Восточные славяне в древности. Образование государства Киевская Русь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 21:02, контрольная работа

Краткое описание

В современной науке существуют 2 точки зрения на происхождение славян:
1) Согласно первой точке зрения славяне - коренное (автохтонное) население Восточной Европы. Они происходят от живших здесь в раннем железном веке создателей зарубинецкой и черняховской археологических культур.
2) Согласно второй точке зрения славяне переселились на территорию Восточноеропейской равнины из Центральной Европы, а конкретнее, - из района верховий Вислы, Одера, Эльбы и Дуная. С этой территории, являвшейся древнейшей прародиной славян, они расселились по Европе. Восточные славяне перешли с Дуная в Карпаты, оттуда - на Днепр, где появились в VI - VII вв. В настоящее время эта точка зрения более распространена в науке.

Вложенные файлы: 1 файл

ОТВЕТЫ НА БИЛЕТЫ.doc

— 1.49 Мб (Скачать файл)

В 1772, 1793, 1795 гг. Австрия, Пруссия, Россия произвели три раздела Речи Посполитой.

В 1772 г. состоялся первый раздел Речи Посполитой. К России отошли восточная часть Белоруссии по Западной Двине и Верхнему Днепру. Польские дворяне попытались спасти Польшу. В 1791 г. была принята Конституция, которая отменяла выборность короля и о право "либерум вето". Была усилена польская армия, в сейм допускалось третье сословие.

В 1793 г. состоялся второй раздел Речи Посполитой. К России отошли Центральная Белоруссия с Минском, Правобережная Украина. 12 марта 1974 г. польские патриоты во главе с Тадеушем Костюшко подняли восстание, чтобы попытаться спасти обречённое польское государство. Екатерина II послала в Польшу войска под командованием А.В. Суворова. 4 ноября войска А.В. Суворова вошли в Варшаву. Восстание было подавлено. Т. Костюшко был арестован и отправлен в Россию. Это предопределило третий раздел Речи Посполитой. В рядах войск Т. Костюшко сражался молодой офицер и композитор М. Огиньский. Всё происходящее с Польшей глубоко ранило его сердце. В 1794 г. он написал полонез "Прощание с родиной". Это произведение, известное также, как "Полонез Огиньского", стало шедевром мировой музыкальной культуры.

В 1795 г. состоялся третий раздел Речи Посполитой. К России отошли Литва, Западная Белоруссия, Волынь, Курляндия. Поляки утратили свою государственность. Польские земли до 1918 г. находились в составе Пруссии, Австрии, России.

Таким образом в результате трёх разделов Речи Посполитой Россия вернула все древнерусские земли, а также получила новые территории - Литву и Курляндию. Этнически польские районы к России присоединены не были.

Во времена Екатерины II русские землепроходцы начинают осваивать и северо-ападную часть Северной Америки.

Таким образом, внешняя политика Екатерины II значительно расширила территории Российского государства. В те времена, ещё только шло формирование государственных территорий, закрепление границ. Все государства стремились расширить своё влияние в окружающем мире. Европейские державы активно строили свои колониальные империи. Россия также следовала господствующей логике тогдашнего политического мышления. Шло активное строительство Российской империи.

6 ноября 1796 г. Екатерина II скончалась. Немецкая принцесса вошла в русскую и мировую историю одной из величайших русских правительниц.

Правление Екатерины II называют "золотым веком", т.к. русской  монархии немецкая принцесса вернула  былой блеск. Во внешней политике после завоеваний Екатерины II все европейские государства искали союза и поддержки России. Руководитель российской внешней политики при Екатерине II канцлер А.А. Безбородко говорил в конце своей карьеры молодым дипломатам: "Не знаю, как будет при вас, а при нас ни одна пушка в Европе без позволения нашего выпалить не смела".

 

24. Российская империя  в конце ХVIII в. Павел I.

Внутренняя  политика Павла I. После смерти Екатерины II императором стал ее сын Павел I. Время его правления в отечественной историографии оценивается поразному. Этому способствовал и противоречивый характер императора, и сложное время, на которое пришлось это короткое царствование. Выдающийся русский историк В.О.Ключевский писал, что новый император принес на престол «не столько обдуманных мыслей, сколько накипевших при крайней неразвитости, если не при полном притуплении политического сознания и гражданского чувства, и при безобразно исковерканном характере горьких чувств». В то же время в некоторых исследованиях этот период противопоставляется последним годам царствования Екатерины II как время преобразований, «справедливости и строгости». Царствование Павла пришлось на те годы, когда в России множились признаки будущих политических потрясений. Новый император видел перед собой призрак пугачевщины, симптомы революции и опасность государственного переворота. Идея удержать и усилить самодержавную власть, сильно ослабевшую в конце предыдущего правления, связывалась в сознании Павла I уже не с «просвещенным абсолютизмом», а с опорой на авторитаоную силу. В столице новый император постарался установить те же порядки прусской казармы времен Фридриха II, которые были в его гатчинской резиденции. Традиции русской армии, принесшие ей славу, не устраивали императора: его идеалом была прусская военная система, выбивавшая из солдат всякую инициативу. Ежедневно на площади перед дворцом проходили смотры-вахтпарады, во время которых за малейшую провинность можно было попасть в опалу. Были в военных преобразованиях Павла и положительные элементы: он исключил из армии числившихся в ней, но не служивших офицеров, заставил нести тяготы военной жизни столичных гвардейских офицеров, которые при Екатери не вели праздную жизнь. Однако служба при Павле носила бессмысленный, формальный характер, проходила в обстановке неуверенности и страха. Крестьянская политика при Павле I по сути дела была продолжением тенденций, существовавших во времена Екатерины. В руки помещиков было передано около 600 тыс. государственных крестьян, жестоко подавлялось малейшее проявление недовольства в крестьянской среде. Вместе с тем, желая ослабить социальную напряженность в деревне, Павел попытался внести элемент упорядоченности в отношения крестьян и помещиков. Так, указ о трехдневной барщине рекомендовал помещикам ограничить эксплуатацию крестьян на барской запашке тремя днями в неделю, было запрещено продавать «с молотка» дворовых и безземельных крестьян. Была предпринята попытка предельно централизовать государственное управление. Значительно выросла роль генерал-прокурора Сената, повсеместно ограничивалась коллегиальность в управлении. Укрепить самодержавную власть должен был новый закон о престолонаследии, не допускавший женского правления, которое вносило элемент нестабильности в династические отношения в бурном XVIII в.Решительно пресекались Павлом все попытки проникновения в Россию европейского свободомыслия. Был запрещен ввоз иностранной литературы, резко отрицательное отношение к революционной Франции проявилось и во внешней политике. Внешняя политика России в царствование Павла I. В области внешней политики император Павел I продолжил борьбу с Французской революцией, начатую его матерью. Активная завоевательная политика Франции в этот период вызывала растущие опасения европейских держав, которые образовали новую антифранцузскую коалицию. Основным театром военных действий с участием русских войск в войне 1798–1799 гг. стали Средиземное море, Италия и Швейцария. Осенью 1798 г. русский флот под командованием Ф.Ф.Ушакова вошел в Адриатическое море и совместно с турецкой эскадрой начал боевые операции против французских войск на Ионических островах. В феврале 1799 г. русские корабли, высадив десант, взяли считавшиеся неприступными крепостные сооружения о. Корфу и, очистив архипелаг от французов, двинулись к итальянскому побережью. Десант, высаженный на восточном побережье Апеннинского полуострова, с боями пересек его с востока на запад, освободив от французов Неаполь и Рим.

В 1799 г. русско-австрийские  войска под командованием А.В.Суворова одержали ряд блестящих побед  над французскими генералами Макдональдом, Моро, Жубером в Северной Италии. В апреле 1799 г. была одержана победа на р. Адде. в июне — на р. Треббии, в июле была взята Мантуя, в августе французы были разбиты при Нови. Однако успехи Суворова вызывали сильнейшие опасения у австрийцев, которые боялись усиления русского влияния и стремились к установлению своего господства на освобожденных от французов итальянских территориях. В сентябре 1799 г. русские войска оставили Италию и двинулись в Швейцарию на соединение с русским корпусом генерала А.М.Римского-Корсакова. Войска Суворова, выбив французов с перевала Сен-Готард и разбив неприятеля у Чертова моста, вышли в Муттенскую долину. Однако из-за предательской тактики австрийцев развить успех не удалось. Корпус Римского-Корсакова был разбит, а войска Суворова были окружены превосходящими силами противника. В ожесточенных боях они сумели пробиться через горные перевалы и вышли из окружения. Трения в отношениях между союзниками привели в конечном счете к изменению направления во внешней политике России. Новый курс на сближение с Францией привел к англо-русским осложнениям, что привело к разрыву экономических отношений. В Петербурге рассматривали возможность войны с Англией. Однако такое изменение внешнеполитического курса вызвало недовольство в дворянских кругах, заинтересованных в торговле с Англией, что стало одной из причин заговора против Павла I.

 

 

 

25. Российская империя  в первой четверти ХIХ в.: внутренняя  политика Александра I.

Внутренняя  политика Александра I, попытки реформ   

Александр I (1801–1825) был во многом уникальной фигурой на русском троне в сравнении со своими предками. Получив хорошее образование, да еще и с конституционным уклоном, он не стеснялся в молодости обсуждать со своими ближайшими друзьями П. А. Строгановым, Н. Н. Новосильцевым, В. П. Кочубеем и А. Чарторыйским (позднее эти люди составили так называемый Негласный комитет при императоре) проекты будущих преобразований. Вступив на престол после переворота, Александр поначалу вынужден был учитывать требования заговорщиков. Они добились от нового императора образования 30 марта 1801 г. так называемого Непременного совета из высших сановников империи, имевшего своей целью контролировать деятельность государя. Однако Александру удалось довольно быстро противопоставить этой группе своих верных сторонников, постепенно взявших под контроль большую часть государственных дел. Кроме того, император четко поставил перед обеими сторонами вопрос о необходимости что-то делать с крепостным правом. В связи с этим был составлен ряд проектов о выкупе крестьян из крепостного состояния (П. А. Зубова, адмирала Н. С. Мордвинова и др.), активно обсуждавшихся в Негласном комитете.

Однако Александр в  своих благих намерениях недооценил того обстоятельства, которое ясно сознавали как его друзья, так и чиновные бюрократы, а именно – на крепостном праве зиждилось само существование дворянского сословия в России, оно стало к этому времени его единственной опорой. Поэтому тот, кто рискнул бы перевести в практическую плоскость вопрос о его ликвидации, неминуемо рисковал повторить судьбу Павла I. Даже высказанное в Негласном комитете предложение о запрете продавать крепостных без земли натолкнулось на упорное сопротивление придворных сановников. Максимум, чего удалось добиться Александру – это распространить право землевладения на казенных крестьян и выкупившихся из крепостного состояния (указ от 12 декабря 1801 г.) и законодательно оформить процедуру выкупа крестьян на волю с наделением их землей, но только с согласия помещика (указ о «вольных хлебопашцах» от 20 февраля 1803 г.). За время царствования Александра было освобождено таким образом чуть менее 50 тыс. душ мужского пола. Но идеи, заложенные в этом указе, впоследствии легли в основу реформы 1861 г.    

муж благодетельный

Потерпев неудачу на этом направлении, император переключил свое внимание на реформирование административной системы. Манифестом от 8 сентября 1802 г. провозглашалось образование вместо прежних 12 коллегий 8 министерств: военного, морского, иностранных дел, внутренних дел, коммерции, финансов, народного просвещения и юстиции. Вершиной этой структуры стал Комитет министров, члены которого несли ответственность перед императором и перед Сенатом как высшим судебным органом империи. С помощью этих мер Александр окончательно отодвинул от дел реального управления членов Непременного совета, лишив их возможности влиять на подготовку проектов новых реформ. Однако активизировалась эта подготовка лишь за несколько лет до Отечественной войны 1812 г., будучи связанной с именем М. М. Сперанского.

   В 1809 г. по  поручению Александра Сперанский  составил проект коренных преобразований  государственного устройства России. В его основу был положен  принцип разделения властей –  законодательной, исполнительной  и судебной, причем с самых  нижних звеньев. Создавались представительные собрания нескольких уровней во главе с Государственной думой как всероссийским представительным органом. Дума должна была давать свои заключения по законопроектам, представленным на ее рассмотрение, и заслушивать отчеты членов Кабинета министров. Лишь в Государственном совете, члены которого назначались царем, все три ветви власти снова соединялись воедино. Мнение Государственного совета, утвержденное царем, имело силу закона. При разногласиях царь мог утверждать по своему выбору любое из высказанных мнений. Без обсуждения в Государственной думе и Государственном совете не мог вступить в силу ни один закон.    

М. М. Сперанский

Дума, по мнению Сперанского, была необходима для того, чтобы  те или иные общественные группы в  стране могли свободно выражать свое мнение по разным вопросам государственной жизни. Таким образом, впервые был поставлен вопрос о контроле общественного мнения за действиями властей как в центре, так и на местах. Через полвека этот вопрос станет одним из важнейших в жизни страны, но пока до этого было еще далеко. Даже несмотря на то, что реальная власть (законодательная и исполнительная) оставалась в руках царя, Александр не мог благосклонно воспринимать подобные проекты, нацеленные, пусть и в теории, на ограничение его самодержавного правления. Поэтому он предпочел начать не снизу, а сверху, с создания Государственного совета в 1810 г. Однако намерение Сперанского наделить избирательными правами всех граждан России, владевших землей или капиталами, включая государственных крестьян, натолкнулось на непреодолимое сопротивление сановной бюрократии, увидевшей в этом перспективу гибели сословного строя. Еще больше возмутило дворян его желание наделить тех, кто не мог участвовать в выборах (т. е. крепостных крестьян), хотя бы важнейшими гражданскими правами, дабы оградить их от произвола помещиков: в частности, вырвать из рук последних судебную власть над своими крестьянами.

   Большинство проектов  Сперанского были навсегда похоронены  в недрах петербургских канцелярий  и министерств, а сам он в 1812 г. угодил в ссылку в Нижний Новгород. Его судьба стала следствием как господствующих настроений в правящей элите страны, сопротивлявшейся любым переменам, так и нежелания самого Александра потерять хотя бы малую долю своей неограниченной власти монарха. Да и в целом, по правде говоря, у подобного рода идей до 1812 г. почти не было сторонников даже среди мыслящих людей. Впоследствии Сперанский какое-то время занимал пост генерал-губернатора Сибири, успев сделать здесь немало полезного и облегчив жизнь населения восточной части империи.    

Н. М. Карамзин, автор знаменитой «Истории государства Российского», в своей «Записке о древней  и новой России», составленной как  бы в противовес разработкам Сперанского, видел главный корень зла отнюдь не в системе, а в людях, которые ее составляют. По его мнению, для монарха достаточно лишь подобрать нужное количество честных и добросовестных людей, преданных ему, и расставить их на все государственные посты, чтобы сразу достичь близкого к идеальному положения дел. Здесь, кстати говоря, отчетливо прослеживается одна из интереснейших черт русского консерватизма, отмеченная, например, Р. Пайпсом, а именно: опора на те или иные человеческие качества, но не на писаные законы и государственное право. Последние подавляющим большинством населения страны (в том числе и правящей элитой) считались лишь ненужными и непонятными абстракциями, совершенно лишними в России, где все дела можно решать по совести, а не по закону. Да и сам Александр к 1812 г. уже в значительной мере охладел к делам внутренним, будучи всецело поглощен внешнеполитическими проблемами.

Информация о работе Восточные славяне в древности. Образование государства Киевская Русь