Фотоискусство в России и Европе XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 04:53, курсовая работа

Краткое описание

Первоначально зародилась как способ фиксации портретных или натурных изображений, выполняемых гораздо быстрее, чем рукой художника, фотография затем проникла во все сферы человеческой деятельности. Особое место Фотоискусство в художественной культуре определяется тем, что оно стало первым в истории «техническим» искусством, которое могло возникнуть лишь на основе определённых достижений в науке (физике, химии, оптике) и технике. Объективность и точность фотоизображения сделали её одним из эффективных способов отражения действительности, важнейшим средством информации и документирования. «Изобретателями фотографии принято считать французов Ж.Н. Ньепса и Л.Ж. Дагера и англичанина В.Г.Ф. Талбота» [Блюмфельд. С. 18]. Это были разные люди, и разные мотивы двигали их помыслами и деяниями. Но было у них много общего: неуёмная любознательность, огромная энергия, редкое упорство в достижении поставленной цели, завидное трудолюбие. За 170 лет мировая фотография прошла большой и сложный путь непрерывного развития и совершенствования. При этом в органичной связи развивались все стороны (отросли) фотографии – фотоматериалы и физико-химические процессы, съемочная фототехника, жанры и творческие приёмы. Не следует также забывать, что благодаря фотографии родилось кино – явление, не менее выдающееся в жизни человечества, чем сама фотография.

Содержание

Введение С. 3

Глава I. История возникновения фотографии в Европе. С. 6
I.1. Изобретение фотоаппарата и фотографии. С. 6
I.2. История развития фотографии в Европе. С. 11

Глава II. История фотографии в России. С. 16
II.1. Становление и развитие фотографии в России до 1917 года. С.16
II.2. Появление искусства фотографии в Приморском крае и Владивостоке.
С. 21

Заключение С. 24

Список литературы С. 26

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Дусь Валентины.docx

— 1.75 Мб (Скачать файл)

В 1889 году Джорджом Истманом была запатентована рулонная фотопленка и камера, которая могла быстро фотографировать. Он назвал свое изобретение «Кодак». Фотопленка Kodak сегодня известна каждому из нас, и ее изобретение также стало знаковым событием в развитии технологии создания фотографий, а чуть позже новым, революционным шагом в эволюции фотографии стало открытие братьев Люмьер в 1904-ом году, предложивших использовать специальные пластины для создания цветного фото.

Впрочем, исследования братьев Люмьер не было единственным в мире, ведь в те же годы русский фотограф, химик и  изобретатель С.М. Проскудин-Горский также проводит ряд успешных опытов, в результате чего создает собственные уникальные, запатентованные технологии. Результатом их применения становится получение удивительных цветных фотографий, сделанных в различных районах России. Однако массового использования такие технологии не получили, а потому фотографии Проскудина-Горского стали, скорее, уникальным фактом в истории фотоаппарата, нежели закономерным этапом.

Массовое  же производство фотоаппаратов впервые  началось в 1925-ом году, и в основу его лег первый фотоаппарат, в  котором использовалась кинопленка 35 мм. На базе небольших негативов  печатались крупные изображения  – и это стало невероятным  чудом своей эпохи! Выпущенные под  маркой Leica, эти фотоаппараты еще долгое время занимали лидирующие позиции в производстве, и именно данная фирма впервые использует систему фокусировки, а также применяет эффект задержки при создании фотографии.

Уже к  началу XX века все основные усовершенствования в области изобретения фотографии были произведены. Были уменьшены фотокамеры, улучшены фотоплёнки, созданы светосильные объективы. Это позволило сделать фотографирование достоянием многих людей, а фотографию отделить от других видов искусства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         I.2. История развития фотографии в Европе

 

«Фотография (фр. photographie от др.-греч. φως / φωτος — свет и γραφω — пишу; светопись — техника рисования светом) — получение и сохранение неподвижного изображения при помощи светочувствительного материала или светочувствительной матрицы в фотокамере» [Блюмфельд. С. 18]. 

В более  широком смысле, «фотография — это искусство получения фотоснимков, где основной творческий процесс заключается в поиске и выборе композиции, освещения и момента (или моментов) фотоснимка» [Морозов. С. 375]. Такой выбор определяется умением и навыком фотографа, а также его личными предпочтениями и вкусом, что характерно для любого вида искусства.

Химическая  предыстория фотографии начинается в глубокой древности. Оптическая история  фотографии насчитывает примерно тысячу лет. Самую первую камеру-обскуру  можно назвать «комнатой, часть  которой освещена солнцем». (рис.: 3) Арабский математик и ученый 10 века Альгазен из Басры, который писал об основных принципах оптики и изучал поведение света, заметил природный феномен перевёрнутого изображения. Он видел это перевёрнутое изображение на белых стенах затемнённых комнат или палаток, поставленных на солнечных берегах Персидского залива, — изображение проходило через небольшое круглое отверстие в стене, в открытом пологе палатки или драпировки.

В 1725 году А. П. Бестужев-Рюмин химик-любитель, и Иоганн Гейнрих Шульце физик, обнаружили, что под влиянием света растворы солей железа меняют цвет. В 1725 году, пытаясь приготовить светящееся вещество, он случайно смешал мел с азотной кислотой, в которой содержалось немного растворённого серебра. Шульце обратил внимание на то, что когда солнечный свет попадал на белую смесь, то она становилась тёмной, в то время как смесь, защищённая от солнечных лучей, совершенно не изменялась. Затем он провёл несколько экспериментов с буквами и фигурами, которые вырезал из бумаги и накладывал на бутылку с приготовленным раствором, — получались фотографические отпечатки на посеребрённом меле. Он взбалтывал раствор в бутылке, и изображение пропадало. Этот эксперимент, тем не менее, дал толчок целой серии наблюдений, открытий и изобретений в химии, которые спустя немногим более столетия привели к изобретению фотографии.

В 1818 г. русский  ученый X. И. Гротгус (1785—1822) он продолжил изучение и установил влияние температуры на поглощение и излучение света.

Первое  закреплённое изображение было сделано  в 1822 году французом Жозефом Нисефором Ньепсом, но оно не сохранилось до наших дней. Поэтому первой в истории фотографией считается снимок «вид из окна» (рис. 4), полученный Ньепсом в 1826 году с помощью камеры-обскуры на оловянной пластинке, покрытой тонким слоем асфальта. Экспозиция длилась восемь часов при ярком солнечном свете. Достоинством метода Ньепса было то, что изображение получалось рельефным (после протравливания асфальта), и его легко можно было размножить в любом числе экземпляров.

«В 1839 году Ипполит Байар первым получил позитивные отпечатки, в том же году Джон Гершель изобрел способ фиксирования фотографий с помощью гипосульфита соды,  который и сейчас используют во всех фотолабораториях» [Редко. С.276].

«В 1839 году француз Луи-Жак Манде Дагер опубликовал способ получения изображения на медной пластине, покрытой серебром. Пластина обрабатывалась парами йода, в результате чего покрывалась светочувствительным слоем иодида серебра. После тридцатиминутного экспонирования Дагер перенёс пластину в тёмную комнату и какое-то время держал её над парами нагретой ртути. В качестве закрепителя изображения Дагер использовал поваренную соль. Снимок получился довольно высокого качества — хорошо проработанные детали как в светах, так и в тенях, однако, копирование снимка было невозможно. Свой способ получения фотографического изображения Дагер назвал дагеротипия» [Морозов. С 97].

Практически в то же самое время англичанин Уильям Генри Фокс Тальбот изобрёл способ получения негативного фотографического изображения, который назвал калотипией. В качестве носителя изображения Тальбот использовал бумагу, пропитанную хлористым серебром. Эта технология соединяла в себе высокое качество и возможность копирования снимков (позитивы печатались на аналогичной бумаге). Экспозиция длилась около часа, на снимке — решётчатое окно дома Тальбота (рис. 3).

В 1838 г. на улицах Парижа то там, то тут появлялись светонепроницаемые палатки, переносные лаборатории г-на Дагерра, где он получал великолепные фотографии исторических архитектурных памятников Парижа.

Сам термин «фотография» появился в 1839 году, его  использовали одновременно и независимо два астронома — английский, Джон Гершель, и немецкий, Иоганн фон Медлер.

К 1860 г. фотография стала известной по всему миру. Дошло даже до того, что заказ  собственного портретного снимка стал правилом хорошего тона. Снимались  балы, парады и другие важные события.

«Первая цветная фотография была получена в 1861 году, благодаря  шотландскому изобретателю Джеймсу Клерку Максвеллу» (рис.: 14) [23]. Однако черно-белая фотография, история которой, казалось бы, подходит к концу, ещё десятки лет использовалась повсеместно.

К 1871 г. неустойчивое фотоэмульсионное покрытие решили заменить бромжелатиновым, что позволило создавать хранить и обрабатывать светочувствительные пластины в любое удобное время. К 1880 г. первые фотографии появились на страницах известного издания «Daily Graphic». В последующие годы крупнейшие издания присоединились к печатанию фотоснимков на страницах своих газет.

Конец  19 века ознаменовался изобретением Джорджа Истмэна, который придумал рулонную фотопленку. Его первый фотоаппарат «Кодак» использовал вместо светочувствительных пластин новое изобретение, что позволило приобщиться к новому искусству людям неискусным в проявлении фотопластин.

Первая фотография в мире:

1826 —  «первая и старейшая фотография сделанная Жозефом Нисефором Ньепсом (используя восьми часовую выдержку). Называется “Вид из окна на Le Gras”.» (рис.: 4) [23].

1838 —  «первая фотография (другого человека). Луи-Жак Манде Дагера сделал свою первую фотографию в 1838» (рис.: 5) [23]. Фотография “Boulevard du Temple” показывает оживленную улицу, которая, кажется, пустынна (выдержка 10 минут и потому движение незаметно), за исключением одного человека в левой нижней части фотографии. (видно при увеличении)

1839 – «первый автопортрет (первый человек, который сфотографировал сам себя). Голландский химик Роберт Корнелиус сфотографировал сам себя и вошел в историю фотографии как создатель первого в мире портрета человека (снятый без помощи специального зажима и с относительно небольшой выдержкой)» (рис.: 7) [23].

1839- «первый женский портрет. На этой фотографии представлен портрет Дороти Дрэпер. Была 65-секундная выдержка. Для эффекта контраста, лицо модели покрыли толстым слоем муки» (рис.: 8) [23].

1839 – «Первая обнаженная фотография» (рис.: 9[23].

.    1856 — «первая подводная фотография. Вильям Томпсон выполнил первые   подводные фотографии используя камеру установленную на дне» (рис.: 10) [23]. На фото были морские водоросли, а сами они - очень низкого качества.

1858 –  «первый фотомонтаж.  В 1858 Генри Пич Робинсон выполнил первый фотомонтаж, скомбинировав несколько негативов в одно изображение» (рис.: 11) [23].

1858 – «Первая фотография с воздуха. Сделана в 1858 году Гаспаром Феликсом Турнашоном  с воздушного шара. К сожалению, фотографии Надара были утеряны, поэтому самая старая из сохранившихся фотографий с воздуха - фото Бостона, сделанное в 1860 году Джеймсом Блэком» (рис.: 12) [23].

1858 – «Первая Аэросъёмка» (рис.: 13) [23].

1861 —  «первая цветная фотография. Джеймс Клерк Максвелл»       (рис.: 14) [23].

1903 —  «первая фотография сделанная с воздуха птицами. Юлиус Густав Нойброннер соединил камеру и таймер и прикрепил ее к шее голубя. Это изобретение взяли на заметку в немецкой армии и использовали для военной разведки» (рис.: 15) [23].

Отношение к фотографии в обществе, ещё со времен её зарождения, было весьма сложным  и неоднозначным. Многие достижения в этой области не только вносят известный вклад в мировую науку, но и привели к созданию разнообразных вспомогательных средств, которые широко используются в науке, технике и народном хозяйстве. Были сделаны первые фотографии в мире: первый автопортрет, первая подводная фотография, первая аэросъёмка,  и, конечно же, первая в мире цветная фотография. Можно сказать, что изобретение фотографии, начав свой путь ещё в далёкие времена древности, к началу XX века, практически завершилось.

 

 

 

 

 

 

Глава II. История фотографии в России

 

II. 1. Становление и развитие фотографии в России  до 1917 года.         

 

   Первые научные наблюдения фотохимического  действия света на раствор  солей железа были проведены  А. П. Бестужевым-Рюминым в 1725 г. В России фактическое использование  светописи началось практически  в первые месяцы после обнародования  основ фотографирования. Знакомство  России с искусством фотографии  состоялось в 1839 году. Российские  ученые не только обнаружили  настоящий энтузиазм к факту  открытия фотографически процессов,  но и приняли продуктивное  участие в их исследовании  и улучшении. «Член-корреспондент Академии наук России И. Гамель отправился в Англию для изучения метода калотипии. Оттуда он выслал в Академию наук подробное описание метода и несколько фотоснимков. Из Англии Гамель едет во Францию, где знакомится с Жаком Дагером и под его руководством лично выполняет несколько снимков. Для Академии наук Гамель приобретает аппаратуру и принадлежности для изготовления фотоснимков» [Миролюбов. С.45].В сентябре 1841 года Академия наук получила от Гамеля фотографию женской фигуры, которая, по его словам, была первым в мире фотоснимком, выполненным в Париже с живого человека.

Первым  русским мастером, овладевшим методами калотипии и дагерротипии, стал московский гравер и изобретатель Алексей Греков. В июне 1840 года он открыл первый в России "художественный кабинет" для портретной фотосъемки, применив кресло с особыми подушечками для поддержки головы человека. Это позволяло получать резкие фотографии, в то время как другие фотографы терпели неудачу - выдержка при фотосъемке на солнце длилась 23 мин, а в пасмурную погоду достигала 45 мин. Им был разработан способ повышения долговечности дагерротипного изображения на серебряной пластине при помощи гальванопластики. Кроме того, Греков первым в мире предложил с помощью той же гальванопластики наносить слой серебра на медные или латунные пластинки, что сделало дагерротипию более дешевой и доступной большему числу людей.

  Следующим  человеком, внесшим большой вклад  в развитие русской фотосъемки, стал Сергей Левицкий. Первые  фотографии были сделаны им  на Кавказе. Его дагерротипы  с изображениями Пятигорска и  Кисловодска были отправлены  на международную выставку в  Париж, где получили золотую  медаль. Левицкий первым предложил  изображать объект фотосъемки  на фотографии в двух позах,  иногда даже в разной одежде. Например, снимаемый человек разговаривал  с самим собой, пожимая себе  руку, или играл на пианино  и слушал свою игру. Он также  одним из первых фотографов  в Европе ввел декоративные  сменные фоны. Кроме того, Левицкий  предложил ретушировать негативы  для уничтожения или уменьшения  технических недостатков. «Для повышения технического уровня в области дагерротипии Левицкий в 1845 году уезжает в Италию. Там он снимает виды Рима и портреты русских художников, проживающих в Италии. По возвращении на родину он становится профессиональным фотографом и 22 октября 1849 года в Петербурге, напротив Казанского собора, открывает дагерротипную мастерскую под названием "Светопись"» [Бажак. С.27].В 1867 году Левицкий открывает в Петербурге фотоателье, в котором была собрана богатейшая галерея портретов выдающихся русских писателей, художников и общественных деятелей. Здесь мастер проводил опыты по применению в портретной фотографии электрического света и по сочетанию солнечного света с электрическим.

Еще одним  ярким мастером фотографии, стоящим  наравне с Левицким, в 1850-е гг. был Андрей Деньер, выпускник Академии художеств, открывший в 1851 году в Петербурге "Дагерротипное заведение художника Деньера". Он первым создал альбом, в который вошли фотопортреты известных деятелей русской культуры: путешественников, ученых, врачей, артистов, писателей.

Информация о работе Фотоискусство в России и Европе XIX века