Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 21:02, контрольная работа
В современной науке существуют 2 точки зрения на происхождение славян:
1) Согласно первой точке зрения славяне - коренное (автохтонное) население Восточной Европы. Они происходят от живших здесь в раннем железном веке создателей зарубинецкой и черняховской археологических культур.
2) Согласно второй точке зрения славяне переселились на территорию Восточноеропейской равнины из Центральной Европы, а конкретнее, - из района верховий Вислы, Одера, Эльбы и Дуная. С этой территории, являвшейся древнейшей прародиной славян, они расселились по Европе. Восточные славяне перешли с Дуная в Карпаты, оттуда - на Днепр, где появились в VI - VII вв. В настоящее время эта точка зрения более распространена в науке.
Представ перед польским королем Сигизмундом III, самозванец довольно связанно поведал о тайнах московского двора, но путано излагал рассказ о своем счастливом спасении. Избегая называть факты, имена, даты, он признавал, что его спасение остается тайной для всех, даже для его матери, до сих пор томящейся в одном из русских монастырей. Однако все же довольно продуманной версии у него не получилось. Данная исповедь, до сих пор не переведенная с латыни, производит довольно странное впечатление.
Для короля такая версия не имела большого значения. В личности самозванца он видел своего союзника, к тому же он придерживался враждебной точки зрения по отношению в России. По наущению иезуитов Сигизмунд решился на поддержку «Дмитрия», под маской добрососедства он попытался раздуть междоусобную войну, не решаясь открыто нарушить 20-летнее мирное соглашение, подписанное им с Борисом Годуновым. Таким образом, король признал в самозванце царевича Дмитрия, определил ему годовое содержание в 40 тысяч злотых, велел Вишневецким, Мнишеку и другим дворянам составить ему рать и выступить против Бориса.
После королевской аудиенции по настоянию папского нунция Лжедмитрий втайне отрекся от православия и принял католичество.
Юрий Мнишек, человек чрезвычайно жадный и честолюбивый, стал верный союзником Лжедмитрия в реализации его планов. Для извлечения из этого партнерства наибольшей выгоды он решил породниться с будущим русским царем. Для этого он задумал брак с ним своей красавицы дочери Марины, которая была, не менее честолюбива и расчетлива. Таким образом, ее объявили невестой Лжедмитрия, а их законный брак условились оформить после занятия самозванцем престола в Москве. При этом Мнишек предъявлял будущему зятю целый список условий, которые тот должен был беспрекословно принять. Одним из этих условий было то, что после воцарения «царевич» обещает выслать Марине драгоценности из московской казны, а также уступает будущей супруге Новгород и Псков со всеми уездами и пригородами, чтобы «она могла судить и рядить в них самовластно». Также в грамоте, подписанной 12 июня 1604г, сам Лжедмитрий отдавал Мнишеку в наследственное владение Смоленское и Северское княжества, кроме некоторых уездов, уже обещанных королю Сигизмунду.
В конце августа 1604 войско самозванца выступило из Львова. На русских окраинных землях он встретил мощную поддержку от казаков, южных дворян, которые были недовольны засильем московских дворян, горожан. Откликаясь на грамоты - призывы о присоединении, эти люди надеялись, что он облегчит их положение, сбросит власть Годунова и его бояр. Многие из народа очень хотели верить, что это и есть настоящий царь, они видели в нем «доброго царя», нужно только «восстановить» его на престоле «прародителей своих», и все будет хорошо. Такая ситуация легко объяснялась: и притеснения народа, и трудная жизнь, и голод, и прочее. Тем более что «царевич» обещал им льготы и облегчение в налогах. Не прочь воспользоваться случаем были многие бояре, недовольные Годуновым.
Лжедмитрию один за другим сдавались города – Моравск, Чернигов, Путивль, Курск и другие. Естественно, что правительство Годунова было крайне не довольно сложившейся ситуацией, тем более что Борис не верил в воскрешение царевича.
Таким образом, под гнетом обстоятельств 21 января состоялась битва в Добрыничах. Она началась атакой самозванца, который действовал, смело, находясь, все время среди воюющих. Царская конница была смята, и победа самозванца казалась очевидной. Но правительственными войсками была применена хитрая тактика, обратившая противника в бегство. Царские воеводы не преследовали отступавших, посчитав Лжедмитрия убитым. Но он на раненном коне сумел добраться в Севск, а оттуда ночью с остатками своих войск бежал в Рыльск, а оттуда в Путивль. Победители жестко расправились с местными жителями, подвергнув их мучениям и казнив. Такое поведение власти еще более усилило народную ненависть к ней, укрепив позиции Лжедмитрия.
К февралю 1605г к его
отрядам присоединяются казаки, постепенно
на его сторону перешли
Кончина Бориса Годунова. А в Москве в это время царь Борис, прежде деятельный и энергичный, все более отдалялся от дел. Силы его, как физические, так и умственные, угасали с каждым днем. Подверженный суевериям, лишенный опоры в своем ближайшем окружении, он все больше склонялся к чернокнижию и прорицателям. Предчувствуя близкий конец, мучительно думал о спасении в будущей жизни и искал ответы в предсказаниях богословов и юродивых людей.
Борису Годунову исполнилось 53 года. Недуги, в частности подагра, беспокоили его и раннее. Теперь же его физические и душевные страдания возросли. Утром 13 апреля 1605г он с боярами занимался делами в Думе, потом принимал знатных иноземцев, обедал с ними в Золотой палате. Встав из-за стола после трапезы, Годунов вдруг почувствовал себя плохо – кровь пошла у него изо рта, носа, ушей. Врачи не смогли ему помочь, он стремительно терял память и успел только благословить сына Федора на трон. Через 2 часа после этого он скончался, не приходя в сознание.
Федор Годунов получил неплохое образование, так как отец с самого начала готовил его на царство. Известна даже карта России, составленная юным Федором и изданная Гергардом в 1614г.
Присяга Федору прошла в Москве без особых затруднений. Чтобы успокоить население, в те дни были розданы огромные суммы на помин души Бориса. Однако несовершеннолетний сын Годунова власти не имел. Скоро Годуновы окончательно утратили контроль над ситуацией, прежде всего, лишившись поддержки армии, не без участия Петра Басманова. 1 июня в подмосковное село Красное прибыли посланцы Лжедмитрия Гаврила Пушкин и Наум Плещеев. Им удалось очень быстро давно назревавшее восстание. Жители села двинулись к столице, к ним присоединились москвичи. Стража пыталась задержать толпу, но восставшие смяли ее, проникли в Китай-город и заняли Красную площадь. Посланные против толпы стрельцы оказались бессильны что-либо сделать. С Лобного места были зачитаны грамоты-послания Лжедмитрия, в которых им были обещаны всевозможные милости всем жителям столицы, включая и бояр, и черных людей. Возможно, что царю Борису и удалось бы справиться с мятежом или, во всяком случае, захватить Москву оказалось бы очень сложным делом.
С въездом в столицу Лжедмитрий решил не спешить, стремясь обеспечить себе свободный беспрепятственный путь, он послал с этой целью Василия Голицына, который должен был обеспечить ему безопасность от возможных оказий. Первым делом посланцы самозванца арестовали патриарха Иова и с позором отправили его в один из отдаленных монастырей. Этот человек был опасен тем, что близко знал диакона Григория и мог опознать его в Лжедмитрии. Царевич Федор и его мать были задушены. Прах Бориса также не был оставлен в покое. Его труп был извлечен из Архангельского собора Кремля и вместе с останками сына и жены похоронен на простонародном и заброшенном кладбище за пределами города.
На этом факте трагически завершилось 20-летнее правление семьи Годуновых. За период царствования Бориса Годунова – первого выборного царя – в судьбах страны произошли существенные изменения: были расширены и упрочены дворянские привилегии и укрепились крепостнические порядки в деревне. Это дало Борису поддержку феодалов, но восстановило против него социальные низы общества.
Воцарение и правление Лжедмитрия I
20 июня 1605г самозванец,
не встретив никакого
Однако, как и многие из баловней судьбы, Отрепьев считал, что свалившаяся на него удача — результат его личных качеств, а не исключительное стечение обстоятельств. Вместо того чтобы вникнуть в государственные дела, понять новую свою роль, он принялся пировать. Пришедшие с ним поляки притесняли и обижали народ.
Самозванец начал собственную политику правления. На место патриарха Иова он назначил рязанского архиерея Игнатия, «лукавого и изворотливого грека». Пока же он мог ввести католическую веру, как обещал папскому нунцию, он решил поддерживать связь с иезуитами и даже разредил им жить в Кремле, завести там свою церковь и вести там богослужения по своим канонам. Кроме этого Лжедмитрий решил привлечь на свою сторону бояр, особенно пострадавших от Бориса: Нагие, Романовы и другие были возвращены из ссылки.
В решении государственных вопросов новый царь независимость от бояр, которые, не уставая, дивились его уму и способности решать трудные дела быстро. Лжедмитрий лично дважды в неделю принимал челобитные, ежедневно бывал в Думе и всей своей деятельностью проявлял все большую самостоятельность. Он считал, что необходимо установить более тесные контакты с Западом, приобщиться к культуре более образованных народов и в союзе с европейскими государствами изгнать турок из Европы.
Кроме этого царь проводил политику, направленную на упрочнение собственного авторитета в глазах простого народа. Он лично выслушивал все жалобы и просьбы, отменил казни, пытался облегчить положение служивых людей, сделал суд бесплатным, начал борьбу с лихоимством, принимал меры, направленные на смягчение холопства, дал свободу тем, кто попал в холопство в годы голода, освободил на 10 лет от налогов жителей Камаринской волости на юго-западе. Но в целом новый царь продолжал крепостническую политику: срок «урочных лет» он увеличил с 5 до 5.5-6 лет, жаловал дворян и польских шляхтичей землями с крестьянами и т.д. Из армии по его приказу «выбили» крестьян, холопов, посадских людей, вчерашних союзников. Он распустил и казачье войско.
Сильное неудовольствие москвичей было вызвано пренебрежительным отношением Лжедмитрия к русским обычаям, который порой вел себя легкомысленно, не считаясь с установившимися при русском дворе порядками. Так, во время царского обеда не по обычаю стала играть музыка, пелись песни. Перед обедом царь не молился, после обеда не умывал рук и не спал. Из дворца часто отлучался без сопровождающих.
Особенно всех горожан возмущало вольное поведение шляхов, пришедших вместе с самозванцем. Они буйствовали в Москве, затевая драки по поводу и без него. Народ был готов с оружием подняться на поляков по первому зову. Церкви не нравилась опасность усиления католического влияния. За год новый царь опустошил всю казну, которую Годунов так заботливо копил.
Таким образом, царь довольно быстро лишился славы хорошего и доброго государя. Восторги народа скоро сменились недоверием, неудовольствием и скрытой ненавистью.
Заговор против Лжедмитрия и его свержение
Почти через месяц в Москву приехала невеста Лжедмитрия Марина Мнишек, с которой прибыл ее отец и 2 тысячи поляков. Царь обвенчался с ней в «пятницу на Николин день», что было против устава и обычаев русской православной церкви. Женитьба на католичке, прибывшей к русскому царю с огромной свитой спесивых шляхтичей, вызвала новую волну недовольства среди жителей столицы. Этой ситуацией воспользовался боярский клан Шуйских для организации заговора против самозванца.
Заговорщики в урочный час ударить в набат и объявить народу, что поляки убивают государя. Затем людскую толпу направить для расправы над поляками, а самим ворваться в Кремль к самозванцу будто бы для его обороны, а на самом деле разом покончить с ним. Ночью 17 мая 1606г неожиданно зазвонили все московские колокола. Народ хлынул на Красную площадь. Там с мечами на конях уже были бояре, которые и послали толпу на расправу с поляками, а Василий Шуйский со своими ближайшими соратниками направился в Кремль. В царском дворце Лжедмитрий пытался бежать через окно, однако неосторожно упал и сильно ударился. Заговорщики не стали медлить, – они мечами зарубили его и уже мертвого сбросили с крыльца. Резня продолжалась почти до полудня, за 17 мая было перебито много шляхов, но Марина Мнишек и ее отец остались живы – бояре укрыли их от расправы. Позже они были высланы в Ярославль.
Тело самозванца вместе с телом Басманова было выставлено на поругание на Красной площади, а через 3 дня сожжено. Прах смешали с порохом и выстрелили в ту сторону, откуда Лжедмитрий пришел в русскую столицу.
Московские бояре при поддержке горожан «прокричали» царем знатного боярина Василия Ивановича Шуйского, потомка Александра Невского. Они преследовали определенную цель: править самим при царе, не отличавшемся большими способностями. От нового царя даже потребовали письменного заверения в том, что он не будет ничего делать без их ведома. Однако с приходом нового правителя страна не успокоилась. Обиды, недовольство, стремление к «справедливости», которую разные группы понимали по-своему, и прочее вырвались, словно джинн из бутылки, лишь только пробка крепкой царской власти оказалась сорванной.
Василий Шуйский у власти…
Итак, Василий Шуйский пришел к вожделенной им власти. Свою присягу в том, что ему, «не осуди истинным судом боярами своими, смерти не придать, вотчин, дворов и животов у братьи его, у жен и детей не отнимать, если они с ним в мысли не были.… Да и доводов ложных мне, великолепному государю, не слушать, а сыскивать всякими сысками накрепко,…чтобы в том православное христианство неповинно не гибло; а кто на кого солжет, то, сыскав, казнить его, смотря по вине, которую он возвел напрасно», он приносил в Успенском соборе Кремля. Эта его так называемая крестоцеловальная грамота означала ограничение власти царя боярами, что вело к усилению феодального гнета. В принципе такой грамотой Шуйский расплачивался за помощь бояр в своем воцарении, однако, она не могла не повлиять на рост народного негодования. Кроме того, вера людей в правоту царя была подорвана еще и противоречивым поведением Шуйского во время авантюры Лжедмитрия, когда он сначала «опознает» «царевича», а затем объявляет его самозванцем. Приведенные доводы необходимо также дополнить и продолжающимся процессом закрепощения крестьян.
Летом 1606 г. на юго-западе страны на границе с Польшей начинается движение, которое переросло в мощное восстание против власти Шуйского. Население протестовало против его власти, свергало и убивало его воевод.
Вскоре у повстанцев появился предводитель – Иван Исаевич Болотников. Холоп А.А. Телятевского, богатого и знатного боярина, в молодости Болотников, во время военного похода, попал в плен к крымским татарам. Потом продан в Турцию, где стал гребцом на галерах. Как и многие другие невольники, он был освобожден моряками, напавшие на турок в море, и Болотников оказывается в Венеции, затем в Венгрии, Германии. Одно время он возглавлял 10-тысячный отряд запорожских казаков, воевавший против турок.
Информация о работе Восточные славяне в древности. Образование государства Киевская Русь