и постепенно исправляются различные случаи искривлений позвоночника.

      На занятиях народным танцем правильная осанка  формируется в 3 -4 этапа:

    • При постановке корпуса
    • При постановке позиций рук и ног

           3.  При экзерсисе у станка и на середине[27,31]

           Можно сделать вывод, что занятия народным танцем  полезны для здоровья, помимо освоения основных движений, человек развивается физически, воспитывает навык правильной  осанки, гармонично развивая всё тело, раскрепощая  развитию сложной координации движений, укрепляет все группы мышц.

На занятиях джазовым танцем правильная осанка формируется в 3 этапа

          1. Разогрев;

          2.  Упражнения для позвоночника

          3.  Изоляции [28,32]

Можно сделать вывод, что на занятии джазового танца формируется гибкость, пластичность позвоночного столба, постановку корпуса, координацию движений и умение владеть своим телом.

 

 На занятиях ритмикой правильная осанка формируется

         1. Звуко - ритмические игры

         2. Комплекс  строевых упражнений

        3. Гимнастический комплекс

        4.Партерная гимнастика [29,33]

 

Можно сделать вывод, что  ритмика способствует формированию правильной осанки и укреплению мышц спины, улучшению подвижности суставов. Кроме того, ритмика помогает развить такие природные физические данные, как растяжка, прыжок, подъем, гибкость и даже артистичность, поскольку в процесс обучения будет входить изучение простых танцевальных движений и постановка небольших хореографических композиций.

 

         Таким образом, хореографические  занятия помогают выработать естественную грацию движений, гибкость, ловкость, пластичность и координацию, способность выражать чувства и эмоции через танец. В процессе занятий дети также учатся правильно воспринимать и чувствовать музыку. Танцы способствуют развитию фантазии детей и способности к импровизации. Занятия танцами помогают наиболее ярко раскрыть характер и индивидуальность ребенка, а также развить такие качества как целеустремленность, организованность и трудолюбие. Благодаря тому, что занятия проходят в группе, дети становятся более раскрепощенными, открытыми и общительными.

 
 

 

 

 

 

Глава II

2.1.Методика отбора движений хореографии для формирования правильной осанки у детей младшего школьного возраста.

       Основные требования к упражнениям по формированию правильной осанки школьника. Следует подбирать посильные для каждого ребенка упражнения. Они не должны быть слишком сложны для выполнения (например, не рекомендуется использовать кувырки, перевороты, двигательные действия на повышенной опоре). При выполнении упражнений по формированию правильной осанки не допускается напряжения. Все упражнения должны быть хорошо освоены и выполняться без напряжения, легко и красиво. Только в этом случае будет достигаться реальная польза от занятий по формированию осанки. Золотое правило выполнения упражнений для формирования осанки - регулярные занятия. Стабильного результата можно добиться только при систематическом и длительном использовании рекомендуемых упражнений. Организм человека медленно меняется под воздействием тренировки, но достаточно быстро теряет достигнутое при бездействии. Это непреложный закон нашей жизни, и с ним приходится считаться. [30,34]

       Правила выполнения физических упражнений для формирования осанки. [31,35] Все упражнения выполняются без излишнего напряжения, задержек дыхания (за исключением специально оговоренных случаев). Необходимо исключить возникновение всех неприятных ощущений. Если же они возникают, это служит признаком либо неверного выполнения упражнения, либо неподготовленности школьника. Постепенно нужно увеличивать время выполнения упражнений и интенсивность нагрузки. Но чувства усталости не должно наступать: ведь эти упражнения не предназначены для тренировки физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости), а формируют правильное положение головы, туловища, рук и ног. Если при тренировке физических качеств основное правило - достижение утомления, то при формировании осанки оно будет только мешать поддержанию правильной позы. Для сохранения правильной осанки очень важно иметь тренированные мышцы живота. На этот раздел мы советуем обратить особое внимание.

Как укрепить мышцы живота? Дети не всегда уделяют должное внимание укреплению мышц живота. Это досадная ошибка. Сильные мышцы брюшного пресса играют огромную роль не только в формировании хорошей осанки, но и в выполнении целого ряда двигательных действий, и если эти мышцы не развиты, школьник не сможет освоить лазанье по канату, ряд акробатических упражнений, прыжок в высоту, равновесия и т.д. добавим, что мышцы живота во многом определяют красоту походки и, что очень важно, формирование правильного дыхания. В последнем случае мышцы живота слабо участвуют в дыхательных упражнениях, диафрагма при этом практически не задействуется и органы пищеварения не массируются. Это, в свою очередь, приводит к целому ряду отклонений в работе органов пищеварения: нарушается работа желудка, кишечника, поджелудочной железы, печени. [32,36]

1. При работе  гимнастикой необходимо  учитывать возрастные     особенности детей. [33,37]

2. В каждой группе занимаются не более 15 детей.

3. Время проведения партерной гимнастики -20-25 минут.

4. Занятия проводятся в чистом проветриваемом помещении, дети занимаются на ковриках, одеты по возможности легко, без обуви (в носках).

5. Положительный эмоциональный фон, позитивное отношение к занятиям, улыбка, радость, делают занятия особенно эффективными.

6. Всякое движение можно и должно компенсироваться контр движением. Мышцы, находящиеся под напряжением, нужно регулярно укреплять путем растягивания и расслабления. Все упражнения основаны на чередовании напряжения и расслабления мышц.

7. Не следует выполнять несколько упражнений подряд на сходные группы мышц.

8. Позвоночник должен растягиваться в различных направлениях, чтобы не стать скованным.

9. Растягивание должно быть нерезким, без лишнего усилия, не приносящим беспокойства и неприятных ощущений. Движения легкие и медленные, контролируемые телом.

10. В одном занятии должны быть упражнения на все группы мышц.

11. Все упражнения выполняются под соответствующую четкую музыку. (Преподаватель добивается ритмичности двигательной деятельности детей) [33,38]

В этом отношении важна позиция педагога, понимание главного смысла своей деятельности, а также его готовность к работе такого рода. Особенно следует подчеркнуть, что учебный и воспитательный процесс должен строиться с учетом состояния здоровья и психофизиологической индивидуальности ребенка.Как двигательный навык, осанка формируется по механизму образования временных связей, приводящих путем длительных и частых повторений к образованию условных рефлексов, обеспечивающих удержание тела в покое и в движении.

 Закономерности формирования двигательных умений и навыков определяют последовательность обучения детей умению принимать и сохранять положение правильной осанки. 
         На первом этапе необходимо создать у детей представление о правильной осанке, показать правильное положение тела и объяснить значение. Следует учитывать, что зрительное восприятие действует на детей гораздо сильнее объяснений. Важно правильно выбрать место для показа, чтобы создать правильное представление о положении различных частей тела. 
             Для детей характерна большая неточность выполняемых движений, поэтому     в процессе занятий необходимо создавать условия для осязательных ощущений сопровождающих мышечную работу во время выполнения упражнений. Для выработки правильной осанки используют зеркало (дети контролируют положение тела и его частей, стоя лицом и боком к зеркалу). Эффективны тактильные ориентиры, имеющие место при выполнении упражнений у гладкой, без плинтуса, стены (касаясь стены затылком, лопатками, с ягодицами и пятками), с удержанием на голове предмета (мешочка с песком, деревянного или резинового кольца). [34,39]              

       На втором этапе разучивания двигательного действия необходимо уточнить правильность выполнения деталей техники разучиваемого движения, исправить имеющиеся ошибки и добиться точного выполнения двигательного действия в целом. В этой связи следует ежедневно применять упражнения, направленные на формирование навыка правильной осанки и включать их в утреннюю зарядку, гимнастику после дневного сна и домашних заданий. С целью выравнивания сил мышечной тяги необходимо чаще выполнять упражнения с предметами - гимнастической палкой, мячом, обручем. Большое значение для закрепления правильной осанки имеют упражнения в равновесии, так как они требуют удержания позвоночника в прямом положении при любой возможной позе и в движении. Упражнения в равновесии способствуют развитию координации движений, воспитанию тонкого ощущения положения различных частей тела в пространстве. [34,40] 
         На третьем этапе реализуется конечная цель обучения - образование прочного двигательного навыка, доведенного до определенной степени совершенства. Движение можно считать освоенным в том случае, если ребенок правильно выполняет его как в привычных условиях, так и в не привычных. [35,41]              

Принципы отбора упражнений:

-системности;

-индивидуальности;

-доступности;

-активной творческой позиции;

-образности и игрового начала. [36,42]              

Принцип доступности и индивидуализации, предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка и в связи с этим - определение посильных для него заданий.

У дошкольников весь костно-связочный аппарат еще слаб и находится в стадии развития. И если нагрузки превысят допустимые нормы, то это может неблагоприятно повлиять на состояние здоровья малыша.

Оптимальная мера доступности определяется соответствием возрастных возможностей ребенка степени сложности заданий. Доступность означает не отсутствие трудностей, а возможность их успешного преодоления путем физических и психических усилий занимающегося.

Одним из основных условий доступности является преемственность и постепенность усложнения заданий. Практически это достигается правильным распределением материала на занятиях. В связи с эти следует отметить целесообразность исполнения подготовительных, подводящих упражнений для усвоения многих двигательных навыков. [37,43]              

Индивидуализация подразумевает учет индивидуальных особенностей ребенка. У каждого имеются своеобразные функциональные возможности, поэтому по-разному протекает процесс усвоения движений, организм различно реагирует на физическую нагрузку. Задача состоит в том, чтобы улучшить врожденные способности, задатки малыша.

Принцип постепенного повышения требований, заключается в постановке перед ребенком и выполнении им все более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок.

Обязательным условием успешного обучения также является чередование нагрузок с отдыхом. Переход к новым, более сложным упражнениям должен происходить постепенно, по мере закрепления формирующихся навыков и адаптации организма к нагрузкам. [37,44]              

Принцип систематичности - один из ведущих.

Имеются в виду непрерывность и регулярность занятий. Ребенок должен знать, что каждое занятие обязательно, что пропускать можно только из - за болезни или если в семье какое-то непредвиденное событие. В процессе занятий у него должно выработаться понимание того, что любое дело нужно выполнять добросовестно и доводить до конца.

Привычка бросать начатое на полдороги вообще свойственна детям. Некоторая рассредоточеность и склонность хвататься за новые занятия, не доводя до конца прежние дела, в дальнейшем обернутся несобранностью, которая будет мешать полноценной деятельности взрослого человека. Систематические занятия, дисциплинируют ребенка, приучают его к методичной и регулярной работе.

Информация о работе Формирование осанки у младших школьников средствами хореографии