Великий Шелковый путь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 20:22, реферат

Краткое описание

В истории человеческой цивилизации есть немало примеров длительного взаимовыгодного культурного и экономического сотрудничества между странами и народами с различными политическими, религиозными и этническими традициями. Сотрудничество стран и народов осуществлялось посредством дорог и путей, которые пролегали в тех местах, где наиболее выгодно можно было продать или купить товар, обменять рабов, лошадей, драгоценности и так далее.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Шелковый путь.docx

— 39.57 Кб (Скачать файл)

Огромную роль в торговых и культурных связях между Причерноморьем и Средней Азией играли сарматские племена, особенно аорсы и аланы, занимавшие огромную территорию между Приаральем и Причерноморьем. Степная дорога, вероятно, шла от выше упомянутых городов через крупный античный город Танаис, расположенный в низовьях Дона, пересекала южнорусские степи, Нижнее Поволжье, Приаралье, а затем через Южный Казахстан выходила на Алтай и в Восточный Туркестан, где, вероятно, соединялась с основной трассой Великого Шелкового пути. Одно из ответвлений этой дороги от Северного Приаралья через Хорезм шло в Согдиану и далее на юг.

Северная трасса Великого Шелкового пути была более сложной  для прохождения, поскольку многие десятки километров она проходила  по безводным степям, лишенным городов  и поселений, где торговые караваны подвергались набегам различных  племен, не признававших чью-либо власть, в отличие от южных дорог, находившихся под контролем государств - будь то Парфянское или Кушанское.

Великий Шелковый путь был  не только дорогой торговых караванов, а и дорогой этнических миграций. Именно по ней, начиная с I-го тысячелетия до нашей эры, с Востока на Запад шли бесчисленные потоки кочевых племен: скифы, сарматы, гунны, авары, болгары, мадьяры, печенеги, и «нет им числа».

Помимо трех основных трасс  Великого Шелкового пути, существовали и другие дороги, посредством которых  все эти три трассы соединялись  между собой. Так, из морских портов Западного побережья Индии ряд  дорог вел на север и через  Хайберский перевал они выводили в Бактрию, где соединялись с основной трассой Великого Шелкового пути. В столице Согда - древней Мараканде начинался Кавказский Шелковый путь, который шел в Хорезм, огибал Каспийское море, пересекал степи Северного Кавказа, а затем по так называемой Дарвинской дороге подходил к перевалам хребта: Клухорскому и Марухскому и спускался к городу Цхуми. Отсюда торговые караваны переплывали Черное море к городу Константинополю - столице Византийской империи. Особое значение Кавказский Шелковый путь приобрел во 2-й половине VI в. нашей эры, когда Сасанидская империя закрыла проход торговых караванов с шелком через свою территорию в Византию.

Важная дорога шла из Нижнего  Поволжья вдоль западного берега Каспийского моря через Каспийские Железные Ворота - Дарбанд на юг в древнюю Албанию и Парфию, соединяя северную и основную трассы Великого Шелкового пути. Именно по этой дороге, поступали на Северный Кавказ и в южнорусские степи индийские и египетские товары. Вероятно, по этой причине здесь в достаточно большом количестве найдены египетские амулеты. Считается, что эти амулеты изготовлялись в египетских городах Александрии и Навкратисе.

Несмотря на очень сложные  природные условия, множество путей  проходили из северных районов Средней  Азии и оазисов Восточного Туркестана через перевалы Памира в Кашмир и далее на юг в Индию. Вот как описывается путешествие по одной из таких дорог двадцати пяти монахов во главе с Ши Таньуцзе, шедших на поклонение буддийским святыням Индии: «Они оставили за собой царства Куча и Кашгар, поднялись на горы Памира, перевалили Снеговые горы (Гималаи). Ядовитые пары давили на них с тысячной силой, наледи вздымались ввысь на десять тысяч ли, а под ними была большая река, которая неслась стрелой. Мостом с восточного на западный берег служили толстые веревки.… Они шли три дня и вновь поднялись на большие заснеженные горы. Отвесная скала стала перед ними стеной, такой гладкой, что не упереться ногами. ... У каждого из спутников было по четыре колышка. Они выдергивали нижние колья и карабкались на верхние, так попеременно взбираясь, то на одни, то на другие. Только к концу дня они выбрались на ровное место. Здесь они подождали отставших и произвели счет потерям. Они потеряли двенадцать человек».

Значительная часть евразийского материка была покрыта густой сетью  дорог, составляющих собственно Великий  Шелковый путь, по которому шел интенсивный  обмен материальными и духовными  ценностями, причем своеобразным ретранслятором являлась Центральная Азия. В типологическом ракурсе эти дороги могут быть представлены следующим образом: межконтинентального значения (Великий Шелковый путь, связывающий два континента: Азию и Европу); континентального значения (коммуникации, связывающие различные регионы одного континента: Бактрию и Индию, Бактрию и Китай); регионального значения (коммуникации внутри какой-либо части континента - Центральная Азия, дорога между Бактрией и Согдом, Бактрией и Хорезмом); областного значения (коммуникации между крупными населенными пунктами внутри определенной историко-культурной области; местного значения (коммуникации между городом и населенными пунктами округи); тропы и тропинки между селениями внутри округи.

Расстояния на различных  типах дорог могли занимать: межконтинентальные - до 10 тысяч километров, континентальные - несколько тысяч километров; местные - несколько десятков километров; тропы  и тропинки - от нескольких сот метров до несколько десятков километров (горные, тропы к охотничьим угодьям и пастбищам). Так в среднем однодневный путь, пройденный караваном, занимал 23-26 км.

Великий Шёлковый путь рождает  в воображении каждого из нас  наполненные экзотическими товарами караваны, которые, минуя знойные  пустыни и горные кручи, подвергаясь опасностям в течение нескольких месяцев упорно продвигались из загадочных стран Юго-Восточной Азии к цветущим и богатым городам Ближнего и Среднего Востока, Средиземноморья и дальше в Европу. Шли караваны и в обратном направлении.

Уходили с исторической арены  целые народы, гибли города, заносились песком старые караванные тропы. Но на бескрайних пустынных и степных  просторах южной части евразийского континента появлялись новые торговые пути. Бесперебойно функционировал южный  морской путь по прибрежным морям  Индийского и Тихого океанов.

П исьменные источники периода античности ( 5-6 в.до н.э.) свидетельствуют о торговых поездках древних греков и римлян в Среднюю Азию. Сохранились интинерарии - дорожники, в которые заносились описания путей, дорожных станций (стафмы), указывались расстояния между населенными пунктами. В этих «путеводителях» упоминаются престижные «царские дороги» и не менее значимые местные маршруты, ведущие от городов греко-римского мира к отдаленным восточным народам.

С XV века интенсивность транзитной торговли на Великом шелковом пути постепенно смещается на южные морские трассы.

Средневековая цивилизация  обязана «Великому шелковому  пути» не только знаниями об изготовлении шелка, но и распространением основополагающих технологий производства бумаги, фарфора, стекла, книгопечатания. Еще большее  значение имело влияние восточной  философии на развитие европейского естествознания.

«Великая шелковая дорога»  через обмен материальными и  духовными ценностями в течение  двадцати веков связывала своеобразные и неповторимые цивилизации Востока  и Запада.

За свою долгую историю  человечество совершило много крупных  достижений. Одним из плодов коллективных усилий представителей разных стран  и народов можно назвать Великий  Шелковый путь. Шелковый путь — это  не что-то застывшее, как, например, египетские пирамиды, он был живым мостом, протянувшимся  на тысячи и тысячи километров от одних  цивилизаций к другим. И хотя мы не можем прикоснуться к нему так, как к Тадж-Махалу или Великой  Китайской стене, мы наблюдаем его  воздействие и влияние так  же ощутимо.

Немало опустошительных  войн, разрушений, пожарищ, голода и  мора видели древние торговые города, расположенные вдоль Шелкового  пути. Одни из них канули в вечность, оставив потомкам лишь безымянные развалины, другие не раз полыхали в огне и  погибали, но возрождались вновь, чтобы  поразить мир богатством, синевой  куполов и ажурной терракотовой вязью мавзолеев и мечетей.

Веками шумели разноязычные базары, сотни лет по пыльным караванным дорогам везли для продажи  европейцам драгоценные камни и  шелка, пряности и красители, золото и серебро, южных экзотических птиц и зверей. Шелковому пути суждено было стать не только дорогой торговли, здесь встретились две различные цивилизации – Восток и Запад с совершенно особыми культурными традициями, религиозными убеждениями, научными и техническими достижениями.

Центральная Азия, расположенная  между Китаем и Индией на востоке, европейским миром на западе, Волгой и Сибирью на севере, Персией и  Аравией на юге, почти два тысячелетия  стояла на пересечении великих торговых путей, мировых цивилизаций и  культур. Многого не сохранила для  нас история. Пыль веков занесла  древние города, но бережные руки археологов и реставраторов сумели отыскать и восстановить для нас редкостные сокровища древних культур –  Семиречья и Средней Азии.

Маршрут Шелкового пути не был чем-то застывшим. В течение  столетий он менялся в зависимости  от различных причин, наибольшую значимость приобретали те или иные его участки  и ответвления, другие же, напротив отмирали, а города и торговые станции  на них приходили в упадок. В VI-VII веках наиболее оживленным становится путь, который пролегал из Китая  на запад, через Семиречье и Южный  Казахстан. А особого расцвета Шелковый путь, проходивший по территории Средней  Азии и Казахстана, достиг в VIII-XII веках.

Огромная территория до сих  пор вспоминает неторопливые шаги верблюжьих караванов, веками передвигавшихся  по этому отрезку. Эта часть пути представлена уникальным комплексом исторических памятников архитектуры, градостроительства и искусства.

Говоря о Великом шелковом пути, нельзя не упомянуть города, стоявшие на пути бесчисленных караванов. Они  являлись не только торговыми центрами, но и несли мощный поток культурных ценностей, верований, философии. Именно благодаря городам, которые встречали  уставших путников, мы обязаны появлением великих ученых Востока. 

Города фигурируют во многих исторических хрониках, однако точного  географического местонахождения  их установить достаточно трудно.

Города: Отрар, Тараз, Сайрам (Испиджаб), Туркестан (Яссы), Суяб, Баласагун и другие, были не только торговыми центрами, но также и центрами науки и культуры.

Тараз в древности называли городом купцов. Узкие улочки, точно  ручьи, стекались к центру – многоголосому  базару. Базар в Таразе был средоточием всей жизни. Город с цитаделями, караван-сараями, глинобитными мазанками, глухими внутренними двориками, мастерскими ремесленников возник в связи с базаром и вокруг базара. Кажется, что люди со всего света стекались на базарную площадь, чтобы что-то продать, купить или обменять. На базаре можно было купить и продать все. И воистину справедливо говорили древние: «Таразский базар – зеркало мира». На протяжении многих веков Тараз оставался одним из важнейших центров цветной металлургии. Медные изделия мастерских Тараза – кувшины, шкатулки, светильники, украшения для оружия, одежды и конской сбруи, многое другое расходилось по всему свету.

Примером литейного искусства  может служить ритуальный казан  мавзолея Ахмеда Яссави в Туркестане, по размеру не имеющий себе равных. Его диаметр – 2,2 метра, вес – две тонны. В 1896 году на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде казахские браслеты блезики – из черненого серебра вызвали настоящую сенсацию и были отмечены золотыми медалями. Как и полторы тысячи лет назад на том же самом месте шумит современные зеленый базар. И когда в наши дни идешь вдоль его торговых рядов, чувствуешь под ногами пыль тысячелетий…

Отрар. «Путник! Перед тобой развалины города-крепости, задержавшего на полгода у своих стен полчища Чингисхана от наступления на Среднюю Азию и Закавказье, Великую Русь и восточно-европейские страны, оказывавшего героическое сопротивление иноземным захватчикам и в последующие века», - такая надпись гласит на чугунной плите, установленной у въезда на территорию Отрарского археологического музея-заповедника. Отрарский оазис включал в себя более 150 небольших городков, крепостей, замков и укрепленных поселений, соединенных между собой цепью караван-сараев Великого Шелкового пути.

В пору его расцвета проживало  около четверти миллиона человек. Первое городское поселение на месте  Отрар датируется II веком до нашей эры. Его основателями были кангюйцы – потомки саков. Отрар – родина великого ученого и философа средневековья Абу Насра ибн Мухаммеда, вошедшего в историю под именем Аль-Фараби. Этот мыслитель родился в 870 и умер в 950 году. За философскую глубину и энциклопедичность познаний Аль-Фараби еще при жизни прозвали вторым после Аристотеля учителем человечества. Его трактат о классификации наук открывал путь к познанию на века вперед. Недаром все пришедшие после него великие ученые – Авиценна, Аль-Бируни, Аш-Ширази, Махмуд Кашгари, Юсуф Баласагуни, Улугбек, Ибн Аль-Фараби – считали себя его учениками.

Туркестан (Яссы). Город насчитывает 1500 лет своего существования. Возник город в 490 году до нашей эры. Наибольшего  расцвета город достиг в VII веке. В  ту пору он был пестр и многолюден, его базары обильны, череда караванов  бесконечна. Слава города простиралась по всему мусульманскому миру. В  немалой степени этому способствовало имя Ходжи Ахмета ибн Ибрагима аль Яссави, дервиша, проповедника суфизма, основателя аскетического братства ясавия, поэта, творившего на языке простого народа. Его стихи, едва успев облечься в рифму, становились народными, его пламенные проповеди привлекали массы паломников. Именно тогда о Яссах начинают говорить как о «второй Мекке».

Суфизм – религиозное  своеобразное учение, соединяющего в себе ортодоксальный ислам с народными верованиями. Примером личной жизни и простым доступным языком призывал Ходжа Ахмет Яссави людей следовать добру, нестяжательности, смирению и послушанию. После смерти Ахмеда Яссави слава его не померкла. К его могиле стекались тысячи паломников. Первоначально сооруженный мавзолей над могилой шейха был весьма скромным и с течение времени сильно обветшал. Новый мавзолей Ахмеда Ясави был, воздвигнут 233 года спустя, после его смерти, по приказу Тимура. В настоящее время мавзолей Ахмеда Ясави восстановлен в первозданном виде и охраняется государством. Каждый может полюбоваться жемчужиной Средневекового Востока. Город начинает превращаться в крупный центр мирового туризма.

Информация о работе Великий Шелковый путь