ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...
3
ГЛАВА 1 ВВЕДЕНИЕ ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ
В СВЯЗИ
С НАЧАЛОМ ВОЙНЫ……………………………………………….......…
5
ГЛАВА 2 МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ
ПРОБЛЕМЫ
КВАЛИФИКАЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ
ПРЕСТУПЛЕНИЙ…………
7
2.1 Международно-правовые проблемы
квалификации
преступления геноцид…………………………..…………………………..
7
2.2 Международно-правовые
проблемы квалификации
«Катынского дела»
………………………………………………………....
11
ГЛАВА 3 НЮРНБЕРГСКИЙ ПРОЦЕСС
НАД
НЕМЕЦКИМИ ВОЕННЫМИ ПРЕСТУПНИКАМИ………………………
14
3.1 Общая характеристика Устава
Нюрнбергского Трибунала…….
14
3.2 Нюрнбергский процесс и доктрина
превентивной войны……… 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………….........................
24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………
25
ВВЕДЕНИЕ
Великая Отечественная война
была серьёзным испытанием для советского
государства. Она вызвала большие изменения
в системе государственного и правового
управления. Хотя правовая система, сложившаяся
в довоенный период, в основном сохранилась
и после вступления СССР в войну, однако
формирование чрезвычайных органов, появление
новых специальных законодательных актов
не могло не сказаться на системе права
и правового регулирования.
Актуальность темы исследования обусловлена
тем, что любое новое погружение в историю
народа ведет к формированию нового национального
самосознания. Практическое изучение
данного вопроса необходимо также и в
связи с тем, что, к огромному сожалению,
мир не стал безопаснее. Люди постоянно
должны помнить, к чему могут привести
разногласия между странами и правителями.
Целью данной работы является анализ
создания специального судебного органа
для расследования преступлений и вынесения
приговоров против немецких военных преступников.
А также не мало важным является и раскрытие
спорных вопросов в квалификации военных
преступлений того периода.
Исходя из вышепоставленной
цели определены следующие задачи:
- рассмотреть порядок введения
военного положения в связи с началом
войны;
- определить спорные моменты
в квалификации такого международного
преступления, как геноцид;
- выявить международно-правовые
проблемы квалификации преступлений по
«Катынскому делу»;
- рассмотреть порядок создания
специального судебного органа – Трибунала;
- определить порядок проведения
процесса.
Курсовая работа имеет следующую структуру. Во-первых,
она состоит из 3 глав, которые в свою очередь
делятся на разделы. В каждом из этих разделов
раскрывает ту или иную ситуацию, анализирует
тот или иной факт. Все главы подобраны
таким образом, чтобы полно отобразить
все события войны.
Главы, из которых
состоит данная курсовая работа:
- Введение
военного положения в связи с началом
войны;
- Международно-правовые
проблемы квалификации отдельных видов
преступлений;
- Нюрнбергский процесс
над немецкими военными преступниками.
В свою очередь третья глава
данной работы делится на разделы. Это
сделано для того, чтобы более конкретизировать
события Великой Отечественной войны
и более и наглядно и последовательно
отобразить все события.
При написании работы и для
раскрытия темы использовались следующие методы:
формально-юридический, метод системного
анализа, метод комплексного исследования,
а также метод сравнительного правоведения.
Литературные источники подобраны
таким образом, чтобы полно и, что не мало
важно, в соответствии с действительностью
отобразить весь героизм и мужество советских
патриотов.
В качестве литературных источников
в данной курсовой работе использовался
материал не только отечественных учёных,
но также и отдельные мнения зарубежных,
а также российских учёных и профессоров.
Это сделано для того, чтобы восстановить
события Великой Отечественной войны
в соответствии с действительностью и
в хронологической последовательности.
Особое место среди литературных источников
занимают международные правовые акты.
ГЛАВА 1
ВВЕДЕНИЕ ВОЕННОГО
ПОЛОЖЕНИЯ В СВЯЗИ С НАЧАЛОМ ВОЙНЫ
Введение военного положения
связано с изданием Указа «О введении
военного положения».
Указ Президиума Верховного
Совета СССР от 22 июня 1941 г «О введении
военного положения» в значительной степени
основывался на Постановлении Президиума
Центрального Исполнительного Комитета
СССР «О введении в действие Положения
о чрезвычайных мерах охраны революционного
порядка» от 3 апреля 1925 г. [3, с. 46]. Постановление
это было принято исключительно в целях
сохранения и укрепления революционных
завоеваний, поэтому основными функциями
военно-революционных комитетов и органов
военного управления, наделявшихся широким
кругом чрезвычайных полномочий, являлись
обязанности подавления (с применением
вооруженных сил) контрреволюционных
выступлений. В отношении граждан Постановление
закрепляло неоправданно широкий круг
правоограничений, не предусмотренных
Конституцией СССР 1924 г.
Президиум Верховного Совета
СССР, объявляя в Указе от 22 июня 1941 г. военное
положение, устанавливал новые нормы права,
значительно изменяющие советское законодательство
по вопросам юридической ответственности
и порядка деятельности судебных органов.
Указ не содержал норм по вопросам структуры
и компетенции органов государственной
власти и управления в условиях военного
положения, но устанавливал существенные
правоограничения для граждан. Такое чрезвычайное
изменение законодательства было нелегитимным,
поскольку Президиум Верховного Совета
СССР не имел права самостоятельно изменять,
дополнять или отменять нормы действующего
законодательства и, тем более, отменять
статьи Конституции СССР 1936 г.
Президиум же Верховного Совета
СССР действовал в период между сессиями
и мог издавать указы и иные распоряжения,
не содержащие норм права (лишь правоприменительные
акты) [21].
Несмотря на Договор о ненападении
между Германией и Советским Союзом, ратифицированный
31 августа 1939 г.7, а также Германо-Советский
Договор о дружбе и границе и Указ Президиума
Верховного Совета СССР «О ратификации
Германо-Советского Договора о дружбе
и границе между СССР и Германией», принимались
меры по совершенствованию законодательства,
применительно к условиям военного положения
в СССР Об этом свидетельствует ряд нормативных
правовых актов в рассматриваемой области
в период с 1938 по 1940 гг. Однако полного
регулирования правоотношений в условиях
военного положения осуществлено не было
[10, с. 113].
Очень информационным является
пункт 3 данного Указа, в соответствии
с которым военные власти наделяются определённым
кругом полномочий в отношении населения.
Они имеют право объявлять трудовую повинность,
производить изъятие транспортных средств
и иного имущества у отдельных граждан.
Военные власти имеют право запрещать
появление на улице после определённого
времени, а также, что не мало важно, производить
в необходимых случаях обыски и задержание
подозрительных лиц [21].
Таким образом, антиконституционный
Указ 22 июня 1941 г. повлек за собой другие
антиконституционные решения, выразившиеся
в создании системы нелегитимных органов
и системы нормативных правовых актов,
принятых этими органами. Оба этих нелегитимных
процесса были усугублены правоприменительной
практикой, сориентированной на ужесточение
репрессий и существенно отразились в
институте юридической ответственности
в период Великой Отечественной войны.
ГЛАВА 2
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ
ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ
ПРЕСТУПЛЕНИЙ
2.1 Международно-правовые
проблемы квалификации преступления
геноцид
По широкому признанию, Советский
Союз и его наука внесли большой вклад
в развитие международного уголовного
права, которое служит основой для уголовной
квалификации видов поведения, представляющих
собой преступления против мира и безопасности
человечества. Запрещение таких видов
поведения и их наказуемость прямо следуют
из международного права.
Лишь после окончания Второй
мировой войны мировое сообщество выделило
геноцид в качестве самостоятельного
международного преступления против человечности.
В Уставе и Приговоре Нюрнбергского трибунала
термин «геноцид» не употребляется [16,
с. 91]. Однако в понимании Нюрнбергского
Международного военного Трибунала геноцид -
это система преступных действий,
направленных на физическое уничтожение
группы населения. Так, в приговоре Трибунала
полностью признавался факт организованного
массового истребления целых народов:
«Из представленных доказательств явствует,
что во всяком случае на Востоке массовые
убийства и зверства совершались не только
в целях подавления оппозиции и сопротивления
германским оккупационным войскам. В Польше
и Советском Союзе эти преступления являлись
частью плана, заключавшегося в намерении
отделаться от всего местного населения
путем изгнания и истребления его для
того, чтобы колонизировать освободившуюся
территорию немцами» [4, с. 64]. Исходя из
этих положений к геноциду можно отнести
действия, направленные на физическое
уничтожение отдельных расовых, национальных
или религиозных групп.
В соответствии с Соглашением,
заключенным 8 августа 1945 г. между Правительствами
Союза Советских Социалистических Республик,
Соединенных Штатов Америки и Соединенного
Королевства Великобритании и Северной
Ирландии и Временным Правительством
Французской Республики, учрежден Международный
Военный Трибунал для справедливого и
быстрого суда и наказания главных военных
преступников европейских стран оси и
принят Устав Международного Военного
Трибунала для суда и наказания главных
военных преступников европейских стран
оси. В соответствии со ст.6 Трибунал, учрежденный
Соглашением, имел право судить и наказывать
лиц, которые, действуя в интересах европейских
стран оси индивидуально или в качестве
членов организации, совершили любое из
действий или любые из них являются преступлениями,
подлежащими юрисдикции Трибунала и влекущими
за собой индивидуальную ответственность.
Применительно к Уставу, события, происходившие
в Катыни до 1943 г., и установленные в результате
работы немецкой и затем советской комиссий,
могут рассматриваться лишь как дурное
обращение с военнопленными, но никак
не геноцид (такое понятие в 1945 г. еще не
было сформулировано) в отношении польских
граждан.
Юридическое понятие геноцида
дано в Конвенции о предупреждении преступления
геноцида и наказании за него. В преамбуле
Конвенции даны ссылки на резолюцию Генеральной
Ассамблеи ООН 96 (I) от 11 декабря 1946 г., которая
объявила, что геноцид является преступлением,
нарушающим нормы международного права
и противоречащим духу и целям Организации
Объединенных Наций, и что цивилизованный
мир осуждает его; признавая, что на протяжении
всей истории геноцид приносил большие
потери человечеству [4, с. 67]. Геноцид независимо
от того, совершается ли он в мирное или
военное время, является преступлением,
которое нарушает нормы международного
права и против которого они обязуются
принимать меры предупреждения и карать
за его совершение. Под геноцидом в Конвенции
понимаются действия, совершаемые с намерением
уничтожить, полностью или частично, какую-либо
национальную, этническую, расовую или
религиозную группу как таковую: а) убийство
членов такой группы; b) причинение серьезных
телесных повреждений или умственного
расстройства членам такой группы; с) предумышленное
создание для какой-либо группы таких
жизненных условий, которые рассчитаны
на полное или частичное физическое уничтожение
ее; d) меры, рассчитанные на предотвращение
деторождения в среде такой группы; е)
насильственная передача детей из одной
человеческой группы в другую (ст. II).
Статья III определяет наказуемость
следующих деяний: а) геноцид; b) заговор
с целью совершения геноцида; с) прямое
и публичное подстрекательство к совершению
геноцида; d) покушение на совершение геноцида;
е) соучастие в геноциде. Представляется
важным указание ст. VI Конвенции о том,
что лица, обвиняемые в совершении геноцида
или других перечисленных в статье III деяний,
должны быть судимы компетентным судом
того государства, на территории которого
было совершено это деяние или таким международным
уголовным судом, который может иметь
юрисдикцию в отношении Сторон Конвенции,
признавших юрисдикцию такого суда.
В силу указания ст. VII Конвенции,
в отношении выдачи виновных геноцид и
другие перечисленные в статье III деяния
не рассматриваются как политические
преступления. В таких случаях Договаривающиеся
Стороны обязуются осуществлять выдачу
в соответствии со своим законодательством
и действующими договорами.
Общественная опасность геноцида
заключается в том, что в результате соответствующих
действий полностью или частично прекращает
или может прекратить существование характеризующаяся
самобытностью образа жизни и культуры,
традиций и обычаев, иными особенностями
определенная национальная, этническая,
расовая или религиозная группа людей,
что влечет обеднение разнообразия человеческого
сообщества. Объект преступления - жизнь, здоровье,
права и свободы человека, его безопасные
условия жизни. Объектом геноцида является
безопасность человеческого сообщества
как состояние защищенности жизни и здоровья
людей различных национальных, этнических,
расовых и религиозных групп от внутренних
и внешних угроз (безопасные условия жизни
национальных, этнических, расовых или
религиозных групп, а также жизнь, здоровье,
права и свобода человека).