Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 10:25, курсовая работа
В рамках русской православной традиции явление «двоеверия» проявляется в отождествлении у народа некоторых христианских святых с языческими божествами (например, Илья Пророк — Перун, Святой Николай или святой Власий — Велес/Волос) и в языческом происхождении некоторых признанных православием особо почитаемых народом языческих аграрных праздников (например, масленица). Также большое количество чисто православных церковных праздников умышленно было приурочено к основным языческим славянским с целью постепенной подмены традиционных языческих верований на христианские. Такая практика осуществлялась и в отношении других объектов дохристианской культуры.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Взгляды историков XVIII-XX веков на феномен двоеверия……6
ГЛАВА 2. Глава 2. взгляды Б.А. Рыбакова и И.Я. Фроянова на существование двоеверия……………………………………………………………………….13
2.1. Б.А. Рыбаков и его взгляды на двоеверие……………………………….13
2.2. И.Я. Фроянов и его взгляды на двоеверие……………………………...17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………23
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….25
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. Взгляды историков XVIII-XX веков на феномен двоеверия……6
ГЛАВА
2. Глава 2. взгляды Б.А. Рыбакова и И.Я. Фроянова
на существование двоеверия………………………………………………………
2.1. Б.А. Рыбаков и его взгляды на двоеверие……………………………….13
2.2. И.Я. Фроянов и его взгляды на двоеверие……………………………...17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….25
Введение.
В 988 году
киев был крещен князем Владимиром.
Но нельзя сомневаться в том, что
язычество, существовавшее за многие века
до крещения, сразу же прекратило свое
существование. Оно долгое время
находилось на "осадном" положении
по отношению к христианству и
особенно было сильно в деревнях и
городах отдаленных от Киева. Славянское
язычество было крайне веротерпимым
и принявший крещение мог так же легко
перейти обратно в язычество. По словам
Е.Е. Голубинского, «в первое время после
принятия христианства наши предки в своей
низшей массе или в своем большинстве,
буквальным образом став двоеверными
и только присоединив христианство к язычеству,
но не поставив его на место последнего,
с одной стороны, молились и праздновали
богу христианскому с сонмом его святых
или — по их представлениям — богам христианским,
а с другой стороны, молились и праздновали
своим прежним богам языческим. Тот и другой
культ стояли рядом и практиковались одновременно…»1
Двоеверие
— как правило, религиозное и
культурное явление, заключающееся
в параллельном сосуществовании
традиционного христианства и элементов
дохристианских языческих верований
существовало на Руси до XII века а по мнению
некоторых исследователей и гораздо дольше.
В рамках
русской православной традиции явление
«двоеверия» проявляется в
Актуальность
нашей работы заключается в том,
что мы сводим воедино и сравниваем
мнения историков и исследователей
по поводу существования двоеверия
на Руси.
Целью исследования является сведение и сравнение мнений историков и исследователей по поводу существования двоеверия на Руси.
Для достижения цели мы ставим следующие задачи:
Методы:
в данной работе мы применили метод
исследования историографии и мнений
авторов, писавших по данной проблеме.
Источниковая
база: книги и статьи авторов, писавших
по данной проблеме.
Хронологические
рамки исследования: XII- XIV века, так
как в основном этот период считается
самым ярким проявлением
Территориальные
рамки: территория Киевской Руси на XII-
XIV века.
Таким
образом, теоретическая и практическая
значимость работы заключается в
том, что материалы данного
Глава
1. Взгляды историков
XVIII-XX веков на феномен
двоеверия.
Взгляды
ученых на пережитки язычества и
феномен двоеверия в
О двоеверии
начали говорить еще русские книжники,
так составитель «Повести временных
лет», замечает, что русские люди
лишь на словах называются христианами,
а на деле живут точно «поганые»2.
Ещё одним источником по истории двоеверия
являются так называемые Поучения против
язычества. Создание этих источников уже
говорит о существовании проблемы бытования
языческих мировоззрений в среде крещеных
христиан. Среди таких произведений можно
назвать следующие труды: «Поучение к
простой чади» новгородского игумена
Моисея, «Поучения» Серапиона Владимирского
и т.д.3
Дореволюционных
исследователей характерна концепция
двоеверия – смешения языческих
верований с христианскими
В XVIII
веке начинают намечаться подходы к исследованию
духовной жизни Руси в трудах В.Н. Татищева,
М.Ю. Ломоносова и М.М. Щербатова. Но язычество
рассматривалось у них в сравнениях с
античным политеизмом4.
На
рубеже XVIII-XIX веков происходит всплеск
интереса к славянским древностям, летописям
и документальным источникам. В 1767 г. М.Д.Чулков,
писатель и журналист, издал «Краткий
мифологический лексикон», где вместе
с именами античных богов были приведены
имена из языческой мифологии славян.
Позднее он же опубликовал «Словарь русских
суеверий», во втором издании получивший
название «Абевега русских суеверий».
В 1768 г. М.В.Попов выпустил книгу «Краткое
описание славянского баснословия», где
также содержался перечень славянских
богов. В 1804 г. появился труд Г.Глинки «Древняя
религия славян». Тогда же вышла книга
А.С. Кайсарова «Славянская и российская
мифология», а в 1815 г. – монография П.Строева
“Краткое обозрение мифологии славян
российских”.
В
30-е годы XIX века выходят многочисленные
труды, посвящённые духовной жизни народа,
его устному поэтическому творчеству,
обычаям. Широкую известность получили
труды И.М.Снегирёва, И.П.Сахарова, А.В.Терещенко.
Общий теоретический уровень этих работ
был невысок, но ценность для современной
науки представляет их богатый фактический
материал.
Теоретическим осмыслением язычества (выведенным из мифологии религии) занимались такие крупные учёные, как А.Н.Афанасьев, И.И.Срезневский, А.А. Потебня и другие. Для этих авторов особенно важно раскрытие истоков духовной культуры нашего народа, поэтому их труды в первую очередь интересны для историков, фольклористов, этнографов.
К концу
XIX века появляется ряд капитальных
трудов, с научной точки зрения
оценивающих огромный фактический
материал по мифологии, собранный к этому
времени.
С профессиональным
исследованием эпохи двоеверия
выступает Е.В. Аничков, опубликовавший
в 1914 году монографию «Язычество и Древняя
Русь». В этой работе древнерусские христианско-языческие
взаимоотношения получили последовательное
концептуальное изучение. в своём труде
Аничков говорит о том, что двоеверцы хотят
быть христианами, но всё равно не могут
отказаться от былых убеждений. В формировании
мировоззрения, по Аничкову, главная роль
принадлежит «околорелигиозной литературе»
т. наз. апокрифам. Аничков выступал против
использования фольклора в изучении народной
культуры, так как эти материалы нельзя
продатировать5.
В
1913-1916 годах вышла двухтомная монография
М.Н. Гальковского «Борьба христианства
с остатками язычества в
В послереволюционной
науке 20-30х годах изучение язычества
«перешло в ведение» этнографии и
фольклористики, а изучение религиозной
жизни свелось к изучению места
церкви в социально-политической жизни
древней Руси.
Не выдвигалось
принципиально новых концепций
перехода от язычества к христианству,
а двоеверие изучалось с точки
зрения межклассовых противоречий8.
В советской историко-этнографической науке конец 1950-х годов ознаменовался выходом крупных исследований В.И. Чичерова и С.А. Токарева, посвященные традиционным верованиям древних славян 9. Однако
Проблема
двоеверия, затронутая авторами данных
монографий, по-прежнему рассматривалась
с позиции механического
Своеобразную
концепцию «языческого
В 1988 г.
И.Я. Фроянов изложил свои взгляды
на эту проблему, в своих трудах
он писал: «если поставить вопрос,
что в большей степени
Более
подробно взгляды Б.А. Рыбакова и
И.Я. Фроянова мы рассмотрим во второй
главе.
С новой
концепцией формирования русского средневековья
христианского мировоззрения выступил
вначале 1990-х А.Е. Мусин. Он отметил, что
перед Христианством на Руси, также как
в свое время и в Византии, стояла задача
освоения языческого наследия. Такое освоение
было ничем иным как процессом религиозного
творчества. Необходимо признать, что
пережитки дохристианских верований,
долгое время определявшиеся наукой как
«контрабанда язычества в христианство»,
в действительности носили не конфессиональный,
а общекультурный религиозно-психологический
характер. «Подобные архаические представления,-
по мнению Мусина, - допускались общецерковным
сознанием лишь постольку, поскольку они
не противоречили христианской догматике
и нравственности». Поэтому «мировоззрение
русского средневековья можно охарактеризовать
как христианское, закономерно включившее
в себя десемантизированые элементы предшествующей
культуры и примитивные представления
религиозной психологии»16
Информация о работе Взгляды Б.А. Рыбакова и И.Я. Фроянова на существование двоеверия