Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 16:09, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "ИЗО"
Развивать свои навыки в
рисовании человек начал с
глубокой древности. Уже первобытные люди
достигали в этом больших успехов, о чем
свидетельствуют рисунки, найденные археологами.
Обучения как такового
в эпоху палеолита еще не было.
Эпоха неолита изменил
отношение человека к искусству. Умение
рисовать человек стал использовать для
украшения предметов гончарного производства.
Для этого учителю приходилось по нескольку
раз показывать ученику,
как надо работать, как изображать тот
или иной узор.Таким образом, стали вырабатываться
приемы и методы обучения. Но четко разработанных
принципов обучения еще не было.
В Древнем Египте впервые рисование становится
предметом школьного обучения, которое
проходило уже не от случая к случаю, а
систематически. Обучение рисованию в
Древнем Египте строилось на заучивании схем
и канонов, на копировании образцов.
В эпоху средневековья достижения реалистического
искусства были отвергнуты.
Возрождение
открывает новую эру и в истории развития
изобразительного искусства, и в области
методов обучения рисованию. Художники
этого времени заново разрабатывают теорию
изобразительных искусств, а вместе с
тем и методы обучения рисунку. Альберти,
его
метод заключался в следующем: между натурой
и рисовальщиком устанавливалась картинная
плоскость (завеса). Чтобы рисовальщик
имел постоянную точку зрения, к завесе
прилагался специальный прибор (прицел),
через который художник и вел наблюдения.
Бумага, на которой художник рисует, также
разделена на клетки. Этот метод рисования,
помогая точно соблюдать законы перспективы,
но превращал рисование в механическое
проектирование.
XVI века. С этого времени обучение рисованию
начинает проводиться в специальных учебных
заведениях.
XVII век- период становления новой педагогической
системы — академической.
Создание специальных учебных заведений
— академий художеств и художественных
школ.
XIX века - рисование начинает
входить в круг школьных занятий. Инициатива
в этом деле принадлежала швёйцарскому
педагогу И. Г. Песталоцци.
И. Шмидт положил начало развитию «геометрального
метода» : все предметы рассматриваются
с геометрической точки зрения: в основе
формы каждого предмета обнаруживается
геометрическая фигура или тело. Например,
рисуя яблоко, ученик вначале намечает
форму шара, а затем уточняет ее по натуре.
С 1888 года геометральный метод был введен
во всех общеобразовательных школах.
Натуральный метод
обучения - ученик должен был рисовать
предметы сразу так, как он их видит, без
каких-либо упрощений формы.
К концу XIX века специалисты
школьного преподавания рисования
разделились на два лагеря: в одну группу
объединились сторонники геометрального
метода, в другую — натурального.
Впервые в России рисование
как учебный предмет появляется в начале
XVIII века. В этот
период на рисование начинают смотреть
как на одно из средств, способствующих
развитию образного представления и навыков,
которые можно применить в любой профессии.
Русская Академия художеств - второй половины
XVIII — первой половины XIX века была одной
из лучших школ рисунка. Она стала и центром
методической работы в России. Г. А. Гиппиус
издает труд — «Очерки теорий рисования
как общего учебного предмета».
В 20-е гг. в советской школе рисование стало
частью комплексных программ обучения.
Методика преподавания изобразительного
искусства в общеобразовательных учреждениях
в настоящее время развивается очень интенсивно.
Впервые за многие годы вышли учебники
по изобразительному искусству для начальной
и средней школы.
Обучение изобразительному искусству должно проходить в помещении площадью не менее 80 м²
Передняя стена кабинета должна быть выбрана таким образом, чтобы естественное освещение было слева.
На передней стене класса должны быть закреплены классная доска, проекционный экран.
Под доской могут быть расположены ящики для таблиц и панель с классными чертежными инструментами.
Ученические столы расставляют в соответствии с выбранной формой организации урока.
В кабинете должно быть не менее 25 складных мольбертов, трех подставок для натюрморта для проведения занятий по рисованию и живописи.
Для демонстрации работ обучающихся и дидактического материала и сменной тематической экспозиции необходимо не менее трех настенных стендов.
Для кабинета рекомендуется использовать классную доску с пятью рабочими поверхностями, состоящую из основного щита и двух откидных.
Кабинет ИЗО должен быть оснащен проекционной,
видео- и аудио- техникой: диапроектор;эпипроектор;
Кабинет ИЗО должен быть оснащен средствами обучения для проведения следующих видов занятий: рисование с натуры, занятия декоративно-прикладным искусством, пластикой; проектирование и изготовление несложных макетов, беседы об искусстве.
В кабинете должен быть достаточный комплект методической литературы для обучающихся, включающий методический журнал по предмету, программы обучения изобразительному искусству в данном учебном заведении, справочную литературу нормативного характера, образовательный стандарт по изобразительному искусству.
В кабинете должны быть картотеки справочной литературы, методической литературы для учителя, для обучающихся, картотека средств обучения, систематизированных по классам, по темам, картотека подготовки учителя к уроку, тематическая картотека, содержащая индивидуальные, групповые задания для обучающихся.
В оформлении стендов могут использоваться разные шрифты: печатный и рукописный, арабский и готический. Заголовки и подзаголовки должны быть выполнены в одном стиле.
20. Реализация межпредметных связей на уроках ИЗО
Межпредметные связи - это установление и усвоение связей между структурными элементами учебного материала различных предметов»
Имеются различные классификации межпредметных связей. Это как: фактические, понятийные, теоретические (Федорова В.Н.), предшествующие, сопутствующие, перспективные (Черкес-Заде Н.М.), содержательно-информационные; операционно-деятельностные; организационно-методические (Максимова В.Н.) и др.
Фактические межпредметные связи - устанавливаются в процессе ознакомления с многочисленными фактами симметрии в строении тел природы. Так, на уроке математики изучается тема «Симметрия тел», на уроке окружающего мира«Осень пришла» демонстрируются фотографии, гербарии листьев деревьев (клена, ясеня и т.п.) и обсуждаются вопросы: В чем красота листьев? Какое значение имеет симметрия? Что симметрично? Это помогает учащимся увидеть и понять, что факты симметрии имеют место не только в математике, но и в природе, в изобразительном искусстве, в технологии изготовления объектов наблюдения.
Понятийные межпредметные связи имеют особое значение для формирования естественно-научных понятий. Например, на уроке окружающего мира дети знакомятся с понятием «лиственные», «хвойные» деревья. На уроках изобразительного искусства это понятие закрепляется в рисовании веток лиственного и хвойного деревьев, на уроках технологии – в соответствующей лепке, при этом понятие не просто дублируется, а ассоциативно закрепляется. Такое использование межпредметных связей можно назвать горизонтальным тематизмом.
Творчество - это деятельность, которая дает новые, впервые создаваемые, оригинальные продукты, имеющие общественное значение.
Методы
активации художественно-
1. Методы связи восприятия и созидания.
2.Метод диалогичности. Учитель и ученик – собеседники.
3. Метод педагогической драматургии.
5.Метод музыкального сопровождения.
6.Метод наблюдения.
Для развития творческих способностей учащихся:
1. Метод «открытий». Творческая деятельность порождает новую идею – открытие.
2.Метод индивидуальной и коллективной
поисковой деятельности. Поисковая
деятельность стимулирует творческую
активность учащихся, помогает найти верное
решение из всех возможных.
3.Метод свободы в системе ограничений. С одной стороны, постоянно активизировать творческие способности учащихся в широкой палитре возможностей, а с другой, приучать четко придерживаться ограничения.
4.Метод сравнений. Путь активизации творческого мышления. На уроках необходимо демонстрировать многовариантные возможности решения одной и той же задачи.
10. методика проведения уроков ИЗО рисование с натуры в 1-2 классах
Рисование с натуры является
одним из основных, важнейших видов
учебной деятельности в изобразительном
искусстве. Рисование с натуры приучает
мыслить и целенаправленно
Сознание 6-7-летнего ребенка и его психологическое
развитие не подготовлено к восприятию
натуры, как мы взрослые это понимаем.
Ребенок, имея перед собой натуру, в большинстве
случаев рисует ее чаще всего по памяти
и представлению, т. е. изображает предмет
с наиболее характерной стороны со всеми
существенными его признаками. Поэтому
рисование с натуры в 1 классе мы называем
рисование с натуры по памяти и представлению.
Действительными навыками рисования с
натуры дети и овладевают постепенно в
течение первого и второго годов обучения,
а осознанное зрительное изображение,
как правило, начинает формироваться лишь
к концу второго года обучения. В рисование
с натуры, по памяти и представлению входят:
графика- рисование карандашом, простым
и цветным, пастелью, углем, тушью и т. д.
живопись- работа акварельными
и гуашевыми красками.
В 7-8-летнем возрасте у детей очень хорошо
развита подражательная
способность. Это дает учителю мощное
средство обучения, без которого рисование
в начальных классах немыслимо -
это показательное рисование и педагогический
рисунок на доске.
Методика проведения занятий
особенно в 1 классе, да и во всех остальных
строится по принципу «делай как я».
Как держать кисть, карандаш, смешивать
краски и т.д., все учитель должен
показать. Показ должен сопровождаться
словесным объяснением учителя.
В 1 классе детей
учат определять и называть цвета, в которые
окрашены изображаемые объекты, а во 2
классе знакомят с понятиями холодных
и теплых цветов, а также цветового тона.
11. методика проведения уроков ИЗО рисование с натуры в 3-4 классах
Рисование с натуры является одним из основных, важнейших видов учебной деятельности в изобразительном искусстве. Рисование с натуры приучает мыслить и целенаправленно вести наблюдения, пробуждает интерес к анализу натуры и тем самым подготавливает школьника к дальнейшей учебной работе.
В 3-4 классах учителя продолжают развивать у учащихся умение видеть гармоничные цветовые сочетания. С 4 класса начинается изучение детьми закономерностей перспективы, конструкции, светотени, они усваивают навыки изображения объемных предметов, находящихся во фронтальной и угловой перспективе.
Методика проведения занятий
продолжает строится по принципу «делай
как я». Как держать кисть, карандаш, смешивать
краски и т.д., все учитель должен показать.
Показ должен сопровождаться словесным
объяснением учителя.
Изобразительное искусство - это обязательный учебный предмет в общеобразовательной школе, который введен в 1970 году вместо предмета «рисование». В общеобразовательной школе по изобразительному искусству базисным учебным планом запланирован 1 час в неделю или 2 часа, если это эстетические классы.
Основной документ, с которого
учитель начинает знакомиться с тематикой
занятий по любому предмету -
программа. Учителю необходимо знать
какой объем знаний, умений и навыков может
усвоить ученик в разном возрасте. В основном
эта задача уже решена школьной
учебной программой по изобразительному
искусству, которая утверждена главным
управлением развития общего среднего
образования Министерства образования
РФ.
Любая программа начинается с пояснительной
записки, где указаны цели, задачи
преподавания данного предмета, виды деятельности.
Кроме конспектов уроков учитель
должен уметь составлять годовой
календарный план уроков (можно иллюстрированный).
При планировании
важно учитывать следующие принципы:
1.должны быть представлены все разделы
программы;
2. необходимо обеспечить последовательность
усложнения знаний, умений и навыков, а
так же;
3.преемственность между классами;
4.следует учитывать праздники,
5.необходимо разнообразие видов деятельности,
последовательное освоение художественных
материалов и техник;
6.следует учитывать
7.материал лучше планировать
тематическими блоками.
Последние рекомендации по Министерству
образования РФ: если вы занимаетесь по
государственной программе (Кузина или
Неменского), то в журналах так и записываете
не меняя местами ни одного занятия. Если
же у вас индивидуальная программа, то
вы пишите объяснительную, краткую характеристику
каждого занятия и утверждаете на заседание
метод объединения. Директор школы ставит
печать и подписывает программу.