Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 20:06, доклад
Справедливо сказать, что тогда именно церковь, «как единственная живая сила в этом обществе»1, состоявшая, в основном, из язычников, парализующих христианство, способствовала единению этого общества в период разложения государства. Церковь становится исполнительницей обязанностей светской власти, взявшейся управлять мирскими делами. Стоит сказать, что несмотря на столь упорное сопротивление язычников – «последних римлян», христианство было не чуждым для римского человека. Ведь представление, из которого впоследствии сложилось понимание христианства, есть «смесь идей стоицизма и платонизма… вместе с элементами, почерпнутыми из Библии…»2.
Введение......................................................................................................2 Историография............................................................................................3
Глава I.Жизнь Аврелия Августина ....................................6
Глава II. Исповедь как клерикальный жанр в средневековой литературе и специфика «Исповеди» Августина. . ........................................................8
Глава III. Концепция «Я» в «Исповеди» Августина ..............................12
Заключение..................................................................................................16
Библиография............................................................................................. 18
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
“ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ”»
Факультет истории
Доклад по дисциплине «История Еропы V-XVII вв.»
«Авторская личность в «Исповеди» Аврелия Августина»
студентки 2 курса бакалавриата группы №112
Рыбалко Вероники Вячеславовны
Проверил:
О.С. Воскобойников, доцент, к.и.н.
Москва 2013
Оглавление Введение...........
Глава I.Жизнь Аврелия Августина ..............................
Глава II. Исповедь как клерикальный жанр в средневековой
литературе и специфика «Исповеди» Августина.
. ..............................
Глава III. Концепция «Я» в «Исповеди»
Августина ..............................
Заключение...................
Библиография.................
Введение
Эпоха, о которой пойдет речь, а именно IV-V вв., безусловно, является одной из важных ступеней становления христианства. Её можно также назвать переходной. Данный промежуток времени характеризуется разрушением греко-римских воззрений античности, а также постепенным растлением ее политических, экономических и социальных сфер.
Справедливо сказать, что тогда именно церковь, «как единственная живая сила в этом обществе»1, состоявшая, в основном, из язычников, парализующих христианство, способствовала единению этого общества в период разложения государства. Церковь становится исполнительницей обязанностей светской власти, взявшейся управлять мирскими делами. Стоит сказать, что несмотря на столь упорное сопротивление язычников – «последних римлян», христианство было не чуждым для римского человека. Ведь представление, из которого впоследствии сложилось понимание христианства, есть «смесь идей стоицизма и платонизма… вместе с элементами, почерпнутыми из Библии…»2.
Одним из важнейших представителей этой переходной эпохи в истории человечества является Аврелий Августин, епископ гиппонский. Именно он, представив собственное мировоззрение, которое впоследствии могло стать основной мировоззрения средневекового человека, становится первым человеком, вступившим в «средневековый универсум – пространство, в котором в течение столетий вращалась мысль средневекового человека»3.
В наши дни изучению Августина уделяется много внимания, его философским и теологическим сочинениям. Однако тема «Авторская личность в «Исповеди»» затрагивается в историографии крайне редко. И если затрагивается, то в рамках одного большого исследования с привлечением круга других источников по Августину. В историографии трудно обнаружить изучения «Исповеди» как уникального источника и авторской личности в этом произведении в одном исследовании. До сих пор это произведение является влиятельным в христианском мире, поэтому оно стоит рассмотрения и тщательного анализа.
В данном исследовании мы попытаемся проанализировать во внутренний мир Аврелия Августина с целью исследовать авторскую личность в его «Исповеди». Задачами, которые стоят перед нами, являются:
Объектом данной работы
является – «Исповедь» Аврелия Августина,
а предметом – авторская
«Исповедь» считается автобиографическим произведением Блаженного Августина, состоящим из 13 книг и написанным около 397-398 года н.э.. Первоначальное название звучало как «Исповедь в тринадцати книгах». В оригинале «Исповедь» написана на латыни.
Первый перевод на русский язык был сделан иеромонахом Агапитом в 1787 году. Существуют перевод Д. А. Подгурского, изданный в 1880 году, перевод М.Е. Сергеенко, впервые опубликованный в «Богословских трудах в 1978 году.
«Исповедь», в первую очередь, есть не что иное, как описание греховной юности Августина и его обращение в христианство. Произведение рассматривается как первая западная автобиография, которая сумела влиять на мировоззрение и творчество средневековых писателей на протяжении почти тысячелетия.
Произведение не является полной биографией Августина, т.к. оно было написано, когда Августину было около сорока лет.
В «Исповеди» Августин раскаивается во всех своих грехах, которые он совершил в молодости, сожалеет о том, что был приверженцем манихеев и верил в астрологию. Он также пишет о Святом Амвросии и о Небридии, которые поспособствовали превращению Августина в христианина.
Первые девять книг являются автобиографическими, где он последовательно описывает свое рождение, младенчество, детство и юность, обучение в Карфагене, подробно описывая свои шалости, впечатления от учебы. Далее он описывает девять лет преподавания в Тагасте, Карфагене, Риме и Милане, восхождение к истине и обращение в христианство, переезд из Милана в Остию.
Последующие четыре книги являются комментарием к Книге Бытия – размышления над первым стихом Книги, его истолкование.
Историография
Во время написания данной работы мы опирались на исследования, посвященные поэтике «Исповеди», исповеди как жанру средневековой литературы, биографии Августина, эпохе, в которую он жил, а также на исследования, посвященные авторской личности в «Исповеди» Августина.
Среди отечественных исследований, посвященных эпохе перехода античности к христианству и Августину, выделяется работа Е. Трубецкого - «Религиозно-общественный идеал западного христианства в V в. Миросозерцание Блаженного Августина»(Москва, 1892). Цель автора заключается в анализе христианской концепции Августина, помимо этого, автор дает широкую и полную характеристику той переходной эпохи, стоящей у истоков христианского вероучения и растления языческой культуры и античных традиций.
Также исследованием, которое следует упомянуть, является книга Г.Г. Майорова «Формирование средневековой философии»(М:1979). В книге автор освещает философские, эстетические, социальные и политические воззрения философов эпохи утверждения христианства в Западной Европе, старается выявить их влияние на философскую мысль зрелого средневековья( конец X – начало XIV вв.). В своей работе особенно явно он выделяет философские учения Аврелия Августина, впоследствии оказавшего огромно влияние на развитие Церкви, культуры и христианско-философской мысли Западной Европы.
Для изучения жанра исповеди мы обратились к исследованиям М. Л. Гаспарова, а именно к его работе по «Латинской литературе XI –XII вв. », в которой он дает характеристику клерикальным жанрам средневековой литературы. Здесь мы можем встретить упоминания и об исповеди как о жанре.
Также, чтобы проанализировать специфику исповеди как литературного жанра, мы обратились к исследованиям Н. Казанского, где он повествует о соотношениях между исповедью и автобиографией, об истории создания жанра, раскрывает понятие «исповеди» в понимании современников Бл. Августина и его последователей.
Далее, углубляясь в мир Аврелия Августина, мы последовали за И.Н. Григорьевой, проведшей исследования в этот направлении. Мы обратились к ее работе «Бог и человек в жизни Аврелия Августина» (М.:1992). В ней она затронула сведения из жизни и творений Августина, о первых христианских епископов, о значительных событиях эпохи становления христианства.
Ее работа «О поэтике
«Исповеди»» затрагивает
Важным для нашего исследования стала работа Л.М. Баткина « Европейский человек наедине с самим собой. О культурно-историческом смысле «Я» в «Исповеди» бл. Августина»(М.:РГГУ. - 2000). В ней автор пытается воссоздать прототип антично-христианского «я», опираясь на текст «Исповеди». Его работа поможет нам определить авторскую личность в «Исповеди».
Глава I. Жизнь Аврелия Августина.
Для того, чтобы попытаться проанализировать мировоззренческие идеи Августина, данные нам в «Исповеди», обратимся к фактам из его жизни.
Августину было предначертано жить в один из самых трудных периодов истории Западной Европы, ибо жил он в эпоху перехода античности к средневековью. Нам известно, что он родился в Тагасте, городе, находившимся на севере Африки, в то время римской провинции, 13 ноября 354 года. Он родился в обычной для того времени семье: отец, Патриций, был язычником, а мать, Моника, была глубоко религиозной христианкой. Несмотря на то, что семья была вовсе не богатой, Августин получил хорошее «гуманитарное» образование. Учился он поначалу в Тагасте, далее в Мадавре, и, окончив риторскую школу, Августин стал преподавателем ораторского искусства в Карфагене. В скором времени Августин, будучи успешным оратором, отправляется в Рим, после – в Медиолан. На пике своего преподавания Августин активно выступает против христианства.
Еще в Карфагене после прочтения «Hortensius» Цицерона и из-за возросшего интереса к философии, Августин столкнулся с манихейством4, которое повлияло в дальнейшем на его отношения с семьей. В конце концов, после девяти лет нахождения среди манихеев, Августин разочаровался в их идеях.
В Медиолане все чаще Августин посещает проповеди Амвросия Медиоланского, борющегося с ересями и язычеством.
В 387 году 24 апреля Августин принимает крещение от руки Амвросия, что повлекло за собой его дальнейшее отречение от преподавательской деятельности и возвращение в Африку. Здесь Августин создает христианскую общину, сближается с епископом Валерием Гиппонским, который рукоположил его в пресвитеры. Вскоре после этого Валерий скончался, Августин становится епископом.
После того, как Августин стал епископом, он активно начинает вести борьбу с различными еретическими учениями, а именно: с пелагианством, арианством, донатизмом. Благодаря Августину были растолкованы самые темные места в Библии, проведены множественные проповеди.
В возрасте 76 лет он скончался в Гиппоне, в 430 году, оставив после себя культурное наследие, состоявшее из философских, богословских трактатов, сочинений, которые были признаны многими его последователями и взяты в качестве примера для подражания.
После смерти Аврелий Августин был причислен к лику святых. С тех пор Августин упоминается как Блаженный. Его чтят и помнят до сих пор, в честь него были воздвигнуты многочисленные храмы и монастыри. Его лик увековечили многие художники – Боттичелли, Карпаччо, Беноццо Гоццоли.
Таким образом, экскурс в биографию Августина, проведенный нами, поможет нам понять, в каких условиях формировалось его мировоззрение, чье влияние было оказано на него, как он пришел к христианству. Особенно полезной информация может оказаться для тех, кто не знаком с «Исповедью».
Глава II. Исповедь как клерикальный жанр в средневековой литературе и специфика «Исповеди» Августина.
Безусловно, мы должны истолковать жанр исповеди в средневековой латинской литературе, для того, чтобы, в первую очередь понять, что собой представляла «исповедь» для средневекового человека.
К чему отнести жанр исповеди в средневековой литературе? В чем отличительные характеристики исповеди от других жанров средневековой литературы? На эти вопросы мы попытаемся ответить в данной главе.
Предполагается, что клерикальные жанры – это те жанры, которые представляют христианские традиции средневековой культуры. Как отметил М. Л. Гаспаров, клерикальные жанры можно разделить на «две подгруппы в зависимости от того, обращены они к богу или к людям. Первая – это литургическая поэзия; вторая – агиография, дидактика, аллегорическая поэзия.»5.
Восприятие душевных переживаний и личностных качеств человека появилось вместе со становлением Христианства, и это было впоследствии связано с обращением автора в духовное звание. С исповедью также связана попытка раскрыть и объяснить духовные явления логически.
Как отмечает Казанский Н.: «исповедь — это не рассказ о прожитых днях, тайнах, к которым автор был причастен, но и оценка своих действий и поступков, совершенных в прошлом, с учетом того, что оценка эта дается перед лицом Вечности.»6.
Мы вправе предположить, что именно с таким пониманием исповеди мы встречаемся, читая произведение Августина.
«Исповедь» Августина представляет собой несколько составляющих: взгляд на жизнь, внутренний мир, осмысление того, что есть Бог, покаяние и приход к вере, согласующейся с волей Бога.
Насколько мы можем знать, средневековый человек имел другое представление о слове «исповедь», нежели современный. С латинского языка слово «confessionum7», ставшее названием произведения из тринадцати книг Августина, переводится как два действия, обозначенных в одном слове, а именно: покаяние и благодарность. Это, предположительно, в теологическом контексте может быть растолковано как действия, происходящие на исповеди, которые предполагают раскаяние человека в своих грехах перед священником, получение прощения от Иисуса Христа через священника – «посредника» и благодати Святого Духа, и последующая благодарность, выраженная в молитве.
Информация о работе Авторская личность в «Исповеди» Аврелия Августина