Вклад российского предпринимательства в развитие культуры. Основы благотворительности и меценатства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 19:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – вклад российского предпринимательства в развитие культуры.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи: изучить историю благотворительности в России и предпосылки ее появления, для того чтобы выявить предпосылки для возникновения такого явления как меценатство и историю его развития, проанализировать деятельность наиболее выдающихся меценатов и оценить их вклад в развитие культуры.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..
Глава 1.Меценатство в России……………………………………..................
1.1. История благотворительности и меценатства в России………………..
1.2. Мотивы меценатской деятельности……………………………………..
1.3. Источники меценатских вложений………………………………………
Глава 2. Меценаты и их вклад в развитие культуры………………………...
2.1. Меценатство и театр………………………………………………………
2.2. Меценаты-коллекционеры: братья Третьяковы и их галерея………….
Заключение……………………………………………………………………..
Список использованных источников…………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Меценатство и культура.docx

— 65.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

Санкт-Петербургский государственный  политехнический университет

Институт международных  образовательных программ

Кафедра «Международные отношения»

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

Вклад российского  предпринимательства в развитие культуры. Основы благотворительности  и меценатства в России

 

 

 

Выполнила

студентка гр.4143/5   В.В.Стёпина

 

Руководитель

д.и.н., проф.    О.К.Павлова

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………..

3

Глава 1.Меценатство в России……………………………………..................

5

1.1. История благотворительности и меценатства в России………………..

6

1.2. Мотивы меценатской деятельности……………………………………..

12

1.3. Источники меценатских  вложений………………………………………

14

Глава 2. Меценаты и их вклад  в развитие культуры………………………...

17

2.1. Меценатство и театр………………………………………………………

17

2.2. Меценаты-коллекционеры:  братья Третьяковы и их галерея………….

23

Заключение……………………………………………………………………..

29

Список использованных источников…………………………………………

31


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Благотворительность, меценатство, милосердие, приют – почти забытые в советское время понятия. Только на исходе XX столетия они постепенно стали возвращаться в нашу повседневную жизнь.

Давняя традиция благотворения  и попечения о нуждающихся, проявлявшаяся в дореволюционной России в многообразных формах, после октября 1917 года была предана остракизму и забвению. Большевики смотрели на модель благотворительности как на буржуазный пережиток и средство обмана трудящихся, стремление спрятать свою эксплуататорскую суть за унизительной «помощью бедным» и тем отвлечь их от классовой борьбы.

Прошли десятилетия, и  жизнь заставила подумать о возрождении  благотворительности в современной  России. В немалой степени тому способствовали тяжелейшие испытания, выпавшие на долю россиян в так  называемое перестроечное время, когда  страна переходила к рыночной экономике  и рыночным отношениям. Возрождаемая благотворительность еще не встала крепко на ноги. Но тем интереснее заглянуть  в ее истоки. В этом и заключается актуальность выбранной темы.

Цель работы – вклад  российского предпринимательства  в развитие культуры.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи: изучить историю благотворительности  в России и предпосылки ее появления, для того чтобы выявить предпосылки  для возникновения такого явления  как меценатство и историю  его развития, проанализировать деятельность наиболее выдающихся меценатов и  оценить их вклад в развитие культуры.

На данную тему было найдено  достаточное количество литературы, но наиболее полезными оказались  следующие работы: «Золотой век русского меценатства» А. А. Аронова, «Коллекционеры и меценаты в России» А. Н. Боханова, «Москва купеческая: Мемуары» П. А. Бурышкина, «В доме Третьякова» В. П. Зилоти. Использованная литература имеет характер и авторских исследований на данную тему, и автобиографических работ. Каждый из этих типов представляет интерес, так как вместе они помогают с разных сторон подойти к проблеме, рассмотреть ее.

 

ГЛАВА 1. МЕЦЕНАТСТВО В РОССИИ

 

Русское меценатство –  это организационная деятельность предпринимателя, направленная на изменение  образа жизни русских людей, через  организацию и развитие общественных институтов, связанных с образованием, культурой и духовной жизнью населения  России.

«Меценатство» и «благотворительность» – понятия, которые нераздельно связаны друг с другом в российской истории. Во-первых, родство понятий «меценатство» и «благотворительность» позволяют увидеть корни последнего в толще многих столетий. Во-вторых, бескорыстие как обязательное условие истинной благотворительности на Руси позволяет разделить понятия «меценат» и «спонсор» [5].

«Меценатство» – термин, обозначающий благотворительную, покровительственную деятельность и помощь всем, кто в ней нуждается.

Меценатством богатые люди занимались издавна. Так, при раскопках в  Феспиях (Древняя Греция) археологи нашли каменную плиту, в которой говорится о передаче крупной коллекции разнообразных предметов искусства местному храму, проводившему раз в пять лет общегреческие торжества поэтов, музыкантов, артистов.

Однако символом меценатства  стал Меценат (Гай Цильний Maecenas) – римский государственный деятель, близкий друг и советник императора Октавиана Августа, происходил из древнего этрусского рода Цильниев. Он родился, как предполагают, между 74 и 64 годами до Рождества Христова и принадлежал к сословию всадников (высшее дворянство).

Будучи одним из самых  влиятельных и доверенных друзей и помощником императора, принимал самое деятельное участие в устроении  государства и упрочении власти.

В личности мецената сосредоточились  черты, которые затем каждая эпоха  повторяла в разных вариантах. Знатного происхождения, очень богатый, с  неутоленным авторским тщеславием литератор-дилетант, врожденный такт и искренняя любовь которого к просвещению и искусству не позволили превратиться ни в сноба, ни в графомана.

Он обладал достаточным  вкусом, чтобы чужую хорошую мысль, истинную поэзию ценить больше собственной, материально поддерживал талантливых, помогал просвещению и просветителям, стремился достижения культуры и искусства превращать в достояние общественности. И все его материальные затраты с лихвой окупились. Меценат покровительствовал лучшим поэтам своего времени – Горацию, Вергилию, Проперцию

Имя мецената стало почетным, стало лозунгом, символом бескорыстного  служения науке, искусству, просвещению  – народному благу вообще. [15]

 

    1. История благотворительности и меценатства в России

Под словом «благотворительность» в старину понималось сострадание к ближнему, милосердие. Для нуждающихся строились различные богоугодные заведения – больницы, приюты, школы, училища, богадельни. Благотворительность была одной из главнейших добродетелей христианства. В дореволюционной России благотворительность обычно не включалась в государственные программы помощи бедным, ею занимались частные лица и общества помощи нуждающимся. Государственная же помощь обозначалась термином «призрение» (общественное призрение). Благотворительность была широко распространена в государственной и общественной жизни России. Еще при князе Владимире нищие и убогие могли приходить на княжеский двор и получать там «всякую потребу, питье и яствы...». Этому примеру следовал и Владимир Мономах, в следующих словах излагавший обязанности князя по отношению к бедным: «будьте отцами сирот»; «не оставляйте сильным губить слабых»; «не оставляйте больных без помощи». Русские цари и царицы во время выходов и выездов, церковных праздников, посещений тюрем широко раздавали милостыню. Княжеская и царская благотворительность была примером и для бояр [8].

Основой благотворительности в  допетровскую эпоху были православные храмы и монастыри. При последних  устраивались богадельни для бедных и престарелых, а в неурожайные  годы из монастырских запасов раздавались  съестные припасы голодающим, устраивались общие трапезы для нищих.

В 18 в. масштабы российской благотворительности  значительно возросли. В 1775 г. в составе  новых губернских учреждений появился особый приказ общественного призрения. На него возлагалась забота об образовании, лечении, устройстве народных школ, сиротских  домов, приютов и богаделен для  престарелых, работных и смирительных домов. Через 65 лет в стране таких  учреждений было уже около 800. В 1860 — 1870 гг. забота об общественном призрении  передавалась земствам и городам. В  Москве в 1894 г. повсюду были учреждены  участковые попечительства о бедных [2].

Москва занимала особое место в  истории российского благотворительства. В екатерининскую эпоху здесь были открыты воспитательный дом (1763), Вдовий дом (1772), Екатерининская (1776) и Голицынская (1801) больницы, Шереметевский странноприимный дом (1810) и многие другие крупные благотворительные учреждения, зачастую строившиеся по проектам знаменитых архитекторов (Голицынская больница М. Ф. Казакова).

Подъем и расцвет благотворительности  во второй половине 18 — первой трети 19 в. стали следствием дворянской филантропии (человеколюбия). Строительство больниц, приютов, богаделен для бедного  населения было делом чести, престижа. Богатые дворяне Д. М. Голицын, Н. П. Шереметев, А. Н. Стрекалова и другие жертвовали огромные средства на устройство различных богоугодных заведений.

Система благотворительности в  старой России отличалась разнообразием  форм учреждений и обществ. Полуправительственный, полуобщественный характер носила деятельность заведений Ведомства учреждений императрицы Марии (1796), названного так по имени супруги императора Павла I. К 1900 г, в Ведомстве Марии состояло более 500 учебных и благотворительных заведений, где жили, обучались, лечились десятки тысяч людей. К крупнейшим учреждениям Ведомства Марии относились совет детских приютов, дамское попечительство о бедных, так называемые Мариинские больницы для бедных и др.

Параллельно с Ведомством Марии  в России существовало созданное  в 1802 г. по инициативе Александра I Филантропическое (с 1816 г. — Человеколюбивое) общество, главной целью которого было оказание добровольной разносторонней помощи бедным. В Москве в систему этого общества входили известные богадельни —  Маросейская, Набилковская, Черкасская и др [4].

Широкий размах в России имела церковная  благотворительность. Только в Москве в начале 20 в. насчитывалось 69 церковных попечительств бедных. На содержании московских приходских храмов состояло более 100 небольших богаделен.

Особое значение в системе частной  благотворительности имели сословные  учреждения. В Москве на средства дворян, купца», священников организовывались учебные заведения, приюты, богадельни, где учились или жили представители данного сословия.

Российская государственная и  частная благотворительность со второй половины 19 в. существовала в  основном на пожертвования купечества. Особенно велики заслуги этого сословия для развития благотворительных  учреждений в Москве. Представители  известных купеческих династий: Алексеевы, Бахрушины, Баевы, Боевы, Лямины, Мазурины, Морозовы, Солодовниковы, Хлудовы и другие — построили на свои средства десятки благотворительных учреждений и заведений, снабдили их современным по тем временам медицинским оборудованием.

Всего в Москве к началу 20 в. насчитывалось 628 благотворительных заведений: богаделен, приютов, временных убежищ и общежитий, ночлежных домов, бесплатных и дешевых столовых и чайных, домов трудолюбия, общин сестер милосердия, амбулаторий и т. д. Формы помощи в них отличались также большим разнообразием: предоставление жилья, ночлега, бесплатных обедов, выдача единовременных или постоянных денежных и натурных пособий, врачебная помощь, оплата лекарств. Приблизительно такую же структуру имела и благотворительность в других городах Российской империи.

Важнейшей частью широкой благотворительности  было меценатство, сыгравшее огромную роль в формировании и развитии отечественной  культуры. Слово «меценатство» происходит от имени римского государственного деятеля Гая Цильния Мецената, жившего в 1 в. до н. э. и помогавшего талантливым римским поэтам того времени. Имя Мецената, как поклонника изящных искусств и покровителя поэтов, стало нарицательным и вошло в языки многих народов мира. Меценатами мы называем людей, добровольно жертвующих деньги, состояние и т. д. на построение различных общественных сооружений (храмов, театров, больниц, учебных заведений), помогающих художникам, писателям, поэтам, музыкантам. «Для того чтобы процветало искусство, - писал К. С. Станиславский, — нужны не только художники, но и меценаты». Именно усилиями меценатов в России создавались обширные собрания высокохудожественных памятников искусства, музеи, театры и другие центры духовной жизни [1].

Меценатство как поддержка частными лицами культуры, науки и искусства  получило развитие в России с 18 в., когда  в стране возникли предпосылки для  образовательной, музейно-собирательной и памятнико-охранительской деятельности. В городских дворцах и загородных дворянских усадьбах собирались замечательные коллекции памятников западноевропейского искусства, обширные библиотеки. Однако лишь отдельные представители российской аристократии 19 — начала 20 в. — Н. И. Румянцев, А. С. Уваров и П. С. Уварова, М. К. Тенишева, Ю. С. Нечаев-Мальцев и другие дарили свои коллекции государству или жертвовали большие средства на устройство новых музеев [6].

Расцвет меценатства наступил во второй половине 19 в. благодаря российскому  купечеству, придерживавшемуся православных традиций помощи ближнему и поддержки  культурных общественных учреждений. Нередко меценатство становилось  обязательным для многих купеческих семей. Каждый большой и малый  город имел таких покровителей, но московские меценаты славились по всей России. Знаменитый род промышленников Морозовых оставил после себя множество памятников культурно-просветительской деятельности. Так, на средства Марии  Федо-ровны и Феодосии Ермиловны Морозовых строились и украшались многие старообрядческие храмы, Сергей Тимофеевич Морозов построил в Леонтьевском переулке Кустарный музей, а Савва Тимофеевич — великолепное здание Художественного театра.

Информация о работе Вклад российского предпринимательства в развитие культуры. Основы благотворительности и меценатства в России