Восточные славяне в древности. Образование государства Киевская Русь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 21:02, контрольная работа

Краткое описание

В современной науке существуют 2 точки зрения на происхождение славян:
1) Согласно первой точке зрения славяне - коренное (автохтонное) население Восточной Европы. Они происходят от живших здесь в раннем железном веке создателей зарубинецкой и черняховской археологических культур.
2) Согласно второй точке зрения славяне переселились на территорию Восточноеропейской равнины из Центральной Европы, а конкретнее, - из района верховий Вислы, Одера, Эльбы и Дуная. С этой территории, являвшейся древнейшей прародиной славян, они расселились по Европе. Восточные славяне перешли с Дуная в Карпаты, оттуда - на Днепр, где появились в VI - VII вв. В настоящее время эта точка зрения более распространена в науке.

Вложенные файлы: 1 файл

ОТВЕТЫ НА БИЛЕТЫ.doc

— 1.49 Мб (Скачать файл)

 В 1558–1583 гг. проходила  Ливонская война за получение  Россией выхода к Балтийскому  морю. Но эта война окончилась  неудачей для России: по Ям-Запольскому  миру (1582) к Польше отходила Ливония,  по Плюсскому миру (1583) Швеция  закрепляла за собой Финский залив, часть Карелии, крепости Нарву, Ивангород, Копорье, Ям, Карелу.

 В период Ливонской  войны и опричнины весной 1571 г.  крымский хан Девлет-Гирей двинулся  на Москву. Опричное войско не  смогло оказать сопротивление  внешнему врагу. Москва была сожжена ханом. В пожаре погибло до 80 тыс. человек.

 

 В 1582 г. перед  угрозой нового нашествия татар  Иван IV был вынужден отказаться  от Разделения войска. В результате  объединенное войско под руководством  воеводы князя М. И. Воротынского  разбило татар у села Молоди. Опричнина была отменена.

 Смута. Начало династии  Романовых. После смерти Ивана  Грозного Земский собор, составленный  из служилых людей, признал  царем сына Ивана IV Федора. В  1589 г. было введено патриаршество,  что означало независимость Русской православной церкви от Константинополя. В 1597 г. вводились «урочные лета» – пятилетний срок сыска беглых крестьян. В 1598 г. со смертью Федора Ивановича и пресечением династии Рюриковичей Земский собор большинством голосов избрал Бориса Годунова на царство.

 Начало ХVII в. –  период Смутного времени. Причины  Смуты заключались в обострении  социальных, сословных, династических  и международных отношений в  конце правления Ивана IV и при  его преемниках.

1) В 1570—1580-х гг. в  запустение пришли наиболее развитые в экономическом отношении центр (Москва) и северо-запад (Новгород и Псков) страны. В результате опричнины и Ливонской войны часть населения разбежалась, другая – погибла. Центральная власть, чтобы предотвратить бегство крестьян на окраины, пошла по пути прикрепления крестьян к земле феодалов-землевладельцев. Фактически в государственном масштабе установилась система крепостного права. Введение крепостного права привело к обострению социальных противоречий в стране и создало условия для массовых народных выступлений.

2) После смерти Ивана  IV Грозного не оказалось наследников,  способных продолжить его политику. В царствование мягкого по  характеру Федора Ивановича (1584–1598) фактическим правителем страны  был его опекун Борис Годунов.  В 1591 г. в Угличе при неясных обстоятельствах погиб последний из прямых наследников престола, младший сын Ивана Грозного царевич Дмитрий. Народная молва приписывала организацию убийства Борису Годунову. Эти события вызвали династический кризис.

3) В конце XVI в. происходит усиление соседей Московской Руси – Речи Посполитой, Швеции, Крымского ханства, Османской империи. Обострение международных противоречий станет еще одной причиной разразившихся в период Смуты событий.

 В период Смуты  страна фактически находилась  в состоянии гражданской войны, сопровождавшейся польской и шведской интервенциями. Широкое распространение получили слухи, что жив царевич Дмитрий, «чудесно спасшийся» в Угличе. В 1602 г. в Литве объявился человек, выдававший себя за царевича Дмитрия. Согласно официальной версии московского правительства Бориса Годунова, человек, выдававший себя за Дмитрия, был беглый монах Григорий Отрепьев. В историю он вошел под именем Лжедмитрия I.

 В июне 1605 г. ставленник  польской шляхты Лжедмитрий I вступил  в Москву. Однако его политика вызывала недовольство и простого народа, и бояр. В результате заговора боярства и восстания москвичей в мае 1606 г. Лжедмитрий был убит. Бояре провозглашают царем Василия Шуйского (1606–1610).

 В 1606–1607 гг. происходит  народное выступление под предводительством Ивана Болотникова. Летом 1606 г. Болотников из Кром двинулся на Москву. По дороге небольшой отряд превратился в мощное войско, в состав которого вошли крестьяне, посадские люди и даже отряды дворян во главе с Прокопием Ляпуновым. Болотниковцы на два месяца осадили Москву, но в результате измены части дворян были разгромлены войсками Василия Шуйского. В марте 1607 г. Шуйский издал «Уложение о крестьянах», вводившее 15-летний срок сыска беглых крестьян. Болотников был отброшен к Калуге и осажден царскими войсками, однако вырвался из осады и отступил к Туле. Трехмесячную осаду Тулы возглавил сам Василий Шуйский. Река Упа была перегорожена плотиной и крепость затоплена. После обещания В. Шуйского сохранить жизнь восставшим те открыли ворота Тулы. Нарушив слово, царь жестоко расправился с повстанцами. Болотников был ослеплен, а затем утоплен в проруби в городе Каргополе.

 В то время, когда  Шуйский осаждал Болотникова  в Туле, на Брянщине объявился  новый самозванец. Опираясь на  поддержку польской шляхты и Ватикана, в 1608 г. из Польши на Россию выступил Лжедмитрий II. Однако попытки взять Москву окончились безрезультатно. Лжедмитрий II остановился в 17 км от Кремля в селе Тушино, за что и получил прозвище «Тушинский вор».

 Для борьбы с  тушинцами Шуйский в феврале 1609 г. заключил договор со Швецией. Шведы давали войска для борьбы с «Тушинским вором», а Россия отказывалась от своих претензий на Балтийское побережье.

 Польский король  Сигизмунд III приказал шляхтичам  покинуть Тушино и идти под Смоленск. Тушинский лагерь распался. Лжедмитрий II бежал в Калугу, где вскоре был убит. Тушинские бояре пригласили на московский престол сына польского короля царевича Владислава.

 Летом 1610 г. в  Москве произошел переворот. Шуйский  был свергнут, власть захватили бояре во главе с Ф. И. Мстиславским. Это правительство получило название «семибоярщина». Несмотря на протесты патриарха Гермогена, «семибоярщина» заключила договор о призвании на русский престол царевича Владислава и пустила польских интервентов в Кремль.

 Катастрофическое  положение всколыхнуло патриотические  чувства русского народа. В начале 1611 г. сложилось Первое народное  ополчение во главе с П. Ляпуновым  осадившее Москва, но из-за внутренних  разногласий между участниками  оно распалось, а Прокопий Ляпунов был убит.

 Шведские войска, освобожденные  после свержения Шуйского от  договорных обязательств, захватили  значительную часть севера России, включая Новгород, осадили Псков,  поляки после почти двух лет  осады овладели Смоленском. Польский  король Сигизмунд III объявил, что сам станет русским царем, а Россия войдет в Речь Посполитую.

 Осенью 1611 г. сложилось  Второе народное ополчение по  инициативе нижегородского посадского  старосты Кузьмы Минина и возглавленное  князем Дмитрием Пожарским. В  1612 г. Москва была освобождена от поляков.

 В феврале 1613 г.  на престол Земским собором  был избран Михаил Романов.

 Культура. Литература. Одним из наиболее ярких произведений  второй половины XV в. стало «Хождение  за три моря» Афанасия Никитина. Тверской купец совершил путешествие в Индию в 1466–1472 гг. Произведение Афанасия Никитина – первое в европейской литературе описание Индии. Создание единого государства способствовало появлению обширной публицистической литературы, главной темой которой стали пути развития страны. Публицистика представлена перепиской Ивана Грозного с Андреем Курбским, сочинениями М. Башкина, Ф. Косого, И. Пересветова. В 1564 г. Иван Федоров и Петр Мстиславец положили начало книгопечатанию в России. Первая датированная русская книга «Апостол» (1564), затем «Часослов» (1565), первый русский букварь (1574).

 Живопись. В конце  XV в. прославленным мастером иконописи  был Дионисий, продолживший традиции  А. Рублева. Для его творений  характерны тонкий рисунок, мягкий  цвет и праздничное настроение. Дионисием созданы знаменитые росписи Ферапонтова монастыря.

 Архитектура. В  конце XV в. Москва стала столицей  Русского государства, что должно  было быть закреплено и во  внешнем облике города. В правление  Ивана III под руководством итальянских  мастеров была построена современная кремлевская стена с башнями. Для того времени это было выдающееся фортификационное сооружение, рассчитанное на длительную осаду. Итальянских же мастеров Иван III привлек для строительства новых соборов внутри Кремля. Главный храм Руси – Успенский собор – архитектор Аристотель Фиораванти создавал по образцу Успенского собора во Владимире. Была построена Грановитая палата Пьетро Солари и Марком Фрязиным. Возведены Благовещенский и Архангельский соборы Московского Кремля. В создании последнего принимал участие еще один итальянский зодчий – Алевиз Новый. В первой половине XVI в. в русской архитектуре возник национальный шатровый стиль. Выдающимся памятником этого стиля стал храм Вознесения в Коломенском. В 1554–1560 гг. в честь взятия Казани по приказу Ивана IV был построен Покровский собор на Рву (собор Василия Блаженного) (русские зодчие Барма и Постник), ставший на многие века символом России. В XVI в. вокруг многих городов были возведены каменные стены. Наиболее известным создателем укреплений был Федор Конь. Им построены стены Белого города в Москве (на месте нынешнего Садового кольца), стены Смоленского кремля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Культура Московской  Руси в XIV–XVI вв.

С XIV века начинается возвышение Москвы, вокруг которой объединяются русские земли. Этот процесс активизируется после победы Дмитрия Донского на Куликовом поле (1380). Расцвет русской культуры этого времени был связан с подъемом национального самосознания. Особенно интенсивно в этот период развивается литература. Победе на Дону посвящены две летописные записи, повести "Задонщина", "Сказание о Мамаевом побоище", а также другие произведения.

"Задонщина" написана  в 80-90-е годы XIV века. Считается,  что автором ее был Софоний  Рязанец. "Задонщина" испытала сильное влияние "Слова о полку Игореве". В ней нашли отражение героический пафос, идея единства Русской земли. В повести созданы образы участников битвы: князь Дмитрий, его брат Владимир, воевода Волынский, чернецы Пересвет и Ослябя - бесстрашные воины, считавшие, что лучше быть убитыми, но не "полоненными".

В "Сказании о Мамаевом побоище" события получили более  развернутое описание. Оно отличается глубиной осмысления роли Куликовской  битвы как переломного события  в истории Руси.

В XIV веке в Москву приезжают многие художники из Византии. Однако создается и своя, местная школа. Начиная с иконы "Борис и Глеб" (XIV в.), можно говорить о зарождении московской школы живописи. Это русские святые, особенно почитаемые народом. Их совместное изображение (пешими или на коне) символизировало братолюбие, ратную доблесть, волю к согласию и единству. Это был новый, чисто русский иконографический мотив, неизвестный Византии. На московской иконе Борис и Глеб изображены как воины с мечом и крестом в руках. Икону отличает линейный ритм, "согласованное и мерное звучание цвет

Значительный вклад  в развитие московской школы живописи внес Феофан Грек (икона "Донская  Богоматерь"). По свидетельству летописи, в 1405 году Феофан Грек совместно с  Прохор Городца и Андреем Рублевым расписывает Благовещенский Собор Кремля. Основной здесь была деисусная композиция иконостаса.

Считается, что фигуры второго ряда (деисусного) были Феофаном, третьего (праздничного) - Рублевым.

Андрей Рублев (между 1360 и 1370 - 1430). О жизни великого художника известно мало. Первым периодом его творчества считается работа вместе с Феофаном Греком по росписи Благовещенского собора в Кремле. Второй период - время его зрелости. В 1408 году Рублев совместно с Даниилом Черным расписывает Успенский собор во Владимире. Из этих фресок сохранилась композиция Страшного суда, расположенная в нескольких плоскостях. Парящий в круглом ореоле из серафимов Христос правой рукой указы путь праведникам, левой - грешникам. Рублев вводит в рус искусство новую трактовку образа Христа: он изображаете как грозный судия, карающий без пощады людей, а как человек любящий, желающий им помочь. Художник провозглашает божество доброго, светлого начала, гуманизм, ставший основой творчества. В образах ангелов Рублев изобразил свой идеал душевной легкости и моральной чистоты. Впечатляют величественность и лирическая приподнятость фигур иконостаса (до 3 м вы сотой).

Для звенигородского  собора Рублев выполнил три иконы - "Спас", "Архангел Михаил", "Апостол  Павел". Их отличают просветленные, чистые краски, тонкая линия рисунка, строгая пропорциональность черт.

  Для Троицкого собора, построенного на месте погребения Сергия Радонежского, была создана в 1422-1427 годах икона "Троица". Сергий, настоятель Троицкого монастыря, в котором прошла юность Рублева, был страстным проповедником объединения Руси. Идея единства - основная в иконе. Сюжет иконы восходит к библейскому эпизоду. К патриарху Аврааму явилось трое прекрасных юношей, он заклал тельца и угостил их, угадав в дивных странниках воплощение триединства божества. Византийские художники передавали легенду во всех подробностях. Рублев сосредоточил внимание на главном. В чаше, вокруг которой восседают три ангела, - голова жертвенного тельца, прообраз евангельского агнца, символа жертвенности Христа во имя любви и спасения человеческого рода. Именно на нее указывает средний ангел, символизирующий Бога-сына. Построение по кругу создает настроение торжественного покоя. Ангелы склонили головы, объединенные общими чувствами и мыслями. Гармония выражена и в цвете: синий в сочетании с золотом и охрой придает колориту особое благородство. Небесная голубизна плаща среднего ангела лежит поверх тяжелой багряницы, и отзвуки этого цветового аккорда звучат в боковых фигурах: голубое, розовое и зеленое пятна.

В конце своей жизни Рублев выполнил иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры (совместно с Даниилом Черным). В Андрониковом монастыре, где проводит Рублев несколько лет, он создает свою последнюю работу. На стене снаружи Спасского собора (каменный собор возводился на месте деревянного) он пишет образ Нерукотворного Спаса. О фресках этого собора сохранились восторженные отзывы писателя XV века Пахомия Серба: Рублев "последнее рукописание на память о себе оставльше...".Рублев проявил себя не только как фрескист и иконописец, но и как иллюстратор книги. Так, им выполнена миниатюра в Евангелии Хитрово: фигура ангела (символ евангелиста Матфея) вписана в круг; ангел изображен идущим с Евангелием в руках.

В своем творчестве Рублев утвердил чисто русский идеал  красоты. Глубокий гуманизм, сила и человечность образов, высокие помыслы, выразительность художественных средств поставили Рублева в один ряд с лучшими художниками мира.

В XV веке возрастает роль литературы в жизни государства. Литература обращается к важным проблемам современности, истории, будущего. К XV веку относится творчество Епифания, монаха Троице-Сергиевского монастыря, прозванного за свою ученость Премудрым. Он был автором двух житий - Стефана Пермского и Сергия Радонежского. Эти произведения отличаются торжественностью, высокопарностью стиля: этот литературный прием был воспринят из южнославянских земель. Оттуда же пришла новая, среднеболгарская орфография. В XV веке было создано "Хождение" Афанасия Никитина - тверского купца, "Сказание о Псковском взятии".

Информация о работе Восточные славяне в древности. Образование государства Киевская Русь