Возникновение и развитие древнерусского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 18:21, реферат

Краткое описание

Целью моего реферата является изучение возникновения и развития древнерусского права.
Я ставлю перед собой следующие задачи:
рассмотреть становление древнерусского феодального права, начиная от русско – византийских договоров и заканчивая значением принятия христианства на Руси
изучить Русскую Правду во всех её редакциях и выявить её роль в становлении Древнерусского права
Предметом моего реферата является древнерусское право.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат возникновение и развитие друвнерусского права.doc

— 124.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

 

«Финансовый университет при Правительстве  Российской Федерации»

(Финансовый  университет)

Кафедра «Теории и истории государства  и права»

 

 

 

РЕФЕРАТ

на  тему:

«Возникновение  и развитие древнерусского права»

 

 

 

Выполнила

Студентка юридического факультета

группы  Ю1-2

Петрова Александра Павловна

 

Проверила

к.ю.н, к.ф.н., доцент Попова А.В.

 

 

Москва 2011

Оглавление

 

Введение

К вопросу образования  Русского государства обращалось и  обращается большое число представителей различных наук - от истории, археологии до лингвистики и географии.

Существуют две основные гипотезы образования Древнерусского государства. Согласно норманской теории, опирающейся на Повесть временных лет XII века и многочисленные западноевропейские и византийские источники, государственность на Русь была привнесена извне варягами — братьями Рюриком, Синеусом и Трувором в 862 году.

Антинорманская  теория основывается на концепции невозможности  привнесения государственности  извне, на идее возникновения государства  как этапа внутреннего развития общества. Основоположником этой теории в русской историографии считался Михаил Ломоносов. Кроме того, существуют различные точки зрения на происхождение самих варягов. Учёные, относимые к норманистам, считали их скандинавами (обычно шведами), часть антинорманнистов, начиная с Ломоносова, предлагает их происхождение из западнославянских земель. Существуют и промежуточные версии локализации — в Финляндии, Пруссии, другой части Прибалтики. Проблема этнической принадлежности варягов независима от вопроса возникновения государственности.

В современной науке преобладает точка зрения, согласно которой жёсткое противопоставление «норманнизма» и «антинорманнизма» во многом политизировано. Предпосылки исконной государственности у восточных славян не отрицались ни Миллером, ни Шлёцером, ни Карамзиным, а внешнее (скандинавское или иное) происхождение правящей династии — широко распространённый в Средневековье феномен, никак не доказывающий неспособности народа к созданию государства или, конкретнее, института монархии. Вопросы о том, был ли Рюрик реальным историческим лицом, каково происхождение летописных варягов, связан ли с ними этноним (а затем и название государства) Русь, продолжают оставаться дискуссионными в современной российской исторической науке. Западные историки в целом следуют концепции норманизма.

Целью моего реферата является изучение возникновения и развития древнерусского права.

Я ставлю перед  собой следующие задачи:

    1. рассмотреть становление древнерусского феодального права, начиная от русско – византийских договоров и заканчивая значением принятия христианства на Руси
    2. изучить Русскую Правду во всех её редакциях и выявить её роль в становлении Древнерусского права

Предметом моего реферата является древнерусское право.

 

Глава 1: Становление  древнерусского права

В Древнерусском  государстве источником права, как и во многих раннефеодальных государствах, является правовой обычай, унаследованный от первобытнообщинного строя. В "Повести временных лет" отмечается, что племена имели "обычаи свои и законы отцов своих". В источнике имеются в виду нормы обычного права, и понятия употреблены как синонимы.

С развитием  феодализма и обострением классовых  противоречий обычное право теряет свое значение. Во времена Владимира  Святославовича (978/980-1015 гг.) все большее  значение приобретает законодательство, выражающее интересы феодалов, утверждающее феодальные принципы и влияние церкви.

Первым правовым документом, дошедшим до нас, был устав  князя Владимира Святославовича "О десятинах, судах и людях  церковных". Устав создан на рубеже X-XI вв. в виде короткой уставной грамоты, которая была придана церкви Святой Богородицы. Оригинал до нас не дошел. Известны лишь списки, составленные в XII в. (Синодальные и Оленецкие редакции).

Распространенные  в Древнерусском государстве  сборники византийского церковного права (номоканоны) имели большое значение. Впоследствии на их основе с привлечением норм из русских и болгарских источников на Руси были составлены "кормчие" (руководящие) книги как источники церковного права.

Таким образом, после принятия христианства (988 г.) церковь выступает как элемент государства.

В IX в. получает развитие и светское право. Появляются сборники права, содержащие накопленный  княжеским и общинным судом правовой материал. До нас дошло таких сборников  более 110 в различных списках. Эти  сборники получили название "Русская правда" или "Закон русский".

1.1: Русско-византийские  договоры, как памятник того времени

В IX - X веках на Руси действовала система норм устного, обычного права. Часть этих норм, к сожалению, не была зафиксирована в дошедших до нас сборниках права и летописях. О них можно лишь догадываться по отдельным фрагментам в литературных памятниках и договорах Руси с Византией X века. 1

Эти договоры – международно-правовые акты, содержащие нормы

греческого и русского обычного права. В них много внимания уделено регулированию торговых отношений, определению прав, которыми пользовались русские купцы в Византии, а также норм уголовного права.

Рассмотрим, например, договор 911 года. Помимо «мира и любви»

Между государствами («Да  умиримся с вами Грекы, да любим друг друга от всея души» - ст.22), присутствует своеобразная интерпретация библейских

заповедей: «не убий»  и «не укради» (Например: «Аще кто  убьеть Христиана

Русин или Христьян Русина, да умереть, аде же аще сотворить  убийство» ст.4), за нарушение которых полагается наказать. За то же воровство нужно

вернуть сумму, в три  раза большую стоимости украденного (ст.6). Налагается

штраф и в случае нанесения  телесных повреждений (ст.5).

Кстати, договор 911 года - первый в истории восточной Европы развёрнутый письменный договор между Византией и Русью. В 13-ти статьях

которого стороны договорились по всем интересующим их экономическим, политическим, юридическим вопросам, определили ответственность своих  подданных в случае совершения ими  каких-либо преступлений, а в одной из статей шла речь о заключении между ними военного союза. Отныне русские отряды регулярно появлялись в составе византийского войска во время его походов на врагов. Схожее содержание имеет и договор 944 года.

Таким образом, договоры Руси с Византией внесли свой вклад в историю. Их создание было огромным шагом вперед к развитию права в обеих странах. Но не меньшее значение для истории русского права имеют реформы княгини Ольги.

1.2: Реформы княгини Ольги – важный вклад в развитие древнерусского права

Где родилась и к какой  семье принадлежала святая равноапостольная княгиня Ольга, нам неизвестно. В  «Повести временных лет» говорится, что Ольгу привезли из Пскова в  жены князю Игорю. Некоторые историки утверждают, что она родом из Новгорода. Другие видят в ней дочь князя Олега, который некогда повесил свой щит на воротах Константинополя.

В пользу того, что княгиня  была не славянкой, а родилась в семье  варяга, говорит ее варяжское имя - Хельга (или Эльга), русский вариант  которого - Ольга - она приняла якобы из уважения к князю Олегу.

Предание рассказывает, что воспитывалась Ольга в  языческой вере, но от природы была «целомудренна и премудра».

В летописях ничего не говорится о том, чем занималась Ольга, пока был жив ее муж. Однако в «Повести временных лет» приводится текст договора князя Игоря с византийцами (944 г.), где посол княгини Ольги Искусеви занимает третье место среди лиц, которые участвовали в переговорах. Это говорит о том, что Ольга имела определенный политический авторитет и до смерти мужа.

Когда Игоря убили  древляне, государством стала править  Ольга. Можно сказать, она была регентом при малолетнем сыне Святославе.

Первым действием княгини  стала месть древлянам за убийство её мужа, месть, которой она придала  государственно-ритуальный характер.

Из летописи мы видим, что автор сказания построил его  на контрастах. Сначала древляне убивают  главу государства, а затем устраивают сватовство. Сказание о мести вдовы  Игоря было создано как антитеза неслыханному факту убийства великого князя во время полюдья. Автор сказания, во-первых, установил отступление от обычной нормы дани, во-вторых, указал на причину такого отступления - непомерную роскошь варяжских наёмников и зависть русских дружин. Спустя полтора столетия летописец обратился к эпохе княгини Ольги и Святослава как к некоему политическому идеалу. Если в военном отношении идеал этого летописца - князь Святослав, то в отношении внутреннего устройства Руси, очевидно - Ольга, т.к. в летопись внесены, сразу же вслед за “Сказанием о мести”, сведения о новшествах, введённых княгиней.

Ольга вместе с дружиной и сыном Святославом долгое время  находилась на территории древлян, устанавливала  «устава и уроки», «становища и  ловища». Смысл нововведений заключался в нормировании

повинностей с населения  и издании правовых установлений, которыми могли

руководствоваться представители  княжеской власти. Установление становищ   и ловищ свидетельствует о  реконструкции старых земельных  границ, об организации специальных  центров власти и регламентации  прав князя на охоту.3

Но реформаторская деятельность княгини Ольги вышла и за пределы  Древлянской земли. “В лето 6455 (947) иде Ольге Новгороду и устави по мъсте погосты и дани и по Лузе оброкы и дани и ловища ея суть по въсеи земли и знамения и места и погосты. И есть село ея Ольжичи и доселе”. 4 Речь идет о широком комплексе государственных и домениальных земель, где устанавливались дани и оброки, об охотничьих и рыболовных угодьях, об изменении территориального деления на основе сложившегося обычного права.

Для осуществления всех нововведений Ольги необходимо было произвести размежевание угодий, охрану границ заказников и назначить соответствующую прислугу для их системного использования. Самым интересным в перечне мероприятий княгини является упоминание об организации становищ и погостов. Становища указаны в связи с Древлянской землёй, где и раньше происходило полюдье. Конфликт с местной знатью и “древлянское восстание” и потребовали новых отношений. Древлянское восстание послужило киевским князьям уроком, который они хорошо усвоили и сделали из него должные выводы. 5 Размер дани устанавливался теперь строже. На севере, за пределами большого полюдья, в Новгородской земле княгиня не только отбирает на себя хозяйственные угодья, но и организует сеть погостов- острогов, придающих устойчивость её домениальным владениям на севере. Различие между становищем и погостом, вероятно, не слишком велико. Становище раз в год принимало самого князя и его дружину, исчисляемую многими сотнями людей и коней. Поскольку полюдье проводилось зимой, то в становище должны были быть тёплые помещения и запасы фуража и продовольствия. Фортификация становища может быть не очень значительной, т. к. само полюдье представляло собой грозную военную силу. Погост, удалённый от Киева на 1-2 месяца пути представлял собой микроскопический феодальный организм, внедрённый княжеской властью в гущу крестьянских “весей” и “вервей”. Там должны быть все те хозяйственные элементы, которые требовались и в становище, но погост был больше оторван от княжеского центра, больше предоставлен сам себе, чем становища на пути полюдья. Люди, жившие в погосте должны быть не только слугами, но и воинами. Оторванность их от домениальных баз диктовала необходимость заниматься сельским хозяйством, охотиться, ловить рыбу и т. д. Единственный случай, когда археологом был исследован погост, упомянутый в грамоте 1137 года - это погост Векшенга (при впадении одноимённой реки в Сухону, в 89 км к востоку от Вологды) “...у Векшенге давали 2 сорочка (80 шкурок) святой Софии”. Это обычное мысовое городище треугольной формы, у которого 2 стороны образованы оврагами, а с третьей стороны, соединяющей мыс с плато, прорыт ров. Культурного слоя на самом городище почти нет.

Когда Ольга достигла тех лет, когда смертный, удовлетворив главным побуждениям земной деятельности, видит близкий конец перед собою и чувствует суетность земного величия, тогда истинная вера послужила ей опорой или утешением в печальных размышлениях о суетности человека. Ольга была язычница, но имя Бога Все держателя уже славилось в Киеве. Она захотела стать христианкою и сама отправилась в столицу империи и Веры греческой. Там патриарх был ее наставником и крестителем, а Константин Багрянородный - восприемником от купели. Наставленная в святых правилах христианства самим патриархом Ольга возвратилась в Киев. Император, по словам летописца, отпустил ее с богатыми дарами и именем дочери, но кажется, она вообще была недовольна его приемом. Княгиня, воспаленная усердием к новой Вере своей, спешила открыть сыну заблуждения язычества, но юный, гордый Святослав не хотел внимать ее наставлениям. Напрасно Ольга представляла ему, что его пример склонил бы весь народ к христианству. 6

Время княгини Ольги, я думаю, действительно было временем усложнения феодальных отношений, временем ряда запомнившихся реформ, укреплявших и юридически оформлявших обширный, чересполосный княжеский домен от окрестностей Киева до впадающей в Балтийское море Луги и до связывающей Балтику с Волгой Мсты. Кроме того, Ольга внесла значительный вклад и в процесс смены религии на Руси. Вместо языческого поклонения идолам и силам природы приходит вера в единого бога. Княгиня

Ольга стала первой христианкой  на Руси.

1.3: Значение принятия христианства

В 988 году, во время княжения в Киеве князя Владимира, происходит так называемое "Крещение Руси". Процесс перехода Руси в новую веру протекает постепенно, сталкиваясь с определёнными трудностями, связанными с переломом старого, устоявшегося мировоззрения и нежеланием части населения переходить в новую веру.

Переход к христианству имел огромное историческое значение и сказался на всех сферах жизни древнерусского общества.

Крещение помогло преодолеть языческий  изоляционизм восточных славян, объединило их в единое древнерусское общество, создав духовную основу русской государственности. Став христианином, человек переставал себя ощущать только частью какого либо локального коллектива (семьи, общины, племени, в дальнейшем - сословия), все более осознавая себя русским православным.

Принятие христианства способствовало расцвету материальной культуры. Иконопись, фреска, мозаика, приемы кладки кирпичных стен, возведения куполов, камнерезное дело - все это пришло на Русь из Византии благодаря распространению христианства. Через Византию Русь познакомилась с наследием античного мира.

Информация о работе Возникновение и развитие древнерусского права