Ювелирное искусство России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2013 в 10:34, курсовая работа

Краткое описание

Драгоценности - это романтика, это мода, это искусство, но, прежде всего - бесценный дар самой Природы.
Проблема: исследование ювелирного искусства России и его значение в современной декоративно-практической деятельности.
Объект исследования: ювелирное искусство России.
Предмет исследования: понятия, содержание, стиль, материалы, ювелирная мода и уход за ювелирными изделиями.
Цель исследования: изучение истории, технологии изготовления, классификации стилей, материалов в ювелирном искусстве.

Содержание

Введение 2
ГЛАВА 1. ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, СТИЛЬ, МАТЕРИАЛЫ 5
1.1. Ювелирное искусство 5
1.2. Материалы в ювелирном искусстве 7
1.3. Драгоценные камни 2
1.4. Полудрагоценные камни 2
1.5. Поделочные камни 2
1.6. Синтетические камни 2
1.7. Стекло и эмали 2
ГЛАВА 2. ДРЕВНЕРУССКОЕ ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО 2
2.1. Ювелирное искусство народов, населявших территорию стран СНГ 2
2.2. Древнерусское золотое и серебряное дело 2
2.3. Основные центры Древнерусского ювелирного искусства 2
ГЛАВА 3. РУССКОЕ ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО СРЕДНИХ ВЕКОВ 2
3.1. Москва, XV-XVII вв. 2
3.2. Москва и Петербург в XVIII - нач. XX вв. 2
3.3. Карл Фаберже - придворный ювелир 2
ГЛАВА 4. СОВРЕМЕННОЕ ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУСТВО 2
4.1. Советское ювелирное искусство 2
4.2. Ювелирная мода и современные ювелирные украшения 2
4.3. Классификация ювелирных изделий 2
4.4. Уход за ювелирными изделиями 2
Заключение 2
Литература 2

Вложенные файлы: 1 файл

Ювелирное искусство. 111 стр..doc

— 1.18 Мб (Скачать файл)

 

Искусство греческих  городов северного Причерноморья

В курганах и некрополях Северного Причерноморья сохранилось большое количество предметов из золота и серебра. Наибольший интерес представляют вещи с изображением скифов, сделанные пантикопейскими греческими мастерами по заказу скифской знати. В этих памятниках, справедливо пользующихся мировой известностью благодаря их высокому художественному качеству, изображена жизнь скифов так, как это отвечало желаниям заказчиков. Такие произведения, для выполнения которых были приложены все знания и весь опыт греческих мастеров эпохи расцвета, находились в быту скифов и отвечали художественным вкусам верхушки скифского общества. Глубокое восприятие греческого искусства оказалось возможным только в результате длительного пути, пройденного к тому времени скифской культурой. К таким произведениям относятся знаменитый электроновый сосуд из кургана Куль-Оба.

Его форма - не греческая; может быть, это форма скифских культовых сосудов, на круглом тулове, вверху проходит фриз из семи фигур скифов. Один из них натягивает тетиву лука, двое других, вооруженных копьями, сидят друг против друга - это военачальник внимательно выслушивает донесение воина; один из скифов перевязывает ногу раненого товарища, наконец, еще один из них ощупывает больную челюсть или зуб сидящего со страдающим видом скифа. Необычайно характерен жест скифа с больным зубом: он хватает товарища за руку, которой тот исследует его рот. Группировка фигур свидетельствует о большом композиционном мастерстве художника, сумевшего разместить фигуры на узкой полоске так, что сидячее или согнутое положение не кажется условным. Одежда - кафтаны с длинными, узкими рукавами, узкие штаны, мягкая обувь, остроконечные войлочные башлыки; прическа - длинные волосы; вооружение - гориты, лук, копье; все это выполнено с необычайной точностью в отличие от условного изображения «варваров» в греческой вазописи. Степь как место действия охарактеризована неровностями почвы и травкой, помеченной тонкой гравировкой.

Открытая в Чертомлыцком кургане (близ Никополя) в 1862 г. знаменитая чертомлыцкая серебряная амфора, выполненная  в Пантикапее, представляет собой  одно из наиболее прекрасных произведений античной торевтики. Очень характерны удлиненная, изящная форма вазы и тончайший рельефный растительный орнамент из побегов, листьев, цветов и птиц. Особый интерес представляет рельефный фриз с изображением скифов в степи среди конского табуна: скифы, треножащие коней, набрасывающие аркан, дрессирующие лошадей. Композиция фриза, производящая впечатление свободного размещения фигур в пространстве, строго продумана и связана с формой и декорацией вазы: по центральной оси лицевой стороны расстановка фигур более свободная, под ручками - более плотная. Несомненно, художник видел в жизни сцены, которые он изобразил, - старых и молодых скифов, их одежды, движение, их большеголовых коренастых коней, чувствовал вольный воздух и простор бескрайних степей, поэтому только он мог создать такое прекрасное, убедительное произведение. На плечиках вазы, выше фриза со скифами, помещена полоса с грифонами, терзающими оленя, - дань скифской «звериной» тематике.

В кургане было также обнаружено множество предметов самой разнообразной утвари. Золотые и серебряные изделия тонкой работы выполнены в греческом, персидском и скифском стилях. Кроме 5 золотых колец и серег там находилось 400 золотых продолговатых пластинок с изображениями животных и мифологических чудовищ, а также золотые ожерелья, украшенные фигурками львов.

Мировой известностью пользуется золотой гребень из кургана Солох  близ Никополя.

Он украшен ажурным  изображением битвы трех воинов. В  центре - всадник, нападающий на пешего воина. Слева - пеший дружинник с мечом. Все фигуры поглощены борьбой, их движения необычайно решительны. Лежащая на спине убитая лошадь подчеркивает реальность сцены. Бурные движения фигур подчинены законченной, уравновешенной композиции, приближающейся к треугольнику. Ритмическим переходом между рельефной композицией и зубцами служит узкая ажурная полоска с пятью фигурами лежащих львов. Соотношение частей гребня, его пропорции также свидетельствуют о тонкости художественного вкуса мастера.

Ряд вещей из курганных  находок, столь же уникальных по качеству, вероятно, привозные. Таковы ушные подвески из Куль-Обского кургана с изображением головы Афины Парфенос. Еще более тонкой работой отличаются серьги из Куль-Обы и из Феодосии; на последних - изображение воина и Ники, крылатой богини победы. Тонкость работы этих ювелирных украшений поразительна. Некоторые детали можно рассмотреть только в лупу. Для лучших ювелиров XIX в. оказалось непосильной задачей скопировать эти серьги.

Образцом самого высокого мастерства аттической торевтики IV веке до н.э. является найденный в Куль-Обе золотой витой браслет с полуфигурами двух крылатых сфинксов.

В эпоху эллинизма, в  первые века нашей эры, на Боспоре  складывается полихромный стиль  в торевтике, характеризующийся  сочетанием золота с цветными вставками. Этот стиль соответствовал появившейся моде к тяжелой, пышной роскоши.

 

Искусство Древнего Закавказья

Разнообразные памятники торевтики и ювелирного искусства из триолетских курганов в Грузии относятся к середине II тыс. до н.э. На найденном в Триолети серебряном ведерке в золотой оправе изображены горные козы, серны, косули, кабаны, различные породы оленей среди кустов и деревьев; по стрелам, вонзившимся в некоторых животных, можно предположить, что представлены сцены охоты. Фигуры животных, свободно размещенные на поверхности сосуда, переданы довольно упрощенно. Несколько иной характер носит изображение на большом серебряном кубке из Триолети с двумя выгравированными фризообразными композициями, представляющими на одном - процессию одетых в маски людей, выполняющих какую-то культовую церемонию, а на другом - следующих друг за другом оленей. Эти изображения в какой-то мере уже учитывают черты живой непосредственности.

Среди художественных ювелирных  предметов из Триолети особенно интересен  кубок из червонного золота, украшенный цветными камнями (бирюзой и сердоликом) и филигранью. Спиральные валюты, покрывающие поверхность кубка, близки к узорам на расписном сосуде из того же кургана.

Среди памятников мелкой пластики в Урарту в IX в. до н.э. следует  отметить статуэтки из бронзы и слоновой кости, найденные в Ване, и глиняные раскрашенные статуэтки божеств с Кармир-Блура. Изделия урартского декоративного искусства, в том числе бронзовые декоративные щиты, украшенные несколькими концентрическими полосами с изображением львов и быков, свидетельствуют о высоком мастерстве художественной обработки бронзовых изделий. В искусстве Урарту использовались приемы инкрустации различными материалами. Бронзовые статуэтки, как например известная статуэтка крылатого льва, обтягивались тонким листовым золотом, хорошо передававшим все детали орнамента. Лица статуэток изготавливались из белого камня, глаза и брови - из черного. Ячейки на крыльях фантастических животных заполнялись цветной стекловидной массой; применялось также украшение предметов драгоценными камнями, отделки слоновой костью и черным деревом.

С художественной культурой  Восточной Грузии, связано богатое  погребение, известное под названием  Ахалгорийского клада, V в. до н. э. Среди вещей этого погребения находятся исполненные с большой тонкостью золотые подвески с фигурами коней, массивные золотые серьги в виде широкого кольца с подвесками, золотые бляхи конского убора, богато орнаментированные пальметками, фигурами птичек и др. Многократное повторение одинаковых мотивов, симметрия, стилизация элементов реальной действительности - таковы особенности этих произведений.

 

Искусство Средней  Азии и Сибири

Наиболее ярким памятником периода сложения классового общества в Средней Азии (VII-V вв. до н.э.) являются мелкие скульптурные изображение (объемные и рельефные) из драгоценных металлов, происходящих из так называемого Амударьинскрго клада. Это - группа вещей, случайных находок с территории древней северной Бактрии (южный Таджикистан). Вещи из Амударьинского клада - произведения бактрийского искусства и других народов. В них можно найти черты сходства с искусством персов и мидян, что объединяется отчасти тем, что бактрийцы, мидяне и персы - народы родственные, еще не утратившие тех черт общности, которые связывали иранские племена на месте их первоначального обитания, а отчасти тем, что бактрийцы в течение двух веков были включены в орбиту политических и экономических интересов Ахеменидской державы. Есть также в этих произведениях элементы, идущие от ближайших соседей бактрийцев - кочевников Саков. Образ человека в древнем бактрийском искусстве был весьма сходен с образом людей в искусстве ассирийского царства и в ахеменидском искусстве, но отличался меньшей условностью. Характерно изображение Сака из Амударьинского клада, сделанное невысоким рельефом на золотой пластинке. Сак изображен в профиль. Его фигура несколько схематична, весь облик статичен, но лицо, несмотря на известную условность изображения (постановка глаза), чрезвычайно выразительно и, несомненно, точно передает определенный этнический тип.

Нужно отметить ту тщательность и точность, с которой переданы детали одежды и вооружения: своеобразный головной убор в виде башлыка, короткий меч - акинак на правом боку, мягкая обувь. В правой руке Сак держит священную связку прутьев - бирсом. В Амударьинском кладе есть ряд скульптурных изображений фантастических животных, тесно связывающий бактрийское искусство с искусством степных Саков, так называемым скифским звериным стилем.

О характере искусства Саков мы можем судить по находкам, сделанным при раскопках Пазырыкских курганов на Алтае и относящимся к древним племенам (V-IV вв. до н.э.), близким по культуре к Сакам. Там, благодаря вечной мерзлоте, сохранились не только глиняные и металлические предметы, как это обычно бывает, но и изделия из кожи, дерева и ткани. Одежда, сбруя, посуда, мебель, оружие, найденные в погребении племенных вождей, богато украшены узором. Особенного мастерства достигли художники в изображении животных в движении, причудливо переплетенных в борьбе.

Несмотря на значительную долю стилизации, с поразительной наблюдательностью переданы особенности строения тела и посадки различных животных и птиц. Немало есть изображений фантастических существ, однако все они составлены из элементов реальных зверей. Своеобразный прием передачи мускулатуры кружками, «запятыми» и «полуподковами» условно моделирует тела животных и подчеркивает движение.

Произведения алтайских художников имеют декоративный характер: изображения живых существ сочетаются с орнаментальными мотивами, большую роль играет расцветка, четко выделяющая силуэт узора и его детали. Применение узора на самых различных бытовых предметах, указывает на древнюю местную традицию этого искусства, служившего не только племенной знати.

Исследование достижений истории южной Сибири показало большое своеобразие художественной культуры племен, населявших среднее течение реки Енисея и прилегающие области, а также их роль в культурных связях Сибири и Средней Азии с Древним Китаем.

С произведениями «звериного стиля» китайских племен по мотивам  и характеру изображений могут быть сопоставлены более поздние по времени ткани из гуннского погребения в Ноин-Ула (Монголия, I век до н.э. - начало I века нашей эры), а также знаменитые бляхи, найденные и доставленные в петербургскую кунсткамеру еще в XVIII столетии.

 

2.2. Древнерусское золотое и серебряное дело

 

Ювелирное искусство  в Древней Руси, как уже отмечалось, называлось золотым или серебряным делом.

Русские люди научились  отливать и чеканить объемные скульптурные формы и рельеф, вытягивать тончайшую  проволоку и выполнять из нее легкие, как кружево узоры, наносить на поверхность металла графические резные изображения и усиливать рисунок, заполняя его густо-черным сернистым металлом-чернью. Сочетая золото и серебро с самоцветами и яркой немеркнущей эмалью, они стали выполнять роскошные полихромные украшения и сосуды.

На протяжении тысячелетий  приемы разной обработки драгоценных  металлов и инструменты ювелиров были повсеместно одинаковыми. И, тем не менее, как формы, так и орнаментация золотых и серебряных изделий каждой страны совершенно различны.

Все области древнерусского искусства проникнуты единством  стиля. В украшениях ювелирных изделий, книжных рукописей, в художественных вышивках, фресковой живописи и белокаменной резьбе можно видеть много общего.

Орнамент изделий. Мастера-ювелиры древности жили и трудились в тесном, непосредственном общении с окружающим их миром, со всем своеобразием их форм и явлений. Они наблюдали жизнь животных, птиц, растений. В своих работах воспроизводили то, что было для них знакомым, привычным, то, что входило в их жизнь и трудовые процессы; воспроизводили так, как видели и понимали. Сходство русских ковшей с плывущей птицей - лишь отдаленное.

В них отсутствуют  такие подробности, как мелкая разделка перьев, в них нет ни малейшего намека на натурализм. Это объясняется замечательным свойством русских мастеров, - умением увидеть и выделить основное, отбросив ненужные детали, уловить красоту силуэта, движения, передать сходство с птицей легким, плавным изгибом рукояти, творчески претворить живую форму и создать на основе ее изучения новую.

Национальное своеобразие  русского золотого и серебряного  дела обусловлено многовековыми  традициями, сложившимися в творчестве многих и многих поколений. Древнерусская  золотая и серебреная посуда повторяет  спокойные, мягко-округлые формы народной деревянной и керамической утвари, на протяжении многих столетий бытовавшей в широких слоях населения. Эти формы всегда правдивы, лишены надуманности, тесно связаны с прямым назначением предмета. В них нет ничего нарочитого и чувствуется здоровая сила подлинного народного творчества. Древнерусские ювелиры умели не только почувствовать красоту материала, но они в совершенстве владели средствами показать лучшие качества золота и серебра.

Орнамент, нанесенный на золотой или серебреный предмет и умело распределенный на поверхности, тесно связан с формой предмета, не спорит с ней, а подчеркивает ее архитектонику, ее основные линии. При всей роскоши, а порой и сложности орнаментации, неизменно сохраняется ясность форм, величественных в своей лаконичной красоте. Орнаментация русских золотых и серебряных изделий очень богата и разнообразна. На протяжении многих столетий основной мотив орнаментации русских ювелирных изделий, - это растительные формы, сильно стилизованные в более древнее время (XII-XVI вв.) и все более приближенные к природе, - к концу XVII в.

Информация о работе Ювелирное искусство России