Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 21:31, курсовая работа
Основы для развития русской регулярной армии заложил еще Петр I, почти на сто лет раньше, чем в Западной Европе, установил новую прогрессивную систему комплектования армии - принудительную воинскую повинность. Это и определило превосходство русской военной системы, передовой характер русской военной школы в течение всего XVIII и в начале XIX веков.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Общая характеристика правления Петра I………………………..5
1.1. Начало царствования Петра I……………………………………………..5
1.2. Предпосылки военных реформ Петра I…………………………………..9
1.3. Историческая необходимость реформ……………………………………10
Глава 2. Содержание военной реформаторской деятельности Петра I….13
2.1. Флот……………………………………………………………………………13
2.2. Реформирование стрелецкого войска ,рекрутские наборы и военное обучение……………………………………………………………………………15
2.3. Организационная структура армии, управление армией, вооружение и обмундирование…………………………………………………………………..23
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованной литературы………………………………………….29
РОСТОВСКИЙ ФИЛИАЛ
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
КАФЕДРА Теории и истории права и государства
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «История государства и права России».
ТЕМА: « Военные реформы Петра I »
Проверил:
_________________________
ученая степень, звание, должность
_________________________
Ф.И.О.
Дата представления работы
«___» ____________ 20__г.
Ростов-на-Дону
2013 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Общая характеристика правления Петра I………………………..5
1.1. Начало царствования Петра I……………………………………………..5
1.2. Предпосылки военных реформ Петра I…………………………………..9
1.3. Историческая необходимость реформ……………………………………10
Глава 2. Содержание военной реформаторской деятельности Петра I….13
2.1. Флот……………………………………………………………………
2.2. Реформирование
стрелецкого войска ,рекрутские наборы
и военное обучение…………………………………………………………
2.3. Организационная
структура армии, управление армией, вооружение
и обмундирование…………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………….29
Петр получил в наследие целый комплекс начинаний в экономической, социальной, политической и культурной жизни общества. Их принято называть предпосылками преобразований Петра. И Петр I не только постиг веление времени, но и отдал службу этому велению весь свой незаурядный талант, темперамент, упорство одержимого, отвагу, присущую русскому человеку терпение и умение придать делу государственный размах.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что это не первая военная реформа в России. Основы для развития русской регулярной армии заложил еще Петр I, почти на сто лет раньше, чем в Западной Европе, установил новую прогрессивную систему комплектования армии - принудительную воинскую повинность. Это и определило превосходство русской военной системы, передовой характер русской военной школы в течение всего XVIII и в начале XIX веков.
На пороге XVIII столетия перед российским самодержавием стояла важная историческая задача: вывести страну из экономической стагнации, приобщить к передовым западноевропейским знаниям, опыту и технологии. Надо было, по словам С.М. Соловьева, "выдвинуть Россию в Европу и приобрести средства усиления и обогащения".
Годы, относящиеся к первой четверти XVIII в., были годами царствования Петра Великого (1689 - 1725 г.). В его нелегкой, бурной государственной деятельности ярко проявились два основных направления - военное и реформаторское. Среди всех преобразований Петра военные реформы занимают особое место.
Петр осуществлял свою реформаторскую деятельность не по строгому, заранее разработанному плану преобразований, а отрывочными постановлениями, отдельными мерами между походами и военными заботами. Проводимые преобразования оформлялись законодательными указами, количество которых составило более 2,5 тыс.
Петра I в его военных реформах вдохновляли не традиции прошлого и не зарубежные образцы, а прежде всего практический опыт, который русская армия получила в ходе Северной войны. А преобразования представляют собой длинную цепь изменений и усовершенствований, проводимых на основе анализа отдельных конкретных боевых действий, пока в итоге не увенчались изданием Воинского Устава 1716 г., в котором собранный опыт был систематизирован и рационализирован.
Хронологические рамки включают в себя конец XVII - первую четверть XVIII столетия.
Объектом и предметом данного исследования является армия Петровских времен.
Цель исследования: раскрыть тему военных реформ при Петре Первом. В связи с этим ставились следующие задачи:
1) Выяснить причины
2) Проследить, какие изменения происходили в организационной структуре армии начала XVIII в.
3) Рассмотреть систему обучения армии и материальное обеспечение армии
4) Подвести итоги проделанной работы.
Глава 1. Общая характеристика правления Петра I
1.1. Начало царствования Петра I .
После смерти в 1682 году Федора Алексеевича развернулась борьба различных группировок у трона за провозглашение царем 10-летнего Петра – сына Алексея Михайловича от второй жены – Н. К. Нарышкиной, или 16-летнего слабого здоровьем Ивана – сына царя от первой жены – М. И. Милославской. Группировка Милославских во главе с энергичной и властолюбивой Софьей Алексеевной в итоге добилась утверждения на троне сразу двух братьев (случай невиданный в истории Московского государства, свидетельствующий о глубоком духовном и политическом кризисе общества) при фактическом регентстве Софьи. Ее правительством руководил фаворит царевны В.В. Голицын, европейски образованный человек, по некоторым сведениям предполагавший превратить помещичьих крестьян в государственных. (Вероятно, расстановка политических сил, зыбкость его положения и определенная мягкость характера, несоответствующая духу времени, не позволили развернуться его реформаторскому потенциалу, хотя, не исключено, что его планы могли стать альтернативой петровской реформе).
Формирование личности царя-реформатора.
Петр и его окружение были удалены из Кремля и жили в с. Преображенском под Москвой. Предоставленный самому себе, мальчик тянулся к знаниям, живо увлекался ремеслами. И хотя эти занятия противоречили представлениям об образе «православного царя», они помогли Петру воспринимать мир таким как он есть. Отсюда, вероятно, проистекали его рационализм и прагматизм, умение и желание осваивать новое. С детства страстью Петра были военные забавы, в которых принимали участие дети служилых людей и простолюдинов. Именно из них формировались «потешные полки» – Преображенский и Семеновский, – ставшие затем основой русской регулярной армии и первыми гвардейскими полками. В общении с простыми людьми формировались демократические черты поведения царя, его умение разбираться в людях, ценить и выдвигать их за способности и заслуги, а не знатность происхождения. Вместе с тем в нем проявлялось и такое качество, как пренебрежение к жизни и интересам отдельного человека ради общего, прежде всего государственного дела.1
По словам В. О. Ключевского, «будучи добрым по природе как человек, Петр был груб как царь».
На годы отрочества пришлось и первое знакомство Петра с иностранцами и европейской культурой. Посещая Немецкую слободу на р. Яузе, он встретил своеобразный слепок западной цивилизации и узнал совершенно иной тип межчеловеческих отношений, иной тип культуры и быта. Тогда же у Петра пробудилась любовь к морю и мореплаванию.
Таким образом, уже в этот
период жизни у Петра складывались
такие взгляды и черты
Начало самостоятельного правления Петра I.
Борьба за власть. В начале 1689 года Петр женился на Евдокии Лопухиной, что означало его совершеннолетие и давало все права на самостоятельное правление. Отношения между Петром и Софьей обострились, регентша вновь попыталась опереться на стрельцов, но, в итоге, вынуждена была уступить сводному брату. Ее поражение было обусловлено рядом факторов:
– Софья в качестве правительницы успела вызвать недовольство различных слоев общества, традиционно ожидавших от нового «государя» различных послаблений и улучшений жизни;
– патриархальному сознанию людей противоречил факт нахождения женщины во главе государства;
– неудачи Крымских походов возлагались на Софью и ее фаворита – В. В. Голицына.
Однако непосредственная власть находилась в руках родственников Петра – Нарышкиных и Лопухиных, которые, по свидетельству современников, в первую очередь заботились о своих интересах.
Это правление, по словам Б. И. Куракина, было «весьма непорядочное; мздоимство великое и кража государственная».
Царь Иван V, никогда не
участвовавший в делах
Азовские походы. Непосредственная государственная деятельность самого Петра началась с организации в 1695 году первого Азовского похода. Мощную турецкую крепость взять не удалось из-за отсутствия флота, способного ее блокировать с моря. Петр, осознав причины неудач, начал энергичную подготовку ко второму походу и, благодаря действиям построенных на верфях Воронежа галер, сумел в 1696 году взять Азов.
«Великое посольство».
Для развития успеха и
– укрепление и расширение антитурецкого союза;
– приглашение на русскую службу специалистов, закупка и заказ вооружения;
– личное ознакомление Петра с политической обстановкой, экономическими и культурными достижениями стран Западной Европы. Впервые «православный царь», покинул, правда, инкогнито под именем волонтера Петра Михайлова, свою страну и вступил на «нечистую» землю иноземцев.
Результаты посольства. В условиях подготовки европейских стран к войне за «испанское наследство» Петру не удалось решить главную дипломатическую задачу и предотвратить подписание сепаратного мира Австрии с Турцией. Но в ходе поездки :
– он склонился к идее переориентации внешнеполитического курса России и создания антишведской коалиции;
– сумел пригласить на русскую службу иностранных специалистов, оставить для обучения за рубежом русских дворян, закупить вооружение;
– обогатился новыми впечатлениями, что по возвращению в 1698 году после известия о новом стрелецком бунте и подтолкнуло его к началу преобразований.
Импульсы реформ. К концу
90-х годов у Петра сложились
мировоззренческие и
В первую очередь – это рационалистическое представление о монархе как первом слуге государства, пришедшее на смену теологической идее божественной природы царской власти. Служению государству Петр подчинил всю свою деятельность. Своим же отношением к делу («то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник, он всеобъемлющей душой, на троне вечный был работник» – по словам А. С. Пушкина), игнорированием личных интересов ради государственных, готовностью наказывать даже близких ему людей за «нерадение» на службе, а тем более – за государственные преступления, он стремился ускорить преобразования, показывал пример подлинного служения государству.
Главную задачу служения государству Петр I видел в воплощении идеи «общего блага». Ее суть заключалась в обеспечении богатства государства путем развития промышленности, активной внешнеторговой политики, достижения внешней и внутренней безопасности. При этом на деле он не отделял себя от государства и считал, что лишь один знает как добиться «общего блага», а сопротивление реформам воспринимал как проявление невежества и лени. «Наш народ, – писал он в одном из указов, – яко дети неучения ради, которые никогда за азбуку не примутся, когда от мастера не приневолены бывают...». 2
Восприятие Петром насилия как единственного средства, с помощью которого, по его мнению, возможно было преобразовать отсталую Россию. По словам А. И. Герцена «Петр внедрял Европу как варвар». Это объясняет его жестокость и равнодушие к судьбе отдельной личности. В человеке он видел, в первую очередь, непосредственного исполнителя своих служебных обязанностей, а в соответствии с этим и относился к нему.
К концу века русские традиции,
«старина» стали
Патриотизм Петра I. После возвращения из поездки по странам Западной Европы необходимость реформ он стал воспринимать не только умом, но и сердцем. Как человек любящий свою родину, Петр со всей болью ощущал отсталость страны, несущую в себе угрозу ее национальной безопасности.