Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 19:07, курсовая работа
Цель работы – вклад российского предпринимательства в развитие культуры.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи: изучить историю благотворительности в России и предпосылки ее появления, для того чтобы выявить предпосылки для возникновения такого явления как меценатство и историю его развития, проанализировать деятельность наиболее выдающихся меценатов и оценить их вклад в развитие культуры.
Введение………………………………………………………………………..
Глава 1.Меценатство в России……………………………………..................
1.1. История благотворительности и меценатства в России………………..
1.2. Мотивы меценатской деятельности……………………………………..
1.3. Источники меценатских вложений………………………………………
Глава 2. Меценаты и их вклад в развитие культуры………………………...
2.1. Меценатство и театр………………………………………………………
2.2. Меценаты-коллекционеры: братья Третьяковы и их галерея………….
Заключение……………………………………………………………………..
Список использованных источников…………………………………………
Министерство образования и науки РФ
Санкт-Петербургский
Институт международных образовательных программ
Кафедра «Международные отношения»
РЕФЕРАТ
Вклад российского предпринимательства в развитие культуры. Основы благотворительности и меценатства в России
Выполнила
студентка гр.4143/5 В.В.Стёпина
Руководитель
д.и.н., проф. О.К.Павлова
Санкт-Петербург
2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………… |
3 |
Глава 1.Меценатство в России…………………………………….......... |
5 |
1.1. История благотворительности и меценатства в России……………….. |
6 |
1.2. Мотивы меценатской деятельности…………………………………….. |
12 |
1.3. Источники меценатских вложений……………………………………… |
14 |
Глава 2. Меценаты и их вклад в развитие культуры………………………... |
17 |
2.1. Меценатство и театр…………………………… |
17 |
2.2. Меценаты-коллекционеры:
братья Третьяковы и их |
23 |
Заключение…………………………………………………… |
29 |
Список использованных источников………………………………………… |
31 |
ВВЕДЕНИЕ
Благотворительность, меценатство, милосердие, приют – почти забытые в советское время понятия. Только на исходе XX столетия они постепенно стали возвращаться в нашу повседневную жизнь.
Давняя традиция благотворения и попечения о нуждающихся, проявлявшаяся в дореволюционной России в многообразных формах, после октября 1917 года была предана остракизму и забвению. Большевики смотрели на модель благотворительности как на буржуазный пережиток и средство обмана трудящихся, стремление спрятать свою эксплуататорскую суть за унизительной «помощью бедным» и тем отвлечь их от классовой борьбы.
Прошли десятилетия, и
жизнь заставила подумать о возрождении
благотворительности в
Цель работы – вклад
российского
Для достижения поставленной
цели были выдвинуты следующие задачи:
изучить историю
На данную тему было найдено достаточное количество литературы, но наиболее полезными оказались следующие работы: «Золотой век русского меценатства» А. А. Аронова, «Коллекционеры и меценаты в России» А. Н. Боханова, «Москва купеческая: Мемуары» П. А. Бурышкина, «В доме Третьякова» В. П. Зилоти. Использованная литература имеет характер и авторских исследований на данную тему, и автобиографических работ. Каждый из этих типов представляет интерес, так как вместе они помогают с разных сторон подойти к проблеме, рассмотреть ее.
ГЛАВА 1. МЕЦЕНАТСТВО В РОССИИ
Русское меценатство –
это организационная
«Меценатство» и «благотворительность» – понятия, которые нераздельно связаны друг с другом в российской истории. Во-первых, родство понятий «меценатство» и «благотворительность» позволяют увидеть корни последнего в толще многих столетий. Во-вторых, бескорыстие как обязательное условие истинной благотворительности на Руси позволяет разделить понятия «меценат» и «спонсор» [5].
«Меценатство» – термин, обозначающий благотворительную, покровительственную деятельность и помощь всем, кто в ней нуждается.
Меценатством богатые люди занимались издавна. Так, при раскопках в Феспиях (Древняя Греция) археологи нашли каменную плиту, в которой говорится о передаче крупной коллекции разнообразных предметов искусства местному храму, проводившему раз в пять лет общегреческие торжества поэтов, музыкантов, артистов.
Однако символом меценатства стал Меценат (Гай Цильний Maecenas) – римский государственный деятель, близкий друг и советник императора Октавиана Августа, происходил из древнего этрусского рода Цильниев. Он родился, как предполагают, между 74 и 64 годами до Рождества Христова и принадлежал к сословию всадников (высшее дворянство).
Будучи одним из самых
влиятельных и доверенных друзей
и помощником императора, принимал
самое деятельное участие в устроении
государства и упрочении
В личности мецената сосредоточились
черты, которые затем каждая эпоха
повторяла в разных вариантах. Знатного
происхождения, очень богатый, с
неутоленным авторским
Он обладал достаточным
вкусом, чтобы чужую хорошую мысль,
истинную поэзию ценить больше собственной,
материально поддерживал
Имя мецената стало почетным, стало лозунгом, символом бескорыстного служения науке, искусству, просвещению – народному благу вообще. [15]
Под словом «благотворительность» в старину понималось сострадание к ближнему, милосердие. Для нуждающихся строились различные богоугодные заведения – больницы, приюты, школы, училища, богадельни. Благотворительность была одной из главнейших добродетелей христианства. В дореволюционной России благотворительность обычно не включалась в государственные программы помощи бедным, ею занимались частные лица и общества помощи нуждающимся. Государственная же помощь обозначалась термином «призрение» (общественное призрение). Благотворительность была широко распространена в государственной и общественной жизни России. Еще при князе Владимире нищие и убогие могли приходить на княжеский двор и получать там «всякую потребу, питье и яствы...». Этому примеру следовал и Владимир Мономах, в следующих словах излагавший обязанности князя по отношению к бедным: «будьте отцами сирот»; «не оставляйте сильным губить слабых»; «не оставляйте больных без помощи». Русские цари и царицы во время выходов и выездов, церковных праздников, посещений тюрем широко раздавали милостыню. Княжеская и царская благотворительность была примером и для бояр [8].
Основой благотворительности в допетровскую эпоху были православные храмы и монастыри. При последних устраивались богадельни для бедных и престарелых, а в неурожайные годы из монастырских запасов раздавались съестные припасы голодающим, устраивались общие трапезы для нищих.
В 18 в. масштабы российской благотворительности значительно возросли. В 1775 г. в составе новых губернских учреждений появился особый приказ общественного призрения. На него возлагалась забота об образовании, лечении, устройстве народных школ, сиротских домов, приютов и богаделен для престарелых, работных и смирительных домов. Через 65 лет в стране таких учреждений было уже около 800. В 1860 — 1870 гг. забота об общественном призрении передавалась земствам и городам. В Москве в 1894 г. повсюду были учреждены участковые попечительства о бедных [2].
Москва занимала особое место в истории российского благотворительства. В екатерининскую эпоху здесь были открыты воспитательный дом (1763), Вдовий дом (1772), Екатерининская (1776) и Голицынская (1801) больницы, Шереметевский странноприимный дом (1810) и многие другие крупные благотворительные учреждения, зачастую строившиеся по проектам знаменитых архитекторов (Голицынская больница М. Ф. Казакова).
Подъем и расцвет
Система благотворительности в старой России отличалась разнообразием форм учреждений и обществ. Полуправительственный, полуобщественный характер носила деятельность заведений Ведомства учреждений императрицы Марии (1796), названного так по имени супруги императора Павла I. К 1900 г, в Ведомстве Марии состояло более 500 учебных и благотворительных заведений, где жили, обучались, лечились десятки тысяч людей. К крупнейшим учреждениям Ведомства Марии относились совет детских приютов, дамское попечительство о бедных, так называемые Мариинские больницы для бедных и др.
Параллельно с Ведомством Марии в России существовало созданное в 1802 г. по инициативе Александра I Филантропическое (с 1816 г. — Человеколюбивое) общество, главной целью которого было оказание добровольной разносторонней помощи бедным. В Москве в систему этого общества входили известные богадельни — Маросейская, Набилковская, Черкасская и др [4].
Широкий размах в России имела церковная благотворительность. Только в Москве в начале 20 в. насчитывалось 69 церковных попечительств бедных. На содержании московских приходских храмов состояло более 100 небольших богаделен.
Особое значение в системе частной
благотворительности имели
Российская государственная и частная благотворительность со второй половины 19 в. существовала в основном на пожертвования купечества. Особенно велики заслуги этого сословия для развития благотворительных учреждений в Москве. Представители известных купеческих династий: Алексеевы, Бахрушины, Баевы, Боевы, Лямины, Мазурины, Морозовы, Солодовниковы, Хлудовы и другие — построили на свои средства десятки благотворительных учреждений и заведений, снабдили их современным по тем временам медицинским оборудованием.
Всего в Москве к началу 20 в. насчитывалось 628 благотворительных заведений: богаделен, приютов, временных убежищ и общежитий, ночлежных домов, бесплатных и дешевых столовых и чайных, домов трудолюбия, общин сестер милосердия, амбулаторий и т. д. Формы помощи в них отличались также большим разнообразием: предоставление жилья, ночлега, бесплатных обедов, выдача единовременных или постоянных денежных и натурных пособий, врачебная помощь, оплата лекарств. Приблизительно такую же структуру имела и благотворительность в других городах Российской империи.
Важнейшей частью широкой благотворительности было меценатство, сыгравшее огромную роль в формировании и развитии отечественной культуры. Слово «меценатство» происходит от имени римского государственного деятеля Гая Цильния Мецената, жившего в 1 в. до н. э. и помогавшего талантливым римским поэтам того времени. Имя Мецената, как поклонника изящных искусств и покровителя поэтов, стало нарицательным и вошло в языки многих народов мира. Меценатами мы называем людей, добровольно жертвующих деньги, состояние и т. д. на построение различных общественных сооружений (храмов, театров, больниц, учебных заведений), помогающих художникам, писателям, поэтам, музыкантам. «Для того чтобы процветало искусство, - писал К. С. Станиславский, — нужны не только художники, но и меценаты». Именно усилиями меценатов в России создавались обширные собрания высокохудожественных памятников искусства, музеи, театры и другие центры духовной жизни [1].
Меценатство как поддержка частными лицами культуры, науки и искусства получило развитие в России с 18 в., когда в стране возникли предпосылки для образовательной, музейно-собирательной и памятнико-охранительской деятельности. В городских дворцах и загородных дворянских усадьбах собирались замечательные коллекции памятников западноевропейского искусства, обширные библиотеки. Однако лишь отдельные представители российской аристократии 19 — начала 20 в. — Н. И. Румянцев, А. С. Уваров и П. С. Уварова, М. К. Тенишева, Ю. С. Нечаев-Мальцев и другие дарили свои коллекции государству или жертвовали большие средства на устройство новых музеев [6].
Расцвет меценатства наступил во второй
половине 19 в. благодаря российскому
купечеству, придерживавшемуся православных
традиций помощи ближнему и поддержки
культурных общественных учреждений.
Нередко меценатство