Издание Альбера Камю в СССР и РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 16:22, курсовая работа

Краткое описание

Альбер Камю родился в 1913 во французском Алжире. По окончании лицея Камю поступает на философско-исторический факультет местного университета. Завершая обучение в университете, пишет дипломную работу "Христианская метафизика и неоплатонизм". В студенческие годы вступает в коммунистическую партию, а в 1937 году из нее уходит. В конце 30-х годов появляются первые сборники его прозы; написан и отложен первый роман "Счастливая смерть", начата работа над философским эссе "Миф о Сизифе".

Содержание

План работы…………………………………………………3
Несколько слов о писателе……………………………….4
Краткая хронология жизни и творчества А. Камю…………………………………………………………..5
Введение……………………………………………………..8
Влияние происхождения и окружающей среды
Альбера Камю на формирование его политических взглядов…………………………………………………….11
Отношения Камю к СССР: автокатастрофа могла
быть подстроена КГБ……………………………………..17
Библиография произведений, изданных на русском
языке……........................................................................19
Заключение………………………………………………....24
Список литературы………………………………………..25

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая (Камю) 1 курс, Базуева А..docx

— 56.80 Кб (Скачать файл)

Годом позже Камю вновь вызвал гнев советских властей  тем, что публично поддержал Бориса Пастернака, своего сотоварища по Нобелевской  премии. По мнению итальянской газеты, всего этого было достаточно, чтобы  вызвать у официальной Москвы желание расправиться с влиятельным писателем «в традиционном для КГБ стиле».

Комментируя эту  гипотезу, Оливер Тодд, экс-корреспондент  ВВС в Париже, чья биография  Альбера Камю «Одна жизнь» (Une Vie) была опубликована в 2000 году, отметил, что сам неоднократно работал  с советскими архивами и нигде  не встретил намека на то, что смерть писателя могла быть не случайной. «Я мог бы чего угодно ожидать от КГБ. Но данная версия меня, честно говоря, удивила, — сообщил он журналистам. – Подумайте сами – ну кому это  было бы настолько выгодно?»

«Теория, безусловно, любопытная, и, к тому же,  советские власти действительно нередко использовали чехов для выполнения всей «грязной работы». Но что касается этой истории, то мне в неё не верится», — резюмировал Тодд.»

Источник: The Observer

 

Из приведенной  выше статьи можно понять, почему о  таком видном политическом и философском  деятеле как Камю не было никаких  упоминаний в период советской власти. Ведь любое «инакомыслие» подавлялось  на корню. Это же подтверждает и библиография писателя на русском языке: первые произведения были изданы лишь в 1988г.

      В те годы вышло два сборника, открывших железный занавес философской мысли предшествующих столетий: Камю А. Избранное: Сборник, под редакцией С. Великовского и «Сумерки богов»  под редакцией А.А. Яковлева.

«почему публикация этих произведений стала возможна только сегодня, а не пять или десять лет  назад? Процессы демократизации, расширяющейся  гласности, все то, что мы называем движением за перестройку, обновление нашего общества, заставляет ставить  по-новому и многие вопросы, связанные  с отношением к мировому культурному, в частности философскому, наследию.»  А.А. Яковлев

    

 

 

 

 

 

 

Библиография произведений Камю, изданных на русском языке.

 

  • Камю А. Избранное: Сборник / Сост. и предисл. С. Великовского. — М.: Радуга, 1988. — 464 с. ISBN 5-05-002281-9 (Мастера современной прозы)
  • Камю А. Творчество и свобода. Статьи, эссе, записные книжки / Пер. с франц. — М.: Радуга, 1990. — 608 с.
  • Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство / Пер. с франц. — М.: Политиздат, 1990. — 416 с., 200 000 экз.
  • Камю А. Actuelles / Перевод с фр. С. С. Аванесова // Интенциальность и текстуальность: Философская мысль Франции ХХ века. — Томск, 1998. — С. 194—202.

 

Таким образом, можно проследить, что труды одного из величайших умов XX столетия в СССР не издавались совсем, а выходили в свет лишь в небольшой период с 1988г. по 1998г. После этого его произведения не переиздавались. Возникает вполне закономерный вопрос – почему?

«Камю  допускает  немало  неточностей  в  толковании  воззрений  Гегеля, Маркса, Ленина, но  такое  видение  трудов "классиков" вполне  объяснимо. Он рассматривает  именно  те  их идеи,  которые  вошли  в  сталинский  "канон", пропагандировались  как  единственно  верное   учение,  использовались   для обоснования  бюрократического централизма  и "вождизма". Кроме того, он ведет полемику  с Мерло-Понти  и  Сартром,  взявшимися  оправдывать тоталитаризм с помощью  гегелевской "Феноменологии духа", учения  о  "тотальности  истории".

История перестает  быть учительницей жизни, она  делается неумолимым идолом, которому приносятся  все  новые жертвы. Трансцендентные ценности растворяются в историческом становлении, законы экономики сами влекут человечество в  рай земной, но в то же время  они требуют уничтожения всех, кто им противится.

     Предметом  рассмотрения Камю является трагедия  философии, превращающейся в  "пророчество", в   идеологию,  оправдывающую   государственный   террор.

Божеством "немецкой идеологии"  сделалась история, священнослужителями  новой религии   стали   пропагандисты  и   следователи.   "Пророчество"   обладает собственной логикой развития, которая может не иметь ничего общего с благими намерениями  философа-бунтаря. Однако вопрос об ответственности  мыслителей ставится  Камю  вполне оправданно: ни  Маркс,  ни  Ницше  не одобрили бы  деяний своих "учеников",  но  из их теорий  можно  было сделать

пригодные  для новых  цезарей выводы, тогда  как из этики Канта или Толстого, политических теорий Локка  или Монтескье  необходимость  массовых убийств не вывести.

     Но  признание  определенной  ответственности   мыслителей  за свои  идеи, слова  все же не стоит смешивать  с ответственностью за дела, тогда  как у Камю

иногда отсутствует четкое их разделение. Всякая разработанная  идеологическая система   предполагает   такое  переосмысление  истории,   что   не   только

современные, но  даже  античные мыслители превращаются  в  предтеч и даже  в "борцов",  становятся  непререкаемыми  авторитетами.  За интерпретацию несут ответственность  интерпретаторы,  а  им  нужны  только  те   мысли,  которые  соответствуют  политической   конъюнктуре.  Она  создается  не  философскими теориями  и  даже  не  самими идеологиями.  Тоталитарные режимы  появились  в Европе  в  итоге  первой  мировой  войны,  которую  ни  в  малейшей  мере не подготавливали ни Маркс,  ни Ницше, ни все перечисленные  Камю метафизические бунтари,  поэты, анархисты.  Моральные  и политические  принципы европейской цивилизации  рухнули  в  траншеи  войны,  которую оправдывали  с  амвонов  и университетских  кафедр, ссылаясь  вовсе не  на  каких-то  нигилистов, а  на христианские  заповеди,  моральные  и  политические  ценности. Не  будь этой войны,  Гитлер   остался   бы  неудачливым  художником-копиистом,  Муссолини

редактировал бы газету, о  Троцком и Сталине можно  было бы  прочитать лишь в примечаниях  к какому-то  чрезвычайно  дотошному  труду по  истории  рабочего движения. История идей важна  для понимания  европейской  истории в целом, но вторая не исчерпывается первой.

     Параллельно   изменениям  философских   и  политических  воззрений  Камю  менялось  и  его  понимание   искусства.  В  юности,  осмысливая  свои первые

художественные опыты,  Камю  считал  искусство прекрасной  иллюзией, которая хотя бы на  краткое  время дает забвение боли и страдания. Даже о  музыке  он рассуждал на манер Шопенгауэра, хотя она никогда  не занимала  большого места

в  духовной жизни  Камю  (помимо  литературы  и театра, коими  он  занимался профессионально, ему были близки скульптура и живопись). Но очень скоро Камю приходит  к мысли, что эстетическое бегство  от  действительности невозможно, "бесплодную  сумеречную   мечтательность"  должно   заменить  искусство  как "свидетельство"  -  яркий  свет  художественного  произведения  высвечивает

жизнь,  которую нужно  принять, сказать ей "да", не зная ни злобы  на мир, ни удовлетворенности.   Близость   Камю    ницшеанству    ограничивается   этим жизнеутверждением,  ничего  "сверхчеловеческого"   он   не  признает,  кроме

прекрасной  природы.   Принятие   жизни  такой,   как  она  есть, -  это  не "разнуздание  чувств" Рембо, подхваченное сюрреалистами. Помимо прекрасного лица  жизни  есть  еще  и ее  изнанка -  к  ней  относится  социальная реальность.  Размышления  о  том,  как  совместить   служение   искусству  и политическую деятельность,  начинаются  еще в 30-е годы, когда  Камю играл в "Театре "труда" и организовывал "Дом культуры" для рабочих.

     Эта   тема  выходит  на  первый   план  в  40-50-е  годы,  когда  Камю  отказывается  от  абсурдного  "самопреодоления"  посредством  художественного

творчества.  Всякое "искусство  для  искусства" им недвусмысленно осуждается: эстетизм, дендизм в  искусстве неизбежно идут рука об руку с фарисейством. В башне из  слоновой кости художник утрачивает  связь  с  реальностью "Ошибкой  современного искусства" он считал сосредоточение  всего внимания на технике, форме  - средства ставятся вперед цели. Но бесплодность грозит художнику  и

тогда, когда он делается "инженером душ", идеологическим "бойцом". Искусство умирает в апологетике.

     И  в искусстве,  и  в  политике  Камю призывает  не отдавать человека  на откуп абстракциям прогресса,  утопии,  истории. В человеческой  природе есть нечто   постоянное,   если  не  вечное.   Природа  вообще  сильнее  истории: обратившись к собственной натуре, к неизменному в потоке изменений,  человек спасается  от  нигилизма.  Ясно, что  речь идет не о  христианском понимании человека.  Иисус  Христос для  Камю - не  Сын Божий,  а один  из  невинных мучеников истории,  он ничем не  отличается от миллионов других жертв. Людей объединяет  не Христос,  не мистическое тело церкви, а  реальные страдания и рождающиеся из страданий бунт и солидарность. Есть одна истинно кафолическая

церковь,  объединяющая  всех  когда-либо существовавших людей; ее апостолами являются   все   бунтари,   утверждавшие   свободу,  достоинство,   красоту.

Человеческая   природа   не  имеет  ничего  общего  с   божественной,  нужно ограничиться тем,  что дано природой, а  не  изобретать богочеловечество или Человекобожество.

     Мы  имеем  дело  с вариантом  светского   гуманизма,  главным  источником которого   является   античность.   Безмерности  "фаустовской   души"   Камю противопоставляет  "аполлоновскую   душу"  -  с идеалами  гармонии,  меры, предела. Европа  является  наследницей не только  христианского монотеизма и "немецкой  идеологии",  но  также солнечного  язычества,  средиземноморской "ясности видения". Средиземноморская цивилизация для Камю - это Афины, а не "унтер-офицерская   цивилизация   Рима".   Не  случайно   он   обращается  к

"непобедимому солнцу" (Sol. Invictus) митраизма, которое совпадает со светом разума, сопоставляется с образом солнца в платоновском "мифе о пещере".

     Речь, таким  образом,  идет  не об  исторической Древней Греции, которая знавала  не  только аполлоновский  свет,-  Камю  создает  свой  собственный солнечный миф,  в котором занимают свои места и Сизиф, и Прометей, и Сократ. Ницшеанское  дионисийство  теперь  отходит   на  второй  план,   этика  Камю непосредственно  связана  с сократовской:  "Зло, существующее в  мире, почти

Всегда результат невежества,  и  любая добрая  воля может принести столько  же ущерба,  что и  злая,  если только эта добрая  воля недостаточно просвещена.

     Люди - они скорее хорошие,  чем плохие, и, в сущности, не в этом  дело. Но они  в  той  или  иной  степени  пребывают  в  неведении, и  это-то  зовется

добродетелью или пороком,  причем самым страшным пороком является неведение, считающее, что  ему  все  ведомо, и разрешающее  себе посему  убивать.  Душа убийцы слепа,  и  не  существует ни  подлинной доброты, ни  самой прекрасной любви без абсолютной ясности видения" ("Чума"). Сократовская этика "видения" и "ведения", стоическое "мужество быть", определяемое Тиллихом как "мужество утверждения собственной разумной природы вопреки всему тому, что есть в  нас

случайного" ', преобладают  в позднем творчестве Камю.»

 

 

Заключение.

Вопрос отсутствия переизданий  Камю в постсоветское время для  меня остается открытым. Ведь если существует немалое количество подтверждений  тому, что философ был «неугоден» советской власти, вплоть до современных версий о причине его смерти, соответствуя которым СССР имело к этому прямое отношение (пусть даже версия эта и была опровергнута). В этом случае, по крайней мере, понятно, почему этот столь видный общественный деятель Франции был по «ту сторону железного занавеса» для советского народа, и  первые книги его начали издаваться только в 1988г., но что же случилось потом? Почему спустя десять лет его снова перестали переиздавать?

    В современных  источниках отсутствуют любые  упоминания об этих причинах. Существует лишь версия о том,  что виной всему утрата актуальности в связи с большим количеством неточностей в толковании воззрений предшествующих ему философов, ведь сам Камю не считал себя ни классическим философом, ни экзистенциалистом, ни атеистом…

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

1.  Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство: Пер. с фр.-М.:Политиздат, 1990.--415 с.-- (Мыслители XX века). Стр. 5-22

 

2. «Сумерки богов» Пер. с фр-М.:Политиздат, 1989г, стр. 13-14

3. http://www.angelfire.com/ia/IOKAS/biblioteka/camus.html

4. http://books.atheism.ru/gallery/kamu/

 

5. http://novostiliteratury.ru/2011/08/gibel-albera-kamyu-mogla-byt-podstroena-kgb/

6.http://www.people.su/48372_3

 

7. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%E0%EC%FE,_%C0%EB%FC%E1%E5%F0

 


Информация о работе Издание Альбера Камю в СССР и РФ