Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 10:25, курсовая работа
В рамках русской православной традиции явление «двоеверия» проявляется в отождествлении у народа некоторых христианских святых с языческими божествами (например, Илья Пророк — Перун, Святой Николай или святой Власий — Велес/Волос) и в языческом происхождении некоторых признанных православием особо почитаемых народом языческих аграрных праздников (например, масленица). Также большое количество чисто православных церковных праздников умышленно было приурочено к основным языческим славянским с целью постепенной подмены традиционных языческих верований на христианские. Такая практика осуществлялась и в отношении других объектов дохристианской культуры.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Взгляды историков XVIII-XX веков на феномен двоеверия……6
ГЛАВА 2. Глава 2. взгляды Б.А. Рыбакова и И.Я. Фроянова на существование двоеверия……………………………………………………………………….13
2.1. Б.А. Рыбаков и его взгляды на двоеверие……………………………….13
2.2. И.Я. Фроянов и его взгляды на двоеверие……………………………...17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………23
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….25
И так
можно сделать вывод, что изучения
язычества происходит достаточно давно.
За это время были написаны монументальные
труды и сделаны разнообразные
открытия в области археологии, этнографии,
фольклористики и языкознании, сделано
большое количество выводов касательно
славянского язычества и
В дореволюционной
историографии в основном подчёркивалась
положительная роль христианизации
и необходимость Крещения. В советской
историографии писалось о расцвете
язычества в период принятия христианства,
однако также подчёркивались положительные
итоги Крещёния. В современной
же науке в основном проходит мысль
о том, что христианство хоть и
принесло на Русь основы христианской
морали, но являлось, по сути, религией
враждебной Византии, известной своим
вероломством.
Глава
2. взгляды Б.А. Рыбакова
и И.Я. Фроянова на существование
двоеверия.
2.1. Б.А. Рыбаков и его взгляды на двоеверие.
Борис
Александрович Рыбаков родился 21 мая (3
июня) 1908 года в Москве в русской старообрядческой
семье. Отец учёного окончил историко-филологический
факультет Московского государственного
университета, был автором трудов по истории
раскола, а также основателем и директором
Старообрядческого Учительского института,
созданного в 1911 году на средства С. П.
Рябушинского. Мать, Клавдия Андреевна
Блохина, окончила филологический факультет
Высших женских курсов В. И. Герье и работала
педагогом.
Получил
хорошее домашнее образование, в 1917
году в возрасте 9 лет был отдан
в частную гимназию. С 1921 года жил
вместе с матерью в Москве в
Гончарной слободе в здании детского
дома «Трудовая семья». В 1926 году поступил
на историко-этнологический факультет
МГУ, который окончил в 1930 году. В
течение 6 месяцев служил курсантом
в Красной Армии, в артиллерийском
полку 1 дивизии в Москве, в 1931 году
поступил на службу в Отдел раннего
феодализма Исторического музея. Своим
учителем считал известного историка
С. В. Бахрушина.
В ходе
многолетней работы над колоссальными
собраниями ГИМ подготовил фундаментальный
труд «Ремесло Древней Руси», защищенный
в 1942 году в качестве докторской диссертации
в эвакуации в Ашхабаде, в 1948 году
опубликованный отдельным изданием,
а в 1949 году удостоенный Сталинской
премии. В конце 1940-х — начале
1950-х годов участвовал в кампании
против «безродных космополитов», опубликовав
в научных журналах ряд статей
антисемитского характера, в которых
преувеличивалась роль иудеев в истории
Хазарского каганата. В 1951 г. вступил
в ВКП(б).
Директор
Института археологии АН СССР в 1956—1987
гг., академик Чехословацкой (1960) и Польской
(1970) АН, почётный доктор Ягеллонского
университета в Кракове (1964); член Исполнительного
комитета Международного союза доисторических
и протоисторических наук (с 1958) и
член Международного комитета славистов
(с 1963); неоднократно представлял советскую
историческую науку на Международных
конгрессах. С 1958 президент общества
«СССР — Греция»17.
Нельзя
отрицать того что Рыбаков писал
свои работы придерживаясь политики
господствующего режима.
Публиковать
свою концепцию язычества Рыбаков
начал еще в 60-е годы, а закончил
в 80-х издав две монументальные монографии
«Язычество древних славян» в 1981 и «Язычество
древней Руси» в 1987 г. В эти труды он свел
материалы своих статей с добавлением
новых разработок.
В труде
Рыбакова важнейшее место занимает
археологический материал, никогда
ранее не привлекавшийся к раскрытию
темы. Обобщение результатов многих
археологических исследований и
массовое включение их в состав источников
по данной теме является несомненным
достижением Рыбакова, тем более,
что ряд памятников привлечен к этой теме
впервые именно им, а в других случаях
ему принадлежит оригинальная интерпретация.
Археологичность труда отражается и в
его внешнем облике: никогда еще прежде
труды по истории славянского язычества
не сопровождались таким огромным количеством
иллюстраций.
Так же
Б.А. Рыбаков использует письменные
и этнографические источники, особенно
широко им представлены материалы народного
изобразительного искусства – вышивка,
резьба и т.п.
Так же
Рыбаков придает важное значение
изучению данных языка, его анализа с помощью
него он устанавливает смысл имен богов,
их функции, связи, разноэтнические параллели
и т.п.
В монографии "язычество древней Руси" Б.А Рыбаков теме двоеверия выделил отдельную часть, в которой, сточки зрения археолога, этнографа и фольклориста описал в четырех главах дом в системе языческого миропонимания, народные обереги, язычество в городском быту и языческие обряды и празднества. Здесь он представляет богатые научные исследования резьбы на станах домов, узоры вышивок, языческих символик на украшениях и их элементы в оформлении икон, а так же языческие традиции при постройке и оформлении православных храмов.
В результате целого ряда сложных явлений
на Руси к началу XIII в. создалось и в деревне,
и в городе своеобразное двоеверие, при
котором деревня просто продолжала свою
прадедовскую религиозную жизнь, числясь
крещеной, а город и княжеско-боярские
круги, приняв многое из церковной
сферы и широко пользуясь социальной стороной
христианства, не только не забывали своего
язычества с его богатой мифологией,
укоренившимися обрядами и жизнерадостными
карнавалами-игрищами с их танцами, музыкой
гусляров и пением, но и поднимали свою
старинную, гонимую церковью религию на
более высокий уровень, соответствующий
расцвету русских земель в XII в. Возможно,
что религиозно-магическое отношение
к языческому комплексу постепенно отступало
на второй план, становилось все в большей
мере традицией (впрочем, твердо охраняемой
от гонений церковников) и во многом
переходило в сферу отношений
к категориям эстетическим. Происходила
(частично еще в XII-XIII вв.) некая "секуляризация"
языческого искусства, сочетавшаяся с
более утонченным теологическим отношением
к прадедовскому язычеству, как религиозной
системе.
2.2.
И.Я. Фроянов и его взгляды
на двоеверие.
Игорь
Яковлевич Фроянов (р. 22 июня 1936, Армавир,
Краснодарский край, РСФСР, СССР) —
советский и российский историк,
доктор исторических наук. Общественный
деятель, писатель. Профессор, с 1982 по 2001
года — декан исторического
После
прохождения военной службы в 1955—1958
годах И. Я. Фроянов поступил на исторический
факультет Ставропольского
Ученик профессоров В. А. Романовского и В. В. Мавродина, представитель ленинградской (санкт-петербургской) исторической школы.
Игорь Яковлевич Фроянов доказывает доклассовый и общинный характер общественного и государственного строя Древней Руси.
В своей
докторской диссертации и вышедшей
на её материале книге «Киевская
Русь. Очерки социально-экономической
истории» он отказался от господствовавшего
в советской историографии
Согласно
концепции И. Я. Фроянова, население
Киевской Руси было свободным и непосредственно
участвовало в управлении государственными
делами на вечевых собраниях. Территориальная
община решала вопрос о власти, призывала
и изгоняла князей. Таким образом,
государство на Руси возникло до разделения
общества на классы18.
В нашем
исследовании нас интересуют взгляды,
излагаемые И.Я. Фрояновым по поводу
феномена «двоеверия». Не сомневаясь в
существовании двоеверия на Руси
Фроянов приводит такие доказательства
как существование домовых
Так же
он обращает внимание на "распространенный
в Древней Руси обычай разорения
в межволостных войнах храмов и монастырей
противника, «фетишизации» икон, заменяющих
древним славянам языческих идолов,
которые в случае войны так же уничтожались
либо изымались противниками. С точки
зрения христианской такое обращение
со святынями совершенно безнравственно
и беззаконно но "по убеждению язычников,
разрушить святилище врага — значит лишить
его покрова божьего и тем самым победить".
Здесь заложен свойственный языческому
мировоззрению взгляд на святилище как
на опору тех, кто ему поклоняется.
Так же
Фроянов отмечает "значение городской
стены в сознании древнерусского
человека. Не вызывает сомнений ее сакральная
роль. Это представление идет из
глубины веков, когда славянские
языческие капища обносились оградами,
которые становились
Смешение
языческих и христианских праздников,
замену именами православных святых
древних языческих богов, традиции
проведения обильных княжеских пиров,
а так же исполнение старых похоронных
обрядов: "Смешение языческих и
христианских обрядов прослеживается
сплошь и рядом в различных
эмпирических проявлениях религиозного
сознания. Христианские ортодоксы негодовали
по этому поводу". Языческое мироощущение
настолько крепко держалось в
общественном сознании Древней Руси,
что сами борцы за чистоту христовой
веры путали праздники христианские
и языческие, скажем сошествие святого
духа с русалиями. Монахи летописцы порой
вели счет времени по «русальным неделям».
Склонность
к язычеству проявлялась на Руси
XI XII веков не только в народной среде,
но и у знати, в частности князей,
нравы и обычаи которых то и
дело выходили за рамки христианских
норм, отмечает Фроянов, приводя в
пример практику двойных имен: одно
— мирское, второе — полученное
при крещении. Большую озабоченность
вызывала у служителей церкви закоренелая
привычка древнерусских людей
Приведенные факты убеждают в том, пишет Фроянов, что люди Древней Руси (и знатные, и простые) обычно решали проблемы, выдвигаемые жизнью, с помощью языческих методов и средств, иногда, впрочем, закамуфлированных под христианские нормы и образцы. Это, безусловно, яркий показатель устойчивости язычества в общественном сознании Руси XI- XII столетий. К сказанному надо добавить, что некоторая часть древнерусского общества рассматриваемого времени была некрещеной, в чем и состояла одна из главных причин сохранения в Киевской Руси всей совокупности языческих верований, существовавших у восточных славян до принятия христианства.
По старому
на Руси поклонялись камням, рекам,
колодцам, болотам, рощам и отдельным
деревьям. Молились огню «под овином»,
принося «жертвы идольские». Согласно
терминологии церковных проповедников,
молящиеся огню суть «идолослужители»19.
Итак, если
поставить вопрос, по утверждению
И.Я. Фроянова, что в большей степени
определяло мировоззрение древнерусского
общества — язычество или христианство,
то можно, не боясь преувеличений, сказать:
язычество. Данный ответ обусловлен
существованием на Руси XI-XII столетий оязыченного
христианства, то есть «двоеверия», с
одной стороны, и чистого язычества
— с другой. Наличие последнего
объясняется тем, что население
Древней Руси не было сплошь охвачено
крещением и какая то часть его оставалась
в язычестве, которое, впрочем, утратило
свой прежний официальный характер, в
результате чего массовые публичные моления
верховным богам Роду, Перуну, Дажбогу,
Велесу и прочим превратились в частные,
ограниченные отдельным домом и семьей,
свершаемые скрытно «под овином». Но, тем
не менее, эти моления продолжались. И
только позднее, на протяжении второй
половины XIII, XIV и XV столетий, когда христианство
окончательно утвердилось на Руси и все
русские люди стали (во всяком случае,
формально) христианами, язычество как
самостоятельное вероисповедание отошло
в прошлое. Сохранилось лишь являвшееся
смесью христианства с язычеством «двоеверие»,
из которого впоследствии и выросло современное
русское православие.
Информация о работе Взгляды Б.А. Рыбакова и И.Я. Фроянова на существование двоеверия